Руководства, Инструкции, Бланки

специалист по внутреннему контролю должностная инструкция img-1

специалист по внутреннему контролю должностная инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция начальника отдела внутреннего контроля

Должностная инструкция начальника отдела внутреннего контроля


^ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

I. Общие положения

  1. Начальник отдела внутреннего контроля относится к категории специалистов открытого акционерного общества "___________" (далее – Банк).

  2. В своей деятельности Начальник отдела внутреннего контроля руководствуется:
    - действующим законодательством Украины и нормативными актами Банка Украины;
    - решениями собрания акционеров, Совета директоров и Правления Банка;
    - Уставом Банка;
    - Положением об организации внутреннего контроля;
    - внутренними документами, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка;
    - настоящей должностной инструкцией.

  3. Начальник отдела внутреннего контроля подчиняется непосредственно Председателю Правления Банка. Действует под непосредственным контролем и работает по плану, утвержденному Советом директоров Банка.

  4. На время отсутствия Начальник отдела внутреннего контроля (отпуск, болезнь и иные причины) его обязанности исполняет главный специалист отдела внутреннего контроля.

  5. _________________________________________________________________.

  6. _________________________________________________________________.


II. Должностные обязанности

Начальник отдела внутреннего контроля обязан:

  1. Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок за деятельностью подразделений Банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка, должностным инструкциям.

  2. Обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками Банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений.

  3. Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений.

  4. Осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений.

  5. Обеспечивать документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям.

  6. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов.

  7. Представлять заключения по итогам проверок руководству Банка и соответствующим подразделениям Банка для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных сотрудников Банка.

  8. Своевременно информировать руководящие органы Банка:
    - обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;
    - обо всех вновь выявленных рисках;
    - обо всех выявленных нарушениях установленных Банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;
    - о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений Банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

  9. _________________________________________________________________.

  10. _________________________________________________________________.


III. Права

Начальник отдела внутреннего контроля имеет право:

  1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения необходимые для проведения проверки документы, в том числе:
    - приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством Банка и его подразделений;
    - бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы;
    - документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения Банка.

  2. Определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками Банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка Украины, внутренних документов Банка, определяющих проводимую Банком политику, процедуры принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), результатах анализа финансового положения и рисках банковской деятельности.

  3. Привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений Банка для решения задач внутреннего контроля.

  4. Входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях, с обязательным привлечением руководителя либо, по его поручению, сотрудника (сотрудников) проверяемого подразделения.

  5. С разрешения Председателя Правления Банка самостоятельно или с помощью сотрудников проверяемого подразделения снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей.

  6. _________________________________________________________________.

  7. _________________________________________________________________.


IV. Ответственность

Начальник отдела внутреннего контроля несет ответственность:

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Украины.

  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, установленным административным и гражданским законодательством Украины.

  3. _________________________________________________________________.

  4. _________________________________________________________________.


"____" ____________ ____г.


"____" ____________ ____г.


С инструкцией ознакомлен:


"____" ____________ ____г.

Должностная инструкция начальника технического отдела
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Начальника технического отдела

Должностная инструкция механика контрольно пропускного пункта отдела.
Должностная инструкция механика контрольно пропускного пункта отдела технического контроля автопредприятия

Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом
Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Начальника отдела кадров

Должностная инструкция психолога
Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела.

Видео

Другие статьи

Методические пособия по внутреннему контролю и внутреннему аудиту в страховой компании

Методические пособия по внутреннему контролю и внутреннему аудиту в страховой компании

Внимание! Пособие продается
только в печатном виде.

Методическое пособие
Организация внутреннего контроля
в страховой компании:
Практические рецепты. Готовые шаблоны должностных инструкций и других необходимых документов. Ответы на актуальные вопросы

21 января 2014 г. вступили в силу поправки к закону об организации страхового дела. Они, в частности, обязывают страховые компании организовать систему внутреннего контроля и в течение трех месяцевотчитаться об этом перед страхнадзором. Те отдельные элементы внутреннего контроля, которые применяются страховщиками сейчас, скорее всего, не будут признаны страхнадзором в качестве приемлемой системы. Почему?!

1) внутренний контроль в страховом законодательстве теперь не идентичен внутреннему контролю в понимании закона о противодействии легализации преступных доходов – он намного шире и более функционален;

2) внутренний контроль теперь должен быть организован и контролируем советом директоров. Следовательно, его нельзя просто включить в действующие подразделения страховщика;

3) организация внутреннего контроля требует изменения Устава страховой компании, а также разработки и принятия специальных внутренних документов.


