Руководства, Инструкции, Бланки

образец образовательной программы дополнительного образования img-1

образец образовательной программы дополнительного образования

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образовательная программа дополнительного образования детей

  • Главная
  • Образование
  • Среднее образование и школы
  • Образовательная программа дополнительного образования детей. Рекомендации по составлению программы дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей. Рекомендации по составлению программы дополнительного образования детей

September 20, 2016

Образовательная программа дополнительного образования детей составляется на основании определенных требований, предъявляемых к подобным документам. В случае несоответствия придуманных программ федеральным государственным программам второго поколения они не будут разрешены к использованию.

Нормативно-правовая база

В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что в своей деятельности педагог руководствуется образовательными программами, которые должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Общее образование связано с решением задач, касающихся формирования у подрастающего поколения культуры. Образовательная программа дополнительного образования детей должна способствовать осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать адаптации ребенка к условиям современного общества.

Что такое доп. образование?

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений - музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них ребятам предлагают разнообразные кружки и секции, для каждого учителем создается своя индивидуальная программа.

Структура программ

Для нее предлагается примерная структура, в которой должны быть выделены основные разделы:

  • обоснование значимости (пояснительная записка);
  • указание отличия ее от существующих аналогов (уникальность);
  • учебно-тематическое планирование;
  • описание основных разделов программы;
  • описание требований, предъявляемых к школьникам;
  • методический комплект (для педагога, для ребят);
  • библиографический список с указанием тех источников, которые использовались при разработке программы.

Подробнее остановимся на каждом разделе. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указывать те отличительные моменты, которые помогают развивать личность ребенка.

При проведении сравнений между новой методикой и теми программами, которые прошли успешную адаптацию, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки.

В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов в современную систему образования, разработаны определенные правила к оформлению и содержанию учебного планирования не только для классических предметов, но и для внеурочной деятельности. Помимо наименования темы занятия, педагог должен выделять основные элементы, о которых пойдет речь в ходе занятия. Также педагог выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном занятии.

При описании разделов программы, должно быть указано подробное содержание темы, выделены те ключевые моменты, которые будут рассматриваться педагогом максимально развернуто.

Содержательный аспект

Образовательная программа дополнительного образования детей ориентирована на следующие моменты:

  • создание благоприятных условий для саморазвития личности ребенка, его самосовершенствования;
  • формирование у ученика полноценного представления о современном мире;
  • воспитание гражданина и человека, который нацелен на совершенствование общества;
  • развитие и воспроизводство кадрового состава общества.

Образовательная программа дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с планом и графиком учебного процесса.

Цели и задачи дополнительного образования

Они предполагают обеспечение воспитания, обучения, гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна соответствовать:

  • культурным российским и зарубежным традициям, национальной специфике региона;
  • уровню начального, дошкольного, школьного образования;
  • современным образовательным технологиям.

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе имеет научно-техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, художественную, военно-патриотическую направленность.

Интересным примером дополнительного образования является кружок по изготовлению глиняной игрушки. Помимо практической деятельности, связанной с созданием своими руками из глины различны сувениров, школьники получают сведения об основных характеристиках данного материала. Подобные навыки могут стать для них началом осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Современные технологии в дополнительном образовании

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе не возможна без применения инновационных методик и технологий. Проектная и исследовательская технологии незаменимы при осуществлении занятий по химии, экологии, биологии, химии. Игровая методика применяется на занятиях в хореографических студиях. Кружки художественной направленности предполагают индивидуальный подход. Благодаря дистанционному образованию стала возможна реализация образовательных программ дополнительного образования детей, находящихся на удаленных от крупных городов местностях.

Предназначение дополнительного образования

После внедрения в современную образовательную систему федеральных государственных стандартов второго поколения, возросло внимание к внеурочной деятельности. Общая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на:

  • здание оптимальных условий для формирования личности ребенка;
  • достижение благоприятного эмоционального настроя для подрастающего поколения;
  • знакомство ребят с общечеловеческими ценностями;
  • осуществление профилактики асоциального поведения;
  • повышение мотивации к творчеству и познанию окружающего мира.

Образовательная программа педагога дополнительного образования детей, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей. Учитель работает в тесном сотрудничестве с семьей, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития своих воспитанников.

Особенности содержания элементов программы

Основная образовательная программа дополнительного образования детей начинается с титульного листа. На нем указывают полное наименование учреждения дополнительного (общего) образования. Далее прописывается информация о том, когда, кем, где была утверждена образовательная программа организации дополнительного образования детей. Затем указывается ее название, а также возраст детей, для которых создана программа, срок ее реализации, год создания.

