Руководства, Инструкции, Бланки

образец заявление на аренду лесного участка img-1

образец заявление на аренду лесного участка

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заявление на заключение договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ

Заявление на заключение договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ

<1> Предоставление лесного участка в аренду осуществляют:

а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков в составе:

- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

- земель лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий по предоставлению лесных участков в аренду передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления - в отношении лесных участков в составе земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

(Пункт 3 Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ.)

Другие статьи

Постановление Правительства РФ от N 161 - Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расп

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2015 г. N 1091 в пункт 10 внесены изменения

10. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 9 настоящего Положения, арендодатель обеспечивает проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка.

При предоставлении до 1 января 2015 г. гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета для выполнения изыскательских работ арендодателем соответствующих лесных участков обеспечивается государственный учет лесных участков.

Арендодатель и заявитель в течение 30 дней с даты окончания проведения государственного кадастрового учета либо государственного учета лесного участка осуществляют подготовку и подписание договора в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка".

11. При заключении договора арендодатель обязан предупредить заявителя о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

12. Срок договора определяется в соответствии со сроком, указанным заявителем в заявлении, но не более 1 года.

13. Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

14. Договор не подлежит государственной регистрации.

Арендовать лесной участок, расположенный, в том числе, в резервных лесах, на срок до одного года для выполнения изыскательских работ можно без проведения аукциона.

Для этого заинтересованное лицо подает в Рослесхоз, или орган исполнительной власти субъекта РФ, или орган местного самоуправления (в зависимости от категорий земель, в состав которых входят лесные участки) заявление с приложением ряда документов.

Документы рассматриваются в течение 30 дней. После чего выносится решение о предоставлении/не предоставлении лесного участка в аренду.

Передаваемый в аренду лесной участок подлежит кадастровому учету. После этого заключается договор аренды. Договор не подлежит госрегистрации.

Размер арендной платы определяется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Объектом аренды после 1 января 2010 года может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. До 1 января 2010 г. допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 9 ст. 1125

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2015 г. N 1091

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 894

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

ИСК в СУД

Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 января 2015 года N 17

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278 2008, N 20, ст.2251 N 30, ст.3597, ст.3599 N 30, ст.3616 N 52, ст.6236 2009, N 11, ст.1261 N 29, ст.3601 N 30, ст.3735 N 52, ст.6441 2010 N 30, ст.3998 2011, N 1, ст.54 N 25, ст.3530 N 27, ст.3880 N 29, ст.4291 N 30, ст.4590 N 48, ст.6732 N 50, ст.7343 2012, N 26, ст.3446 N 31, ст.4322 2013, N 51, ст.6680 N 52, ст.6961, ст.6971 2013, N 52, ст.6980 2014, N 11, ст.1092 N 26, ст.3386 N 30, ст.4251)

Порядок заполнения лесной декларации

к приказу Минприроды России

от 16.01.2015 N 17

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПОДАЧИ ЛЕСНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТУ ЛЕСНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).

2. Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ).

Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

3. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов о местоположении лесного участка об объеме использования лесов о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

4. В лесную декларацию вносится следующая информация:

а) о наименовании уполномоченного органа

б) о лице, подавшем лесную декларацию:

наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс) - для юридического лица фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактные данные (номер телефона, факс) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя

в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии) дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов

г) о декларируемом периоде

д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации

е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.

4.1. В Приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация:

в таблице Объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы и таблице Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры в строке Вид(ы) использования лесов указывается разрешенный вид использования лесов, предусматривающий заготовку древесины, живицы.

В графе целевое назначение лесов указывается вид лесов по целевому назначению: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса. В графе Категория защитных лесов указываются категории защитных лесов.

В графах Наименование лесничества (лесопарка) и Наименование участкового лесничества указываются соответствующие наименования лесничества (лесопарка).

В графе Наименование урочища (при наличии) указывается наименование урочища, лесной дачи, технического участка при наличии в лесохозяйственном регламенте лесничества, материалах лесоустройства.

