Руководства, Инструкции, Бланки

руководство учебно познавательной деятельностью школьников img-1

руководство учебно познавательной деятельностью школьников

Категория: Руководства

Описание

Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников

Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников

Как мы уже отметили, развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, культурой человеческих отношений, способами деятельности,
человеческими ценностями. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности. Целесообразность организации обучения обеспечивает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.

Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.

Обучение как самый разработанный инструмент осуществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обучения понимается и как процесс обучения, и как учебный процесс (рис. 3.4).

Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учебный процесс представляет собой сложную систему организации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.

Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно-познавательной деятельностью школьников в целях реализации трехсторонней задачи процесса обучения:

Другие статьи

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников - рефераты, скачать рефераты, бесплатно рефераты

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников

1. Особенности учебной деятельности

2. Организация учебно-познавательной деятельности

Список использованной литературы

Практически все авторы отмечают направленность учебной деятельности на приобретение и усвоение новых знаний, а также овладение обобщенными способами действий по их приобретению.

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Причем, собственно учебную деятельность не следует отождествлять с такими более широкими понятиями, как учение, обучение, усвоение, которые могут осуществляться и в других видах деятельности.

Основное отличие учения от учебной деятельности в том, что учение осуществляется как учебная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи, если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, то есть приемы самоконтроля и самооценки.

Однако прослеживается тесная связь понятий «учение» и «учебная деятельность». Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе учения нельзя рассматривать вне той деятельности, в ходе которой они усваиваются, учебной деятельности, в том числе.

Цель работы: раскрыть смысл понятия учебной деятельности и её особенности.

В соответствии с целью поставлены задачи: проанализировать литературу по вопросам учебной деятельности; рассмотреть особенности учебной деятельности на примере младших школьников.

1. Особенности учебной деятельности

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. К содержанию учебной деятельности он относит теоретические знания, которые включают в себя единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий.

Полноценная учебная деятельность состоит из: понимания и принятия школьниками учебной задачи; выполнения ими активных учебных действий (изменения, сравнение, моделирование); действий самоконтроля и самооценки. В младшем школьном возрасте учебная деятельность осуществляется под непосредственным или опосредованным руководством учителя.

Рассмотрю особенности учебной деятельности. По своей структуре учебная деятельность младших школьников воспроизводит строение всякой человеческой деятельности, она также включает в себя три основных компонента: мотивационно-ориентировочный; операционный; контрольно-оценочный. Однако анализ литературы позволяет выделить специфические особенности учебной деятельности:

1) при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);

2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);

3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);

4) сознательный характер учебной деятельности;

5) социальность учебной деятельности;

6) преобразовательный характер учебной деятельности;

7) учебная деятельность является выражением человеческой активности;

8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности;

9) учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте - не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);

10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).

Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели - выбор средств ее достижения - действия по выполнению - контроль и оценка результатов» [10, с. 170]. Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности (Давыдов В.В.).

Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:

системами знаний и оперирование ими;

системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Учебную деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития. Учебная деятельность младших школьников практически происходит как учебно-познавательная, поэтому многие авторы отождествляют понятие учебной деятельности и понятие учебно-познавательной деятельности для учащихся школы первой ступени.

Различные аспекты учения, учебной и учебно-познавательной деятельности рассматривались в работах Ю.К. Бабанского, Б.И. Коротяева, И.В. Перви-на, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, на материале математики З.И. Слепкань, М.И. Бурды, Н.Я. Игнатенко, Р.А. Хабиба, Л.М. Фридмана, М.И. Машбица и др.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований можно выделить следующие подходы к определению учебно-познавательной деятельности.

Таблица 1. Подходы к определению учебно-познавательной деятельности

Как видно из таблицы, учебно-познавательная деятельность рассматривается различными авторами с позиций взаимопроникновения учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

При определении соотношения между содержанием понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» многие авторы придерживаются мнения, что познавательная деятельность более широкое понятие, чем учебная деятельность, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Однако при этом содержание понятия «учебная деятельность» не является подмножеством содержания понятия «познавательная деятельность». С другой стороны, хотя для школьников познавательная деятельность протекает обычно в учебно-познавательном виде, понятие «учебная деятельность» шире понятия «учебно-познавательная деятельность» потому, что в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков (Ю.К. Бабанский, О.В. Епишева, В.И. Крупич).

Содержание понятия «учебно-познавательной деятельности» можно рассматривать как пересечение содержаний понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность»

Данный подход позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность младших школьников как диалектическое единство двух аспектов: учебного и познавательного, в котором учебная деятельность выступает в качестве инструмента осуществления познания

Учебно-познавательная деятельность представляет собой инвариант содержания образования младших школьников.

В результате анализа понятий «деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», рассматриваемых учеными философами, психологами, педагогами, я считаю, что учебно-познавательная деятельность учащихся младших классов является подструктурой деятельности как системы.

Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов обучения. Поэтому, на основе общих для любой деятельности закономерностей, можно констатировать, что учебно-познавательная деятельность школьников имеет следующие правила развития:

1) учебно-познавательная деятельность проходит процесс возникновения, формирования и распада;

2) структурные компоненты учебно-познавательной деятельности могут менять свои функции, взаимопревращаясь друг в друга;

Статья по теме: Активизация познавательной деятельности младших школьников через современные образовательные технологии

Статья по теме:
Активизация познавательной деятельности младших школьников через современные образовательные технологии
Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности через современные образовательные технологии как условие успешности младших школьников

Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.

Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.

Характеристика познавательных процессов

Восприятие. Это основа познавательной деятельности.

· Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.

· Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.

· Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.

К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.

В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:

· Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.

· Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

· Требуется подключение всех видов анализаторов.

На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.

Речь напрямую связана с мышлением.

· Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса

· Более точным становится значение слов

· Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время

· Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух

Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.

Методы активизации познавательного развития младших школьников

К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.

Уровни познавательной активности:

Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.

Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.

Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:

Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.

Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.

На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда.

Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Активизация познавательной деятельности. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность.

Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении и использования современных образовательных технологий

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п.

Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Работая, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность,
  • создание положительных эмоциональных ситуаций,
  • работа в парах,
  • проблемное обучение.

Игра для младших школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок.

Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-исследование. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал?

На помощь пришёл компьютер и Интернет.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

Power Point предоставляет широкие возможности для интеграции информации представленной в любом виде: текст, видеофрагменты, анимация. Всё это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке, а это очень важно в начальной школе. Важно сохранить желание, с которым дети идут в школу на все годы обучения.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии». Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Мною разработаны уроки математики, литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка, окружающего мира с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций,
  • принцип доверительности,
  • принцип обратной связи,
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • ученики учатся навыкам контроля и самоконтроля.
  • использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

А в общем. СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой; легко пользоваться справочным материалом; выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст,
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?