Руководства, Инструкции, Бланки

руководство самостоятельными занятиями img-1

руководство самостоятельными занятиями

Категория: Руководства

Описание

Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»

Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»

Людмила Зайцева
Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы и вещи.

Обучение на занятиях и самостоятельный художественный труд тесно взаимосвязаны. Изобразительные, конструктивные. технические умения, знания об обобщенных способах создания поделок из различных материалов, полученные на занятиях, дети переносят в новые условия, в повседневную жизнь. Вне занятий проявляются их интересы, склонность к определенному виду работы (поделка из бумаги, аппликация, к определенному виду материалов, и любимой тематике.

Дети могут заняться работой по собственной инициативе, но для этого им надо свободно владеть всеми перечисленными выше умениями и знаниями, а также уметь организовывать сам процесс деятельности .

Для появления труда по собственной инициативе нужны определенные условия, вызывающие инициативу определенный уровень самостоятельности детей .

Большое влияние на возникновение самостоятельной деятельности оказывает предметная среда. Набор материалов для художественного труда должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать материал, наиболее полно и выразительно передающий замысел. Поэтому, например, для изготовления поделки должна быть предоставлена разная по цвету и фактуре бумага. В уголке ручного труда должно быть достаточно природного материала. сухих листьев, цветов, плодов, семян, мелких веточек.

Следует шире использовать в работе с детьми шаблоны, помогающие им самостоятельно приготовить необходимые для создания поделки детали. шаблоны геометрических форм разного размера, частей тела животных (уши, глаза, хвост, лапы) разнообразных силуэтов (половинки) для вырезывания; шаблоны ягод, фруктов, ваз, корзинок – по ним дети делают основу для плетения этих предметов из бумаги.

Постоянное пополнение заготовок, их достаточное количество для свободного пользования в уголке труда стимулирует художественный труд детей. В творческих работах дети не отвлекаются на изготовление деталей, и могу больше размышлять о решении творческой задачи.

В уголке ручного труда (начиная со средней группы) желательно иметь стенд, где представлены работы, выполненные разными способами, по мере овладевания новым способом стенд пополняется соответствующей тематикой.

Содержание предметной среды в уголке ручного труда систематически должно обновляться. с переходом к работе с новым обобщенным способом создания поделок меняется и наглядность, О предыдущем способе детям будут напоминать оставленные на стенде с этой целью детские работы.

Нужно тщательно продумать расположение оборудования и материалов для дошкольников. все должно быть доступно для самостоятельного пользования. Учитывая эмоциональность ребенка- дошкольника, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало его к себе.

Содержание самостоятельного ручного труда предусматривает применение те, изобразительных умений, которые дети осваивали на занятиях. Необходимо также предусмотреть усложнение работы с учетом особенностей усвоения материала в процессе обучения. Детям, которые слабо овладели программным содержанием занятия, лучше предложить ту же самую поделку или похожую на нее. Тем, кто успешно справился с заданием на занятии продумать усложнение. Детям, легко справившимся на занятии предложить работу, требующую творческого подхода, смекалки.

Сотрудничество взрослого с детьми на занятиях в первую очередь направлено на решение учебных задач. В самостоятельной деятельности своя специфика и сотрудничество, прежде всего, должно обеспечить действенность мотивов, поднять уровень самостоятельности детей в организации и осуществлении трудового процесса, побудить их к деловому сотрудничеству друг с другом, к творческому решению принятой или поставленной самими деть практической задачи. У детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми. Может быть, сотрудничество взрослого с ребенком, при котором оба одинаково заинтересованы в лучших результатах, а могут быть отношения подчиненного и руководителя. В первом случае происходит утверждение личности в процессе создания ценного, полезного, возникает чувство гордости, удовлетворения. Во втором – труд превращается в повинность, он не одухотворяет, не мобилизует силы ребенка. Участие педагога нужно в том случае, когда он не уверен, что дети доведут дело до конца (недостаточно устойчивое отношение к труду). В работе с такими детьми целесообразно применять оценку промежуточных результатов (какие ровные лепестки вырезал Саша, красивый получится цветок, когда ты их наклеишь). Иногда бывает нужно подключиться к работе детей даже в том случае. когда они и самостоятельны. и доброжелательны друг к другу. Участие педагога придает труду более эмоциональный характер.

Неправильно считать достаточным участие в труде вне занятий только инициативных детей. приступающих к работе без каких либо побуждений со стороны. Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы. К активному участию каждого ребенка побуждают периодические выставки детских работ в детском саду (осенью – работ из природного материала, зимой – елочных игрушек и зимних композиций).

В отличии от занятий, где оценка определит чему научились, и чему еще следует научиться, в самостоятельной деятельности она дается с позиций удовлетворения потребностей в вещи, в поделке того, кому она предназначалась. Отсюда требования к качеству. понравится ли подарок, что возможно поправить, чтобы он понравился. почему понравится (отмечаются и технические, и изобразительные, и художественные качества ). Наиболее эффективна оценка тогда, когда она идет от лица, кому она предназначалась. от малышей и их воспитателя. от сотрудников детского сада, от мамы и т. д.

Самостоятельный художественный труд по содержанию может быть связан с играми, театрализованной деятельностью. подготовкой к праздникам и т. д. Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (У врача есть термометр, у капитана бинокль) недостающие атрибуты дети могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности. на общее психическое и личностное развитие детей. Получение адекватного результата и использование его по назначению, оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности. Общественно-направленные и игровые мотивы деятельности. возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок, творческий поиск детей при выполнении работы, продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми – все это развивающие моменты самостоятельной художественной деятельности .

