Руководства, Инструкции, Бланки

порядок проведения прокурорской проверки инструкция img-1

порядок проведения прокурорской проверки инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Судьи России - К вопросу о проведении служебных проверок в органах прокуратуры

Неправосудные решения » К вопросу о проведении служебных проверок в органах прокуратуры

К вопросу о проведении служебных проверок в органах прокуратуры

Гражданам, защищающим свои права, свободы и законные интересы необходимо знать,что в настоящий момент, в органах прокуратуры, имеется ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255).

С Копией текста можно ознакомиться на сайте ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОРТАЛА

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71301572/#ixzz4Jk2GeW7p либо на иных сайтах, например на официальном сайте Генеральной прокуратуры России. Согласно пункта 1.1. настоящей Инструкции, регламентируются основания и процедура проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - прокурорские работники).

Необходимо акцентировать внимание, что согласно пункта 2.3. данной Инструкции, одним из поводов к проведению служебных проверок являются: ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ ГРАЖДАНАМИ .

В этой связи. в случае нарушения своих должностных обязанностей, работниками любой из прокуратур, направляйте свои обращения руководству прокуратуры .

В обращении требуйте осуществить проведение служебной проверки по тому или иному факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей работником прокуратуры.

В обращении руководствуйтесь положениями, закреплёнными в ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ

ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК.

Необходимо помнить, что согласно пункта 5.6. ИНСТРУКЦИИ. дисциплинарные взыскания налагаются на прокурорских работников в соответствии с требованиями статьи 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске.

Днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Комментировать Комментарии

Другие статьи

Прокурорская проверка

Центр
поддержки
предпринимательства

Как и большинство надзорных организаций, Прокуратура РФ может проводить плановые, а также внеплановые проверки.

Перечень организаций, которые будут проверены в плановом порядке, вывешен на официальном сайте Генпрокуратуры РФ. Так называемый ежегодный сводный план проверок формируется в порядке, который утвержден приказом Генпрокуратуры от 11 августа 2010 г. № 313. Проверять предприятие в плановом порядке можно не чаще чем раз в три года. В отношении организаций сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Оснований для внеплановых контрольных мероприятий несколько. Прежде всего, такая проверка проводится, если истек срок исполнения предписания об исправлении ранее выявленных нарушений.

Также прокуратуру заинтересуют случаи обращения граждан, предпринимателей, организации, а также информация, поступающая от муниципальных и государственных органов власти, информация из средств массовой информации о фактах:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая проверка также может быть проведена на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ либо Правительства РФ.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя или его заместителя.

При проведении проверки служащие прокуратуры вправе:

  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемого предприятия;
  • иметь доступ к документам и материалам, которые касаются предмета проверки;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Данные полномочия определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Придя на проверку, прокурор должен предоставить удостоверение и разъяснить предмет проверки (разъяснения могут быть и устными). Так что предприятию обязательно стоит попросить контролеров предъявить удостоверение, дать разъяснения о причинах проверки.

Также необходимо попросить у них документ, подтверждающий проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т. д.), в случае отказа письменно запросите этот документ.

Как сказано ранее, основанием для проверки могут быть сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т. д.

Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней, в необходимых случаях срок может быть продлен еще на такой же срок. При этом граждане и организации вправе знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайны).

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в деятельности организаций.

В случае если нарушения будут выявлены, прокурор вправе:

  • внести представление с требованием устранить нарушение;
  • внести предостережение о недопустимости нарушений;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения. Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями проверки, и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокурор будет действовать в рамках соответствующих кодексов.

Если такие нарушения отнесены к компетенции другого ведомства, например налогового, то прокурор обязан передать материалы в такой орган.

Во время проверки рекомендуется предоставлять проверяющим затребованные документы. Контролеры вправе требовать только те документы, которые относятся к предмету проверки.

В то же время если будут затребованы иные бумаги, то насильственно препятствовать чиновникам в их получении не стоит.

Все документы следует передавать строго по описи, на которой чиновники должны расписаться.

Если предприятие согласно с претензиями, то недостатки следует устранить в месячный срок и сообщить об этом в прокуратуру.

Если же организация не согласна, то следует обращаться сразу в суд.

Это надо успеть сделать в течение трех месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора - статья 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Внесудебный порядок в данном случае неэффективен (порядок обжалования в данном случае предполагает обращение к вышестоящему в порядке подчиненности прокурору с требованием рассмотрения жалобы или заявления по существу и принятия мер к прокурору, нарушившему закон).

Ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Подавать жалобу необходимо в суд по местонахождению прокурора или по местонахождению производственной организации.

Более подробно интересующую Вас информацию можно узнать на сайта:

Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению

Рубрикатор ▼ Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения прокурорских проверок исполнения закона

Избирательное право. Роль избирательного права в развитии правового демократического государства Украины. Юридическая задача.