В связи с этим АСН и заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования и делового консалтинга Института управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления к. э. н. Д. В. Брызгалов разработали для страховщиков методическое пособие с набором практических решений и готовыми шаблонами документов. достаточных для того, чтобы с наименьшими затратами привести систему внутреннего контроля страховой компании в строгое соответствие с изменившимся законодательством и успешно отчитаться об этом перед страховым надзором .

Вниманию страховых компаний, уже использующих элементы внутреннего контроля, предлагаются 10 выверенных организационных шагов (включая формулировки изменений, которые следуют внести в определенные документы), позволяющих быстро адаптировать эти элементы к новым законодательным требованиям.

Страховым компаниям, в которых элементы внутреннего контроля сегодня отсутствуют, предлагается методика организации системы внутреннего контроля с нуля при минимальном бюджете.

Отдельный блок пособия посвящен взаимодействию со страхнадзором. Он содержит информацию о сроках и объеме подачи сведений о внутреннем контроле, а также о возможных санкциях за нарушение норм законодательства о внутреннем контроле.

Пособие содержит шаблонывсех типовых документов. необходимых для организации внутреннего контроля в страховой компании. В их числе:

1. Изменения в Устав страховой компании.
2. Положение о Системе внутреннего контроля.
3. Положение о Службе внутреннего контроля.
4. Должностная инструкция Руководителя Службы внутреннего контроля.
5. Должностная инструкция Специалиста Службы внутреннего контроля.
6. Должностная инструкция Внутреннего контролера.
7. Изменения в Должностные инструкции определенных сотрудников.


Кроме того, пособие содержит необходимую справочную и методологическую информацию, дающую ответы на вопросы:

  • Что такое внутренний контроль, для чего он нужен страховой компании и какое именно законодательство определяет особенности построения системы внутреннего контроля?
  • Как сформулировать цели, задачи, функции и определить методы службы внутреннего контроля при ее создании в страховой компании?
  • Какие органы в страховой компании должны отвечать за внутренний контроль?
  • По каким принципам строится система внутреннего контроля в страховой компании?
  • Какие процедуры внутреннего контроля необходимо использовать в страховой компании?
  • Как сформулировать права и обязанности, установить подчиненность и подотчетность службы внутреннего контроля?
  • Каковы особенности документального оформления проверок службой внутреннего контроля (7 ключевых документов)?

160 страниц. Печатная форма выпуска. Цена: 11 000 р.

Развернуть содержание методического пособия

1. Сэкономьте4 000 р. – купите пакет из двух пособий. дополняющих друг друга:

Этот пакет обойдется Вам всего в 18 000 р. (вместо 22 000 р. без скидки).

Внимание! Пособие продается
только в печатном виде.

Методическое пособие
Организация внутреннего аудита
в страховой компании:
Практические рецепты. Готовые шаблоны должностных инструкций и других необходимых документов. Ответы на актуальные вопросы

21 января 2014 г. вступили в силу поправки к закону об организации страхового дела. Они, в частности, обязывают страховые компании организовать систему внутреннего аудита и в течение трех месяцевотчитаться об этом перед органом страхового надзора. Те отдельные элементы внутреннего аудита, которые применяются страховщиками сейчас, скорее всего, не будут признаны страхнадзором в качестве приемлемой системы.

В связи с этим Агентство страховых новостей и заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования и делового консалтинга Института управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления к. э. н.Д. В. Брызгалов подготовили для страховщиков методическое пособие с набором практических решений и готовыми шаблонами документов, достаточными для того, чтобы с наименьшими затратами привести систему внутреннего аудита страховой компании в строгое соответствие с изменившимся законодательством и успешно отчитаться об этом перед страховым надзором.

Вниманию страховых компаний предлагаются 10 выверенных организационных шагов (включая формулировки изменений, которые следуют внести в определенные документы), позволяющих быстро адаптировать свои элементы внутреннего аудита к новым законодательным требованиям.

Отдельный блок пособия посвящен взаимодействию со страхнадзором. Он содержит информацию о сроках и объеме подачи сведений о внутреннем аудите, а также о возможных санкциях за нарушение норм законодательства о внутреннем контроле.