В графах Номер лесного квартала, Номер лесотаксационного выдела, Номер лесосеки указываются, соответственно, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов и лесосек. В случаях, когда лесосеки отсутствуют, графа Номер лесосеки не заполняется.

В графе Площадь лесосеки (лесотаксационного выдела), га указывается соответствующая площадь в гектарах с одним десятичным знаком. В случаях, когда отграничение площадей при отводе лесосек (выборочная рубка поврежденных и погибших лесных насаждений, уборка единичных деревьев, заготовка живицы и другие случаи) не производится, в данной графе указывается площадь лесотаксационного выдела.

В графе Форма рубки указывается: сплошная или выборочная рубка.

В графе Вид рубки указывается рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, рубка в ходе проведения работ по подготовке лесосеки. При использовании лесов для заготовки живицы данная графа не заполняется.

В графе Хозяйство указывается хвойное, твердолиственное или мягколиственное хозяйство.

В графе Вырубаемая древесная порода указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке, в том числе включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. При заготовке живицы данная графа не заполняется.

В графе Единицы измерения указывается: для заготовки древесины - кубические метры, для заготовки живицы - тонны.

В графе Объем заготовки указывается объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам с точностью до одного кубического метра, живицы - с точностью до десятых долей тонны. В случае если в лесосеку входит несколько лесотаксационных выделов, графы Вырубаемая древесная порода и Объем заготовки заполняются по каждой древесной породе для каждого лесотаксационного выдела.

В графе Наименование объектов лесной инфраструктуры (лесные дороги, склады и другие) указываются наименования объектов лесной инфраструктуры.

В графе Номер объекта указывается соответствующий номер объекта лесной инфраструктуры.

В графе Строительство, ремонт, реконструкция или снос ранее возведенных, рекультивация земель указывается вид работ (строительство, ремонт, реконструкция, снос, рекультивация).

В графе Площадь, га указывается занимаемая площадь объекта лесной инфраструктуры в гектарах с точностью до одного десятичного знака.

При проведении рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, в таблице Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры указывается объем вырубаемой в декларируемом периоде древесины (по породам) в кубических метрах. В случае рекультивации земель приводятся данные о месте расположения рекультивируемых лесных участков (лесничество (лесопарк), наименование урочища (при наличии), номер квартала, номер лесотаксационного выдела) и их площадь в гектарах с точностью до одного десятичного знака.

4.2. В Приложении 2 к лесной декларации отражается следующая информация:

в таблицах Объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы и Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в строке Вид(ы) использования лесов указывается соответствующий вид использования лесов, для которого лесной участок предоставлен в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование: заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства ведение сельского хозяйства осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществление рекреационной деятельности создание лесных плантаций и их эксплуатация выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов переработка древесины и иных лесных ресурсов, иные виды использования лесов.

Графы Целевое назначение лесов, Категория защитных лесов, Наименование лесничества (лесопарка), Наименование участкового лесничества, Наименование урочища (при наличии), Номер лесного квартала, Номер лесотаксационного выдела заполняются в соответствии с требованиями пункта 4.1 настоящего Порядка.

В графе Площадь используемого лесного участка, га указывается площадь используемого лесного участка в гектарах с одним десятичным знаком после запятой.

В графе Виды заготавливаемых лесных ресурсов указываются виды недревесных лесных ресурсов (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы), пищевых лесных ресурсов (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы) и лекарственных растений, заготовка которых предусмотрена договором аренды лесного участка, иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, и проектом освоения лесов. При использовании лесов в целях, не связанных с заготовкой лесных ресурсов, данная графа не заполняется.

В графе Единицы измерения указываются единицы измерения объемов заготовки лесных ресурсов по их видам (недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений).

В графе Объем изъятия указывается объем подлежащих заготовке лесных ресурсов по их видам с точностью до одного десятичного знака.

В графе форма рубки указывается: сплошная или выборочная рубка.

