Руководства, Инструкции, Бланки

образец руководства пользователя img-1

образец руководства пользователя

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Инструкция пользователя информационных систем персональных данных территориального органа Росреестра по обеспечению безопасности

Инструкция пользователя информационных систем персональных данных территориального органа Росреестра по обеспечению безопасности

Приложение Д к Положению по организации и проведению работ по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИСПДН РОСРЕЕСТРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ (ПРОЕКТ) 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ИСПДН

1.1. К защищаемой информации, обрабатываемой в информационных системах персональных данных Росреестра (далее - ИСПДн Росреестра), относятся персональные данные, служебная (технологическая) информация системы защиты, другая информация конфиденциального характера в соответствии с "Перечнем защищаемых информационных ресурсов ИСПДн Росреестра".

1.2. Действие настоящей Инструкции распространяется на структурные подразделения территориального органа Росреестра.

1.3. Обработка защищаемой информации в ИСПДн Росреестра разрешается на основании приказа руководителя территориального органа Росреестра.

1.4. Ответственность за организацию защиты информации в ИСПДн Росреестра и выполнение установленных условий ее функционирования возлагается на администратора безопасности информации территориального органа Росреестра. Ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности информации возлагается на лицо, производящее ее обработку (пользователя ИСПДн Росреестра).

1.5. Допуск пользователей к работе в ИСПДн Росреестра осуществляется в соответствии со "Списком лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей", утверждаемом руководителем Росреестра/территориального органа Росреестра.

1.6. К самостоятельной работе на автоматизированных рабочих местах (АРМ), входящих в состав ИСПДн Росреестра, допускаются лица, изучившие требования настоящей Инструкции и освоившие правила эксплуатации АРМ и технических средств защиты. Допуск производится после проверки знания настоящей Инструкции и практических навыков в работе.

1.7. Помещения, в которых размещены технические средства ИСПДн Росреестра, отвечают режимным требованиям и в нерабочее время сдаются под охрану установленным порядком.

1.8. Вход в помещения, в которых производится автоматизированная обработка защищаемой информации, разрешается постоянно работающим в нем работникам, а также лицам, привлекаемым к проведению ремонтных, наладочных и других работ и посетителей в сопровождении работников Росреестра и территориальных органов Росреестра.

1.9. Техническое обслуживание АРМ, уборка помещения и т.п. проводятся только под контролем уполномоченного лица Росреестра и территориальных органов Росреестра. При проведении этих работ обработка защищаемой информации (ПДн) запрещается.

1.10. По фактам и попыткам несанкционированного доступа к защищаемой информации, а также в случаях ее утечки и (или) модификации (уничтожения) проводятся служебные расследования.

2. ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

2.1. При первичном допуске к работе в ИСПДн Росреестра пользователь знакомится с требованиями руководящих, нормативно-методических и организационно-распорядительных (регламентирующих) документов по вопросам безопасности при автоматизированной обработке информации, изучает настоящую Инструкцию, получает личный текущий пароль у должностного лица, выполняющего функции администратора безопасности информации в ИСПДн Росреестра (далее - администратор безопасности).

2.2. Каждый работник Росреестра и территориальных органов Росреестра, участвующий в рамках своих функциональных обязанностей в процессах автоматизированной обработки информации и имеющий доступ к аппаратным средствам, программному обеспечению и данным ИСПДн Росреестра, несет персональную ответственность <13> за свои действия и обязан:

<13> Работники территориальных органов Росреестра, виновные в нарушении режима защиты ПДн, несут дисциплинарную, гражданскую, административную, уголовную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

2.2.1. Строго соблюдать установленные правила обеспечения безопасности информации при работе с программными и техническими средствами ИСПДн Росреестра.

2.2.2. Знать и строго выполнять правила работы со средствами защиты информации, установленными в ИСПДн Росреестра.

2.2.3. Хранить в тайне свой пароль.