Пособие содержит шаблонывсех типовых документов. которые могут понадобиться для организации внутреннего аудите в страховой компании. В их числе:

1. Изменения в Устав страховой компании.
2. Положение об организации и осуществлении внутреннего аудита.
3. Положение о Службе внутреннего аудита.
4. Должностная инструкция Руководителя Службы внутреннего аудита.
5. Должностная инструкция Специалиста Службы внутреннего аудита.
6. Изменения в Должностные инструкции определенных сотрудников.

Кроме того, пособие содержит необходимую справочную и методологическую информацию, дающую ответы на вопросы:
  • Что такое внутренний аудит, для чего он нужен страховой компании и какое именно законодательство определяет особенности построения системы внутреннего аудита?
  • Как сформулировать цели, задачи, функции и определить методы службы внутреннего аудита при ее создании в страховой компании?
  • Какие органы в страховой компании должны отвечать за внутренний аудит?
  • По каким принципам строится система внутреннего аудита в страховой компании?
  • Какие процедуры внутреннего аудита необходимо использовать в страховой компании?
  • Как сформулировать права и обязанности, установить подчиненность и подотчетность службы внутреннего аудита?
  • Каковы особенности документального оформления деятельности службы внутреннего аудита?
  • Каково соотношение функций внутреннего аудита и внутреннего контроля?

160 страниц. Печатная форма выпуска. Цена: 11 000 р.

Новая специальность – внутренний контролер

Новая специальность – внутренний контролер Новая специальность – внутренний контролер

Ожидается, что в 2012 году будет одобрен законопроект федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – законопроект), который Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу еще 2 июня прошлого года. В соответствии с ним предприятия, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, будут обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, отражаемых в бухучете(1).

По сути, речь идет о новой должности под названием «внутренний контролер». Бухгалтеры со стажем могут сказать, что такое уже было. Только в недавнем прошлом эта должность называлась «ревизор». Однако сейчас законы стали жестче, а проверяющие требовательнее. Поэтому отсутствие внутреннего контроля в сфере бухгалтерского учета может привести к штрафным санкциям. В связи с этим лучше поддержать законодателя и будущих проверяющих, рекомендации которых зачастую, как ни странно, редко исполнялись.

Внутренний контроль как таковой существует на многих предприятиях и сегодня. Он касается разных сфер деятельности предприятия. Так, по статье 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, обязан осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

При этом сам руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации(2).

(1) Пункт 2 статьи 19 Законопроекта.
(2) Статья 276 Трудового кодекса РФ.

Контроль (проверка) в области бухучета представляет собой систему мер по документальной проверке законности и обоснованности совершенных в определенном периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление и отражение.

Главная цель такой работы – это принятие предупредительных мер еще до начала проверки соблюдения законодательства РФ фискальными органами.

Такую работу ведут отделы внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита там, где они уже есть. Поскольку эти отделы – дело, в общем-то, добровольное, в связи с предстоящими изменениями бухгалтерского законодательства попробуем разобраться в тонкостях контроля бухучета внутри самой организации, предприятия.

Общие характеристики профессии

На первый взгляд профессия «внутренний контролер» сродни работе внутреннего аудитора, цели и задачи которого знакомы многим. Однако основные направления работы аудитора и контролера все-таки различаются, тем более что в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37) в настоящее время контроль расходования фонда оплаты труда, правильности расчетов по оплате труда работников, проведения инвентаризаций, порядка ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведения документальных ревизий в подразделениях организации возложен на главного бухгалтера, а не на внутреннего аудитора.

Следовательно, если законопроект будет утвержден, то со следующего года с изменением главного закона о бухучете изменится и должностная инструкция главного бухгалтера, так как вероятность того, что контроль всех фактов хозяйственной деятельности, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, сможет осуществлять один и тот же человек, мала: самих себя контролировать вряд ли уместно.

Оценка преимуществ для предприятия от появления нового сотрудника, когда внутренний контроль бухучета будет обязательным, может осуществляться по трем основным критериям:
1) соотношение выгод и потерь для предприятия в целом;
2) соответствие его предусмотренных законом действий устоявшимся принципам и традициям;
3) соблюдение конфиденциальности и уважения к работникам бухгалтерии, работа которых будет подвергаться дополнительной проверке на предмет соблюдения бухгалтерского законодательства.

Поскольку деятельность аудитора осуществляется в рамках Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ), логично рассмотреть отличия и сходства
между ними.