В графе таблицы вид рубки указывается рубка средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений или уходе за лесом.

В графе таблицы вырубаемая древесная порода указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках).

В графе таблицы объем древесины указывается объем древесины по породам с точностью до одного кубического метра.

Таблица Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры заполняется в соответствии с требованиями пункта 4.1 настоящего Порядка с дополнением информации о работах по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. При проведении рубок лесных насаждений указывается объем вырубаемой в декларируемом периоде древесины (по породам) в кубических метрах.

В графе Наименование объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры указывается наименование объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В графе Номер объекта указывается соответствующий номер объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.

4.3. В приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с Приложениями 1 и 2 к лесной декларации.

При размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним.

4.4. В приложении 4 к лесной декларации указывается:

схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.

Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается:

Номер и площадь лесосеки

Номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м)

Румбы (азимуты) линий

Привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам

Выделенные в пределах лесосеки неэксплутационные участки.

5. Лесная декларация и приложения к ней подписываются руководителем юридического лица, гражданином либо иным уполномоченным лицом.

6. Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

7. Внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях:

- изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов

- внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов

- продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины

- исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений

- внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.

8. В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.

К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.

При внесении изменений в лесную декларацию Приложение 2 к настоящему приказу оформляется в соответствии с настоящим Порядком. Приложения 1, 2, 3 и 4 к лесной декларации заполняются в соответствии с вносимыми изменениями.

9. В случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.

10. Лесная декларация в форме электронного документа может быть сформирована на ЕПГУ или представлена в виде файлов в формате XML в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема). XSD-схема должна соответствовать форме лесной декларации согласно Приложению 2 к настоящему Приказу и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники. Описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа в ЕПГУ должны быть представлены в свободном доступе на ЕПГУ.

11. Лесная декларация может быть представлена в форме электронного документа, представляющего собой структурированную информацию, соответствующую форме лесной декларации согласно Приложению 2 настоящего Приказа.

Приложение 1 к лесной декларации Объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы и Приложение 2 Объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы к лесной декларации может подаваться в электронном формате XLS.

Приложение 3 Общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов и Приложение 4 Схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры к лесной декларации может подаваться в электронных форматах JPG, PDF, TIF с условием соблюдения масштаба схемы.

Порядок заполнения и подачи Лесной декларации

1. Настоящий Порядок заполнения и подачи Лесной декларации (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

2. Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган) не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.

3. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

4. В Лесную декларацию вносится следующая информация:

а) полное наименование Лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса

б) дата и номер договора

в) декларируемый период

г) наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения.

5. Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к Лесной декларации (по одной из двух форм, прилагаемых к форме Лесной декларации, в зависимости от вида использования лесов).

6. Приложение 1 к Лесной декларации об использовании лесов для заготовки древесины, живицы заполняется в следующем порядке.

В строке виды использования лесов указывается конкретный разрешенный вид использования лесов: заготовка древесины или заготовка живицы.

В графе таблицы целевое назначение лесов указывается наименование вида целевого назначения лесов: защитные леса (с указанием категории), эксплуатационные леса.

В графе лесничество (лесопарк) - наименование лесничества или лесопарка.

В графах N квартала, N выдела, N лесосеки (делянки) указываются, соответственно, номера кварталов, выделов и лесосек (делянок). В случаях, когда лесосеки или делянки отсутствуют, соответствующая графа не заполняется.

В графе способ рубки указывается: сплошная или выборочная рубка, рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. При использовании лесов для заготовки живицы данная графа не заполняется.

В графе площадь лесосеки (делянки, выдела) указывается соответствующая площадь в гектарах с одним десятичным знаком. В случаях, когда отграничение площадей при отводе лесосек (выборочная рубка поврежденных и погибших лесных насаждений, уборка единичных деревьев, заготовка живицы и другие случаи) не производится, в данной графе указывается площадь выдела.

