Руководства, Инструкции, Бланки

Фас России Руководство

Категория: Руководства

Описание

Полномочия руководства ФАС России и начальников управлений ФАС России

Приказ ФАС России от 09.04.2007 N 105 (ред. от 22.09.2015) "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2007 N 9470)

Полномочия руководства ФАС России и начальников управлений

1.9. Руководитель ФАС России организует ее работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФАС России функций, представляет ФАС России в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФАС России договоры и другие документы гражданско-правового характера, в том числе утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих ФАС России, заключает служебные контракты с государственными гражданскими служащими ФАС России, а также распределяет обязанности между своими заместителями, вносит в Правительство Российской Федерации: проект положения о ФАС России, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников ФАС России, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности ФАС России, а также отчеты об их исполнении, утверждает положения об управлениях ФАС России, назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих ФАС России, руководителей и заместителей руководителя территориальных управлений ФАС России, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФАС России, утверждает структуру и штатное расписание ФАС России в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание ФАС России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

1.10. Заместители руководителя ФАС России представляют ФАС России по отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют осуществление функций ФАС России в соответствии с настоящим Регламентом, распределением обязанностей между заместителями руководителя ФАС России (далее - распределение обязанностей) и иными правовыми актами, а также поручениями руководителя ФАС России.

1.11. В соответствии с распределением обязанностей заместители руководителя ФАС России на основании выданных руководителем ФАС России доверенностей могут подписывать от имени ФАС России договоры и другие гражданско-правовые документы.

1.12. В приказе о распределении обязанностей указываются:

а) полномочия каждого заместителя руководителя ФАС России;

б) исключительные полномочия руководителя ФАС России;

в) структурные подразделения ФАС России, координацию и контроль деятельности которых осуществляет руководитель ФАС России либо соответствующий заместитель руководителя ФАС России;

г) схема временного исполнения обязанностей руководителя (заместителей руководителя) ФАС России на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

1.13. Заместитель руководителя ФАС России по решению руководителя ФАС России и в соответствии с распределением обязанностей:

а) взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;

б) координирует и контролирует работу управлений ФАС России, дает поручения их начальникам;

в) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) обеспечивает рассмотрение поступивших в ФАС России обращений, документов и материалов;

д) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись руководителю ФАС России;

е) согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;

ж) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и приказами ФАС России.

1.14. Начальник управления ФАС России осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными в настоящем Регламенте, положении об управлении, должностном регламенте начальника управления, а также на основании отдельных письменных поручений руководителя ФАС России (заместителей руководителя).

1.15. В соответствии с настоящим Регламентом, положением об управлении, должностным регламентом начальника управления, поручениями руководителя ФАС России начальник управления:

а) осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

б) взаимодействует с иными управлениями ФАС России;

в) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов правовых актов и других документов;

г) обеспечивает рассмотрение поступивших в ФАС России обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

д) обеспечивает рассмотрение и визирует (подписывает) ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;

е) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности сотрудников управления;

ж) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников управления и наложении на них взысканий;

з) привлекает при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности ФАС России, научные и иные организации, ученых и специалистов;

и) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к компетенции управления вопросам;

к) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом, положением об управлении и поручениями (указаниями) руководителя ФАС России и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей).

1.16. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой руководителя ФАС России назначается временно исполняющий его обязанности.

В приказе об исполнении обязанностей указываются причины временного исполнения полномочий и должностных обязанностей, срок их исполнения, ограничения по исполнению полномочий (при необходимости).

В случае временного отсутствия начальника управления его обязанности исполняет один из его заместителей начальника управления.

Открыть полный текст документа

фас россии руководство:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ФАС России: отзывы сотрудников о работодателе

    ФАС России

    ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

    Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

    Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

    Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России

    Приказ ФАС РФ от 08.10.2007 N 325

    Документ по состоянию на август 2014 г.

    В целях упорядочения организации работы с документами в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы приказываю:

    1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России (Приложение).

    2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата ФАС России организовать изучение Инструкции работниками подразделений и обеспечить контроль выполнения ее требований.

    3. Управлению делами (Заборщиков П.В.) организовать ведение делопроизводства в центральном аппарате ФАС России в строгом соответствии с требованиями настоящей Инструкции и обеспечить оказание методической помощи структурным подразделениям ФАС России по применению Инструкции.

    4. Рекомендовать территориальным органам ФАС России на основе настоящей Инструкции внести изменения в действующие инструкции по ведению делопроизводства применительно к условиям своей деятельности.

    5. Считать утратившими силу Приказы ФАС России от 18.11.2004 N 178 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России", от 28.03.2005 N 54 "О внесении дополнений в Приказ от 18.11.2004 N 178 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России", от 27.05.2005 N 112 "О внесении изменений в Приказ ФАС России от 18.11.2004 N 178 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России", от 12.12.2005 N 292 "О внесении дополнений в п. 5.2.5 Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России" и от 25.09.2007 N 299 "О внесении изменений в Приказ ФАС России от 18.11.2004 N 178 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России".

    6. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

    Утверждена
    Приказом ФАС России
    от 8 октября 2007 г. N 325

    I. Общие положения

    1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок работы с документами в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России).

    1.2. Инструкция разработана в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.11.2005 N 536, Государственным стандартом на организационно-распорядительную документацию - ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст.

    1.3. Документы ФАС России являются собственностью государства, вопросы работы с ними регулируются законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными и методическими документами Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального архивного агентства.

    1.4. ФАС России организует и ведет делопроизводство на основе положений Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105, и настоящей Инструкции.

    1.5. Инструкция является нормативным документом, устанавливающим единые правила документационного обеспечения управления центрального аппарата ФАС России, и обязательна для всех его работников.

    1.6. Настоящая Инструкция устанавливает порядок приема, учета, подготовки, оформления, размножения (тиражирования), контроля исполнения, хранения и использования документов, независимо от формы носителя, включая подготовку, регистрацию, учет и контроль документов, осуществляемых с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

    Порядок работы с секретными документами и шифрограммами определяет специальная инструкция.

