Руководства, Инструкции, Бланки

оценка практических навыков на медицинскую сестру образец img-1

оценка практических навыков на медицинскую сестру образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Формирование умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер

Формирование умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Международный совет медицинских сестер как координирующий орган в сфере международного сестринского дела. Программы, направленные на повышение благосостояния медицинского персонала. Учреждение профессионального праздника - Международного дня медсестры.

реферат [26,2 K], добавлен 07.10.2016

Особенности труда медицинских сестер ожоговых отделений, их место и роль в системе здравоохранения. Медико-демографическая и квалификационная характеристика состава медицинских сестер и больных. Оценка и методы совершенствования деятельности персонала.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 25.11.2011

История создания первых российских общин сестер милосердия. Подготовка сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий. Характеристика деятельности сестер милосердия в мирное время. Регистрация сестричества в Российской Федерации.

презентация [787,6 K], добавлен 12.06.2015

Доступность, качество медицинской работы. Новые роли врачей, медицинских сестер, фармацевтов. Участие пациентов в процессе принятия решений по лечению. Регулирование использования биотехнологий. Взаимопомощь в вопросах состояния здоровья. Права пациентов.

презентация [517,7 K], добавлен 09.11.2014

Понятие рынка медицинских услуг. Финансовый менеджмент как система и механизм управления финансами. Учет в сестринском деле кардиологического отделения. Совершенствование финансового менеджмента бухгалтерии кардиологического отделения ГУЗ ЦК МСЧ.

курсовая работа [119,8 K], добавлен 27.09.2013

Развитие умений и навыков следить за своим здоровьем. Основные вредных привычек, которые наносят непоправимый урон нашему здоровью. Основные болезни, которые развиваются под воздействием табака и никотина. Воздействие алкоголя на зрение подростков.

конспект урока [21,3 K], добавлен 05.04.2010

Основные понятия термической травмы. Медицинская помощь пострадавшим от ожогов. Роль медицинской сестры в лечении пациентов с ожогами. Анализ профессиональной деятельности медицинских сестер ожогового отделения, направления и методы ее совершенствования.

курсовая работа [2,2 M], добавлен 19.03.2012

Реабилитация детей с психоневрологической патологией в медицинских учреждениях санаторного типа. Структура и организация деятельности санатория "Ласточка". Отбор детей для лечения, организация заезда и приема. Оценка качества работы медицинских сестер.

дипломная работа [771,5 K], добавлен 15.02.2012

Ознакомление с философией сестринского дела. Рассмотрение основных обязанностей специалистов по обслуживанию человека и общества. Понятие этики и деонтологии данной профессии. Этические принципы, биоэтика персонала. Изучение типов медицинских сестер.

презентация [771,3 K], добавлен 20.12.2014

Общение в сестринском деле как одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры, его функции и методы. Уровни и средства, отличительные особенности вербального, невербального общения. Значение умения эффективно слушать.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 15.10.2015

4. Деятельность медицинских сестер мы рассматриваем как профессиональную, в основе которой лежит сумма управленческих, клинических, психолого-педагогических, научно-исследовательских знаний.

5. В результате проведенного анализа профессиональной деятельности руководителей в учреждениях здравоохранения, мы выделили отличительные особенности в деятельности менеджера сестринского дела, как руководителя сестринским коллективом.

6. Необходимость в умениях и навыках для медицинских сестер является своеобразным ориентиром для развития будущей профессиональной деятельности и проектирования этих знаний в своей деятельности.

7. Проектирование содержания педагогических умений и навыков, необходимых для развития профессиональной деятельности руководителя сестринским коллективом, должно строиться с учетом специфики деятельности менеджера.

Таким образом, содержание багажа умений и навыков должно быть эквивалентно будущей профессиональной деятельности, поэтому необходима востребованность этих умений и навыков в конкретных профессиональных ситуациях; осознанность этих навыков и умение реализовать их на практике.