В графе хозяйство указывается: хвойное, твердолиственное или мягколиственное хозяйство. При необходимости может быть указана хозяйственная секция (сосновая, еловая, дубовая, буковая и т.д.).

В графе древесная порода указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке (делянке). При заготовке живицы данная графа не заполняется.

В графе единицы измерения указываются: для заготовки древесины - кубические метры, для заготовки живицы - тонны.

В графе объем заготовки указывается количество подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра, живицы - с точностью до десятых долей тонны.

В строке создание (снос) объектов лесной инфраструктуры указывается вид работ (строительство, ремонт, реконструкция, снос), вид объектов лесной инфраструктуры, место расположения каждого объекта (лесничество или лесопарк, номер квартала, номер выдела) и занимаемая площадь в гектарах с точностью до одного десятичного знака или в целых квадратных метрах.

В строке рекультивация земель приводятся данные о месте расположения рекультивируемых лесных участков (участковое лесничество, номер квартала, номер выдела) и их площадь в гектарах с точностью до одного десятичного знака или в целых квадратных метрах.

7. Приложение 2 к Лесной декларации для всех видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины, живицы, заполняется в следующем порядке.

В строке виды использования лесов указывается соответствующий вид использования лесов, для которого лесной участок предоставлен в аренду или постоянное (бессрочное) пользование: заготовка недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов.

В таблице графы целевое назначение лесов, лесничество (лесопарк), N квартала, N выдела заполняются так же, как указано в п. 6 Порядка.

В графе площадь используемого лесного участка указывается размер используемого в декларируемом периоде лесного участка в гектарах с одним десятичным знаком.

В графе виды заготавливаемых лесных ресурсов указываются виды недревесных лесных ресурсов (пни, кора, древесная зелень, мох и т.п. ), пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, орехи и т.п. ) и лекарственных растений, заготовка которых предусмотрена договором и проектом освоения лесов. При использовании лесов в целях, не связанных с заготовкой лесных ресурсов, данная графа не заполняется.

В графе единицы измерения указываются принятые единицы измерения объемов заготовки лесных ресурсов по их видам (недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений). При использовании лесов в целях, не связанных с заготовкой лесных ресурсов, данная графа не заполняется.

В графе объем использования указывается количество подлежащих заготовке лесных ресурсов по их видам с точностью до одного десятичного знака. При использовании лесов в целях, не связанных с заготовкой лесных ресурсов, данная графа не заполняется.

Строка создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры заполняется в соответствии с п. 6 Порядка с дополнением информации о работах по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (при осуществлении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов, при осуществлении рекреационной деятельности).

В строке проведение рубок лесных насаждений указывается объем вырубаемой в декларируемом периоде древесины (по породам в кубических метрах) на площадях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Строка рекультивация земель заполняется в соответствии с п. 6 Порядка.

8. В приложении 3 приводится схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах кварталов и выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 .

При размещении лесосек указываются лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах квартала и кварталов, смежных с ним.

9. Лесную декларацию и приложение к ней от имени Лесопользователя подписывает руководитель организации либо физическое лицо (индивидуальный предприниматель).

10. Лесная декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится у Лесопользователя, второй экземпляр представляется Лесопользователем в уполномоченный орган.

11. Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной Лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в Лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом Лесопользователя.

В случае выявления несоответствия Лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет Лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений. Кроме того, изменение Лесной декларации в течение декларируемого периода осуществляется в случае внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов.

12. Подготовка и внесение изменений в Лесную декларацию осуществляются в соответствии с порядком ее заполнения и подачи.

13. Неподача Лесной декларации в установленные сроки не освобождает Лесопользователя от своевременного внесения арендной платы.

14. Использование лесного участка лицом, не подавшим Лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.