Пояснительная записка описывает направленность, новизну, цель и задачи, а также основные отличия от аналогичных разработок. В содержание образовательной программы дополнительного образования детей включают форму и режим проводимых занятий, предполагаемые результаты, вариант определения их результативности.

В учебно-тематическом плане предполагается перечисление тем, разделов, количества часов. Требования к образовательной программе дополнительного образования детей, предъявляемые ФГОС, включают и указание формы подведения итогов по проведенной деятельности в виде соревнования, фестиваля, выставки, учебно-исследовательской конференции.

Образец программы дополнительного образования

Вашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность.

Пояснительная записка к программе

Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача – формирование в современных условиях гармонично развитой личности. Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию.

Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным.

Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников.

Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов.

На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования. Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента. Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата. Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений. Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты. Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования.

Заключение

Без развитой системы внеурочного образования невозможно формирование полноценной личности. Именно поэтому в последнее время стали уделять такое серьезное внимание развитию центров дополнительного образования. Одним из ключевых моментов, касающихся современного стандарта педагога, обсуждение которого происходит в настоящее время, является реализация программ дополнительного образования, то есть работа с ребятами помимо обычных уроков. Самыми распространенными направлениями дополнительного образования в настоящее время считают туристическо-краеведческую деятельность. Педагоги стараются прививать у подрастающего поколения любовь к родному краю, развивать внутренний туризм. Особую значимость в современном обществе имеет проблема духовно-нравственного воспитания. Появляются разнообразные военно-патриотические студии и объединения, для которых такие слова, как долг, честь, совесть, являются ключевыми. Туристические и экологические клубы и студии в основном функционируют на базе центров туризма, спортивных школ. Постепенно модернизируется система дополнительно образования в обычных образовательных школах, направленное на развитие личности ребенка.

Другие статьи

Образовательные программы дополнительного образования

Образовательные программы дополнительного образования

Данная образовательная программа модифицирована на основании авторской программы Н.К. Прокопенко. вокальная студия «Планета детства». А так же на основе анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность, но раскрывают узкие области в науке вокала.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Особенность программы «Детские голоса», в том, что она разработана для детей, которые имеют, разные стартовые способности разный возраст сами стремятся, научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, и методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Развитие музыкально-эстетического вкуса, формирование у детей исполнительских знаний, умений и навыков.

  • Создать атмосферу художественного восприятия музыки для поддержания устойчивого интереса к пению;
  • Обучение выразительному пению
  • Обучение певческим навыкам
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности, развитие артистических навыков, эмоциональности;
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
  • Формирование навыков овладения специфическими приемами характерными для различных жанров музыки;
  • Содействие бережному отношению к слову и навыкам работы с текстом.

Применение речевых игр и упражнений, предлагаемые программой, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа, развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами. Игровые задания, повышают мотивацию детей к занятиям, развивают их познавательную активность. Для учащихся с яркими вокальными способностями программой предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в вокальных коллективах СДК, Минусинском, Красноярском училище искусств.

Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий, но в течение учебного года допускается корректировка репертуара по желанию учащихся, родителей и пр. с учетом сохранения общей структуры обучения. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы, положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 2 года обучения – младшая и средняя группы.

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год. Это позволяет правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа. на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие. завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– работа над произведением;

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их успешности. Песни с хореографическими движениями, или сюжетным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

  • Выставка фотоматериала из выступлений студии.
  • Итоговое занятие
  • Урок-концерт.
  • Успехи, результат.
  • Беседа о вокальной студии.
  • Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения

К концу обучения дети должны получить объём теоретических знаний, практических умений, навыков:

- иметь элементарное представление о строении голосового аппарата, а так же:

- правильная постановка при пении;

- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными, чёткое произношение согласных звуков;

- слуховое осознание чистой интонации;

- развитие певческого диапазона;

- сглаживание регистров, применение микст в эстрадной и классической манере исполнения;

- в соответствии с материалом применять те или иные технические, приёмы звуковедения, чувствовать движение мелодии, динамику её развития, кульминацию произведения, вносить в исполнение элементы художественного творчества, а в эстрадной манере пения научиться сочетать пение с художественной постановкой – хореографией.

В течение учебного года учащийся должен выучить 3, 4 вокальных произведения различного характера и содержания.

Необходимые условие реализации программы.