Экономическая сущность налогов. Функции налогов. Налоговая система Российской Федерации. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговый период. Прямые и косвенные налоги. НДС. Налог на прибыль. Налог на имущество. Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". Особенности налогообложения. Контрольная работа налоговой инспекции. Система налогообложения.

Дисципліна «Комп?ютерна електроніка» викладається з урахуванням знань і навичок, набутих студентами в процесі вивчення „Основ електроніки”, „Фізики”, „Комп?ютерної логіки”, „Теорії електромагнітних кіл”.

Статья посвящена описанию исторического развития наследования по закону и по завещанию в римском частном праве от квиритского периода до кодификации "Corpus iuris civilis". Ключевые слова: наследование, наследование по завещанию, наследование по закону, наследственное право, римское частное право.

ПАМЯТКА для предпринимателей об организации и порядке проведения проверок контролирующими (надзорными) органами: Приволжская транспортная прокуратура

ПАМЯТКА для предпринимателей об организации и порядке проведения проверок контролирующими (надзорными) органами ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ Порядок организации и проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных и бывают плановые и внеплановые. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная - по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Основанием проведения плановых проверок является:
Ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).
Планы проверок размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доводится до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.
Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru и на сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры www.wmpp.ru .
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2) окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта; 3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Плановые проверки, проводятся один раз в три года.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 годав отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, плановые проверки не проводятся. Если Вы относитесь к субъекту малого предпринимательства. Вы вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок будет определен Правительством Российской Федерации. Основанием проведения внеплановых проверок является: 1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания; 2)поступление в органы государственного надзора, органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Когда основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного надзора, органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов, в органы прокуратуры в течение 24 часов.
Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Уведомление проверяемого о проверке.
О проведении плановой (выездной, документарной) проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера уведомление юридического лица не требуется.
Как вести себя, если к Вам пришел контролер?
В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.
Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вы вправе привлекать к участию в проверке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации.
Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись копию. Перед проверкой Вас должны ознакомить:
- с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);
- с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения;
Вы также вправе ознакомится с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.
Необходимо внимательно изучить выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения, даты начала и окончания, а также правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующими органами (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить контролерам в ходе проверки. По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в ней экспертов, на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым грузам. При проведении плановой проверки Вы вправе представить проверяющим документы, подтверждающие отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства. В этом случае проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. В течение 15 дней с даты получения акта проверки Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.
Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре, выразившееся в:
- проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
- нарушении сроков проведения проверки;
- отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
- проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
- непредставлении акта о проведенной проверке;
- привлечении к проведению мероприятий по надзору не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций;
- проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.
Почему нельзя давать взятки.
Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) должностным лицам органов власти и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) должностным лицам коммерческих организаций (например теплоснабжения, электроэнергетики) в виде наказания до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с примечаниями к указанным статьям УК РФ лицо, давшее взятку (подкуп), освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки (подкупа), либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки (подкупе) органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

К вам пришла прокурорская проверка

К вам пришла прокурорская проверка. Что это такое и что с этим делать?

Рамиль Ахметгалиев, Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора", по просьбе HRO.org комментирует ситуацию с массированным рейдом сотрудников прокуратуры в общественные организации: "Некоммерческие организации заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов и, наверное, проще перечислить органы, которые не имеют права проверять их. Но вопрос с прокурорскими проверками действительно непростой."

В последние годы государство приняло некоторые нормативные акты, регламентирующие процедуру проверок госорганами. Это в том числе и общие нормативные акты, касающиеся всех юридических лиц: ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе и специальные - Федеральный закон "О НКО", ФЗ "Об общественных объединениях".

Главной отличительной особенностью прокурорских проверок остается на сегодняшний день отсутствие четкого правового регулирования: кто проводит проверки, какие документы должны предъявить при проверке, предмет проверки, ее сроки, порядок ознакомления с материалами и т.д. На это обстоятельство уже обращал внимание Конституционный суд России - "в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора". 1 С момента принятия этого Постановления КС РФ прошло 10 лет . но ничего не изменилось.

По этой причине не остается ничего иного, как рекомендовать НКО руководствоваться при защите своих прав общими положениями ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации", разъяснениями Конституционного суда РФ, а также нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ.

Что такое прокурорская проверка2

Проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимая органами прокуратуры. 3

Основания и повод для проведения проверки 4

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Повод для проведения проверки - обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Предмет проверки и полномочия прокурора 5

Предмет проверки - что проверяют и за какой период.

Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

Применительно к НКО это говорит о том, что прокуратура не вправе проверять все те вопросы, которые не отнесены к компетенции Минюста РФ, налоговых органов и т.д. например, проверять соответствие устава законодательству, отчетность перед органами юстиции и налоговыми органами и т.д.