Приложение N 2 Лесная декларация

(наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица

(юридический адрес, телефон, факс, для граждан - адрес места жительства, телефон, факс)

являющ_____ арендатором (пользователем) по договору аренды лесного участка, решению государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, от _________ N __________, в лице ______

(должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного лица)

действующего на основании _____________________________________________________

(устав, доверенность и т.п. )

заявляет, что с ___________ г. по ________________ г. использует леса для _____________

(указываются виды использования лесов в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации)

на предоставленном в аренду (постоянное (бессрочное) пользование) лесном участке ____________ лесничества (лесопарка) ______ области (республики, края, автономной области, автономного округа) в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утвержденную ________________________ _____________________________________________________________________________

(наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения

лесов, и дата утверждения)

согласно приложению 1 или приложению 2 к настоящей декларации (в зависимости от вида использования лесов).

(наименование должности руководителя организации, подпись, печать и Ф.И.О. или Ф.И.О. физического лица (индивидуального предпринимателя)

Приложение 1 Объем использования лесов для заготовки древесины и живицы Деятельность компании

Заключение договора аренды лесного участка

Для предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду гражданам, юридическим лицам необходимо:

  1. Запросить в лесничестве сведения о интересуемом лесном участке (физическое лицо не имеет право брать в аренду лесной участок с правом вырубки лесных насаждений)
  2. Подать заявление в Департамент лесного хозяйства (форма заявления)
  3. После выхода Приказа о предоставлении лесного участка в аренду, необходимо заключить договор аренды (Приказ Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 (ред. от 26.06.2012) "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2011 N 21965)
  4. Если срок аренды лесного участка свыше 12 месяцев, то необходима регистрация данного договора аренды.

Наша организация оказывает услуги по документальному сопровождению от момента предоставления лесного участка в пользование в Департамент лесного хозяйства (на основании доверенности) до заполнения лесной декларации.

Разработка проектов освоения лесов для всех видов разрешенного использования

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специальная часть проекта освоения лесов — раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

1.Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов

2.Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов

3.Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых

4.Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

6. Осуществление рекреационной деятельности.

При внесении изменений в проект освоения лесов разрабатывается корректирующая записка,при предоставлении документов, на основании которых вносятся изменения в проект.

В зависимости от вида использования срок разработки проекта освоения лесов составляет от 3 до 40 рабочих дней при наличии документов, предоставленных заказчиком. В случае не предоставления всех необходимых документов срок разработки проекта будет увеличен.

В сроки выполнения работ не входит время, необходимое для проведения государственной экспертизы и получения исходных данных от заказчика. Срок проведения государственной экспертизы 30 календарных дней.

Сопровождение прохождения государственной экспертизы проекта освоения лесов

Наши специалисты осуществляют сопровождение и исправление проектов освоения лесов по замечаниям экспертной комиссии.

Подготовка лесной декларации

После получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, арендатор обязан подавать в органы государственной власти лесную декларацию.

Проблемы, связанные с порядком заполнения и подачи лесной декларации

Одним из важнейших нововведений нового Лесного кодекса является переход от разрешительной системы лесопользования к заявительной в случаях, когда основанием для использования лесов являются договора аренды или постоянного (бессрочного) пользования. Заявительная система лесопользования распространяется на все виды использования лесов, связанные с их предоставлением в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование. Ниже будут рассмотрены проблемы этой системы на примере одного из видов использования лесов - заготовки древесины. В случае заготовки древесины заявительная система лесопользования распространяется только на договора аренды, поскольку заготовка древесины на основании договоров постоянного (бессрочного) пользования не предусматривается (ст. 29 ЛК РФ).

Принципиальное отличие новой системы от старой состоит в следующем. В соответствии с Лесным кодексом 1997 года, договор аренды сам по себе не являлся достаточным основанием для заготовки древесины - на каждую конкретную лесосеку арендатор был обязан получить разрешительный документ установленного образца на специальном номерном бланке (лесорубочный билет), срок действия которого составлял один год, с возможностью продления в исключительных случаях. Именно лесорубочный билет являлся основным документом, подтверждающим право рубки. Конкретные параметры каждой конкретной лесосеки определялись дополнительными документами, в обязательном порядке прилагавшимися к каждому лесорубочному билету - технологической картой и ведомостью материально-денежной оценки лесосеки. Документом лесного планирования, на основании которого выписывался лесорубочный билет, был план рубок на арендный участок или материалы лесоустройства, в зависимости от конкретной ситуации. На протяжении переходного периода, связанного с введением нового Лесного кодекса (2007 и 2008 г.г.) в основном действовала старая система лесопользования.

