Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке проведения медосмотров 47 от 28.04.2010 img-1

инструкция о порядке проведения медосмотров 47 от 28.04.2010

Категория: Инструкции

Описание

Расходы на медосмотры следует учитывать правильно

Расходы на медосмотры следует учитывать правильно

Нина Анищенко, экономист

При регулярном проведении медосмотров работников не только обеспечивается требование трудового законодательства, но и проявляется забота об их здоровье. Такие мероприятия связаны с определенными расходами, требующими своевременного отражения в учете. Публикуемая подборка материалов поможет не допустить ошибок в вопросах охраны труда и в порядке бухгалтерского учета затрат, связанных с проведением обязательных и необязательных медицинских осмотров.

Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З , с учетом последних изменений от 30.12.2010 № 225-З

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. проводить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, а также внеочередные медицинские осмотры работников при ухудшении состояния их здоровья (п. 10 ст. 226 Трудового кодекса РБ. далее – ТК).

Предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры проводятся в целях обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения. Периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры касаются работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе. Внеочередные медицинские осмотры имеют место при ухудшении состояния здоровья работника (ст. 228 ТК ).

Обязательные медицинские осмотры – услуга платная

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 . с учетом изменений от 26.04.2011 № 31 (далее – Инструкция № 47)

Медосмотры следует проводить при выполнении работ:

– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (см. приложение 1 к Инструкции № 47);

– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 2 к Инструкции № 47;

Медосмотры проводят государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством. Предварительный медосмотр проводится по направлению нанимателя. В нем указываются производство, профессия, вредные и опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса. Для наблюдения за состоянием здоровья в динамике и своевременного выявления профессиональных и общих заболеваний наниматель должен организовывать их периодические медосмотры. С этой целью ежегодно до 1 января года необходимо составить список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, и направить его в учреждение здравоохранения. С учетом направленного списка учреждение здравоохранения составит и направит нанимателю график проведения медосмотра.

Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009 № 182 , с учетом изменений от 18.10.2012 № 947

В перечень платных медицинских услуг входят обязательные медицинские осмотры граждан. Указано, что обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями (п. 12 Перечня платных медицинских услуг. оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного данным постановлением).

Отражение проведения медосмотров в бухгалтерском учете не зависит от их результатов

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляет ответственный исполнитель совместно с другими участниками операции.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее совершения (ст. 9 ).

Медосмотры проводятся на основании письменных договоров (п. 8 Инструкции № 47 ).

По результатам медосмотров учреждения здравоохранения выдают соответствующие документы о состоянии здоровья работников, акт предварительного или периодического медосмотра, а также акт о выполненных работах (оказанных услугах), который является для организации основанием для отражения услуги в бухгалтерском учете (пп. 33–39 Инструкции № 47 ).

Проведение медосмотров является обязанностью нанимателя, установленной трудовым законодательством, поэтому затраты, связанные с их проведением, следует включать в состав управленческих расходов организации. В организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитывают на счете 26 "Общехозяйственные затраты" и списывают в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-5 "Управленческие расходы"), за исключением случаев, установленных законодательством. В организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, это расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5) (п. 10 ).

Вне зависимости от результатов проведения обязательного медосмотра работника затраты на его проведение – это управленческие расходы.

Расходы на проведение медосмотров отражают в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они проведены (п. 32 ).

Наниматель по собственной инициативе в целях укрепления здоровья работников может организовать проведение медосмотра. Такой медосмотр является необязательным. Расходы по его проведению следует рассматривать как расходы социального характера и отражать записями на субсчете 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности". На данном субсчете учитывают расходы по текущей деятельности, кроме расходов, отражаемых на субсчетах 90-4 "Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг", 90-5 "Управленческие расходы", 90-6 "Расходы на реализацию" (п. 70 ).

За время прохождения обязательного медосмотра работнику сохраняем средний заработок

Трудовой кодекс РБ

На время прохождения предусмотренных законодательством медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок (часть вторая ст. 228 ).

Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 , с учетом последних изменений от 20.05.2011 № 31

Средний заработок за время отсутствия работника на рабочем месте в связи с прохождением обязательного медицинского осмотра определяется исходя из заработной платы, начисленной ему за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу начала выплаты (пп. 20. 21 ).

Суммы исчисленного сохраняемого среднего заработка следует относить к расходам по текущей деятельности организации и отражать в зависимости от вида деятельности как себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или как расходы на реализацию в том отчетном периоде, в котором средний заработок начислен работнику.

Сохранение среднего заработка за время необязательного медосмотра законодательством не предусмотрено. Чаще всего работники проходят его в свободное от работы время.

Налогообложение расходов на проведение медосмотров

Налог на прибыль

Расходы на проведение обязательных медосмотров имеют производственный характер и учитываются при исчислении налога на прибыль. Они отражаются в том налоговом периоде, к которому относятся (принцип начисления), независимо от времени оплаты (предварительной или последующей) (исходя из норм пп. 1. 2 ст. 130 ).