2.2.4. Передавать для хранения установленным порядком при необходимости свои реквизиты разграничения доступа только администратору безопасности Росреестра и территориальных органов Росреестра.

2.2.5. Выполнять требования по антивирусной защите в части, касающейся действий пользователей.

2.2.6. Немедленно ставить в известность администратора безопасности в следующих случаях:

- при подозрении компрометации личного пароля;

- обнаружения нарушения целостности пломб (наклеек) на аппаратных средствах АРМ или иных фактов совершения в отсутствие пользователя попыток несанкционированного доступа (НСД) к ресурсам ИСПДн Росреестра;

- несанкционированных (произведенных с нарушением установленного порядка) изменений в конфигурации программных или аппаратных средств ИСПДн Росреестра;

- отклонений в нормальной работе системных и прикладных программных средств, затрудняющих эксплуатацию ИСПДн Росреестра, выхода из строя или неустойчивого функционирования узлов или периферийных устройств (дисководов, принтера и т.п.), а также перебоев в системе электроснабжения;

- некорректного функционирования установленных средств защиты;

- обнаружения непредусмотренных отводов кабелей и подключенных устройств;

- обнаружения фактов и попыток НСД и случаев нарушения установленного порядка обработки защищаемой информации.

2.3. Пользователю категорически запрещается:

2.3.1. Использовать компоненты программного и аппаратного обеспечения ИСПДн Росреестра в неслужебных целях.

2.3.2. Самовольно вносить какие-либо изменения в конфигурацию аппаратно-программных средств ИСПДн Росреестра или устанавливать дополнительно любые программные и аппаратные средства.

2.3.3. Осуществлять обработку защищаемой информации в присутствии посторонних (не допущенных к данной информации) лиц.

2.3.4. Записывать и хранить защищаемую информацию на неучтенных носителях информации (гибких магнитных дисках и т.п.).

2.3.5. Оставлять включенным без присмотра АРМ, не активизировав средства защиты от НСД.

2.3.6. Оставлять без личного присмотра на АРМ или где бы то ни было свои персональные реквизиты доступа, машинные носители и распечатки, содержащие защищаемую информацию.

2.3.7. Умышленно использовать недокументированные свойства и ошибки в программном обеспечении или в настройках средств защиты, которые могут привести к ознакомлению с защищаемой информацией посторонних лиц. Об обнаружении такого рода ошибок ставить в известность администратора безопасности.

2.3.8. Производить перемещения технических средств АРМ без согласования с администратором безопасности.

2.3.9. Вскрывать корпуса технических средств АРМ и вносить изменения в схему и конструкцию устройств, производить техническое обслуживание (ремонт) средств вычислительной техники без согласования с администратором безопасности и без оформления соответствующего Акта.

2.3.10. Подключать к АРМ нештатные устройства и самостоятельно вносить изменения в состав и конфигурацию.

2.3.11. Осуществлять ввод пароля в присутствии посторонних лиц.

2.3.12. Оставлять без контроля АРМ в процессе обработки конфиденциальной информации.

2.3.13. Привлекать посторонних лиц для производства ремонта (технического обслуживания) технических средств АРМ.

Другие статьи

Образец перевода руководства пользователя, английский

Информационные материалы партнеров Международного центра услуг Образец перевода: Mio Manual

Руководство для пользователя Mio ”
(перевод; страница 4 из 39)

Безопасность и важная информация

Решения по вопросам навигации основаны на цифровых географических картах. Эти цифровые карты созданы с большой тщательностью. Однако такие фактические ситуации, как улицы с односторонним движением, названия улиц, дорожные знаки и т.д. постоянно изменяются. Поэтому, вы всегда должны соблюдать местные правила дорожного движения. Ни Технология Mio, ни любая другая компетентная сторона не несут ответственность за противоречивость в навигационном решении.

Сигналы GPS (глобальной системы навигации и определения местоположения) могут быть приняты, только когда вы находитесь в вашем автомобиле или на улице вне него. Когда вы находитесь внутри зданий или в закрытых местах, вы не сможете принимать сигналы GPS. Автомобили с экранированными окнами ограничивают прием сигналов GPS. Решением этой проблемы может быть установка дополнительной наружной антенны GPS. Поместите ваше устройство GPS в таком месте, чтобы оно не мешало надлежащей работе воздушных подушек в вашем автомобиле.

Если Вы используете ваше устройство Mio GPS, работающее на аккумуляторных батареях, удостоверьтесь, что Вы полностью зарядили батарею и этого достаточно на всю вашу поездку. Не оставляйте ваше устройство GPS подключенным к зарядному устройству в вашем автомобиле, если вы не собираетесь вести машину в течение некоторого времени.

Ваше устройство Mio Map принимает сигналы TMC/RDS (Канал информирования водителей о дорожном движении/ Система передачи сообщений в УКВ-диапазоне), поскольку они передаются различными национальными TICs (Центрами Информации о дорожном движении ) в различных странах. Mio не изменяет полученные данные. Если информация TMC не абсолютно правильна или недостаточно полная, Mio не может изменить эту информацию. Технология Mio не несет ответственность за потерю времени и неправильные расчеты по маршруту движения из-за неправильной информации, полученной от TMC/RDS.


(перевод; страница 7 из 39)

Надписи на рисунке
Menu Меню
Address Адрес
My favorite Излюбленное
Contact Связаться
POI Информационный терминал
History История маршрута
Waypoints Места остановки на маршруте


Вы увидите на экране карту навигации:


На экране видны различные символы:


Указывает состояние аккумуляторной батареи в вашем навигационном устройстве. Цвет и % относятся к состоянию батареи: зеленый цвет означает, что батарея полностью заряжена; красный цвет означает, что батарея разряжена. Если батарея устройства заряжается в данный момент, вы увидите маленькую электрическую вилку.
или
Указывает включен ли звук или выключен.


Указывает, есть ли прием по TMC (для получения дополнительных сведений по информации о дорожном движении см. ниже).

TMC включен, но никакой информации о событиях не получено.

TMC включен и информация о дорожном движении получена (в данном случае цифра 50 означает, что по TMC получено 50 событий).


Указывает, имеется ли телефонное соединение по технологии Bluetooth (технология Синий Зуб) или нет.


Bluetooth включена, и ваш телефон соединен.


Bluetooth включена, но не соединена с вашим телефоном.


Указывает на качество приема. Цифра – количество спутников GPS, замеченных вашим устройством. Чтобы осуществлять навигацию с использованием GPS, вы должны иметь связь, по крайней мере, с тремя спутниками. Если вы щелкните на этой иконке, вы увидите на экране информацию со спутника. Если около следующей иконки вы увидите крестик, то приемник GPS выключен.

Safety & important information

Navigation solutions are based on digital maps. These digital maps are created with great care. However, actual situations such as one-way streets, street names, traffic signs etc change on a regular basis. Therefore, you must always follow the local traffic rules. Nor Mio Technology nor any other party is responsible for inconsistencies in the navigation solution.

GPS signals can only be received in your car or outdoors. Inside buildings or covered places, you will not be able to receive GPS signals. Cars with shielded windows will have limited GPS reception. An optional external GPS antenna can be a solution. Place your GPS device in such way that it does not prevent the proper working of the airbags of your car.

If you use your Mio GPS on battery, make sure that you have charged the device sufficiently for your trip. Do not leave your GPS device connected to the power charger in your car when you will not drive for a while.

Your Mio Map receives the TMC/RDS signals as they are broadcasted by the different national TICs (Traffic Information Centres) in the different countries. Mio doe not change the received data. If the TMC information is not 100% correct or complete, Mio cannot change this information. Mio Technology is not responsible for loss of time, wrong route calculations because of the TMC/RDS information.


(source text; page 7 of 39)


You will see the map navigation screen:


Different symbols are visible on the screen:


Indicates the battery status of your navigation device. The colour and % refer to the status of the battery: green is fully charged, a red colour refers to a flat battery. If the device is being charged, you will see a small electricity plug.

or
Indicates if the sound is on or off.


Indicates if there is TMC reception. (for more information about traffic information see below).

TMC is on but no events are being received

TMC is on and traffic information is received (in this case the number of TMC events is 50.


Indicates if there is a Bluetooth connection or not


Bluetooth is on and your phone is connected


Bluetooth is on but is not connected with your phone

Bluetooth is off


Indicates the quality of the GPS reception. The number is the number of GPS satellites seen by your device. You need to have at least 3 satellites to use the GPS navigation. If you click on this icon, you will see the satellite information screen. If there is a cross next to the icon, the GPS receiver is off.

Глава 28 - Язык UML Руководство пользователя

Г Буч, Д Рамбо, А Джекобсон Язык UML Руководство пользователя ЧАСТЬ VI - Архитектурное моделирование Глава 28. Образцы и каркасы

Все хорошо структурированные системы изобилуют образцами. Образец (Pattern) предлагает типичное решение типичной проблемы в данном контексте. Механизм - это образец проектирования, применимый к сообществу классов; каркас (Framework) - это, как правило, архитектурный образец, предлагающий расширяемый шаблон для приложений в одной конкретной области.

Образцы используются для специфицирования механизмов и каркасов, образующих архитектуру системы. Вы делаете его доступным, ясно идентифицируя те элементы управления и стыковки, с помощью которых пользователь настраивает образец для применения в имеющемся контексте.

Захватывает дух, когда думаешь о том, сколько существует способов собрать дом из кучи досок. Мастер из Сан-Франциско, наверное, построит викторианское здание, увенчает его остроконечной крышей и покрасит в яркий цвет. А мастер из штата Мэн, скорее всего, из тех же досок соорудит домик в виде солонки, обшитый дранкой.

Внешне два этих дома - представители совершенно разных архитектурных стилей. Каждый строитель, основываясь на своем опыте, выбирает тот стиль, который лучше всего удовлетворяет потребностям заказчика, а затем адаптирует с учетом пожеланий своего клиента и ограничений, накладываемых выбранным местом, а также строительными нормами и правилами.

Если же взглянуть на проблему изнутри, то окажется, что любой строитель должен при проектировании дома решить и некоторые типичные задачи. Есть лишь ограниченное число проверенных способов конструирования стропил, на которые опирается крыша, и ограниченное число способов проектирования несущей стены с дверными и оконными проемами. Каждому строителю для решения этих типичных проблем придется выбрать те или иные механизмы, приспосабливая их к общему архитектурному стилю и местным нормам.

Создание программных систем подчиняется тем же закономерностям. Всякий раз, отрывая глаза от конкретных строк кода, вы обнаружите типичные механизмы, с помощью которых привыкли организовывать свои классы и другие абстракции. Например, в управляемой событиями системе применение образца проектирования, который можно было бы назвать "цепочка ответственности", - это типичный способ организации обработчиков событий. Теперь поднимитесь чуть выше уровня таких механизмов, и вы увидите типичные каркасы, образующие архитектуру всей системы. Например, использование трехзвенной архитектуры в информационных системах - это широко распространенный способ четко разделить обязанности между пользовательским интерфейсом, хранением информации и бизнес-объектами и правилами.

В UML обычно моделируются образцы проектирования - они также называются механизмами, - которые можно представить в виде коопераций (см. главу 27). Аналогично архитектурные образцы моделируются как каркасы, представляемые в виде стереотипных пакетов (см. главу 12).

Для обоих видов образцов предусмотрены графические изображения, показанные на рис. 28.1.

Термины и понятия

Образец. или паттерн (Pattern), - это типичное решение типичной проблемы в данном контексте. Механизм (Mechanism) - это образец проектирования, применимый к сообществу классов. Каркас (Framework) - это архитектурный образец, предлагающий расширяемый шаблон для приложений в одной конкретной области.

Образцы и архитектура

Занимаясь разработкой архитектуры новой системы или развитием существующей, вы в любом случае никогда не начинаете с нуля (см. главу 2). Напротив, прежний опыт и принятые соглашения наводят вас на мысль применить типичные способы для решения типичных проблем. Например, при построении системы, активно взаимодействующей с пользователем, вы можете прибегнуть к испытанному подходу "модель-вид-контроллер", который позволяет четко отделить объекты (модель) от их представления (вида) и от агентов, обеспечивающих синхронизацию между тем и другим (контроллеров). Аналогично при создании системы для дешифровки доказала свою полезность архитектура на основе "классной доски" (blackboard), хорошо приспособленная для решения сложных задач методом проб и ошибок.

То и другое является примером образцов, или паттернов, - типичных решений для типичных задач в данном контексте. Любая хорошо структурированная система изобилует образцами на разных уровнях абстракции. Образцы проектирования описывают структуру и поведение сообщества классов, архитектурные образцы -структуру и поведение системы в целом.

Образцы входят в UML просто потому, что являются важной составляющей словаря разработчика. Явно выделив образцы в системе, вы сделаете ее более понятной и простой для развития и сопровождения. Например, если вам дадут неизвестный исходный текст и попросят его модифицировать, вы будете долго недоумевать, пытаясь понять, как его части связаны друг с другом. Вместе с тем, если вам дадут тот же текст и скажут, что перечисленные классы взаимодействуют на основе механизма публикации-подписки, вы получите гораздо более ясное представление о том, как все работает. Та же идея применима к системе в целом. Одна лишь фраза "система организована как набор конвейеров и фильтров" очень много говорит об архитектуре системы, а понять это, просто глядя на код классов, было бы куда сложнее.

Образцы помогают при визуализации, специфицировании, конструировании и документировании артефактов программной системы. Можно заниматься прямым проектированием системы, выбрав подходящий набор образцов и применяя их к абстракциям, специфичным для данной предметной области, - или же обратным проектированием, выявляя содержащиеся в системе образцы (хотя вряд ли этот процесс можно назвать очень продуктивным). Скорее наоборот, при поставке системы разумно было бы описать характерные для нее образцы, чтобы помочь тому, кто в дальнейшем захочет повторно использовать или модифицировать ваш код.

На практике интерес представляют два вида образцов: образцы проектирования и каркасы. В UML есть средства для моделирования и тех, и других. При моделировании любого образца вы обнаружите, что он, как правило, оказывается автономным в контексте некоторого большего пакета, если не считать отношений зависимости, связывающих его с остальными частями системы.

Механизм - это просто другое название образца проектирования, когда он применяется к сообществу классов. Например, типичная проблема проектирования, с который сталкивается программист, пишущий на языке Java, - как видоизменить класс, который умеет отвечать на некоторое множество событий, таким образом, чтобы он отвечал на события иного рода, не трогая кода исходного класса. Типичным решением этой проблемы является адаптер (Adaptor pattern) - структурный образец проектирования для преобразования одного интерфейса в другой. Этот образец является настолько общим, что имеет смысл дать ему название, а затем использовать в моделях всякий раз, как возникает аналогичная проблема.

При моделировании механизмы проявляют себя двояко.

Во-первых, как показано на рис. 28.1, механизм просто именует множество абстракций, которые совместно работают для обеспечения типичного поведения, представляющего некий интерес. Такие механизмы моделируются как простые кооперации (см. главу 27), поскольку являются всего лишь именами для сообщества классов. Раскрыв такую кооперацию, можно увидеть ее структурные аспекты (обычно изображаемые в виде диаграмм классов) и поведенческие (обычно изображаемые в виде диаграмм взаимодействия). Кооперации подобного типа захватывают разные абстракции системы; весьма вероятно, что некоторый класс будет членом нескольких коопераций.

Во-вторых, как показано на рис. 28.2, механизм именует шаблон для множества совместно работающих абстракций. Такие механизмы моделируются в виде параметризованных коопераций, которые в UML изображаются аналогично шаблонам классов (см. главу 9). Раскройте такую кооперацию - и вы увидите ее структурные и поведенческие аспекты. Сверните ее, и вы увидите, как образец применяется к вашей системе путем связывания частей кооперации с существующими в системе абстракциями. При моделировании механизма в виде параметризованной кооперации вы описываете те элементы управления и стыковки, с помощью которых можно адаптировать шаблон, меняя его параметры. Подобные кооперации могут появляться в разных частях системы и связываться с различными абстракциями. В приведенном примере классы Предмет и Наблюдатель образца связаны с конкретными классами ОчередьЗадач и Ползунок соответственно.

Примечание:Решение о том, моделировать ли механизм с помощью простой или параметризованной кооперации, не вызывает затруднений. Если нужно лишь поименовать сообщество совместно работающих классов в системе, применяйте простую кооперацию. Если же нужно абстрагировать существенные структурные и поведенческие аспекты механизма способом, независящим от конкретной предметной области, а затем связать их с абстракциями в данном контексте, пользуйтесь параметризованной кооперацией.

Каркас - это архитектурный образец, предлагающий расширяемый шаблон для приложений в некоторой конкретной области. Например, в системах реального времени часто применяется архитектурный образец "циклический исполнитель", делящий время на кадры и подкадры, в которых обработка протекает в строгих временных рамках. Выбор такого образца вместо управляемой событиями архитектуры оказывает влияние на всю систему. Этот образец (равно как и его альтернатива) является настолько общим, что имеет смысл назвать его каркасом.

Каркас - это больше чем механизм. Фактически можно считать, что каркас - это род микроархитектуры, включающий в себя множество механизмов, совместно работающих для разрешения типичной для данной предметной области проблемы. Специфицируя каркас, вы описываете скелет архитектуры со всеми управляющими органами, которые раскрываются пользователям, желающим адаптировать этот каркас для применения в нужном контексте.

В UML каркас моделируется в виде стереотипного (см. главу 6) пакета (см. главу 12). Раскрыв этот пакет, вы увидите механизмы, существующие в любом из видов системной архитектуры (см. главу 2). В частности, можно обнаружить параметризованные кооперации, а также прецеденты, поясняющие, как работать с каркасом, или простые кооперации, представляющие набор абстракций, на базе которых можно строить систему, например путем порождения производных классов.

На рис. 28.3 показан такой каркас, названный ЦиклическийИсполнитель. Среди прочего каркас включает кооперацию (ОбщиеСобытия), охватывающую множество классов событий (см. главу 20), и механизм (ОбработчикСобытий) для циклической обработки событий. Клиент, построенный на базе этого каркаса (к примеру, СердечныйСтимулятор) может пользоваться абстракциями из кооперации ОбщиеСобытия путем порождения производных классов, а также применять механизм ОбработчикСобытий.

Примечание:Каркасы отличаются от обычных библиотек классов. Библиотека классов содержит абстракции, конкретизируемые или вызываемые абстракциями программы. Каркас же содержит абстракции, которые вызывают или конкретизируют ваши абстракции. Оба вида соединений образуют те элементы управления и стыковки, с помощью которых каркас настраивается на ваш контекст.

Типичные приемы моделирования Образцы проектирования

В числе прочего образцы используются для моделирования типичных ситуаций, возникающих при проектировании. При моделировании подобного механизма следует принимать во внимание его внутренний и внешний вид.

При взгляде снаружи образец проектирования изображается в виде параметризованной кооперации. Будучи кооперацией, образец предоставляет набор абстракций, структура и поведение которых призваны в ходе совместной работы выполнить некоторую полезную функцию. Параметры кооперации именуют те элементы, которые пользователь образца должен с чем-то связать. В связи с этим образец проектирования превращается в шаблон, который используется в конкретном контексте путем подстановки элементов, соответствующих параметрам шаблона.

При взгляде изнутри образец проектирования представляется простой кооперацией и изображается со своими структурной и поведенческой составляющими. Обычно кооперация моделируется с помощью диаграмм классов (для структурной составляющей) и диаграмм взаимодействий (для поведенческой составляющей). Параметры кооперации именуют некоторые из структурных элементов, которые при связывании с каким-то определенным контекстом конкретизируются абстракциями из этого контекста.

Моделирование образца проектирования осуществляется так:

  1. Идентифицируйте типичное решение типичной проблемы и материализуйте его в виде механизма.
  2. Смоделируйте механизм в виде кооперации (см. главу 27), описав ее структурный и поведенческий аспекты.
  3. Идентифицируйте те элементы образца проектирования, которые должны быть связаны с элементами в конкретном контексте, и изобразите их в виде параметров кооперации.

Например, на рис. 28.4 показано использование образца проектирования Команда (см. Gamma et al, "Design Patterns". Reading, Massachusetts: Addison-Wesley, 1995). Документация гласит, что этот образец "инкапсулирует запрос в виде объекта, позволяя тем самым параметризовать клиенты, выдающие разные запросы, ставить запросы в очередь и протоколировать их, а также поддерживать операции, допускающие отмену". Как видно из модели, этот образец имеет четыре параметра, которые должны быть связаны с элементами в данном контексте. Модель показывает пример такого связывания, где с параметрами образца связаны классы Приложение, КомандаВставки, КомандаОткрытия, ПунктМеню и Документ.

Обратите внимание на то, что КомандаВставки и КомандаОткрытия связаны несколько иначе, чем остальные параметры. Оба являются подклассами класса Команда, предоставляемого самим образцом проектирования. Если вы понимаете, как функционирует образец проектирования, то, глядя на эту модель, сразу догадаетесь, как в данном контексте совместно работают эти пять классов. Весьма вероятно, что в вашей системе этот образец будет использоваться неоднократно, быть может, с различными связями. Возможность повторного использования образца проектирования и делает процесс разработки на основе образцов столь эффективным.

Примечание:Хотя на рисунке этого не видно, классификаторы, которые материализуют данный образец проектирования (Приложение, КомандаВставки, КомандаОткрытия, ПунктМеню и Документ) по своей структуре изоморфны обобщенному образцу, показанному на рис. 28.5. Поэтому там, где в обобщенном образце есть ассоциация между Клиентом и Получателем, существует и ассоциация между Приложением и Документом. Применение образца означает конкретизацию как его сущностей, так и связей между ними.

Чтобы завершить модель образца проектирования, вы должны специфицировать его структурную и поведенческую составляющие, которые представляют собой взгляд на кооперацию (см. главу 27) изнутри.

Например, на рис. 28.5 показана диаграмма классов (см. главу 8), представляющая структуру образца проектирования. Заметьте, что классы на этой диаграмме названы так же, как и параметры образца.

На рис. 28.6 показана диаграмма последовательностей (см. главу 18), представляющая поведение этого образца.

Архитектурные образцы

Образцы используются также для моделирования типичных архитектурных решений. При моделировании каркаса вы, собственно, моделируете инфраструктуру, которую в дальнейшем планируете повторно использовать или адаптировать к некоторому контексту.

Каркас изображается в виде стереотипного пакета (см. главу 12). Будучи пакетом, каркас предоставляет ряд элементов, в частности (хотя этим все разнообразие не исчерпывается) классы, интерфейсы, прецеденты, компоненты, узлы, кооперации и даже другие каркасы. Иными словами, вы помещаете в каркас все абстракции, которые, работая совместно, формируют расширяемый шаблон для приложений в конкретной области. Некоторые из этих элементов будут являться открытыми и представлять ресурсы, которые надстраивает клиент. Это стыковочные элементы каркаса, которые вы можете подсоединить к абстракциям из своего контекста. Другие открытые элементы будут являться образцами проектирования и соответствовать ресурсам, с которыми связывается клиент. Это "разъемы" каркаса, заполняемые при связывании с образцом проектирования. И наконец, некоторые элементы будут закрытыми или защищенными; они соответствуют инкапсулированным элементам каркаса, невидимым снаружи.

При моделировании архитектурного образца помните, что каркас является, по сути дела, описанием архитектуры (см. главу 2), хотя неполным и, возможно, параметризованным. Следовательно, все, что вы знаете о моделировании хорошо структурированной архитектуры, в полной мере применимо и к хорошо структурированным каркасам. Самые лучшие каркасы не проектируются изолированно от остальной системы, - на практике такая попытка обречена на неудачу. В основе каркасов лежат уже существующие архитектуры, доказавшие свою работоспособность. Затем каркасы развиваются, чтобы найти те элементы управления и стыковки, которые необходимы и достаточны для применимости каркаса к новым областям.

Моделирование архитектурного образца осуществляется следующим образом:

  1. Положите в основу каркаса уже существующую, проверенную архитектуру.
  2. Смоделируйте каркас в виде стереотипного пакета, содержащего все элементы (и в особенности образцы проектирования), которые необходимы и достаточны для описания различных представлений каркаса.
  3. Раскройте те элементы управления и стыковки, которые нужны, чтобы адаптировать каркас, представив их в виде образцов проектирования и коопераций. Это главным образом означает, что пользователь образца должен понимать, какие классы следует расширить, какие операции реализовать и какие сигналы обрабатывать.

На рис. 28.7 показана спецификация архитектурного образца КласснаяДоска (он рассматривается в книге Buschmann et al. "Pattern-Oriented Software Architecture", New York, New York: Wiley, 1996). Как говорится в документации, этот образец "применим к задачам преобразования исходных данных в высокоуровневые структуры, которые не имеют простого детерминированного решения". В основе архитектуры лежит образец проектирования КласснаяДоска, который определяет порядок совместной работы классов ИсточникЗнаний, КласснаяДоска и Контроллер. Еще каркас включает образец проектирования Процессор логического вывода, который определяет общий механизм работы класса ИсточникЗнаний. И наконец, как видно из рисунка, каркас раскрывает один вариант использования Применить новые источники знаний, поясняющий клиенту, как можно его адаптировать.

Примечание:Полное моделирование каркаса - задача отнюдь не более простая, чем моделирование архитектуры всей системы. В некоторых отношениях она даже сложнее, поскольку для того, чтобы с каркасом можно было работать, вы должны раскрыть все его элементы управления и стыковки и, возможно, представить мета-прецеденты (типа Применить новые источники знаний), которые объясняют, как каркас настраивается, а также простые прецеденты, поясняющие его поведение.

При моделировании образцов в UML помните, что они работают на многих уровнях абстракции, начиная от отдельных классов и кончая системой в целом. Самые интересные виды образцов - это механизмы и каркасы. Хорошо структурированный образец обладает следующими свойствами:

  • решает типичную проблему типичным способом;
  • включает структурную и поведенческую составляющие;
  • раскрывает элементы управления и стыковки, с помощью которых его можно настроить на разные контексты;.
  • является атомарным, то есть не разбивается на меньшие образцы;
  • охватывает разные индивидуальные абстракции в системе.

Изображая образец в UML, руководствуйтесь следующими правилами:

  • раскрывайте те его элементы, которые необходимо адаптировать для применения в конкретном контексте;
  • делайте образец доступным, приводя прецеденты его использования, а также способы настройки.
[Предыдущая глава] [Содержание] [Следующая глава]