В соответствии с Лесным кодексом 2006 года, договор аренды сам по себе является основанием для заготовки древесины (ст. 29 ЛК РФ). Однако, обязательным условием является составление проекта освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе (ст. 88 и 89 ЛК РФ). Арендатор обязан ежегодно подавать в органы государственной власти лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ). В соответствии с Лесным кодексом, требования к проекту освоения лесов и лесной декларации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (до июня 2008 г. таким органом было Министерство природных ресурсов РФ, в настоящее время им является Министерство сельского хозяйства РФ).

Необходимо отметить, что Лесной кодекс сам по себе устанавливает лишь обязательность составления проекта освоения лесов и подачи заявления об использовании лесов в соответствии с ним (лесной декларации), но не обязательность исполнения проекта освоения лесов. Обязательность исполнения проекта освоения лесов предусматривается пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (утвержден приказом МПР РФ от 06.04.07 № 77) и пунктом 2 Правил заготовки древесины (утверждены приказом МПР РФ от 16.07.07 № 184).

В явном виде указание на то, что заготовка древесины сверх того, что указано в лесной декларации, является незаконной, в Лесном кодексе или разработанных на его основе нормативно-правовых актах лесного хозяйства отсутствует. Пункт 7 Правил заготовки древесины указывает, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке. Однако, термин лесосека Правилами не определен, а пункт 16 указывает, что при рубке единичных деревьев отвод лесосек не производится (то есть лесосека как таковая при рубке единичных деревьев отсутствует). Это оставляет открытым вопрос о том, является ли незаконной заготовка древесины сверх указанной в лесной декларации, по крайней мере - в случае рубки единичных деревьев. Правилами заготовки древесины не устанавливается ограничений на рубку единичных деревьев ни по количеству, ни по качеству.

Конкретные требования к лесной декларации устанавливаются Порядком заполнения и подачи лесной декларации и Формой лесной декларации (утверждены приказом МПР РФ от 02.04.07 № 74). Порядок заполнения и подачи, а также форма лесной декларации представляют собой наиболее неудачное сочетание отдельных положений, заимствованных из опыта скандинавских стран и Канады, дополненное собственными ошибками разработчиков. Основные проблемы, связанные с реализацией данного документа, можно свести в четыре группы:

  • проблемы переходного периода (подачи декларации в первый раз после заключения или приведения в соответствие с новым Лесным кодексом договора аренды лесного участка)
  • проблема, связанная с единовременной подачей деклараций в уполномоченные органы, и необходимостью рассмотрения их в период, когда деятельность этих органов обычно парализуется годовой отчетностью (декабрь)
  • проблема чрезмерной жесткости планирования, невозможности внесения изменений в лесную декларацию в случае изменения условий ведения хозяйственной деятельности
  • проблемы идентификации границ и параметров хозяйственных мероприятий, указанных в декларации, установления их соответствия границам и параметрам реальных хозяйственных мероприятий.

    Основных проблем переходного периода две. Во-первых, в ряде случаев арендаторы вообще не имеют возможности подачи лесной декларации на 2009 год в соответствии с установленными требованиями. В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду (далее - Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), за один месяц до начала декларируемого календарного года. При возникновении прав использования лесов (утверждение экспертизы проекта освоения лесов) в течение календарного года Лесная декларация подается на оставшийся период данного календарного года не позднее чем через один месяц с даты утверждения экспертизы проекта освоения лесов. Соответственно, если утверждение экспертизы проекта освоения лесов произойдет в декабре 2008 года (что весьма вероятно с учетом установленных сроков приведения договоров аренды в соответствие с новым Лесным кодексом) - арендатор уже не сможет соблюсти это требование при подаче лесной декларации на 2009 год.