Глава 2. Практическая деятельность медицинской сестры поформированиюпедагогическихумений и навыков. 2.1. Выявлениесодержания педагогических умений и навыков в деятельности медицинской сестры . Рассмотренные нами в первой главе теоретические положения явились научным фундаментом для организации и проведения эксперимента по заранее составленному плану. Данный план включает следующие основные аспекты: 1. постановка и обоснование цели эксперимента; 2. определение основных задач эксперимента; 3. выбор базы для проведения эксперимента; 4. разработка и определение методов диагностики; 5. экспериментальная проверка проектируемого курса «Психология и педагогика». Цель экспериментальной работы можно сформулировать следующим образом: проверить эффективность содержания и адекватное использование умений и навыков в профессиональной деятельности медицинской сестры. В соответствии с поставленной целью определим задачи опытно- экспериментальной работы: - анализ нормативной документации, определяющей курс « Психология и педагогика»; - выявить мотивации в получении знаний по данному курсу среди медицинских сестер; - выявить педагогические условия в формировании педагогических умений и навыков; - разработка и экспериментальная проверка проектируемого курса. Для достижения поставленной цели и решения задач педагогического эксперимента мы использовали комплекс методов научного исследования: - диагностических - анкетирование, тестирование; - прогностических - экспертная оценка, самооценка; - праксиметрических - изучение и анализ документации и нормативных документов; - математической статистики. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе стоматологической поликлиники №6. В эксперименте приняло участие в общей сложности 60 медицинских сестер. Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: 1 этап заключался в подробном теоретическом изучении существующей практики формирования психолого-педагогических знаний у медицинских сестер; определении цели, задач и методов, предстоящего исследования. Основными методами данного этапа явились: - теоретические методы исследования: анализ литературы, построение гипотезы, прогнозирование, моделирование; - эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, беседа, изучение и обобщение массового и индивидуального опыта. 2 этап заключался в экспериментальной апробации разработанной программы по предметам «Психология» и «Педагогика» для медицинских сестер. В ходе эксперимента проверялись задачи исследования; проводилась корректировка критериев. На данном этапе были использованы: - эмпирические методы моделирования, педагогического эксперимента, измерения показателей; - методы математической статистики. 3 этап заключался в осмыслении результатов проведенного эксперимента, в оформлении результатов исследования, формулировки выводов и разработки рекомендаций. Основными методами исследования данного этапа явились: анализ и синтез, структурно-системный подход, моделирование. Для совершенствования процесса формирования умений и навыков в процессе подготовки медицинской сестры к профессиональной деятельности, необходимо провести диагностику существующей практики преподавания. Необходимость умений и навыков будущим менеджерам подтверждается нормативным документом, определяющим содержание образования в вузе, государственным образовательным стандартом профессионального образования. В редакции современного государственного образовательного стандарта значительно увеличилось количество тем, необходимых для изучения будущими менеджерами сестринского дела, кроме того, в новой редакции сделана попытка, установить междисциплинарные связи с профессиональным блоком изучаемых дисциплин. В действующем образовательном стандарте значительно расширился и перечень тем. Больше стало уделяться внимания научным основам обучения: сущность, методология, содержание и формы обучения. Появились новые темы, такие как: «История педагогической мысли. Личность и индивидуальность учащегося. Система непрерывного медицинского образования». Тема «Психолого-педагогические основы образовательного процесса» способствует интеграции знаний по психологии и педагогики. Значительно расширился круг вопросов, связанных с методиками преподавания специальных дисциплин: «Программированное обучение. Новые информационные технологии. Проблемное обучение. Модульное обучение. Поэтапное формирование понятий и действий». Наибольший интерес в нашем исследовании представляют темы, которые способствуют взаимосвязи умений и навыков в будущей профессиональной деятельности менеджера сестринского дела в деятельности образовательного и лечебного учреждения. Поэтому на этом основании можно выделить три основных блока подготовки менеджера при овладении умениями и навыками: - темы, связанные с основными базовыми педагогическими понятиями и методами педагогической психологии, на основе которых строятся два последующих блока; - темы, связанные с методикой преподавания специальных дисциплин; - темы, связанные с профессиональной деятельностью будущего менеджера.

При проведении сравнительного анализа учебных и рабочих программ по предметам «Педагогика» и «Психология», следует отметить, что темы, связанные с базовыми категориями и понятиями и с методикой преподавания специальных дисциплин раскрываются в довольно полном объеме. В тоже время разделы, касающиеся профессиональной деятельности медицинских сестер: «Формирование умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер». Психология взаимоотношений медицинского работника и больного, психогигиена, психопрофилактика и психотерапия» недостаточно полно раскрыты в рабочей программе, как в лекционной, так и в практической ее частях. Также следует отметить отсутствие учебно-методических пособий по дисциплинам «Педагогика» и «Психология» для специальности сестринское дело квалификация менеджер, что еще раз подтверждает недостаточность исследований в данной области.