Расходы, понесенные организацией на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, оплаченных за счет средств организации, проводимых в порядке и в случаях, устанавливаемых Минздравом по согласованию с Минтруда и соцзащиты, для целей исчисления подоходного налога рассматриваются как доходы работников, которые не признаются объектом обложения подоходным налогом (подп. 2.11 п. 2 ст. 153 ).

Сумму среднего заработка, исчисленную за время прохождения медосмотра, облагают подоходным налогом (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 ).

Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 , с учетом последних изменений от 02.08.2012 № 730.

Стоимость проводимых обязательных медосмотров следует рассматривать как суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (п. 6). Следовательно, на стоимость медосмотров не начисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику за время прохождения медосмотра, является объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Другие статьи

Обязательные медицинские осмотры: основные нововведения

Новый нормативный правовой акт: постановление Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее – постановление № 47).

Отмененный нормативный правовой акт: постановление Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 «О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» (далее – постановление № 33).

Вступление в юридическую силу: после его официального опубликования (с 15 февраля 2011 г.).

1) Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденный постановлением № 33, – Порядок № 33;

2) Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением № 47, – Инструкция № 47.

1. Изменено наименование документа о порядке прохождения обязательного медицинского осмотра.

Наименование изменено в связи с приведением его в соответствие с требованиями ст. 2 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в этой статье перечислены виды нормативных правовых актов, к которым Порядок № 33 не относится, соответственно наименование документа с Порядка заменено на Инструкцию о порядке) и Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда) (использовано понятие «работающие» (термин Закона об охране труда) вместо «работников» (понятие трудового законодательства)).

2. В постановлении № 47 используется терминология Закона об охране труда.

Обусловлено это тем, что Закон об охране труда охватывает не только лиц, состоящих в трудовых отношениях, но и лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях.

3. Дополнены виды обязательного медицинского осмотра.

В частности, наряду с предварительным и периодическим выделен внеочередной медицинский осмотр. В данном случае нормы Минздрава РБ приведены в соответствие со ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) в редакции Закона РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и ст. 21 Закона об охране труда.

4. Указаны случаи проведения медосмотров при выполнении работ:

– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 1 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры согласно приложению 2 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний согласно приложению 3 к Инструкции № 47.

5. Учреждения здравоохранения, имеющие право на проведение обязательных медосмотров.

Закреплено, что обязательные медосмотры производят только государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством. Ранее было указано, что предварительные, при поступлении на работу, и периодические осмотры работников осуществляют медико-санитарные части (включая ведомственные учреждения) и территориальные лечебно-профилактические учреждения (п. 6 Порядка № 33).

6. Включение в проведение медосмотров объема исследований согласно приложению 1 к Инструкции о порядке организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 12.10.2007 № 92 «Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь».

7. Регулирование оплаты за медосмотр и содержание договора на проведение медосмотров.

Ранее в п. 5 Порядка № 33 было закреплено, что порядок и сроки оплаты за проведение медицинских обследований определяет договор, заключенный между нанимателем и лечебным учреждением, осуществляющим медицинские осмотры, а оплата за проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (определение контингентов, врачебные осмотры, лабораторные и инструментальные исследования) производится за счет средств предприятий, организаций, на которых работают лица, подлежащие медицинскому осмотру, согласно действующим прейскурантам, утвержденным в установленном законодательством порядке (п. 4 Порядка № 33).

Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу, и работающих осуществляется в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (далее – постановление № 182) (п. 8 Инструкции № 47).

В Положении о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам РБ государственными учреждениями здравоохранения, утвержденном постановлением № 182, содержатся обязательные условия договора на оказание платных медицинских услуг, обязанности учреждения здравоохранения и заказчика. Согласно же п. 12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам РБ государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением № 182, к платным медицинским услугам также отнесены все виды медицинских осмотров граждан, за исключением осмотров:

– производимых по медицинским показаниям;
– граждан до 18 лет, беременных женщин;
– студентов и учащихся учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования;
– инвалидов, участников Великой Отечественной войны;
– граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
– безработных при приеме на работу и направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
– граждан, направляемых на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
– работников учреждений, финансируемых из бюджета, за исключением работников структурных подразделений указанных учреждений, созданных для осуществления предпринимательской деятельности;
– лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
– других категорий граждан в порядке и в случаях, определенных законодательством.

В этом же пункте сказано, что обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или работающих на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляют по договорам с нанимателями.

Предварительные медосмотры проводятся, как и ранее, на основании направления работодателя, в котором указывают производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1, 2, 3 к Инструкции № 47.

В отношении лиц, направляемых на работы вахтовым методом, предусмотрено, что они проходят предварительные медосмотры в организациях здравоохранения не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы (п. 11 Инструкции № 47).