    Работа с документами, содержащими конфиденциальную информацию, регламентируется Инструкцией о порядке обращения с документами, содержащими сведения конфиденциального характера в ФАС России и его территориальных органах, утвержденной Приказом ФАС России от 18.03.2005 N 45.

    Организация работы с документами коллегии Федеральной антимонопольной службы осуществляется в соответствии с Положением о коллегии Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 29.06.2007 N 198.

    Организация работы с документами дел о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, дел об административных правонарушениях и судебных дел в ФАС России осуществляется в соответствии с Регламентом подготовки и ведения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, дел об административных правонарушениях и судебных дел в центральном аппарате ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 23.08.2005 N 197, и Приказом ФАС России от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".

    Организация работы с документами дел о недобросовестной конкуренции на товарных рынках, о нарушении законодательства о рекламе, а также дел об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Регламентом подготовки и ведения дел о нарушениях законодательства о рекламе, статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также дел об административных правонарушениях и судебных дел, связанных с такими нарушениями в центральном аппарате ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 26.10.2005 N 249 и Приказом ФАС России от 22.09.2006 N 243 "Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".

    1.7. Организацию, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения в системе электронного документооборота LanDocs, контроль организации делопроизводства в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России, методическую помощь территориальным управлениям службы в части организации и ведения делопроизводства осуществляет отдел-канцелярия Управления делами.

    1.8. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение требований настоящей Инструкции, качественное своевременное исполнение документов и их сохранность в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России возлагается на руководителей структурных подразделений.

    Руководитель структурного подразделения определяет ответственного за ведение делопроизводства, обязанности которого устанавливаются должностным регламентом.

    1.9. Работники структурных подразделений ФАС России несут персональную ответственность за сохранность находящихся у них служебных документов. Об их утрате немедленно докладывается (докладная записка) руководителю структурного подразделения, в отдел-канцелярию Управления делами и в контрольный отдел Управления контроля и административной реформы.

    II. Правила подготовки и оформления документов 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации

    2.1.1. ФАС России в целях обеспечения выполнения возложенных на него задач в соответствии с его компетенцией (Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331) разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и его поручений.

    2.1.2. Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 15 на стандартных листах бумаги формата А4 (Приложение N 1).

    На первом листе законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 интервал и выравнивается по левой границе.

    На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

    2.1.3. Законопроект имеет следующие реквизиты:

    Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - печатается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

    Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН отделяется от первого реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается прописными буквами размером шрифта не более N 17 и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 36 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

    О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

    В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы - дополнительно указать, в какой именно части она изменяется.

    О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в части платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

    Текст отделяется от заголовка межстрочными интервалами 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт.

    Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

    Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи.

    Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номер проставляется римскими цифрами.

    ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

    Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного (1.25) отступа. Наименование подраздела печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

    Подраздел I. Общие положения об обязательствах

    Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы, с абзацного (1.25) отступа. Заголовок главы печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

    Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

    Параграф обозначается знаком "§", имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок и пишется с абзацного отступа (1.25). Заголовок параграфа пишется с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

    § 1. Хозяйственные товарищества и общества

    Статьи имеют сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом с абзацного отступа (1.25) в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

    Статья 22. Функции антимонопольного органа

    В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. В этом случае слово "статья" и номер выделяются полужирным шрифтом.

    В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы.

    Части обозначаются арабскими цифрами с точкой.

    Пункты нумеруются арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.

    Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.

    Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

    Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указывается при оформлении принятого в Государственной Думе закона.

    Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.

    2.1.4. К законопроекту должна быть приложена пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия законопроекта, включающая развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

    Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты.

    Наименование вида документа - печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

    В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

    К проекту федерального закона "О защите конкуренции"

    Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации

    2.2.1. Подготовка и оформление проектов актов (указов и распоряжений) Президента Российской Федерации производится в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.11.2005 N 536.

    2.2.2. Проекты актов Президента Российской Федерации и приложения к ним печатаются на стандартных листах бумаги А4 шрифтом N 15. Верхнее поле документа устанавливается границами бланка. Левое поле - 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см. При оформлении проекта акта на двух и более листах верхнее поле второго и последующего листов составляет не менее 2,5 см.

    2.2.3. Проекты актов Президента Российской Федерации имеют следующие реквизиты: наименование вида акта, заголовок и текст (Приложение N 2).

    Указ Президента Российской Федерации заголовок имеет обязательно. В отдельных распоряжениях Президента Российской Федерации заголовок может отсутствовать.

    Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал.

    Начало и конец каждой строки заголовка центрируется относительно слов "Президент Российской Федерации".

    Текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом 24 пт и печатается через интервал 18 пт.

    Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    Текстовая часть может подразделяться на констатирующую часть - преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть).

    Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом "постановляю", которое печатается вразрядку.

    Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

    Пункты могут разделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающейся круглой скобкой.

    Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ (распоряжение), должны соответствовать структуре основного нормативного акта.

    При наличии к указу (распоряжению) Президента Российской Федерации приложений на них в тексте обязательно делается ссылка.

    В проектах указов (распоряжений) Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, воинских и специальных званий Российской Федерации допускается печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности фамилии. В остальных случаях это не допускается.

    Подпись отделяется от текста дополнительным интервалом 32 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации", инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации.

    Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова "Российской Федерации", а слово "Президент" центрируется относительно этих слов. Инициал и фамилия Президента Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

    Место издания отделяется от подписи межстрочным интервалом 48 пт и печатается от границы левого поля: Москва, Кремль.

    На распоряжении место издания не печатается.

    Дата проставляется после подписания документа, оформляется словесно-цифровым способом и отделяется от реквизита "Место издания" межстрочным интервалом 18 пт. Печатается от левой границы текстового поля.

    Номер проставляется после подписания документа, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита "Дата" межстрочным интервалом 18 пт.

    К порядковому номеру распоряжения Президента Российской Федерации через дефис добавляются строчные буквы "рп".

    Приложения к проектам указов и распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги формата А4.

    Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов указов (распоряжений).

    Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Приложения визируются руководителем органа, внесшего проект.

    Если в тексте дается ссылка "согласно приложению", то на первом листе приложения в правом верхнем углу пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ, ниже через межстрочный интервал 18 пт дается ссылка на указ или распоряжение Президента Российской Федерации. Все остальные части реквизита центрируются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений, они нумеруются.

    Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты - 2 - 3 см.

    При наличии в тексте акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом положении в правом верхнем углу располагается слово "УТВЕРЖДЕНО" со ссылкой на нормативный акт, его дату и номер.

    Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН в приложениях согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.

    Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа выделяется прописными буквами полужирным шрифтом и может быть напечатано вразрядку (СПИСОК, ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ и т.д.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

    Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта интервалом 70 пт, интервал от заголовка до текста приложения 24 пт.

    При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.

    Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

    При размещении таблицы на нескольких листах заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждом листе.

    Листы приложения имеют самостоятельную нумерацию, начиная со второго листа.

    При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждого листа или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.

    На одном листе может быть не более трех сносок.

    В приложенных положениях, программах, уставах разделы и главы нумеруются римскими цифрами, пункты и подпункты - арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2) Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой (например, 1.2.3). Пункты могут быть разделены на подпункты, которые имеют порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1).

    Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа проекта указа (распоряжения) в нижней его части.

    На приложениях к проектам указов (распоряжений) визы проставляются также на оборотной стороне последнего листа приложения.

    2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации

    2.3.1. Подготовка и оформление проектов актов (ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РАСПОРЯЖЕНИЙ) Правительства Российской Федерации производится в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

    2.3.2. Проект постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации печатается на стандартном листе бумаги формата А4 шрифтом N 14 (Приложение N 3). Проект имеет следующие реквизиты:

    Наименование вида акта - постановление Правительства Российской Федерации или распоряжение Правительства Российской Федерации.

    Дата акта отделяется от наименования вида акта межстрочным интервалом 24 пт, оформляется словесно-цифровым способом, печатается центрованным способом, проставляется при подписании акта.

    Индекс (номер) печатается арабскими цифрами и состоит из знака N и порядкового номера документа. К порядковому номеру распоряжения Правительства Российской Федерации добавляется буква "р".

    Место издания отделяется от реквизитов "Дата" и "Номер" межстрочным интервалом 24 пт и оформляется центрованным способом.

    Заголовок - порядок оформления заголовка аналогичен оформлению этого реквизита в проектах указов (распоряжений) Президента Российской Федерации (см. пп. 2.2.3).

    Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт, печатается шрифтом размером N 14 с интервалом 18 пт от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы поля.

    Текст может делиться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную).

    Преамбула в проектах постановлений Правительства Российской Федерации завершается словами "Правительство Российской Федерации постановляет", последнее слово печатается полужирным шрифтом, вразрядку.

    Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

    Постановляющая (распорядительная) часть проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации может разделяться на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

    При наличии приложений к постановлению (распоряжению) Правительства Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

    Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Председатель Правительства Российской федерации", инициала имени и фамилии Председателя Правительства Российской Федерации. Слова "Председатель Правительства" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Председатель Правительства" печатаются от левой границы текстового поля, а слова "Российской Федерации" центрируются относительно первой строки реквизита. Инициал имени и фамилия Председателя Правительства Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

    Приложения к проектам актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации печатаются на отдельных листах бумаги и визируются.

    Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов постановлений (распоряжений).

    Порядок оформления приложений к проекту постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации аналогичен оформлению приложений к проектам указов (распоряжений) Президента Российской Федерации (пп. 2.2.3).

    Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра (подлинника) проекта постановления (распоряжения) в нижней его части.

    2.3.3. Если в тексте проекта акта Правительства Российской Федерации упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то в тексте дается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 3, ст. 6)".

    Если подготавливаемый акт Правительства Российской Федерации влечет за собой внесение изменений или дополнений в другие правовые акты Правительства Российской Федерации, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде самостоятельного акта одновременно с ним.

    Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.

    2.3.4. В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.

    2.3.5. Документы (программы, положения, регламенты, планы, нормы и т.п.), которые предлагается утвердить подготавливаемым проектом акта Правительства Российской Федерации, в обязательном порядке прилагаются к данному проекту.

    2.3.6. Справка к проекту постановления (распоряжения) оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты:

    Наименование вида документа печатается прописными буквами 2 межстрочными интервалами ниже верхней границы текстового поля, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

    В заголовке указывается полное название проекта постановления (распоряжения), к которому подготовлена справка.

    Текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами, печатается шрифтом размером N 14 через 1,5 интервала.

    Первая строка абзаца печатается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    В тексте кратко излагаются мотивы внесения проекта, обоснование и суть проекта, наличие разногласий, результаты проработки и экспертизы.

    Подпись отделяется от текста 3 межстрочными интервалами и включает в себя наименование должности лица, подписывающего справку, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию).

    Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки.

    Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности без пробелов между инициалами и фамилией. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правым полем.

    При наличии нескольких подписей они располагаются одна под другой в соответствии с занимаемыми должностями.

    Подписи отделяются одна от другой 3 интервалами.

    2.4. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов ФАС России

    2.4.1. ФАС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты в виде приказов, правил, инструкций, положений.

    Принятие нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

    2.4.2. При подготовке и оформлении нормативных правовых актов ФАС России следует руководствоваться Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральной государственной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715, от 07.07.2006 N 418) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1998, 347, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251) (далее - Правил подготовки нормативных правовых актов)), Регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105 и настоящей Инструкцией.

    2.4.3. При подготовке документов в ФАС России применяется текстовой редактор "Microsoft@ Word" версии от 6.0 и выше с использованием шрифта Times New Roman Cyr размером N 12 (для оформления табличных материалов), 13 и 14 через 1 - 2 интервала.

    2.5. Бланки документов

    2.5.1. Документы, исходящие из ФАС России, должны оформляться на бланках, иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и порядок их расположения.

    2.5.2. Государственный герб Российской Федерации помещен на бланк ФАС России в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, часть I, ст. 5021).

    2.5.3. Полное и сокращенное (ФАС России) наименование Федеральной антимонопольной службы даны в соответствии с Перечнем полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти, утвержденным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 06.08.2004 N 1363/1001.

    2.5.4. Справочные данные о Федеральной антимонопольной службе, помещенные на гербовом бланке, включают в себя почтовый адрес, справочный телефон и факс.

    2.5.5. Бланки документов изготавливаются на стандартных листах бумаги формата А4 по заказу Управления делами типографским способом и подлежат строгому учету в отделе-канцелярии Управления делами. На бланках типографским способом проставлен порядковый номер (кроме бланков приказов). Учет бланков ведется отдельно по видам бланков в журнале в группе исходящей корреспонденции отдела-канцелярии Управления делами.

    Бланки хранятся в специальном шкафу в отделе-канцелярии Управления делами и выдаются в структурные подразделения ФАС России строго под роспись в журнале учета бланков.

    Право получать бланки в отделе-канцелярии Управления делами имеют только работники, отвечающие за делопроизводство в структурных подразделениях ФАС России (далее - делопроизводители), или работники, временно исполняющие данные обязанности. Полученные бланки должны храниться в специальных запирающихся шкафах и выдаваться исполнителям строго под расписку.

    Испорченные бланки передаются делопроизводителями структурных подразделений ФАС России в отдел-канцелярию Управления делами (группа исходящей корреспонденции) для списания и последующего уничтожения.

    Уничтожение гербовых бланков осуществляется по акту.

    Контроль изготовления, использования и хранения бланков осуществляет отдел-канцелярия Управления делами.

    2.5.6. В ФАС России применяются следующие гербовые бланки:

    бланк руководителя Федеральной антимонопольной службы (Приложение N 4);

    бланк статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (Приложение N 5);

    бланк заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (Приложение N 6);

    бланк Федеральной антимонопольной службы (Приложение N 7).

    2.5.7. В ФАС России используются также бланки приказов, изготавливаемые типографским способом и не имеющие нумерации.

    2.5.8. Введение в обращение по мере необходимости новых бланков документов осуществляется по поручению руководителя ФАС России. Предложения о необходимости введения новых бланков вместе с образцами предлагаемых бланков вносит начальник Управления делами.

    2.5.9. Снятие копий с бланков и документов, исполненных на бланках, с использованием цветной копировальной техники запрещено.

    2.6. Оформление реквизитов в процессе подготовки документов

    При подготовке документов работники ФАС России обязаны соблюдать правила оформления реквизитов, установленные ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

    2.6.1. Дата документа.

    Датой документа является дата его регистрации в отделе-канцелярии Управления делами (распорядительные документы, письма).

    Для документа, составленного совместно несколькими организациями, датой документа является дата его подписания последней организацией.

    Дата документа, принимаемого коллегиальным органом - дата принятия, для утверждаемого документа - дата утверждения. В данном случае дата проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

    Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением, должны быть обязательно датированы.

    Дата подписания, утверждения, согласования документа, а также даты, содержащиеся в тексте, оформляются цифровым способом арабскими цифрами в следующей последовательности: день, месяц, год (26.04.2007).

    Словесно-цифровой способ оформления даты используется в нормативных документах, определяющих права граждан и организаций и в документах финансового характера (26 апреля 2007 г.).

    2.6.2. Регистрационный номер документа.

    Все документы: входящие, исходящие и внутренние должны быть зарегистрированы.

    Поступающие в ФАС России и исходящие из ФАС России документы регистрируются в отделе-канцелярии Управления делами.

    Внутренние документы регистрируются в структурных подразделениях, составивших данные документы.

    2.6.3. Ссылка на регистрационный номер и дату документа.

    Ссылка включает в себя регистрационный номер (исходящий), проставленный на документе организацией, направившей данный документ на рассмотрение в ФАС России, и дату создания данного документа.

    Ссылка может быть размещена в специально отведенных графах на гербовом бланке документа или указана в тексте документа.

    Документы адресуются организациям, их структурным подразделениям, должностным или физическим лицам.

    При адресовании документа организации, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

    Сокращение названия Российская Федерация - РФ в официальных документах не допускается.

    При направлении документа конкретному должностному лицу наименование организации и подразделения указываются в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.

    При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата.

    Если документ отправляется в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно.

    В состав реквизита может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указываются в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи.

    Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатом не указываются.

    При большом количестве адресатов составляют список рассылки документа, а на каждом экземпляре указывают только один адрес.

    Если письмо адресуется организации, указывают ее наименование, затем почтовый адрес с индексом.

    При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию получателя, его инициалы, затем почтовый адрес.

    Составные части отделяются друг от друга 2 интервалами.

    При адресовании документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией, при адресовании физическому лицу - после нее.

    2.6.5. Утверждение документа.

    Документы, подлежащие утверждению, приобретают юридическую силу только с момента их утверждения.

    Утверждаются документы руководителем ФАС России или его заместителями, в компетенцию которых входит решение вопросов, изложенных в документах.

    Обязательному утверждению подлежат следующие виды документов:

    положения (о структурных подразделениях, коллегиальных органах и т.д.):

    структура и штатное расписание центрального аппарата ФАС России;

    текущие и перспективные планы;

    формы унифицированных документов;

    сводная номенклатура дел центрального аппарата ФАС России;

    командировочные задания и отчеты о командировках;

    сдаточные описи на дела постоянного срока хранения.

    Документы утверждаются оформлением реквизита "гриф утверждения" или изданием распорядительного документа (приказа) в случаях, когда введение в действие документа требует дополнительных действий, предписаний или решения коллегиального органа.

    Утверждение документа производится после его подписания.

    Гриф утверждения проставляется в правом верхнем углу первого листа документа.

    Гриф утверждения оформляется следующим образом:

    При утверждении документа приказом, решением, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕН), наименования утверждающего документа, его даты и номера. Слово "УТВЕРЖДЕНО" согласуется в роде и числе с видом утверждаемого документа.

    2.6.6. Заголовок к тексту документа.

    Служебные документы должны иметь заголовок к тексту независимо от их вида, содержания и назначения. Без заголовка составляются только извещения, телеграммы и телефонограммы.

    Заголовок к тексту документа должен быть кратким, точно передавать содержание документа, быть согласован с наименованием вида документа и отвечать на вопросы "о чем?" ("о ком?): "о выделении. ", "об изменении. " и т.п. или "чего?" ("кого?"): "Должностная инструкция старшего специалиста 1 категории".

    В заголовке к ответу на Поручение Правительства Российской Федерации после текста заголовка обязательно указывают дату и номер поручения.

    Заголовок составляется исполнителем, готовящим документ.

    В конце заголовка точка не ставится.

    2.6.7. Текст документа.

    Текст служебного письма состоит, как правило, из двух частей. В первой части указываются причины, цели, основание создания документа; во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, рекомендации. Текст может содержать только одну заключительную часть. В тексте документа, подготовленного на основании или во исполнение ранее изданного документа, указывают его реквизиты: наименование документа, организацию-автора или фамилию физического лица, дату, регистрационный номер (если они не указаны в реквизитах бланка), заголовок к тексту.

    Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д. его можно разбить на разделы, пункты, которые нумеруются арабскими цифрами.

    В распорядительных документах ФАС России (приказах) и во внутренних документах (служебных, докладных записках), адресованных руководству, текст излагается от первого лица единственного числа: "приказываю", "предлагаю", "прошу" и т.д.

    В документах коллегиальных органов ФАС России текст излагается от третьего лица единственного числа: "постановляет", "решил" и т.д.

    В совместных документах текст излагается от первого лица множественного числа: "приказываем", "решили" и т.д.

    Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа: "слушали", "выступили", "решили".

    В служебных письмах используются следующие формы изложения:

    от первого лица множественного числа: "просим предоставить. ", "направляем в Ваш адрес. ";

    от первого лица единственного числа: "прошу выслать. ", "считаю необходимым" и т.д.;

    от первого лица единственного числа: "ФАС России не возражает" и т.д.

    2.6.8. Оформление приложений к документу.

    Приложение дополняет, разъясняет отдельные вопросы документа или документ в целом.

    Отметку о наличии приложения, названного в тексте, оформляют следующим образом:

    Приложение: на 8 л. в 2 экз.

    Если приложения в тексте не названы, то их наименования перечисляются с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров.

    Если приложения сброшюрованы, количество листов в них не указывается.

    Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:

    Если приложение отправляется не во все указанные в документе адреса, то это оговаривается в отметке о приложении.

    Приложение: на 3 л. в 1 экз. только в первый адрес.

    В приложении к распорядительному документу (приказам, правилам, инструкциям, положениям и т.д.) на первом его листе в правом верхнем углу пишут "Приложение N. " с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера через 1 интервал.

    Первую и последнюю строки при этом центрируют относительно второй строки.

    2.6.8. Подпись документа.

    В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ (при использовании должностного бланка наименование должности не указывается), личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия).

    Если руководитель ФАС России временно отсутствует, то документ подписывает заместитель руководителя, временно (в соответствии с приказом) исполняющий его обязанности. При этом указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, а к документу прилагается заверенная копия приказа о временном возложении обязанностей.

    Если заместитель руководителя ФАС России, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает заместитель руководителя, замещающий отсутствующего, в соответствии с утвержденным Временным распределением обязанностей между заместителями руководителя.

    Не допускается подписывать документы с предлогом "за" или проставлением косой черты перед наименованием должности.

    При подписании документов несколькими должностными лицами их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности.

    При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагаются на одном уровне.

    В документах, составленных комиссией, указываются не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением.

    Наименование должности печатается от левого края поля без отступа. Расшифровку личной подписи печатают без скобок строчными буквами на уровне последней строки наименования должности и выравнивают по правому краю поля документа. Инициалы печатают перед фамилией, пробелы между инициалами не делают, между инициалами и фамилией - один пробел.

    2.6.9. Согласование документа.

    Согласование проекта документа проводится с целью оценки обоснованности документа, определения правильности отражения в документе решений, их соответствия законодательству, учета позиции структурных подразделений.

    Согласование документа оформляется визой на документе (внутреннее согласование) или грифом согласования (внешнее согласование).

    Гриф согласования располагают ниже реквизита "подпись" в левом нижнем углу документа.

    При наличии нескольких грифов согласования их указывают на отдельном листе согласования, на месте, предназначенном для грифа согласования, делают пометку "Лист согласования прилагается".

    Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации при внешнем согласовании), личной подписи, расшифровки подписи и даты согласования.

    Согласование документа в зависимости от его содержания осуществляется в следующей последовательности:

    с должностными лицами ФАС России;

    с руководителями территориальных органов, интересы которых затрагиваются в документе;

    с федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивает содержание документа;

    при необходимости с органами, осуществляющими государственный надведомственный контроль (надзор) в определенной области (экологический, пожарный и т.д.), с общественными организациями;

    с вышестоящими органами - в случаях, когда законодательством предусматривается возможность совершения управленческих действий только с согласия этих органов.

    Если согласование осуществляется письмом, протоколом и др. гриф согласования оформляется по следующей форме:

    Письмо Российской академии

    от 30.10.2000 N 498-805

    коллегии ФАС России

    от 29.09.2004 N 3

    Формой внутреннего согласования проекта документа является его визирование. Виза проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника распорядительного правового акта. На проекте законодательного акта, на внутреннем документе и на копии отправляемого документа визы проставляются на лицевой стороне документа.

    Визы на исходящем документе (письме) располагаются на лицевой стороне последнего листа копии документа (в окончательной редакции без исправлений) и включают в себя личную подпись, расшифровку подписи и дату визирования.

    Виза на распорядительном документе включает в себя наименование структурного подразделения, подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату; при необходимости (если визирует не начальник управления) указывается должность визирующего.

    Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа оформляются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется следующим образом:

    Замечания докладываются руководителю, подписывающему данный документ.

    Представляемые на подпись документы визируются исполнителем, начальником соответствующего отдела и руководителем структурного подразделения (или его заместителем, если руководитель официально отсутствует).

    Проект документа, представляемый на подпись руководителю ФАС России, должен быть обязательно завизирован заместителем руководителя, непосредственно контролирующим деятельность структурного подразделения, подготовившего данный документ.

    Все проекты законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, поступивших в ФАС России и подготовленных самой службой, должны быть завизированы заместителем руководителя ФАС России, координирующим и контролирующим деятельность Аналитического управления.

    Обязательному визированию в Правовом управлении подлежат:

    документы, содержащие правовую позицию ФАС России, основанную на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, постановлениях, определениях и иных решениях Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации и иных вступивших в законную силу судебных решений;

    документы, направляемые в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

    документы, направляемые в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы;

    документы, направляемые в судебные органы;

    проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых в ФАС России;

    заключения ФАС России на проекты нормативных правовых актов, представляемых в ФАС России для согласования или для подготовки замечаний и предложений;

    проекты приказов, инструкций, положений, правил ФАС России;

    проекты договоров, контрактов, соглашений и иных сделок с участием ФАС России;

    доверенности, выдаваемые ФАС России для представления интересов ФАС России в судебных органах;

    протоколы, определения о возбуждении дел об административных правонарушениях.

    Не подлежат обязательному визированию в Правовом управлении документы, подготовленные в Управлении контроля размещения государственного заказа по вопросам, связанным с применением законодательства о размещении заказа, и в Управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции по вопросам, связанным с применением законодательства о рекламе и статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", за исключением проектов нормативных правовых актов.

    Правовой экспертизе в Правовом управлении подлежат докладные записки руководителю ФАС России о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.

    Обязательному визированию в Управлении контроля и административной реформы подлежат:

    заключения по результатам служебных проверок, проводимых в ФАС России;

    заключения и ответы по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц ФАС России;

    ответы на запросы правоохранительных органов и органов прокуратуры;

    проекты документов о назначении и проведении контрольных мероприятий.

    Обязательному визированию в Управлении международного экономического сотрудничества подлежат:

    документы, направляемые в МИД России, посольства Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации, посольства и представительства зарубежных стран в Российской Федерации, международные организации, государственные органы зарубежных стран;

    документы, направляемые в Минэкономразвития России, другим государственным органам и органам местного самоуправления Российской Федерации, а также хозяйствующим субъектам, касающиеся мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Визирование документов должно осуществляться в строго определенные сроки:

    заместителями руководителя ФАС России - 2 рабочих дня;

    подразделениями-соисполнителями - 2 рабочий день;

    в Правовом управлении:

    проекты нормативных правовых актов - 5 рабочих дней,

    проекты остальных документов - 3 рабочих дня.

    По окончании указанных выше сроков проект документа должен быть рассмотрен, завизирован и возвращен исполнителю. При несогласии визирующего должностного лица с текстом документа, проект документа в указанные выше сроки должен быть возвращен исполнителю с приложением замечаний, предложений и дополнений к проекту, оформленных на отдельном листе.

    Повторное визирование должно быть осуществлено в течение 1 рабочего дня.

    При несогласии исполнителя с замечаниями и предложениями должностного лица, визирующего проект документа, вопрос выносится на рассмотрение руководителя ФАС России или курирующего работу данного структурного подразделения заместителя руководителя ФАС России (служебная записка за подписью начальника управления) в течение 1 рабочего дня.

    Проекты документов о назначении и проведении контрольных мероприятий визируются в течение 1 рабочего дня начальником структурного подразделения, инициирующего контрольное мероприятие, заместителем начальника Управления контроля и административной реформы и заместителем руководителя ФАС России, курирующим работу данного структурного подразделения.

    В случае участия в контрольном мероприятии сотрудников нескольких структурных подразделений проекты вышеуказанных документов визируются также начальниками соответствующих управлений и заместителями руководителя ФАС России, курирующими данные управления.

    Подготовка документов и их визирование осуществляется работником структурного подразделения, отвечающим за подготовку и проведение контрольного мероприятия (руководителем инспекции), с соблюдением условий конфиденциальности.

    Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документе. При этом печать обязательно должна закрывать часть наименования должности.

    Оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности:

    акты (выполнения работ, списания, экспертизы и др.);

    доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дела в суде и арбитраже и др.);

    договоры (о сотрудничестве, аренде помещения, материально-технической ответственности и др.);

    заявки (на оборудование и т.д.);

    заключения и отзывы ФАС России на диссертации и авторефераты;

    запросы информации в депозитариях;

    образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций;

    представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями);

    положение о ФАС России;

    поручения (банковские, бюджетные и др.);

    реестры (чеков, бюджетных поручений);

    смета расходов (на содержание аппарата управления и т.д.);

    соглашения (трудовые и др.);

    штатные расписания и изменения к ним.

    На номерных бланках руководителя, его заместителей и ФАС России печать не ставится, кроме документов, названных выше.

    2.6.11. Отметка о заверении копии.

    При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "подпись" на бланке проставляют заверительную надпись "Верно", должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия), дату заверения. В зависимости от содержания копия документа заверяется печатью Управления делами или Управления территориальных органов, кадров и государственной службы.

    Копии решений ФАС России по результатам рассмотрения ходатайств и уведомлений (на бланке) хозяйствующих субъектов и копии исходящих из Федеральной антимонопольной службы документов заверяет заместитель начальника Управления делами - начальник отдела-канцелярии (или его заместитель).

    На заверенной копии ставится печать Управления делами.

    Копии кадровых документов заверяет начальник Управления государственной службы и контроля государственной помощи или его заместитель, на копии ставится печать данного управления.

    2.6.12. Отметка об исполнителе.

    На исходящих документах обязательна отметка об исполнителе.

    Отметка об исполнителе проставляется в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа документа или, если места недостаточно, на обороте последнего листа документа в левом нижнем углу.

    Отметка об исполнителе включает инициалы, фамилию исполнителя, номер его телефона.

    На документе, подготовленном группой исполнителей, в отметке об исполнителе указывается фамилия основного исполнителя.

    2.6.13. Отметка об исполнении документа.

    Отметка об исполнении документа и направлении его в дело делается в электронной карточке входящего документа в соответствии с номенклатурой дел структурного подразделения делопроизводителем управления, в котором исполнен документ.

    2.6.14. Идентификатор электронной копии документа.

    Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждого листа документа и содержащая наименование файла на машинном носителе.

    2.7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов 2.7.1. Приказ

    2.7.1.1. Приказами оформляются решения нормативного характера, а также по организационным, кадровым, оперативным вопросам внутренней работы ФАС России (Приложение N 8).

    Приказы ФАС России издаются на основании и во исполнение федеральных законов и решений вышестоящих органов, по инициативе руководства ФАС России или структурных подразделений по важнейшим вопросам их деятельности.

    Проект приказа готовят и вносят структурные подразделения центрального аппарата ФАС России на основании поручения руководителя службы, его заместителей, или в инициативном порядке. Проекты приказов по личному составу вносит Управление государственной службы и контроля государственной помощи на основании соответствующих представлений.

    Приказ подписывает руководитель ФАС России (или лицо, временно исполняющее его обязанности).

    Обеспечение качественной подготовки проекта приказа и его согласование с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России возлагается на руководителя структурного подразделения, готовящего данный приказ.

    В целях обеспечения правильности оформления, проект приказа должен предварительно (до визирования) согласовываться с заместителем начальника Управления делами - начальником отдела-канцелярии.

    2.7.1.2. Проект приказа печатается на стандартном бланке установленной формы, согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России, заместителями руководителя ФАС России (за исключением случаев, установленных пунктом 2.7.1.6 настоящей Инструкции) и направляется руководителю (временно исполняющему обязанности руководителя заместителю руководителя) для подписания. При необходимости к проекту прикладывается служебная записка, которая должна содержать краткое изложение сути приказа и обоснование необходимости его принятия.

    К проекту приказа о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации или законодательства Российской Федерации о рекламе, кроме служебной записки по поручению руководства могут быть приложены и материалы дела.

    Проекты приказов ФАС России, подготовленные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти или организациями, печатаются на стандартных листах бумаги без бланка, с указанием полных наименований ФАС России и федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    2.7.1.3. Проект приказа ФАС России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации должен быть подготовлен в течение 10 дней, если не установлен иной срок.

    2.7.1.4. Приказ печатается шрифтом N 14. При этом обязательные реквизиты: изображение государственного герба, наименование службы (полное и сокращенное), наименование вида документа - указаны на бланке.

    Приказ должен иметь заголовок, кратко и четко отражающий содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал и выравнивается по центру.

    Текст отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами и печатается через 1,5 интервала, выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

    Констатирующая часть приказа четко излагает цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа, и начинается устойчивыми формулировками: "В соответствии. ", "В целях. ", "Во исполнение. " и т.д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа (в творительном падеже), его дата, номер и заголовок. Здесь же может даваться краткая характеристика рассматриваемого вопроса, в том числе с указанием недостатков и упущений.

    Если распорядительная часть приказа не нуждается в обосновании, то констатирующую часть можно опустить.

    Констатирующая часть в приказе заканчивается словом приказываю, которое печатается вразрядку.

    Распорядительная часть приказа содержит перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия (руководителя структурного подразделения) и сроков исполнения.

    При необходимости детализации предписываемых действий распорядительная часть приказа может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера перечисляются в одном пункте.

    Каждый пункт распорядительной части приказа печатается с красной строки, имеет свой номер, должен содержать законченную мысль и начинаться с указания исполнителя (структурное подразделение или конкретное должностное лицо), затем срок исполнения и предписываемые действия. Предписываемые действия выражаются глаголом в неопределенной форме (осуществить, обеспечить, возложить и т.д.).

    Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный приказ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части должен содержать ссылку на отменяемый приказ (пункт приказа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта начинается словами "Признать утратившим силу. ".

    В приказ не следует включать пункт "Приказ довести до сведения. ". Структурные подразделения (должностные лица), до сведения которых следует довести приказ, указываются в указателе рассылки, заполняемом исполнителем.

    В последнем пункте распорядительной части приказа указывают должностное лицо, на которое возлагается контроль исполнения приказа.

    2.7.1.4. Исполнитель, подготовивший проект приказа, ставит свою визу в левом нижнем углу на обороте последнего листа документа. При этом указываются его должность, инициалы и фамилия.

    2.7.1.5. На оборотной стороне последнего листа документа должно быть указано наименование структурного подразделения, вносящего данный проект, с обязательной подписью руководителя данного структурного подразделения.

    2.7.1.6. Проект приказа должен быть рассмотрен и завизирован заместителями руководителя ФАС России (в соответствии с их компетенцией) и руководителями (заместителями) структурных подразделений, деятельности которых они касаются или которым в проекте приказа даются поручения (за исключением поручений, имеющих общий характер).

    Все проекты приказов визируются в Правовом управлении, за исключением приказов по личному составу (о назначении, увольнении (за исключением увольнения по инициативе представителя нанимателя), перемещении, отпусках, установлении квалификационных разрядов, награждении, поощрении работников центрального аппарата, руководителей территориальных органов ФАС России, о премировании работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов ФАС России, о командировании работников центрального аппарата, о загранкомандировании работников ФАС России).

    Визы располагаются на оборотной стороне последнего листа приказа ниже отметки о структурном подразделении, вносящем данный проект приказа, с указанием наименования структурного подразделения, инициалов, фамилии руководителя структурного подразделения и даты визирования.

    В случае если проект приказа ФАС России подлежит визированию более чем в пяти структурных подразделениях, проект такого приказа может быть рассмотрен на заседании президиума Коллегии ФАС России.

    Для рассмотрения проекта приказа на президиуме Коллегии ФАС России структурное подразделение - разработчик проекта приказа направляет руководителю ФАС России служебную записку с предложением о включении в повестку заседания президиума Коллегии ФАС России рассмотрения проекта приказа и обоснованием необходимости принятия такого приказа.

    К служебной записке прилагается проект приказа, рассмотрение которого планируется на президиуме Коллегии ФАС России.