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

1-й год обучения

Первый года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
  2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
  3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
  4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
  5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
  7. «Песенка-чудесенка»
  8. «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
  9. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
  10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
  11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».
  12. Чичков Ю. сл. Пляцковского М. Мой щенок.
  13. Песня о волшебном цветке.
  14. Шаинский В. сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

2-й год обучения

Второй года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии.

Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
  2. «Балалайка» Татьяна Морозова
  3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
  4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
  5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
  6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
  7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
  9. «Новый год» Ал. Ермолов
  10. «Облака» Шаинский В. сл.Пляцковского М.
  11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
  12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
  13. «Рождественская песенка»
  14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
  15. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
  16. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

Список используемой литературы

  1. Аспелунд Д. Основы постановки голоса в хоровом кружке.– М. 1930.
  2. Добровольская М. Распевание в детском хоре начальной школы.– М. 1964.
  3. Жданова Т. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях.– М. 1987.
  4. Малинина Е. Вокальное воспитание детей.– Л. 1967.
  5. Работа хормейстера в детском хоре. Сборник научно-методических статей. – М. 1992.
  6. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. – М. 1999.
  7. Абелян Л. День рождения.– М. 1987.
  8. Арсеев И. Песни, игры для маленьких.– М. 1998.
  9. Герчик В. Скворушки-Егорушки.– М. 1994.
  10. Гусеньки. Песни, стихи для младшего возраста.– М. 1989.
  11. Жаворонушки: русские песни, сказки, игры. Вып. 4.– М. 1986.
  12. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М. 1988.
  13. Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.– М. 1997.
  14. Чудова Т. Веселый логопед.– М. 1999.
  15. Добровольская Н. Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе – М. Музыка, 1972.
  16. Калугина Н. Методика работы с р. н. х. – М. Музыка, 1977.
  17. Наумова Г. Фольклор в школе (учебное пособие) – М. Академия, 1996.
  18. Огороднов Д. Музыкально – певческое воспитание детей – Киев: музична Украина, 1981.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: декоративно прикладное искусство, тестопластика, декупаж.

Декоративно прикладное искусство – лепка объемных игрушек из глины, роспись готовых изделий в соответствии с видом и стилистикой народной росписи. Знакомство с декоративно прикладным искусством – способствует развитию нравственности, знакомит детей с русскими народными традициями, с мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, холодного фарфора состоящих из натуральных компонентов. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Декупаж - техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые, и в то же время интересные, эффектные вещи.

Основные материалы для декупажа - это акриловый лак, для защиты поверхности, акриловые краски, трехслойные салфетки для декупажа, ножницы, клей ПВА. Для создания творческих работ из салфеток вырезают или вырывают изображения (рисунок), обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5 – 7лет в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

  1. Обучающие задачи:
  • развивать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
  • закреплять умение рисовать декоративные элементы;
  • формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения .

2. Развивающие задачи.

  • развивать интерес к дизайн – творчеству;
  • расширять преставления детей о декоративно-прикладном искусстве;
  • развивать художественный и творческий потенциал;
  • развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность;
  • развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

3. Воспитывающие задачи:

  • формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • формировать интерес и уважения к народным мастерам;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре детского сада, дома.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность:

  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа кружка рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

  1. Ахмедзянова Амина
  2. Ахмедов Араз
  3. Бурая Алина
  4. Елисеева Лена
  5. Задорина Яна
  6. Зырянов Глеб
  7. Каратаев Артем
  8. Кузнецов Павел
  9. Лаптев Сергей
  10. Левкин Егор
  11. Маркушина Алена
  12. Титова Аня
  13. Шерснев Денис
  14. Шорникова Галя

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций, малых скульптурных форм;
  • показ образца, схем выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы с различными материалами.
  • Разовьются познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьется интерес к результату и качеству поделки.
  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация - (развитие речи) - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Познание – (ознакомление с окружающим) - ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, малых скульптурных форм, различных наблюдений.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, района.

Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников” М. 2008.;

Махмутова Х. “Декупаж из салфеток” М.; 2010.;

Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.;

Хананова И.Н. Соленое тесто. М. 2006.;

Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007;

Скребцова Т.О. Соленое тесто. «Феникс», 2007.

О.А. Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством. М. 2006;

О.А. Соломенникова «Радость творчества» М. 2005;

З.К. Гульянц “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

И.П. Демина “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г;

Р.П. Андреева “Расписные самоделки” Санкт - Петербург, 2000 г.

План работы кружка по ручному труду «Умелые ручки»

на 2013-2014, 2014-2015 учебные года.