И так после занятия педагог создает условия для самостоятельного художественного труда. ими являются

- развивающая предметная среда;

- дифференцированный подход к выбору содержания, предусматривающего применения опыта, полученного в обучении;

- дифференцированный подход к выбору формы организации деятельности вне занятия. обеспечивающей возникновение деятельности по собственной инициативе.

- педагогическое общение, взаимодействие с детьми, активизирующее и обогащающее мотивы их деятельности. изменяющиеся по своему содержанию и направленности в зависимости от степени самостоятельности детей .

Григорьева Г. Г Изобразительная деятельность дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М. Издательский центр «Академия». 2007г.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М. ; ТЦ Сфера, 2005г.

Публикации по теме:

Поделки из природного материалла. Художественно - ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы.

Ручной труд в детском саду Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Другие статьи

Самостоятельные занятия физическими упражнениями - Реферат, страница 2

Планирование самостоятельных занятий физической культурой

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателя с целью чёткого определения последовательности решения задач овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма. Документы планирования разрабатываются на основе программы по физическому воспитанию для студентов Вузов. Перспективное планирование самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 5 лет. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе.

Данный план отражает различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы. Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, - сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Положительного результата в занятиях физической культурой можно добиться только при многолетних непрерывных занятиях, основанных на учёте закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта). При планировании и проведении многолетних занятий за основу берется годичный тренировочный цикл.

Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение объема, интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с прошедшим годом. Например, если первый год самостоятельных тренировок начинается с исходного уровня состояния тренированности, который мы условно обозначаем нулевой отметкой, то заканчиваться он должен на уровне 20-30%. Следующий год, начинаясь от уровня 20-30% тренировочной нагрузки, пройдет на более высоком уровне и закончится на уровне примерно 60% Практический опыт показывает, что при занятиях спортом, например, легкоатлетическим бегом на средние и длинные дистанции, можно за время обучения в Вузе пройти путь от новичка до спортсмена 1 разряда и даже добиться более высокого результата.

Управление самостоятельными тренировочными занятиями заключается в определении состояния здоровья, уровня физической, спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности.
Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки необходимо проведение ряда мероприятий по укреплению цели занятий. Целью могут быть: укрепление здоровья, закаливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности и др.
Определение индивидуальных особенностей занимающегося – состояния его здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учёбы и быта, его волевых и психических качеств и т.п. В соответствии с индивидуальными особенностями определяется реально достижимая цель занятия. Например, если студент имеет отклонения в состоянии здоровья и ему определена специальная медицинская группа, то целью его самостоятельных занятий будет укрепление здоровья и закаливание организма. Для студентов практически здоровых, но не занимавшихся ранее спортом, целью занятий будет повышение уровня физической подготовленности.

Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленностью, полученных в процессе занятий,
определение и изменение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки. Всё это необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учёт проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый контроль с записью данных в личный дневник самоконтроля. Цель предварительного учёта - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Эти данные должен иметь каждый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с учетом индивидуального уровня физической подготовленности.
Текущий учёт позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируется количество проведенных тренировок в неделю, в месяц, год, выполненный объем и интенсивность тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий. Объективную оценку состояния занимающихся даёт применение разнообразных тестов.

Итоговый учёт осуществляется в конце периода или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Этот учёт предполагает составление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека.

Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся.

Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме.

Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и
женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Регулярные утренние занятия физическими упражнениями укрепляют двигательный аппарат, способствуют развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость, ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно осваивать технику многих спортивных упражнений; зарядка позволяет преодолеть гиподинамию, свойственную современному человеку, укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения с лёгкими гантелями - для женщин 1,5-2 кг, для мужчин 2 - 3 кг, со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2—3 упражнений (а при силовых — после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Во время выполнения комплекса упражнений утренней зарядки большое
значение придается правильному дыханию. Во время выполнения упражнений рекомендуется сочетать вдох и выдох с движениями. Вдох рекомендуется сочетать с разведением рук в стороны или с подниманием их вверх, с потягиванием, с выпрямлением туловища после наклонов, поворотов и приседаний. Выдох производится при опускании рук вниз, во время наклонов, поворотов туловища, при приседаниях, поочерёдном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п.

Дышать следует только через нос или одновременно через нос и рот. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с массажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать массаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15 мин. через каждые 1—1,5 ч. работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч.

Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч. после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч. после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) в физкультминутку целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счёт сокращения диафрагмы), состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота. Упражнения для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений. С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения в положении стоя, их можно выполнять, не вставая из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме - производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы. Например, вытянув ноги, попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища.

Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Самостоятельные внеаудиторные занятия

Самостоятельные внеаудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся но заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это - тренировка внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.

Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.

Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.

Дидактические цели самостоятельных занятий:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
- овладение технологическим учебным инструментом.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера.

Применение опережающих заданий позволяет пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться.

Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания.

Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.

Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляю при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнение.

По дисциплине «Технология и оборудование лесозаготовительного производства» на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 18 часов.

Подводя итог всему изложенному выше, следует еще раз подчеркнуть, что учеба в среднем специальном учебном заведении - напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным, и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

- правильно ставить перед собой цели и задачи;
- сохранять физическое здоровье;
- поддерживать оптимальный психологический настрой;
- правильно распределять время и планировать свою работу;
- овладевать навыками работы с книгой;
- учиться вести записи;
- учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением;
- максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;
- приобретать навыки научно-исследовательской работы;
- овладевать культурой речи и общения.

Учиться сознательно управлять собой, развивать волю, трудолюбие, вырабатывать навыки самостоятельной работы - таким должен быть девиз каждого студента.