Таким образом, проведенный анализ показывает недостаточную обоснованность содержания умений и навыков для подготовки профессиональной деятельности медицинских сестер.

В рамках данного эксперимента проводилось анкетирование медицинских сестер стоматологической поликлиники №6. В анкетировании приняли участие 10 человек.

Анкета состояла из вопросов открытого и закрытого типа, на которые были получены определенные суждения. В результате проведенного анкетирования установлено, что 45% медицинских сестер имеют высшую квалификационную

категорию, 40% первую квалификационную категорию, 10% вторую квалификационную категорию и 5% не имеют категории.

Для более показательного проведения эксперимента о важности получения умений и навыков медицинской сестрой и использования их в своей профессиональной деятельности, мы составили следующий блок вопросов. Результаты сгруппированы и представлены в таблице 1.

Оценка участниками эксперимента важности получения

педагогических умений и навыковв (%)

Рис. 1. Распределение мнения медицинских сестер о важности

дисциплин в своей профессиональной деятельности.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

- что возрастная категория медицинских сестер влияет на мнение о необходимости получения знаний в таких дисциплинах, как психология и педагогика (среди сотрудников в возрасте от 20 до 50 лет процент положительных ответов больше, чем среди сотрудников в возрасте 50 и старше);

- больший процент медицинских сестер считает, что для руководителя среднего звена необходимы педагогические умения и навыки в его профессиональной деятельности;

- 35% опрошенных медицинских сестер считает, что знания психологии необходимы в их профессиональной деятельности;

- 23% медицинских сестер считает необходимыми знания педагогики в своей деятельности.

Для самооценки своих умений и навыков, полученных в процессе обучения в среднем профессиональном заведении, и практического их применения мы предложили ответить на вопрос:

«Используете ли Вы, полученные умения и навыки при выполнении своих профессиональных обязанностей? »

Самооценка готовности к использованиюпедагогическихумений и навыковвзаимодействия медицинских сестер впрофессиональной деятельности

Рис. 2. Распределение практического применения медицинскими

сестрами умений и навыковпо возрасту.

Таким образом, можно проследить, что наибольший процент медицинских сестер, которые применяют свои умения и навыки в своей профессиональной деятельности, приходится на 35-50 лет 50%, а менее всего в возрасте 50 лет и старше 30%, что можно объяснить отсутствием или малым объемом полученных навыков и умений по данным дисциплинам в процессе подготовки медицинских сестер старших поколений. В тоже время хотелось бы отметить, что в возрасте 20-35 лет наиболее высок процент частичного использования на практике умений и навыков в данных областях он составляет 40%, и это говорит о том, что в данной возрастной группе имеется необходимая база умений и навыков, но пока не хватает профессиональных навыков и опыта по полному их использованию в своей профессиональной деятельности.

С целью оценки совершенствования своей профессиональной деятельности было предложено в свободной форме ответить на вопрос:

«Что необходимо на Ваш взгляд для совершенствования Вашей профессиональной деятельности?

Мнения участников данного опроса распределились следующим образом, таблица 3.

Распределение мнения участников эксперимента о совершенствовании своей профессиональной деятельности

Что необходимо на Ваш взгляд для совершенствования Вашей профессиональной деятельности?

Продвижение по службе, работа по специальности

Улучшение условий труда

Рис. 3. Распределение мнения участников эксперимента о том,

какая мотивация нужна им для совершенствования их

Наибольшее количество ответов пришлось на вариант продвижения по службе, работа по специальности 31,6%. На втором месте, по распространенности, стоит ответ повышение квалификации в УПК 28,3%. Третье место занимает ответ высшее образование 26,6%.

Таким образом, проведенный этап опытно-экспериментальной работы позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Существующий уровень преподавания по дисциплинам «Педагогика» и «Психология» должен носить более профориентационный характер при подготовке медицинских сестер.

2. Изучение предметов «Психология» и «Педагогика» имеет слабую мотивацию.

3. Тенденцией к совершенствованию содержания таких дисциплин как «Педагогика» и «Психология» могут стать темы, связанные с обучением среднего и младшего медицинского персонала; организацией речевого общения с сотрудниками, больными и их родственниками, а также самообразованием.

Таким образом, полученные данные нас убеждают в актуальности выбранной нами темы исследования, ее значимости для профессиональной деятельности менеджера сестринского дела.

2.2.Работа по формированию умений и навыков профессионального взаимодействия медицинских сестер.

Целью эксперимента по формированию умений и навыков является проверка и внедрение разработанного проекта содержания знаний психологии и педагогики, которые необходимы в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Задачами формирующего эксперимента являются:

- внедрение разработанной технологии проекта содержания курса «Педагогика» и «Психология»;

- проведение диагностики в процессе эксперимента;

- оценка эффективности разработанной нами технологии по результатам уровней сформированности умений и навыков.

При проектировании содержания курса мы попытались учесть следующие моменты:

1. виды профессиональной деятельности медицинской сестры, для осуществления которых необходимы знания психологии и педагогики;

2. создание положительной мотивации к изучению данных дисциплин;

3. предоставление возможности выбора тематики для изучения и видов учебной деятельности.

При проектировании курсов «Педагогика» и «Психология» мы использовали модульный подход. Целью нашего модульного подхода являлось повышение уровня и качества процесса обучения за счет пошагового характера его построения, на основе создания специальной программы, имеющей заданные цели. Мы сочли необходимым применить модульное обучение в связи с существенной необходимостью обновления учебного содержания по данным дисциплинам, а также с необходимостью совершенствования методики обучения конкретных дисциплин.

В разработанном нами первом модуле при проектировании курса «Педагогика» представлены темы, связанные с базовыми педагогическими категориями и понятиями; второй модуль содержит темы раскрывающие методики преподавания специальных дисциплин. Полученные знания при изучении первого модуля могут быть перенесены на изучение и понимание тем второго модуля.

Содержание данных модулей было нацелено, прежде всего, на решение проблемы актуализации психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности медицинской сестры. Данный подход подводит не столько к предметному усвоению, сколько к социальному содержанию своей профессии, к самообразованию.

Нами представлены рабочие программы по дисциплинам «Педагогика» и «Психология» для медицинских сестер Республиканского Клинического онкологического диспансера (таблица 4, таблица 5).

Цель данных программ:

обеспечить психолого-педагогическую подготовку специалистов по сестринскому делу, как компонента профессиональной подготовки менеджера, для организации различных видов его профессиональной деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарт

Рабочая программа по дисциплине «Педагогика» Рабочая программа по дисциплине «Психология» Для лучшего понимания и усвоения данных дисциплин мы дали четкое представление структуры курса, его теоретического и практического значения составных частей. Это должно способствовать пониманию взаимосвязей данных частей для наиболее полного использования их в будущем. При этом мы ориентировали курс на профессиональную деятельность медицинской сестры. При подготовке к занятиям по экспериментальной работе мы изучили мотивационные ресурсы и психологические особенности медицинских сестер и пришли к выводу, что наиболее сильным является мотив, в котором личное и общественное находились в единстве, то есть общественные интересы осознавались и воспринимались как личные. Поэтому, на каждом занятии мы старались уделять большое внимание мотивации медицинских сестер к последующим занятиям; поддерживать их интерес к познавательному процессу. На всех этапах формирования умений и навыков нами ставилась задача целенаправленной мотивации: - в начале занятий предлагалось понять, что нового узнано, и где эти знания можно применить на практике; - в основной части мы сохранили и усилили мотивацию, включая творческую индивидуализацию по решению наиболее сложных профессиональных задач; - в заключительной части выдавалось задание на самостоятельную работу в соответствии с уровнем полученных знаний. Для выявления эффективности разработанной программы по дисциплинам «Педагогика» и «Психология» на формирование психолого-педагогических знаний у медицинских сестер мы определили критерии, на основе которых оценивался уровень сформированности умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности медицинской сестры. Данные представлены в таблице 6. Характеристика уровней сформированности умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности

Критерии знаний психологии и педагогики

Формирование познавательной потребности положительно отражается на развитие личности в целом; повышает их потребность к знаниям, требующих самостоятельного, нестандартного подхода к решению задач повышенной трудности. Наблюдается систематика в работе; знания становятся более гибкими, глубокими и систематизированными.

Для успешного проведения рабочей программы особое значение имеет подбор методов и форм обучения. Поэтому мы максимально использовали педагогические возможности традиционных форм обучения, но особый акцент сделали на применение критических, проблемных методов обучения, которые призваны активизировать логическое мышление.

В лекционном материале раскрывались базовые понятия, категории и формы, рассматриваемых нами дисциплин; их интегрирование с другими специальными дисциплинами с ориентацией на профессиональную деятельность медицинских сестер.

Процесс формирования основных понятий, терминов - одна из поставленных нами целей мыслительной деятельности, а умение мыслить критически - средство их достижения. Во избежание пассивного заучивания, автоматического написания терминологии мы использовали понятийно-терминологическую карту. По нескольким темам мы составили список из десяти основных понятий и определений и в ходе практических занятий предложили сформулировать своими словами их определения.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что такой опыт работы с понятиями способствует их лучшему пониманию, усвоению и применению, развивает аналитические возможности медицинских сестер.

Большое значение в процессе усвоения мы отвели этапу оценки собственных действий. При этом медсестры отвечали на вопросы: Что я сделала? Что получилось в результате? Что важно было еще сделать? В ходе этого этапа возникает потребность в общении, обмене своими знаниями, умениями по заданным темам; обсуждение правильности своих действий.

Для создания положительной мотивации в изучении психологии и педагогики, их практического применения в профессиональной деятельности мы использовали метод «Портфолио».

Целями данного метода явились:

- повышение значимости психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности медицинской сестры;

- возможность рефлексии студентами собственной работы.

Специальные компоненты «Портфолио»:

1. формулирование целей изучения предметов «Педагогика», «Психология» в начале написания «Портфолио» и в конце изучения курса;

2. ведение «Бортового журнала»;

3. заполнение таблицы после изучения каждой темы: «Педагогические умения и навыки, необходимые медицинской сестре», «Психологические знания, необходимые медицинской сестре»;

4. самооценка и анализ результатов;

Приведем пример заполнения таблиц медицинской сестрой отделения Еленой К. (таблица 7, таблица 8)

Педагогические знания, необходимые медицинской сестре

В результате проведенного эксперимента мы наглядно видим, что значимость знаний психологии и педагогики для профессиональной деятельности медицинских сестер повысилась. Появился устойчивый интерес к изучению дисциплин «Педагогика» и «Психология»

Сравнительные данные представлены на диаграммах 4,5,6,7.

Рис. 4. Динамика роли психолого-педагогических знаний

для современного человека в начале эксперимента

в контрольной и экспериментальной группе.

Рис. 5. Динамика роли формирования умений и навыков

для современного человека в конце эксперимента

в контрольной и экспериментальной группе.

Рис. 6. Динамика роли формирования умений и навыков

для профессиональной деятельности медсестер в начале

Рис. 7. Динамика роли формирования умений инавыков

для профессиональной деятельности медсестер в конце

Сравнительный анализ данных свидетельствует о повышении уровня умений и навыков и в контрольной, и в экспериментальной группе по всем показателям.

Рис. 8. Динамика развития интереса к изучаемым дисциплинам

в начале экспериментальной работы.

Рис. 9. Динамика развития интереса к изучаемым дисциплинам

в конце экспериментальной работы.

Но показатели в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной группе, увеличилось число медсестер перешедших с низкого уровня на средний и высокий уровень усвоения.

Различие в показателях означает, что в процессе реализации разработанной нами технологии, уровень формирования умений и навыков стал отличаться большей глубиной, осознанностью и способностью их применения в своей профессиональной деятельности, что подтверждает эффективность нашей технологии. Качественный анализ результатов показал, что знания экспериментальной группы более высоки, нежели знания контрольной группы. Динамика изменений представлена в таблице 11.

Таблица 11 Динамика сформированностипедагогических умений и навыковв процессе проведения эксперимента Экспериментальная группа наглядно показала более высокую способность к анализу и синтезу, наличие нескольких способов решения профессиональных задач, убежденность в значимости знаний психологии и педагогики в своей ежедневной деятельности. В конце экспериментальной работы, после экспертной оценки, мы получили данные сформированности умений и навыков, необходимые для профессиональной деятельности менеджера. Показатели формирования умений и навыков представлены в таблице 12. Таблица 12 Уровни сформированности умений и навыков в конце опытно-экспериментальной работы Анализ данных показывает, что в экспериментальной группе количество медсестер с высоким уровнем усвоения выше, чем соответствующее количество медсестер контрольной группы. Количество медсестер, находящихся на среднем уровне усвоения, примерно одинаковое в обеих группах, но в контрольной группе сестер на низком уровне в три раза больше, чем в экспериментальной группе. Таким образом, мы можем констатировать, что медсестры экспериментальной группы находятся на более высоком профессиональном уровне подготовки. Проведем также сравнение умений и навыков в целом в экспериментальной и контрольной группах. Данные этого эксперимента представлены в таблице 13 и на диаграммах 10, 11. Таблица 13 Сформированность умений и навыков в конце опытно-экспериментальной работы Рис. 10. Уровень сформированности умений и навыков в началеисследовательской работы в экспериментальной группе. Данные, показанные на диаграмме 10, наглядно демонстрируют, что в экспериментальной группе в целом преобладает высокий (50,4 %) и средний (41,2 %) уровень сформированности умений и навыков.

Рис. 11. Уровень сформированности умений и навыков в конце экспериментальной работы в контрольной группе.

Данные, показанные на диаграмме 11, наглядно демонстрируют, что в контрольной группе 49 % медсестер находится на низком уровне усвоения знаний и только 30,8 % на среднем, и 18,4 % на высоком.

Эти результаты подтверждают необходимость в изменении подходов к формированию умений и навыков и правильности выбора методов формирования знаний в данных областях, способствующих развитию профессиональной деятельности менеджера.

В целом результаты диагностики сформированности умений и навыков позволяют нам сделать определенный вывод о том, что внедрение новой разработанной технологии проектирования дисциплин «Психология» и «Педагогика» является эффективным. В экспериментальной группе наблюдается рост положительной мотивации к изучению предмета, также отмечается повышение уровня усвоения практических и теоретических знаний. Наибольшее расхождение между, контрольной и экспериментальной группами, наблюдается по количеству медсестер перешедших с низкого на средний и высокий уровень сформированности умений и навыков.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы получено подтверждение гипотезы о том, что формирование умений и навыков является эффективным, если оно ориентировано на профессиональную деятельность менеджера сестринского дела. В тоже время использование критического и проблемного методов обучения следует считать также эффективным, что подтверждает поставленные нами цели и задачи проектируемого курса «Психологии» и «Педагогики».

Выводы по 2 главе Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы: 1. Существующее содержание нормативной документации, определяющее объем сформированности умений и навыков по дисциплинам «Психология» и «Педагогика», не в полной мере соответствуют профессиональной деятельности медицинской сестры. Если в государственном образовательном стандарте и учебной программе отводится небольшое количество часов на темы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью, то в рабочей программе данный раздел еще более сужен. Анализ рабочей программы показал, что умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности медицинской сестры, отводят по одной лекции, а практические занятия по данным разделам вообще отсутствуют. 2. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была выявлена низкая заинтересованность к изучению знаний психологии и педагогики. Знания данных дисциплин, полученные в процессе обучения, носят формальный характер, так как медсестры не видят возможности их практического применения в своей профессиональной деятельности. Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости изменения подходов к формированию умений и навыков. 3. Проверка эффективности разработанной технологии проектирования предметов «Психология» и «Педагогика» осуществлялась путем использования модульной, проблемной организации предметов, что обеспечило целостное понимание и практическое применение данных дисциплин в профессиональной сфере. 4. Формирование умений и навыков, адекватных профессиональной деятельности осуществлялась с рациональным использованием традиционных и критических методов обучения, которые способствовали развитию критического мышления в профессиональных ситуациях. 5. Актуализация умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности была достигнута постоянной ориентацией на профессиональную деятельность. 6. В качестве критериев сформированности умений и навыков определены три уровня усвоения знаний: низкий, средний и высокий. 7. Статистическая обработка полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов, позволяет нам сделать вывод о том, что доля положительных сдвигов в экспериментальной группе значительно больше, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе наблюдается рост положительной мотивации к изучению дисциплин, повышается значимость умений и навыков не только в жизни современного человека, но и для профессиональной деятельности менеджера. 8. Динамика сформированности умений и навыков говорит о том, что в результате опытно-экспериментальной работы, в экспериментальной группе повысилось число медсестер перешедших с низкого на средний и высокий уровни сформированности знаний, тогда как в контрольной группе эти данные значительно ниже. 9. В организационно-методической работе главной медицинской сестры одной из главных задач является работа по формированию не только профессиональных навыков, но и знаний психологии и педагогики у среднего медицинского персонала, особенно у молодых специалистов. Таким образом, изменение подходов к формированию умений и навыков путем использования модульной, проблемной организации предметов, постоянная их ориентация на профессиональную деятельность, способствует развитию критического мышления в практических ситуациях и установлению положительной мотивации к дальнейшему изучению данных дисциплин, все это констатирует о том, что мы находимся на правильном пути в поиске разрешения выявленных противоречий. Заключение Теоретический анализ использования умений и навыков в профессиональной деятельности медицинских сестер позволил выделить следующие положения: 1. В результате рассмотрения профессиональной деятельности мы выделили некоторые особенности в формировании умений и навыков, такие как: - обязательный опыт работы в учреждениях здравоохранения; - необходимость владения психолого-педагогическими основами соответствующих научных дисциплин; - владение спецификой общения с врачебным, сестринским персоналом, администрацией учреждения, а также пациентами и их родственниками, что требует определенной подготовки в плане речевого общения; - постоянный профессиональный рост на основе самокритики, самообразования на основе полученных знаний, применение их в практической деятельности на основе обретенного опыта. В связи с этим необходимо выделить три направления в профессиональной подготовке менеджеров сестринского дела: - управленческое; - клиническое; - психолого-педагогическое. Теория управления является базой, фундаментом, так как знания в этой области помогают менеджеру управлять коллективом (медперсоналом), а также материальными и информационными ресурсами. Клиническая подготовка позволяет менеджеру углубить полученные знания, умения, навыки в области сестринского дела. А умения и навыки «красной строкой» пронизывают всю профессиональную деятельность менеджера сестринского дела.

2. Умения и навыки подразделяются на теоретическую и практическую базу.

Особенностью умений и навыков для медсестер является ориентация на специфику работы отделения, профиль стационара, в котором работает данный менеджер; потребности практического здравоохранения и современные требования к системе профессионального образования.

Самообразование менеджера построено, главным образом, на самостоятельном и систематическом изучении какой-либо проблемы. Медсестра, занимающийся самообразованием, оказывает влияние на формирование и у своих подчиненных потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них необходимых профессиональных умений и навыков. Для руководителя также большое практическое значение имеет межличностное общение. Большую значимость имеет также взаимопонимание в процессе общения. Анализ опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что:

3. Отмечается повышение интереса к данным предметам; понимание важности умений и навыков, как для общечеловеческого развития, так и для профессиональной деятельности менеджера сестринского дела в системе здравоохранения, в качестве руководителя среднего звена.

4. Существующее содержание нормативной документации по дисциплинам «Психология» и «Педагогика» содержат неполный объем психолого-педагогических знаний, поэтому не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности менеджера сестринского дела.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено недостаточное осознание роли умений и навыков и их места в жизни современного человека, а также их практического применения в своей профессиональной деятельности. Полученные данные позволили нам сделать вывод о необходимости изменения подходов к формированию психолого-педагогических знаний.

5. Формирование умений и навыков, адаптированных к профессиональной деятельности медицинских сестер, осуществлялось с рациональным использованием традиционных и проблемных методов обучения, а также модульное обучение. В процессе обучения мы использовали такие методы как: «Бортовой журнал», «Портфолио», «Творческая группа». Использование проблемных методов позволяет увидеть свою профессиональную деятельность в более широком социальном контексте.

6. Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность разработанной технологии проектирования курсов «Психология» и «Педагогика». Отмечается осознание значимости умений и навыков в их практическом применении в своей профессиональной деятельности менеджера.

7. Важным звеном в деятельности главной медицинской сестры является организация научно-практических конференций, которые должны включать и творчески - воспроизводящие методы обучения (деловая игра, блиц-игра), и проблемные методы обучения, по наиболее практически значимым темам дисциплин « Психология» и «Педагогика».

В целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные цели и задачи были достигнуты. Исследование можно считать эффективным, так как доля положительных сдвигов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, в ходе анализа результатов исследования были выявлены решения поставленной проблемы: поиск новых методологических подходов и внедрение теоретических разработок в практику профессиональной подготовки менеджеров сестринского дела, направленных на гармонизацию умений и навыков.

Библиография 1. Аверин В.А. Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования. СПб. 1995. 2. Амиров А.Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики. Москва, 1998. 3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М. ИНФРА - М. 2006. 4. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. - Москва, « Высшая школа, 1987. 5. Беляева А.П. Развитие системы профессионального образования. Педагогика. - 2001. - № 8. 6. Беспалько В.П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. - Москва: Высшая шк. 1989. 7. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - М. Академия, 2002. 8. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе профессионального образования / Мед. сестра. - 2000. - № 6. 9. Верзунова Л.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Белгород, 2000. 10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М. Юристъ, 2001. 11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.3. М. Педагогика, 1983.

Другие статьи