Вторая половина двадцатого века и настоящее время характеризуется активизацией процесса формирования системы воспитания и развития детей средствами искусства. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает хореография.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка».

Программа модифицирована на основе программы по хореографии для младших школьников «Чудо-ритмика», автор ПДО Скрипниченко Е.В. утверждена в 2008 году. Рассчитана на изучение в течение 3-х лет, по 144 часа в год, направлена на детей от 5 до 10 лет.

Цель программы. укрепление физического и психического здоровья дошкольников, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.

  1. Развивать двигательную активность и координацию движений.
  2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
  3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
  4. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
  5. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
  6. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.
  7. Выявлять одарённых детей и готовить их к занятиям в хореографической студии «Задоринки».

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра. так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально -ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Программа «Чудо-ритмика» предназначена для обучения детей 6-10 лет и рассчитана на три учебных года. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев.

Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий на первом году обучения – 20 минут, на втором – 30 минут.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

  • соответствие возрасту;
  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия в хореографической студии

3.1. Первый год обучения

ТЕМА «Ее величество Музыка!»

(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)

  1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
  2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
  3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
  1. Характер музыкального произведения.
  • Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
  • Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
  • Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
  • Игра «Жуки и бабочки».
  1. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
  • Слушая музыку, определить ее темп (устно).
  • Игра «Зайцы и охотник».
  • Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
  • Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
  1. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
  • Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
  • Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
  • Игра «Тихо и громко».
  1. Ритмический рисунок.
  • Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
  • Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
  1. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
  • Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  • Игра «Ку-чи-чи».
  • На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.

ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)

  1. Развивать внимание.
  2. Развивать координацию движений.
  3. Развивать зрительную и слуховую память.
  4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
  1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
  2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
  3. Игра «Зверушки – навострите ушки».
  4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».

ТЕМА «Игровой стретчинг»

  1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
  2. Улучшать эластичность мышц и связок.
  3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.
  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
  5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», « Гусеница».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
  7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
  8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».

ТЕМА «Азбука танца»

  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
  1. Шаги:
  • бытовой,
  • танцевальный легкий шаг с носка,
  • на полупальцах,
  • легкий бег,
  • шаг с подскоком,
  • боковой подскок – галоп,
  • бег легкий с оттягиванием носков;
  1. Постановка корпуса
  2. Позиции ног: I-я, VI-я
  3. Подготовка к изучению позиций рук
  • этюд «Воздушный шар»
  1. Танцевальные положения рук:
  • на поясе,
  • за юбочку,
  • за спиной,
  • на поясе в кулачках.
  1. Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
  2. Выдвижение ноги (battement - tendu):
  • вперед по VI позиции,
  • в сторону по I позиции.
  1. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
  2. То же в сочетании с п/присяданиями
  3. Прыжки (allegro) saute по VI позиции

ТЕМА «Рисунок танца»

  1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
  2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
  1. Рисунок танца «Круг»:
  • движения по линии танца. Игра «Часы»;
  • движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
  1. Рисунок танца «Линия».
  2. Рисунок танца «Колонна».
  3. Рисунок танца «Змейка»:
  • Игра «Змейка»;
  • Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
  1. Рисунок танца «Спираль»
  • Игра «Клубочек».
  1. Свободное размещение в зале.
  • Игра «Горошины».

ТЕМА «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)

  1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
  2. Развивать память, актерское мастерство.
  3. Готовить к концертной деятельности.

3.2. Второй год обучения

ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет)

  1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства.
  2. Рассказать о пользе занятий танцами.

ТЕМА «Ее величество Музыка»

  1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.
  2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой.
  1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, строение).
  2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом платочка).
  3. Такт.
  • Творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт.
  • Игра: «Вопрос – ответ», «Эхо».
  1. Музыкальный жанр.
  • Полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
  • Игра: «Марш – полька – вальс»

ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика)

  1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
  2. Развивать природные данные детей.
  3. Исправлять дефекты осанки.
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье.
  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Ящерица», «Мостик», «Лодка», «Собачка», «Рыбка».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
  5. Упражнения на Укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы».
  7. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло».

ТЕМА «Веселая разминка»

  1. Развивать внимание, память, координацию движений.
  2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
  1. Комплекс движений разминки.
  2. Танцевальный этюд на современном материале.