    Во-вторых, утвержденная форма лесной декларации оставляет огромное количество вопросов по ее заполнению. Возможно, с течением времени будет выработана какая-то общепринятая практика, и многие вопросы будут решены если не на уровне нормативно-правовых актов, то хотя бы на уровне понятий (неформальных общепринятых правил). Но по состоянию на конец 2008 года такая практика отсутствует, и лесопользователи вынуждены решать большинство вопросов на свой страх и риск, обычно без возможности получить какую-либо помощь со стороны ответственных за прием лесных деклараций чиновников (которые, как правило, и сами не знают ответов на большинство возникающих вопросов). Главный вопрос, который пока не имеет ответа - с какой степенью детальности должна заполняться таблица в приложении 1 к Лесной декларации (содержащая параметры конкретных мероприятий, связанных с заготовкой древесины).

    Проблема, связанная с требованием единовременной подачи лесных деклараций (за один месяц до начала декларируемого года, т.е. ежегодно в конце ноября) состоит в следующем. Руководящие работники и специалисты органов управления лесами в субъектах Российской Федерации (а именно этим органом надлежит принимать подавляющее большинство лесных деклараций) после вступления в силу нового Лесного кодекса заняты преимущественно организацией бумагооборота - предоставлением всевозможной отчетности в вышестоящие инстанции, согласованием бюджетов и планов собственной работы на следующий год, и тому подобной деятельностью. В конце каждого года эта деятельность приобретает такие масштабы, что какая-либо иная работа органов управления лесами оказывается практически полностью парализованной. Это означает, что рассматривать и проверять поданные в конце ноября лесные декларации в декабре (до того, как в лесу начнется реальная работа в соответствии с ними) в большинстве случаев будет просто некому - или, как минимум, рассмотрение лесных деклараций превратится в пустую формальность. Это обстоятельство делает подачу лесных деклараций в уполномоченные органы во многом бессмысленной.

    Проблема чрезмерной жесткости планирования связана с тем, что при заполнении лесной декларации требуется указать все хозяйственные мероприятия на 13 месяцев вперед (декларируемый год плюс один месяц до его начала) с точностью до лесосеки, делянки или выдела, в соответствии с приложением 1 к форме лесной декларации. При этом возможность внесения изменений в декларацию предусматривается только в случае изменения проекта освоения лесов. В реальных условиях ведения хозяйственной деятельности в лесу столь жесткое и долговременное планирование или невозможно, или, как минимум, крайне нецелесообразно. Например, в течение года может возникать необходимость в изменении хозяйственных мероприятий в связи с погодными условиями конкретного сезона (перераспределении лесосек между участками летнего и зимнего, доступного только по промерзшей почве, лесосечного фонда). Нередко возникает необходимость в назначении санитарных рубок в оперативно выявленных очагах опасных вредителей, или в горельниках текущего года. Может возникать необходимость в изменении мест и видов рубок в связи с изменениями в структуре спроса на древесину. Необходимость в замене запланированных мест рубок или их параметров может быть связана с выявлением ценных природных объектов или вновь возникшими добровольными природоохранными или социальными обязательствами (например, в связи с лесной сертификацией). Наконец, при планировании хозяйственных мероприятий могут быть просто допущены ошибки, которые потребуют исправления в течение года - а для этого требуется внесение изменений в лесную декларацию.

    Дополнительную проблему создает то, что хозяйственные мероприятия, связанные с заготовкой древесины и указанные в лесной декларации на конкретный год, не могут переходить на следующий год. Такая возможность не предусматривается Порядком заполнения и подачи лесной декларации, а Правила заготовки древесины ее прямо исключают. Практически это означает, что при заполнении и подачи лесной декларации не допускается планировать хозяйственные мероприятия, которые будут осуществляться частично в один год, частично в другой. Это создает множество проблем в области лесного планирования, особенно в регионах таежной зоны, где основные объемы заготовки древесины как раз приходятся на зимний период.