    В случае если на президиуме Коллегии ФАС России принято решение об одобрении указанного проекта приказа, то визирование в заинтересованных структурных подразделениях такого проекта приказа не требуется.

    2.7.1.7. Замечания по существу содержания приказа излагаются отдельно и прилагаются к тексту проекта документа.

    В случае если замечания и предложения вносят существенные изменения в текст приказа, он подлежит повторному визированию. При внесении уточнений, не меняющих содержания приказа, повторного визирования не требуется.

    2.7.1.8. При издании приказа совместно одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти оформление приказа осуществляется следующим образом:

    наименование федеральных органов исполнительной власти (организаций) располагается на одном уровне;

    наименование вида документа - приказ, располагается центровано;

    дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи, располагается центровано;

    регистрационный номер документа состоит из регистрационных номеров каждой из организаций, проставляется через косую черту в порядке указания авторов в приказе;

    подписи руководителей федеральных органов исполнительной власти располагаются ниже текста на одном уровне.

    2.7.1.9. Приложения к приказу печатаются на отдельных листах и должны иметь все необходимые элементы: наименование, заголовок, дату. Если к приказу следуют два и более приложений, то каждое из них имеет свой порядковый номер.

    Приложение к приказу подписывается руководителем структурного подразделения, подготовившего проект приказа. Подпись ставится на оборотной стороне последнего листа приложения.

    2.7.1.10. В приказах ссылки на приложения указываются в тексте. Приложения к приказу содержат в правом верхнем углу первого листа отметку:

    2.7.1.11. Приказы по основной деятельности регистрируются в отделе-канцелярии Управления делами.

    Приказы по личному составу (о назначении, увольнении, перемещении, отпусках, установлении квалификационных разрядов, награждении, поощрении работников центрального аппарата, руководителей территориальных органов ФАС России) подготавливаются и регистрируются в Управлении государственной службы и контроля государственной помощи.

    Приказы о командировании работников центрального аппарата подготавливаются в структурных подразделениях ФАС России и регистрируются в Управлении государственной службы и контроля государственной помощи.

    Приказы о загранкомандировании работников ФАС России подготавливаются Управлением международного экономического сотрудничества и регистрируются в Управлении государственной службы и контроля государственной помощи.

    Приказы по составу советов, рабочих групп, комиссий, создаваемых в центральном аппарате ФАС России, регистрируются в отделе-канцелярии Управления делами.

    Приказы о премировании работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов ФАС России регистрируются в Управлении государственной службы и контроля государственной помощи.

    На каждый регистрируемый приказ заполняется электронная карточка с обязательным указанием поручения, содержащегося в приказе и срока его исполнения.

    На зарегистрированный приказ исполнителем заполняется лист рассылки, им же определяется и готовится необходимое для рассылки количество копий приказа. Лист рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, подготовившего приказ. В рассылку обязательно включается приемная руководителя ФАС России. Исполнитель (под расписку) раздает приказ всем заинтересованным заместителям руководителя службы и структурным подразделениям ФАС России. Если приказ рассылается в территориальные органы ФАС России или сторонние организации, то к листу рассылки прилагается список с указанием наименований всех организаций, куда был направлен данный документ. После рассылки подлинник приказа вместе с полностью заполненным листом рассылки возвращается в отдел-канцелярию Управления делами, где подшивается в дело.

    Приказ, направляемый на государственную регистрацию в Минюст России, рассылается после возвращения данного приказа с государственной регистрации.

    При регистрации приказа по основной деятельности исполнитель одновременно представляет в Управление делами электронную версию приказа.

    2.7.1.12. Если приказ затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус ФАС России, имеет межведомственный характер, то он подлежит государственной регистрации в Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов.

    Не позднее 10 дней со дня подписания приказа 6 экземпляров приказа (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть на магнитном носителе) представляются в Минюст России. Приказы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

    Представление на государственную регистрацию совместных приказов возлагается на тот федеральный исполнительный орган, который указан первым в числе подписавших.

    К приказу прилагается справка, содержащая:

    основания издания данного приказа;

    сведения обо всех действующих нормативно-правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствии с вновь принимаемым приказом;

    сведения о согласовании приказа с заинтересованными органами исполнительной власти, если таковое согласование требуется.

    Представленный на государственную регистрацию приказ должен быть завизирован (на обороте каждого листа оригинала), а прилагаемая справка подписана начальником Правового управления.

    Зарегистрированный в Минюсте России приказ возвращается в ФАС России, и, после рассылки, направляется в отдел-канцелярию Управления делами для подшивки в дело.

    В случае отказа в государственной регистрации приказа в течение 10 дней со дня получения отказа руководитель издает приказ об отмене действия приказа, не прошедшего государственную регистрацию. Копию приказа об отмене направляют в Минюст России, незарегистрированный приказ возвращается в отдел-канцелярию Управления делами, где подшивается в дело без рассылки.

    Приказ может быть также возвращен Минюстом России без регистрации по просьбе ФАС России, а также, если нарушен установленный порядок представления приказа на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов.

    В случае возвращения приказа без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов нарушения должны быть устранены, а приказ повторно направляется на государственную регистрацию в Минюст России, либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене приказа.

    2.7.1.13. При оформлении выписок из приказов обязательно пишется констатирующая часть, а затем - дословное содержание выписываемых абзацев распорядительной части.

    Выписку из приказа ФАС России по общим вопросам заверяет заместитель начальника Управления делами - начальник отдела канцелярии (или его заместитель), выписку из приказа по кадровым вопросам заверяет начальник Управления территориальных органов, кадров и государственной службы (или его заместитель).

    Выписку заверяют проставлением заверительной надписи "Верно", наименованием должности работника службы, заверяющего документ, его личной подписи, расшифровки подписи и даты. Выписка должна быть обязательно заверена печатью соответствующего управления.

    2.7.2. Положение, правила, инструкция

    2.7.2.1. Положение принимается в том случае, если устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.

    В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для исполнения.

    В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения законодательных и иных нормативных актов.

    Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных норм.

    2.7.2.2. Положение, правила и инструкция должны обязательно иметь заголовок, отвечающий на вопрос "О чем?".