ТЕМА «Азбука классического танца»

  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
  1. Шаги:
  • танцевальный шаг с носка,
  • марш,
  • на полупальцах,
  • подскоки,
  • галоп,
  • шаг польки.
  1. Бег:
  • мелкий на полупальцах,
  • с высоко поднятыми коленями,
  • с откидыванием ног назад.
  1. Экзерсис у станка:
  • постановка корпуса (ноги в свободном положении);
  • понятия рабочая нога и опорная нога;
  • позиции ног (I-я, II-я, III-я, при относительной выворотности ног);
  • постановка корпуса в I – II – III позиции;
  • demi - plie в I – II – III позиции;
  • battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
  • releve на полупальцы (в невыворотных позициях);
  • перегиб корпуса вперед и в сторону.
  1. Экзерсис на середине зала:
  • точки зала (по методике А.Я.Вагановой);
  • положение en face;
  • позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
  • перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма);
  • повороты головы на 1/2; 1/4.
  1. Allegro (у станка):
  • temps leve saute (лицом к палке, по мере усвоения – без опоры) – I позиция.

ТЕМА "Рисунок танца"

  1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
  2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
  3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
  1. Движение по линии танца.
  2. Рисунок танца "Круг" (рассказ из истории):
  • замкнутый круг;
  • раскрытый круг (полукруг);
  • круг в круге;
  • сплетенный круг (корзиночка);
  • лицом в круг, лицом из круга;
  • круг парами.

Научить перестраиваться из одного вида в другой.

  1. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
  1. Понятие «Диагональ»:
  • перестроение из круга в диагональ;
  • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
    указав ведущих).
  1. Рисунок танца «Спираль».
  • Игра «Клубок ниток».
  1. Рисунок танца «Змейка»:
  • горизонтальная;
  • вертикальная.

Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

  1. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».
  2. Игра – танец «Бесконечный».

ТЕМА «Русский танец»

  1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
  2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
  3. Научить основам русского танца.
  1. Введение в предмет «Русский танец»;
  2. Постановка корпуса;
  3. Изучение основ русского народного танца:
  • работа рук в русском танце;
  • навыки работы с платочком;
  • русский поклон;
  • развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
    «гармошка», ковырялочка;
  • ходы:
  • простой, на полупальцах,
  • боковой, приставной,
  • боковой ход «припадание» по VI позиции,
  • беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
  • подготовка к «дробям»:
  • притопы,
  • удары полупальцами,
  • удары каблуком;
  • хлопки и хлопушки для мальчиков:
  • одинарные по бедру и голенищу.
  1. Экзерсис у станка (лицом к палке):
  • demi-plie (плавное) по невыворотным позициям,
  • battement tendu с переходом ноги с носка на каблук,
  • каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления.

ТЕМА «Бальный танец»

  1. Познакомить детей с историей бального танца.
  2. Научить основам танца «Полька».
  3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
  1. Введение в предмет
  2. Изучение основ танца «Полька»:
  • подскоки, шаг польки, галоп;
  • комбинирование изученных элементов;
  • положения в паре:
  • «лодочка»,
  • руки «крест- накрест»,
  • мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи.
  1. Изучение основ танца «Вальс»:
  • основные элементы:
  • «качели»,
  • «квадрат»,
  • «ромб»,
  • «вальсовая дорожка»,
  • «перемена»;
  • работа в паре:
  • положение рук в паре,
  • «ромб» в паре,
  • вращение «звездочка»;
  • простые танцевальные комбинации.

ТЕМА «Танцевальные этюды и танцы»

  1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
  2. Подготовить к показательным выступлениям. Организация проведения занятий

Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.

Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон).

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.

Занятия ритмикой необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.

Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.

В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу» (2).

Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

  • восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
  • элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
  • развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);
  • знание элементарных танцевальных понятий;
  • степень усвоения танцевального репертуара.

В конце второго года обучения дети закрепив знания и навыки первого года и получив более углубленное представление о музыке и движении, должны уметь:

  • анализировать музыкальное произведение;
  • выделять сильные и слабые доли;
  • уметь выделить такт (объяснить понятие);
  • определять музыкальный жанр;
  • воспроизводить заданный учителем ритмический рисунок;
  • самостоятельно начинать движение после вступления, менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
  • правильно управлять телом (осанка, положение рук и т.д.);
  • умение ориентироваться в пространстве (перестроения в рисунки, равнение, интервалы);
  • свободно владеть основными понятиями, навыками классического танца (позиции рук: подготовительная, I, II, III; ног I, II, III; demi plie, battement tendu, releve);
  • уметь рассказать об истории рождения танца, особенностях характера русского танца, назвать формы русского танца, правильно исполнять простейшие движения русского танца;
  • самостоятельно, без показа учителя, выполнять элементы, танцевальные этюды, танцы.