    Проблемы идентификации границ и параметров хозяйственных мероприятий, указанных в декларации, установления их соответствия границам и параметрам реальных хозяйственных мероприятий связаны в основном с тем, что форма лесной декларации не предусматривает наличия каких-либо картографических материалов (в том числе абрисов лесосек и схем их расположения). Из-за отсутствия картографических материалов привязка лесосек, указанных в лесной декларации, возможна с точностью только до квартала, и лишь в случаях, когда границы лесосек совпадают с границами выделов - с точностью до выдела. Пункт 16 Правил заготовки древесины требует, чтобы лесосеки в равнинных лесах имели прямоугольную форму - тем самым делая невозможной их привязку к границам выделов. С учетом этого, на практике лесная декларация может содержать информацию о расположении лесосек только с точностью до квартала. Это делает практически невозможным сопоставление параметров лесосек, указанных в лесной декларации, с параметрами реальных лесосек в лесу. Тем самым исключается возможность эффективного контроля за соблюдением параметров, указанных в лесной декларации, на практике.

    В значительной степени проблемы заполнения и подачи лесной декларации связаны с неудачной (ошибочной) формулировкой статьи 26 Лесного кодекса, предусматривающей подачу декларации один раз на целый календарный год. Эта формулировка в ближайшее время вряд ли будет изменена - поскольку непригодность Лесного кодекса в целом пока официально не признается и его коренная переработка не планируется. Однако, конкретно эта ошибка кодекса может быть легко исправлена на уровне конкретного нормативно-правового акта, определяющего порядок заполнения и подачи лесной декларации и форму лесной декларации. В настоящее время этот нормативно-правовой акт должен утверждаться приказом Министерства сельского хозяйства.

    Для того, чтобы избежать большинства вышеперечисленных проблем, связанных с лесной декларацией, достаточно разделить декларацию на две составные части: собственно декларацию (содержащую формальное заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией) и приложения к ней (содержащие параметры конкретных хозяйственных мероприятий, включая картографические материалы - абрисы лесосек и схемы их расположения, по одному мероприятию на каждое приложение).

    Собственно декларация должна подаваться один раз в год (в соответствии с требованием Лесного кодекса). Для того, чтобы не возникало проблем переходного периода, указанных выше, целесообразно установить, что лесная декларация может подаваться в течение полугода после возникновения прав использования лесов, а после этого - ежегодно не менее чем за месяц до начала декларируемого года.

    Приложения к декларации должны подаваться по мере необходимости, но не позднее, чем за месяц до начала выполнения указанных в них хозяйственных мероприятий. Приложения должны содержать информацию о конкретных хозяйственных мероприятиях (лесосеках, в случае, если речь идет о заготовке древесины), и картографический материал, определяющий границы и технологическую сеть лесосеки. По своей форме приложения должны быть аналогичны технологической карте разработки лесосеки (подготовка такого документа предписывается пунктом 52 Правил заготовки древесины, и для сокращения непроизводительных затрат труда целесообразно эти два документа унифицировать).

    При внесении изменений в Порядок заполнения и подачи лесной декларации и в Форму лесной декларации необходимо предусмотреть возможность действия ранее поданных лесных деклараций в течение всего декларируемого года, или перехода на новый порядок декларирования в любое время этого года, по усмотрению арендатора.

    В случае принятия такой системы (что может быть сделано в любое время приказом Минсельхоза РФ), арендаторы получат возможность оперативно планировать свою хозяйственную деятельность сообразно меняющимся условиям, а уполномоченные органы - рассматривать содержательную часть лесных деклараций (приложения) на протяжении всего года, в удобном для них режиме и с возможностью более тщательной проверки.

    22 ноября 2008 г. А. Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России. Лесной форум Гринпис России