В случае, если в прокуратуру поступило сообщение о нарушениях, допущенных НКО в определенной сфере, в которой контролирующие функции осуществляет другой госорган, первая обязана передать такое сообщение второму по подведомственности.

В качестве примера, возможной прокурорской проверки в НКО можно провести нарушение последней ФЗ РФ "О противодействии экстремистской деятельности". В данном нормативном акте предусмотрены полномочия прокурора по контролю за общественными объединениями.

Проверяемый период законодательно не установлен, но следует руководствоваться принципом разумности и справедливости.

Полномочия прокурора, практически все они перечислены в ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ "О прокуратуре":

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций,

  • иметь доступ к их документам и материалам,
  • требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов,
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
  • К этому можно лишь добавить несколько штрихов.

    При проведении проверки прокуроры по вопросам, "на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

    При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

    Не допускать факты возложения на. организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных".6

    Остаются два не урегулированных вопроса - сроки предоставления документов, а также, в какой форме и как должны запрашиваться документы.

    Опять же правило общее, относящееся ко всем требованиям представителей государства - сроки должны быть разумными, а требование четким и понятным, возможно и в устной форме.

    Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и реализовывать предоставленные им полномочия, понимаются прокуроры, его заместители и помощники 7 .

    Сроки проверки ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" не установлены, на что и Конституционный суд РФ обращал внимание, но эти сроки установлены ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200).

    Как уже было сказано выше, основанием для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т.д. Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней, в необходимых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней. То есть срок прокурорской проверки НКО - это срок, отведенный федеральным законом для рассмотрения обращения гражданина, должностного лица о фактах нарушения законов НКО.

    Ознакомление с материалами проверки

    Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 - "Прокурорский надзор осуществлять гласно", то есть открыто.

    Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ "постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы".

    Иными словами, граждане и их объединения к коим относятся и НКО, вправе знакомится с материалами проверки . за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

    Прокурорская проверка может не выявить нарушений в деятельности организаций.

    В случае выявления нарушений прокурор вправе:

  • внести представление с требованием устранить нарушение;

  • внести предостережение о недопустимости нарушений;
  • обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.
  • В случае, если в ходе проверки прокурор выявит иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то он будет действовать в рамках этих кодексов. Если такие нарушения отнесены к компетенции другого органа, например, налогового, то прокурор обязан передать материалы в такой орган.

    Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры и его заместители. Помощник прокурора вправе вынести только постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 9

    Советы на все случаи жизни дать невозможно. Есть люди, не приемлющие никакого нарушения со стороны чиновника и готовые биться на смерть. А есть и готовые "подставить и вторую щеку".

    Поэтому предлагаю различные варианты - на любой вкус.

    Прокурор (его помощник) пришел в офис. Он обязан предъявить удостоверение и разъяснить предмет проверки. Разъяснение может быть и устным.

    Совет 1: свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.

    Совет 2: попросите предъявить документ и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т.д.), в случае отказа письменно запросите этот документ со ссылкой на вышеупомянутое решение КС РФ.

    Совет 3: обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

    Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:

    Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать 10 эти действия вышестоящему прокурору или в суд.

    Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.

    Совет 4: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

    Прокурор просит предоставить "все документы за три года".

    Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.

    Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

    Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.

    Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)

    Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

    Прокурор хочет опросить сотрудников организации.

    Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял ("Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников" )

    Вариант 2: дать объяснения.

    Совет 5: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом, лучше объяснения давать в его присутствии.

    Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.

    Вариант 1: отвечать на них.

    Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

    Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса

    Совет 6: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

    Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).

    Совет 7: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

    Прокурор требует предоставить ему доступ с компьютерным базам

    Вариант 1: предоставить такой доступ.

    Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

    Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.

    Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.

    Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

    Вы получили от прокурора представление, предостережение.

    Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.

    Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке ст. 254 ГПК РФ, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

    Об авторе: Рамиль Ахметгалиев.
    адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора"

    1 Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П

    2 В данном случае идет о прокурорской проверке, мной не затрагиваются вопросы реализации своих полномочий прокурором в рамках того или иного процесса, регламентированного специальными нормативными актами, например, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.

    3 ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ"

    4 ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре"; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан"

    5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ", ч. 3 ст. 8 ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"

    6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

    7 ст. 54 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ"

    8 ФЗ РФ "О прокуратуре", ФЗ РФ "Об общественных объединениях", ФЗ РФ "О противодействии экстремистской деятельности".

    9 ст. 54 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ"

    10 О судебном обжаловании см. ниже

    Рязанское общество "Мемориал". которое поддерживает портал HRO.org, внесено Министерством юстиции РФ в реестр "некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента". Данное решение, по нашему мнению, противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.

    Yandex.Metrika