Аудитор – это физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (статья 4 Федерального закона № 307-ФЗ).

Внутреннему же контролеру не обязательно иметь какой-либо аттестат или сертификат. Очевидно, что будет достаточно соответствующего (высшего) образования. Этот вывод можно сделать из того же законопроекта, где требования к квалификации содержатся лишь к кандидатам в члены совета по стандартам бухгалтерского учета (пункт 7 статьи 25), главным бухгалтерам или должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета на предприятиях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций). То же относится и к страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам.

Основная задача аудитора – участие в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Законопроект также предполагает осуществление внутреннего контроля составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета.

При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается, прежде всего, баланс и отчет о прибылях и убытках.

Надо отметить, что аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления – другими словами, налоговых органов. Просто фискал ищет причину для начисления штрафов бесплатно (платность образуется за счет налогов, поступающих от предприятий), а аудитор ищет поводы для их неначисления или снижения, причем за деньги, на которые он договорится провести такую работу для предприятия.

Получается, что внутренний контролер своими своевременными действиями может сократить время присутствия на предприятии таких нежелательных лиц, как налоговые инспекторы, и уменьшить сумму аудиторского договора, раз уж ни без того, ни без другого такому предприятию никак не обойтись.

Уже по названию «внутренний контролер» можно понять, что новый сотрудник будет работать в интересах одного предприятия, при этом помня и главного «заказчика» в лице государства.

Чтобы была возможность должным образом проверить работу главного бухгалтера, который считается вторым лицом предприятия, необходимо иметь достаточно высокую квалификацию. По нашему мнению, она будет тем выше, чем больше опыт не только бухгалтерской работы, но и ревизионной, аудиторской или налоговой. В любом случае при проведении контроля бухгалтерии следует оказать содействие внутреннему контролеру. И без соответствующих комментариев бухгалтерии своевременно и полно осуществить полноценную проверку бухгалтерского учета и отчетности, получить необходимую информацию и документацию, исчерпывающие разъяснения и подтверждения, которые могут быть предоставлены бухгалтерами как в устной, так и в письменной форме, не обойтись. При этом главными задачами внутреннего контролера будет являться контроль:
- доступа к компьютерам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры). Эта процедура связана с тем, что в системе бухгалтерского учета должны отражаться только санкционированные операции, что определяется графиком документооборота и должностными инструкциями работников бухгалтерии. Например, исключительный доступ для ограниченного круга пользователей устанавливается на предприятиях по участку заработной платы, закрытия некоторых счетов (в основном по счетам формирования себестоимости, готовой продукции и финансовых результатов) и составления итоговой отчетности;
- соответствия выполняемой бухгалтерами работы содержанию внутрифирменных должностных инструкций, профессиональной подготовки. Нередко происходит так, что по должностной инструкции бухгалтер должен обеспечить лишь ввод и первичную обработку информации по своему участку учета. А на деле большую часть времени он вынужден заниматься сверкой расчетов с контрагентами предприятия, чтобы заполучить необходимые ему документы только из-за того, что контактное лицо предприятия (экспедитор или снабженец) не может объяснить, какой документ и в каком виде требуется бухгалтерии. Это непроизводительное время для бухгалтера и потеря качества учета для самого предприятия;
- обеспечения конфиденциальности и сохранности всех учетных документов (первичных документов, договоров, переписки) и данных бухгалтерских регистров. Как известно, создание документированной информации об объектах, предусмотренных бухгалтерским законодательством, охватывает разные области, в том числе налоговую и коммерческую тайну.

Напомним, что налоговая тайна связана с данными налогового учета, а коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (см. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее – Федеральный закон № 98-ФЗ).

Таким образом, к коммерческой тайне относятся и содержание регистров бухучета, и внутренняя финансовая отчетность.

Не относятся к секретам предприятия сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др. Если же организация некоммерческая, то коммерческой тайной не будут также размеры и структура ее доходов,
размер и состав их имущества, расходы, численность, оплата труда их работников и т.д. (статья 5 Федерального закона № 98-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на то, что сама заработная плата, ее размер могут стать предметом коммерческой тайны любого предприятия. А это значит, что контролер может иметь к ней ограниченный доступ или не иметь вообще. Это связано с тем, что в случае, если информация носит статус коммерческой тайны, то ознакомление определенных лиц с такой информацией может быть только с согласия ее обладателя, то есть работодателя.

Также по этой теме: