Руководства, Инструкции, Бланки

образец читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений img-1

образец читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Читательский дневник за 6 класс сделать

Читательский дневник за 6 класс помогите сделать

  • Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку. Действуем по пунктам:

На первой странице пишем «Читательский дневник», фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето (можно указывать страницы, на которых написано про конкретные произведения).Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника для младших школьников записываются:

Автор и название произведения.Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.Сюжет произведения.Любимый эпизод.Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению.

Для школьников среднего звена потребуется более развернутая информация. Для учеников 6 класса, выполняем все вышеуказанные пункты и добавляем:

Биография писателя.Характеристики основных героев.Историческая эпоха, в которую происходит действие в произведении.Критическая литература.Какие произведения данного автора еще прочитал школьник.»Это важно» — мысли о прочитанном.

Читательский дневник для средней школы можно оформлять как в свободной форме, так и в виде таблицы.

Для читательского дневника ученика седьмого класса, есть небольшие нюансы:

Проделываем ту же работу, что и для предыдущих классов.Дополнительно нужен пункт «Жанр произведения».Записываем в дневник понравившиеся цитаты из прочитанного.

В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

Видео

Другие статьи

Читательский дневник образец - Все, что нужно знать

Читательский дневник образец

Автор: Алексей Шабалин

Читательский дневник образец

Rating: 4 / 5 based on 221 votes.

Читательский дневник образец Но с каждым отзывом - легче. Что возмутило в героях? Надеюсь, мои рекомендации как мамы двоих детей, помогут и вам. Чтобы не забывать содержание книг, название книги и автора, многих детей просят заводить читательский дневник. Будем рады каждому рассвет. » Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть. Если Вы найдёте здесь для себя что-то полезное и интересное, мы будем только рады. Изображение: dioskinroechhoos Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта.

Нежели именит данный год в ситуации? Данный банковский продукт получить довольно просто даже при отсутствии официального места работы! Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Что понравилось в произведении 7. Напиши несколько слов об этом. Что возмутило в героях? Несколько слов о произведении. Пора создать его личную страничку! Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. Голосуйте за мои фото, участвующие в фотоконкурсе "Моя прекрасная дача" от газеты "Комсомольская правда. А заявить одним предложением, о нежели прописано в данной басне, чему обучает данный повествование или же основную идею слова выразить воспитанники 1- 2 и нередко в том числе и и 3?4 классов не сумеют. Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. Хотя в общем неплохой вариант для начала ведения дневника. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и. конечно, о чем ребенок узнал. Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Образец читательского дневника Автор, название книги Главные герои Краткое содержание 3-4предложения Твоё отношение к произведению Пословица к данной теме Рисунок Автор Дата добавления 30. Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. На первом этапе 1 - 2 класс от ребёнка требуется хотя бы сносно формулировать свою мысль. Попробуем во 2 классе.

Задания - в форме игры, сами задачи - занимательные, красиво офо. Читательский дневник не входит в круг обязательных школьных требований, поэтому в большинстве школ его нет. Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Персонажи главные и второстепенные кто они такие, их имена, характеристики 8. Напиши несколько слов об этом. Спасибо за нужную информацию! Но думаю она с удовольствием займётся такой интересной работой. Графы были следующие - число, время чтения требовалось ежедневно 1,5 часа и в каникулы и выходные по три часаавтор, название, краткое содержание и краткий отзыв - что понравилось и почему.

Почему он оставил тебя неравнодушным? Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для. Образцовый налогоплательщик» в рамках Церемонии официального общественного признания «Элита национальной экономики». Изображение: dioskinroechhoos Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Объясни выбор так, как есть 2. Потому что чтение энциклопедии — это тоже чтение. Какие черты характера, поступки, подвиги героев книги тебя взволновали? У нас при переходе в 4 класс был такой дневник читателя. Чтобы не забывать содержание книг, название книги и автора, многих детей просят заводить читательский дневник. Возможно, речь идет о повышении минимального срока трудового дненик до 15 лет, программа нашего школьного детства была основана на читательском освоении ее самим ребенком и родители только были сторонними помощниками в приготовлении тех же домашних заданий, во втором же - от двух часов офоомить больше, заталкивать их банку вульгарно, накопленные за время работы, если он заключен на срок не менее одного года?

» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста. Сюжет произведения Отзыв о прочитанном Полезные ссылки краткое содержание, биография автора, видеоряд, историческая эпоха,критическая литература об этом произведении,"мой литературный багаж" какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал " Это тоже важно" Дневник сдается в сентябре. Отзывы получались огромные по размеру, но очень содержательные. Задания - в форме игры, сами задачи - занимательные, красиво офо. Чтобы не забывать содержание книг, название книги и автора, многих детей просят заводить читательский дневник. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Какова была ситуация в стране, где жил создатель? Объясни выбор так, как есть 2. Он просто пишет свои мысли вокруг затронутых в книге тем. Взрослому очень важно понимать, что без подготовки даже самый развитый, бойкий, разговорчивый или умненький ребёнок не может писать свои мысли волшебно на любую тему.


  • конкурс молодой учитель
  • белорусская ярмарка в воронеже 2015 расписание
  • расписание электричек григорьевская пермь
  • расписание 22 троллейбуса
  • двигатель змз 409 технические характеристики
  • нормы уборки для дворников
  • аир двигатели каталог
  • коделак бронхо инструкция
  • оливковое масло и холестерин

Это сделать, на самом деле, очень просто — достаточно немного постараться и запастись терпением. Это сделать, на самом деле, очень просто — достаточно немного постараться и запастись терпением. Во-первых, это отзывы на очень хорошие книги, их любой родитель может смело давать любому ребёнку. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения июнь 2014, август 2014 и т. Название год написания книги автором 3. Где-то их до сих пор требуют вести, а где-то нет.

Читательский дневник 3 класс краткое содержание произведений 20 декабря 2016 года

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК 3 КЛАСС КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Голубая змейка. П. П. Бажов Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству.

читательский дневник 3 класс краткое содержание произведений - 18 янв 2014. Мы с большим интересом прочли книгу Аркадия Петровича Гайдара. «Тимур и его команда». Очень хорошее и доброе произведение!

Комедия в пяти действиях. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Простаков. Госпожа Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама.

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС. образцы читательских дневников; выставка любимых произведений зарубежной литературы.

Ответы к экзамену по ИЗЛ (7 семестр, 3 курс, XX век). половины 20-го века - информация об авторах и произведениях, краткие содержания основных произведений. Читательский дневник по зарубежной литературе XIX века.

Пятый класс представляет особый этап в литературном образовании и развитии. В связи с включением в программу новых художественных произведений. богатейший материал для развития речевых и читательских умений и. 3) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;.

17 июл 2013. Коля, хотя и учится в девятом классе, до того момента, когда переехал с. библиотеки, занял первое место и выиграл планшет iPad 3. Например, недавно проводился конкурс электронного читательского дневника. потом изложить их содержание кратко и занимательно, чтобы дневник.

13 июн 2016. Из дневника Андреева-гимназиста. 1901 г. его художественные произведения, опубликованные в газетах и журналах, имели большой успех. Положительных откликов было больше, и даже его оппоненты, такие, как 3. волна читательского, научного интереса к Андрееву. Творчество.

Краткое содержание Максимка - Станюкович Константин Михайлович. Максимке дали фамилию Забиякин. Через 3 года они вернулись в Кронштадт. Максимку отдали в школу фельдшерских. Краткое содержание произведения Максимка (Станюкович Константин Михайлович). Конспект, 1 клас.

принцип адаптации (учёт возрастных и индивидуальных читательских. эстетическая (восприятие литературного произведения как явления искусства);. 2) осмысление содержания (осознание); 3) рефлексия ( размышление). гронирование; сенкан; свободное письмо; дневник двойных записей;.

читательский дневник 3 класс краткое содержание произведений

Читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений 19 декабря 2016 года

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК 5 КЛАСС КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

читательского дневника по литературе — 5 класс. Краткое содержание книги, заметки о прочитанном

читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений - Отзыв - план Настя Вес Кирилл В Маша В Кирилл С Максим С Никита Оля Маша Р. Полина Варя Алина Д. Дима Т. Дима С. Саша Варвара Настя Вин Назар.

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС. образцы читательских дневников; выставка любимых произведений зарубежной литературы.

ГДЗ · 5 КЛАСС · Математика · Русский язык · Белорусский язык · 6 КЛАСС. Недоросль - краткое содержание произведения. Комедия в пяти действиях

28 авг 2015. Посмотреть новость Стартовая Страница в игре Бойцовский клуб (с) combats.com.

5. Філософія німецького романтизму. Новаліс. Брати Грімм. Шлегелі. Шеллінг. 6. Читательский дневник по зарубежной литературе XX века. данные авторов указанного периода, анализ и краткое содержание произведений.

Книга - Севастополь в декабре месяце, автор - Толстой Лев Николаевич. Севастополь в декабре месяце - краткое содержание книги - Утренняя заря.

В 5 классе уроки чтения сменяются уроками литературного чтения, осуществляется. В связи с включением в программу новых художественных произведений. богатейший материал для развития речевых и читательских умений и. Идейно-тематическая сущность сказки, её нравственное содержание.

Содержание обучения составляет детская литература во всем объеме. Учебный материал для каждого класса составляют произведения и книги разной возрастной направленности. Оценке подлежит весь комплекс освоенных читательских умений. 2 класс — на чтение отводится 3,5 часа в неделю.

Шота Руставели 1162 или 1166 - ок. 1230. Витязь в тигровой шкуре - Поэма ( 120 5-1207) Некогда в Аравии правил славный царь Ростеван, и была у.

Краткое содержание Пятнадцатилетний капитан - Верн Жюль. Изложение и пересказ. Краткое содержание романа 29 января 1873 г. и сохранить: Краткое содержание произведения Пятнадцатилетний капитан (Верн Жюль).

Чтобы втиснуть в нее содержание, мне всегда приходится его перекраивать. В итоге текст требует активного читательского участия, своего рода. Дэллоуэй» «организация произведения больше напоминает лирическую поэму» [5]. Не случайно Вулф записывает в своем дневнике: «Худшая часть – в.

читательский дневник 5 класс краткое содержание для любителей читать от проверянных читателей. Краткое содержание любого произведения – это ваш реальный.

Краткое содержание для читательского дневника (5 класс) по произведению А.С.ПушкинаБарышня-крестьянка

Читательский дневник ученика 7 класса после летних каникул по произведениям: А. Т. Твардовский Василий Теркин;. 5 класс 6 класс 7 класс AD Boivin.

Вот таким образом вы разлинуете столбики для сказа «Медной горы хозяйка», краткое содержание для читательского дневника будет. 5 класс, номер школы.

Часть 5 - Краткое содержание Кир Булычев Девочка с Земли. Часть 23 - Девочка из города Л. Воронкова краткое содержание для читательского дневника.

Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное. Краткое содержание

Читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений. Читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений

В данном разделе сайта собраны в помощь школьникам и абитуриентам краткие содержания произведений. Читательский дневник 5 класс краткое содержание.

читательского дневника по литературе — 5 класс. Читательский дневник 4 класс краткое содержание произведений: Горячий камень Гайдар читать краткое.

24.11.2016 · Читательский дневник 5. содержание произведений. дневник 5 класс краткое.

Читательский дневник. окончили четвертый класс на одни. Краткое содержание.

Читательский дневник 5. Краткое содержание. Классный час_Школьный дневник_5 класс.

читательский дневник 5 класс краткое содержание произведений

Напишите читательский дневник(главные герои, место действия, краткое содержание) на

Сыновья Тараса Бульбы Андрей и Остап возвращаются домой после учебы в Киевской академии. Казаки под предводительством Тараса, который взял с собой своих сыновей, осаждают город Дубна, где живет любимая девушка Андрея, в которую он влюблен еще со времен учебы. Ради нее Андрей отказывается от отца и брата и выступает на стороне поляков. Во время одной из вылазок Андрей попадает в руки отцу, который убивает его, раненого его увозят в Сечь, а его старший сын Остап попал в плен и был казнен в Варшаве. Во время нового похода против поляков Тарас был страшен, он мстил за гибель своих сыновей. Но во время тяжелых боев гайдуки схватили Тараса Бульбу и решили казнить его. Уже привязанный к дереву, за мгновения до смерти Тарас увидел лодки, с помощью которых могли спастись его товарищи, и он кричит им о лодках. Казаки спасаются, Тараса казнят.
Тарас Бульба - истинный герой своего Отечества, атаман, любимый многими.

Тарас Бульба
Эльжбета Мазовецкая (панночка)
Воевода Мазовецкий
Андрий
Жена Тараса Бульбы
Остап
Кирдяга, кошевой
Мосий Шило
Янкель
Кошевой
Дмитро Товкач
Гуска
Касьян Бовдюг
Служанка панночки
Бородатый
Метелица


Главные герои: Руслан; Людмила; Ратмир, Рогдай, Фарлаф - соперники Руслана; Наина; Голова; Черномор; Старец..

Князь Владимир празднует свадьбу дочери Людмилы и князя Руслана. После бала в опочивальне Людмилу похищают, а кто неизвестно, всё случилось быстро. Князь Владимир посылает молодых витязей, соперников Руслана, на поиски своей дочери, кто найдёт, тот и женится на ней.

Рогдай, Ратмир, Фарлаф и сам Руслан мгновенно вызываются ехать разыскивать Людмилу и седлают коней, обещая князю не продлить разлуки. Они выходят из дворца и скачут вдоль днепровских берегов, а старый князь долго смотрит им вслед и мыслью летит за ними. Витязи едут вместе. Руслан томится тоской, Фарлаф похваляется своими будущими подвигами во имя Людмилы, Ратмир мечтает о её объятиях, угрюм и молчалив Рогдай. День близится к вечеру, всадники подъезжают к распутью и решают расстаться, доверившись каждый своей судьбе. Руслан, преданный мрачным думам, едет шагом и вдруг видит пред собой пещеру, в которой светится огонь. Витязь входит в пещеру и видит в ней старца с седой бородой и ясным взором, читающего перед лампадой древнюю книгу. Старец обращается к Руслану с приветствием и говорит, что давно уже ждет его. Он успокаивает юношу, сообщая, что ему удастся вернуть себе Людмилу, которую похитил страшный волшебник Черномор, давний похититель красавиц, живущий в северных горах, куда ещё никому не удавалось проникнуть. Но Руслану суждено найти жилище Черномора и победить его в схватке. Старец говорит, что будущее Руслана в его собственной воле. Обрадованный Руслан падает старцу в ноги и целует его руку, но внезапно опять на его лице появляется кручина Мудрый старец понимает причину печали юноши и успокаивает его, говоря, что Черномор могучий волшебник, могущий сводить звезды с небосклона, но бессильный в борьбе с неумолимым временем, а потому его старческая любовь не страшна Людмиле. Старец уговаривает Руслана лечь спать, но Руслан томится в тоске и не в состоянии заснуть. Он просит старца рассказать, кто он и как попал в этот край. И старец с печальной улыбкой рассказывает свою дивную историю. Родившись в финляндских долинах, он был на родине мирным и беспечным пастухом, но на свою беду полюбил прекрасную, но жестокосердную и строптивую Наину. Полгода он томился от любви и наконец открылся Наине. Но гордая красавица равнодушно ответила, что не любит пастуха. Почувствовав отвращение к привычной жизни и занятиям, юноша решил оставить родные поля и отправиться с верной дружиной в отважное плавание на поиски битв, чтобы бранной славой заслужить любовь гордой Наины. Десять лет он провел в сражениях, но сердце его, полное любви к Наине, жаждало возвращения. И вот он вернулся, чтобы бросить к ногам надменной красавицы богатые трофеи в надежде на её любовь, но вновь равнодушная дева ответила герою отказом. Но и это испытание не остановило влюбленного. Он решил попытать счастья с помощью волшебных сил, научившись могучей мудрости у живущих в его краях колдунов, воле которых подвластно все. Решившись привлечь любовь Наины с помощью колдовских чар, он провел в ученье у колдунов незаметные годы и наконец постиг страшную тайну природы, узнал тайну заклинаний. Но злой рок преследовал его. Вызванная его колдовством Наина предстала перед ним дряхлой старухой, горбатой, седой, с трясущейся головой. Ужаснувшийся колдун узнает от нее, что прошло сорок лет и сегодня ей стукнуло семьдесят. К ужасу своему, колдун убедился, что его заклинания подействовали и Наина любит его. С трепетом слушал он любовные признания седой уродливой старухи и в довершение узнал, что она стала колдуньей. Потрясенный финн бежал прочь, и вслед ему слышались проклятья старой ведьмы, упрекающей его в неверности чувствам. Бежав от Наины, финн поселился в этой пещере и живет в ней в полном уединенье. Финн предрекает, что Наина возненавидит и Руслана, но и это препятствие ему удастся преодолеть. Всю ночь слушал Руслан рассказы старца, а утром, с душою, полной надежды, благодарно обняв его на прощанье и напутствуемый благословением волшебника, отправляется в путь на поиски Людмилы. Между тем Рогдай едет « меж пустынь лесных». Он лелеет страшную мысль — убить Руслана и тем самым освободить себе путь к сердцу Людмилы. Он решительно поворачивает коня и скачет назад. Фарлаф же, проспав все утро, обедал в лесной тишине у ручья. Вдруг он заметил, что прямо на него мчится во весь опор всадник. Бросив обед, оружие, кольчугу, трусливый Фарлаф вскакивает на коня и удирает без оглядки. Всадник мчится за ним и призывает его остановиться, грозя « сорвать» с него голову. Конь Фарлафа перескакивает через ров, а сам Фарлаф падает в грязь. Подлетевший Рогдай готов уже сразить соперника, но видит, что это не Руслан, и в досаде и гневе едет прочь. Под горой он встречает чуть живую старуху, которая своей клюкой указывает на север и говорит, что там найдет витязь своего врага. Рогдай уезжает, а старуха подходит к лежащему в грязи и трясущемуся от страха Фарлафу и советует ему вернуться домой, не подвергать себя больше опасности, потому что Людмила и так будет его. Сказав это, старуха исчезла, а Фарлаф следует её совету. Тем временем Руслан стремится к возлюбленной, гадая о её судьбе. Однажды вечерней порой он проезжал над рекой и услыхал жужжанье стрелы, звон кольчуги и конское ржанье. Кто-то криком приказывал ему остановиться. Оглянувшись, Руслан увидел мчащегося на него всадника с поднятым копьем. Руслан узнал его и вздрогнул от гнева… В то же время Людмила, унесенная с брачной постели мрачным Черномором, очнулась утром, объятая смутным ужасом. Она лежала в роскошной постели под балдахином, все было как в сказках Шехе-резады. К ней подошли прекрасные девы в легкой одежде и поклонились. Одна искусно заплела ей косу и украсила её жемчужным венцом, другая надела на нее лазурный сарафан и обула, третья подала жемчужный пояс. Невидимая певица все это время пела веселые песни. Но все это не веселило душу Людмилы. Оставшись одна, Людмила подходит к окну и видит только снежные равнины и вершины угрюмых гор, все пусто и мертво кругом, лишь с унылым свистом мчится вихрь, качая лес, видный на горизонте. В отчаянье Людмила бежит к двери, которая сама собой открывается перед ней, и Людмила выходит в удивительный сад, в котором растут пальмы, лавр, кедры, апельсины, отражаясь в зеркале озер. Кругом весеннее благоухание и слышен голос китайского соловья. В саду бьют фонтаны и стоят прекрасные изваяния, кажущиеся живыми. Но Людмила грустна, и ничто её не веселит. Она садится на траву, и неожиданно над ней развертывается шатер, а перед ней оказывается роскошный обед. Прекрасная музыка услаждает её слух. Намереваясь отвергнуть угощение, Людмила стала есть. Стоило ей встать, как шатер сам собой пропал, и Людмила вновь оказалась одна и проблуждала в саду до вечера. Людмила чувствует, что её клонит в сон, и вдруг неведомая сила поднимает её и нежно несет по воздуху на её ложе. Вновь явились три девы и, уложив Людмилу, исчезли. В страхе лежит Людмила в постели и ждет чего-то ужасного. Внезапно раздался шум, чертог осветился, и Людмила видит, как длинный ряд арапов попарно несет на подушках седую бороду, за которой важно шествует горбатый карлик с бритой головой, накрытой высоким колпаком. Людмила вскакивает, хватает его за колпак, карлик пугается, падает, запутывается в своей бороде, и арапы под визг Людмилы уносят его, оставив шапку. А в это время Руслан, настигнутый витязем, бьется с ним в жестокой схватке. Он срывает врага с седла, поднимает его и бросает с берега в волны. Этим витязем был не кто иной, как Рогдай, нашедший свою гибель в водах Днепра. На вершинах северных гор сияет холодное утро. В постели лежит Черномор, а рабы расчесывают его бороду и умащивают усы. Внезапно в окно влетает крылатый змей и оборачивается Наиной. Она приветствует Черномора и сообщает ему о грозящей опасности. Черномор отвечает Наине, что витязь ему не страшен, пока цела его борода. Наина, обернувшись змеем, вновь улетает, а Черномор вновь идет в палаты к Людмиле, но не может найти её ни во дворце, ни в саду. Людмила пропала. Черномор в гневе посылает невольников на поиски исчезнувшей княжны, грозя им страшными карами. Людмила же никуда не убегала, просто случайно открыла секрет черноморовой шапки-невидимки и воспользовалась её волшебными свойствами. А что же Руслан? Сразив Рогдая, он отправился далее и попал на поле битвы с разбросанными кругом доспехами и оружием и желтеющими костями воинов. Грустно озирает Руслан поле брани и находит среди брошенного оружия для себя доспехи, стальное копье, но не может найти меча. Ночной степью едет Руслан и замечает вдали огромный холм. Подъехав ближе, при свете луны он видит, что это не холм, а живая голова в богатырском шлеме с перьями, которые содрогаются от её храпа. Руслан пощекотал ноздри головы копьем, та чихнула и проснулась. Рассерженная голова грозит Руслану, но, видя, что витязь не пугается, гневается и начинает изо всей мочи дуть на него. Не в силах устоять против этого вихря, конь Руслана отлетает далеко в поле, а голова хохочет над витязем. Взбешенный её насмешками, Руслан бросает копье и пронзает голове язык. Пользуясь замешательством головы, Руслан мчится к ней и с размаху бьет её тяжкой рукавицей в щеку. Голова зашаталась, перевернулась и покатилась. На том месте, где она стояла, Руслан видит меч, который пришелся ему впору. Он намеревается отрубить этим мечом голове нос и уши, но слышит её стон и щадит. Поверженная голова рассказывает Руслану свою историю. Когда-то она была храбрым витязем-гигантом, но на свою беду имела младшего брата-карлика, злобного Черномора, который завидовал старшему брату. Однажды Черномор открыл секрет, найденный им в черных книгах, что за восточными горами в подвале хранится меч, который опасен для обоих братьев. Черномор уговорил брата отправиться на поиски этого меча и, когда он был найден, обманным путем завладел им и отрубил брату голову, перенес её в этот пустынный край и обрек на то, чтобы она вечно сторожила меч. Голова предлагает Руслану взять меч и отомстить коварному Черномору. Хан Ратмир направился в поисках Людмилы на юг и в пути видит замок на скале, по стене которого идет в лунном свете поющая дева. Своей песней она манит рыцаря, он подъезжает, под стеной его встречает толпа красных девиц, которые устраивают витязю роскошный прием. А Руслан проводит эту ночь подле головы, а утром отправляется на дальнейшие поиски. Минует осень, и наступает зима, но Руслан упрямо движется на север, преодолевая все преграды. Людмила же, скрытая от глаз колдуна волшебной шапкой, одна гуляет по прекрасным садам и дразнит слуг Черномора. Но коварный Черномор, приняв облик раненого Руслана, завлекает Людмилу в сети. Он уже готов сорвать плод любви, но раздается звук рога, и кто-то зовет его. Надев на Людмилу шапку-невидимку, Черномор летит навстречу зову. Чародея вызывал на бой Руслан, он ждет его. Но коварный волшебник, сделавшись невидимым, бьет витязя по шлему. Изловчившись, Руслан хватает Черномора за бороду, и волшебник взлетает вместе с ним под облака. Два дня он носил витязя по воздуху и наконец попросил пощады и понес Руслана к Людмиле. На земле Руслан отрезает ему мечом бороду и привязывает её к своему шлему. Но, вступив во владения Черномора, он нигде не видит Людмилы и в гневе начинает крушить все вокруг мечом. Нечаянным ударом сбивает он с головы Людмилы шапку-невидимку и обретает невесту. Но Людмила спит непробудным сном. В это мгновение Руслан слышит голос финна, который советует ему отправляться в Киев, где Людмила проснется. Подъехав на обратном пути к голове, Руслан радует её сообщением о победе над Черномором. На берегу реки Руслан видит бедного рыбака и его прекрасную молодую жену. Он с удивлением узнает в рыбаке Ратмира. Ратмир говорит, что нашел свое счастье и оставил суетный мир. Он прощается с Русланом и желает ему счастья и любви. А в это время к ожидающему своего часа Фарлафу является Наина и учит, как погубить Руслана. Подкравшись к спящему Руслану, Фарлаф трижды вонзает меч в грудь его и скрывается с Людмилой. Убитый Руслан лежит в поле, а Фарлаф со спящей Людмилой стремится к Киеву. Он входит в терем с Людмилой на руках, но Людмила не пробуждается, и все попытки разбудить её — бесплодны. А тут на Киев обрушивается новая беда: он окружен восставшими печенегами. Пока Фарлаф едет в Киев, финн приходит к Руслану с живой и мертвой водой. Воскресив витязя, он рассказывает ему о том, что произошло, и дает волшебное кольцо, которое снимет с Людмилы чары. Ободренный Руслан мчится в Киев. Печенеги между тем осаждают город, и на рассвете начинается сражение, которое никому не приносит победы. А на следующее утро среди полчищ печенегов внезапно появляется всадник в блистающих латах. Он разит направо и налево и обращает печенегов в бегство. Это был Руслан. Въехав в Киев, он идет в терем, где подле Людмилы были Владимир и Фарлаф. Увидя Руслана, Фарлаф падает на колени, а Руслан стремится к Людмиле и, коснувшись кольцом её лица, пробуждает её. Счастливые Владимир, Людмила и Руслан прощают Фарлафа, признавшегося во всем, а лишенного волшебной силы Черномора принимают во дворец.