Ранее в п. 7 Порядка № 33 было установлено, что предварительные, при поступлении на работу, медосмотры работников, направляемых на работу вахтовым методом, могли проводиться в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (месту пребывания) с обязательной выдачей справки о годности к работе в данной профессии на руки обследованному. За 2–4 дня до направления в вахтовый поселок или на объект работник должен быть осмотрен терапевтом цехового участка или в поликлинике по месту жительства (месту пребывания). Контроль за прохождением таких осмотров осуществляла администрация предприятий.

Также периодические медосмотры трудящихся, работающих вахтовым методом, могли быть проведены лечебно-профилактическими учреждениями по месту локализации вахт (вахтовых поселков).

В случае прохождения предварительного медосмотра вне места жительства работающего организация здравоохранения вправе запросить из организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях по месту его жительства (месту пребывания), выписку из медицинских документов, предусмотренную п. 7.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Перечень № 200). Лицо, поступающее на работу, может представить выписку из медицинских документов самостоятельно.

Ранее периодичность проведения медосмотров была зафиксирована в приложениях 1, 2 и 3 к Порядку № 33.

Периодичность медосмотров по нормам Инструкции № 47 см. в табл. 1.

Завершается проведение периодических медосмотров согласно Инструкции № 47 до 1 декабря т.г. (п. 21 Инструкции № 47).

В гл. 4 Инструкции № 47 в отличие от Порядка № 33 закреплены случаи проведения внеочередных медицинских осмотров.

Кроме того, в отличие от Закона об охране труда и ТК в данной Инструкции более подробно раскрываются случаи проведения внеочередного медицинского осмотра.

Так, проведение внеочередных медосмотров осуществляют в следующих случаях (п. 23 Инструкции № 47):

– по инициативе работодателя:

в случае изменений условий труда работающего;
при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;
по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

– по инициативе организации здравоохранения:

при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;
при необходимости проведения дополнительных исследований, динамического наблюдения, консультаций врачей-специалистов и др. (по результатам периодического медосмотра);
при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний;

– по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья.

Внеочередные медосмотры работающих проводят в течение их трудовой деятельности.

Порядок проведения и оформления результатов медосмотра организацией здравоохранения

Порядок проведения и оформления результатов медосмотра организацией здравоохранения представлен в табл. 4.

7.6. Выдача медицинской справки о состоянии здоровья

больница, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, родильный дом, центр, дом ребенка, хоспис, поликлиника, амбулатория, медико-реабилитационная экспертная комиссия, военно-врачебная комиссия, организация скорой медицинской помощи, организация переливания крови, санаторий, санитарно-эпидемиологическая организация, клиника медицинского учреждения образования, патологоанатомическое бюро, лечебно-производственная мастерская, лечебно-трудовой профилакторий, протезно-ортопедический восстановительный центр, служба судебно-медицинских экспертиз, медицинский научно-практический центр, медицинский реабилитационный центр, фельдшерско-акушерский пункт

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,
выписка из медицинских документов (кроме сведений об отсутствии психиатрического и наркологического учета), 2 фотографии размером 30х40 мм – для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами военный билет – для военнообязанных при получении медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей отсутствие противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией

1 день после проведения медицинского осмотра, медицинского освидетельствования

до 1 года, а для медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами, – до 5 лет

7.9. Выдача выписки из медицинских документов

больница, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, родильный дом, центр, дом ребенка, хоспис, поликлиника, амбулатория, медико-реабилитационная экспертная комиссия, военно-врачебная комиссия, организация скорой медицинской помощи, организация переливания крови, санаторий, санитарно-эпидемиологическая организация, клиника медицинского учреждения образования, патологоанатомическое бюро, лечебно-производственная мастерская, лечебно-трудовой профилакторий, протезно-ортопедический восстановительный центр, служба судебно-медицинских экспертиз, медицинский научно-практический центр, медицинский реабилитационный центр, медицинская научно-исследовательская организация

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований по определенным этиологическим факторам в процессе труда, медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами

Факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры

В приложении 1 к Инструкции № 47:
– отсутствует графа, посвященная характеру проводимых работ, технологическим процессам;
– в графе «Медицинские противопоказания» указаны коды по международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра;
– изменение в перечне врачей-специалистов, участвующих в медосмотре (согласно приложению 1). Так, во всех случаях участвует врач-терапевт

Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работы в целях предупреждения заболеваний и обеспечения безопасности труда

Работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры

В приложении 2 к Инструкции № 47:
– в графе «Медицинские противопоказания» указаны коды по международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра;
– изменение в перечне врачей-специалистов, участвующих в медосмотре (согласно приложению 2). Так, во всех случаях участвует врач-терапевт

Перечень контингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний

Работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний

В приложении 3 к Инструкции № 47:
– отсутствует графа, посвященная периодичности осмотра. В данном случае это обусловлено тем, что в п. 12 Инструкции № 47 периодичность уже указана (1 раз в год);
– в графе «Медицинские противопоказания» указаны коды по международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра;
– изменение в перечне врачей-специалистов, участвующих в медосмотре (согласно приложению 3). Так, во всех случаях участвует врач-терапевт