Руководства, Инструкции, Бланки

бланк перечня рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда img-1

бланк перечня рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Проведение специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда: заказчик — исполнитель

Взаимоотношения заказчика проведения специальной оценки условий труда и фирмы, оказывающей подобные услуги, определяются требованиями Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 года.
Первым шагом подготовительных процедур к специальной оценке условий труда (СОУТ) на предприятии, является создание комиссии. Комиссия по оценке условий труда должна создаваться руководителем организации, число комиссии должно быть нечетным, график работы комиссии утверждается также работодателем ( пример приказа о создании комиссии ? скачать ). После создания комиссии, утверждается перечень рабочих мест, по которым будет проведена оценка. Перечень представляет собой документ с информацией о количестве рабочих мест, количестве занятых на них работников, наименовании профессий и должностей, местах проведения замеров по оценке условий труда, различные производственных факторов, травмоопасность, обеспеченность СИЗ (средства индивидуальной защиты). Довольно часто, работодатель сам пытается определить количество рабочих мест, подлежащих оценке условий труда. Однако существует много нюансов, которые знают только специалисты по оценке и работодатель не всегда бывает точным в составлении перечня ( бланк перечня рабочих мест ? скачать ).

Когда закончены организационные приготовления, наступает момент собственно, оценки. После проведения подготовительных мероприятий и заключения договора с заказчиком, организация-исполнитель направляет экспертов по оценке условий труда. Именно им отводится главная роль в специальной оценке условий труда на предприятии. Эксперты проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), которые будут утверждены комиссией. Выявляется соответствие или несоответствие существующих условий труда определенным государственным нормам.
Заказчик должен предоставить экспертам:

  • перечень оборудования и материалов, которые используются на предприятии и предположительно являются опасными производственными факторами;
  • результаты измерений, которые проводились ранее (при наличии);
  • информацию о случаях травматизма на рабочем месте, а также о профессиональных заболеваниях, возникших в связи с воздействием ВОПФ;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые включены в списки на досрочное назначение трудовых пенсий;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые имеют компенсации и гарантии за работу с вредными условиями труда, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые ранее были включены в перечни как места с вредными и опасными условиями труда (по результатам предыдущих оценок условий труда).

Если эксперты определят отсутствие на рабочем месте ВОПФ, то работодатель оформляет декларацию соответствия в территориальный орган Минтруд РФ. Декларация утверждается Минтрудом, отправляется почтой, лично относится или передается в форме электронного документа. Декларация действительна в течение пяти лет. Для рабочих мест, в отношении которых не установлен факт профессионального заболевания или воздействия ВОПФ в течение пяти лет, действие декларации считается продленным на последующие пять лет, без проведения дополнительной СОУТ.
Каждому рабочему месту эксперты присваивают определенный класс условий труда. На основе этих классификаций, организация-исполнитель составляется отчет. Отчет экспертов включает в себя:

  • сведения об организации которая проводит СОУТ,
  • перечень рабочих мест,
  • карты СОУТ,
  • протокол проведения исследований,
  • сводная ведомость СОУТ,
  • перечень мероприятий по улучшению условий труда
  • заключение эксперта,
  • если проведение СОУТ не возможно по каким-то причинам, прикладывается соответствующий протокол (протокол невозможности проведения СОУТ — ? скачать )

Обратившись в Эксперт 68, Вы получаете комплексную услугу, консультации специалистов и весь пакет необходимых документов.

Другие статьи

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (СОУТ)

Перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (Перечень, — ред.), составляется и утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.) до начала проведения работ. Документ подтверждает состав рабочих мест, на которых необходимо проводить спецоценку с учетом специфики. Под спецификой в Перечне понимают отдельные категории рабочих мест и принцип аналогичности, свойственный для рабочих мест, расположенных в одном или нескольких однотипных производственных зонах, оснащенных одинаковой системой вентиляции, отопления и освещения:

Цитата: ‘на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ, — ред.)’

Это прямая выдержка из Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года, регулирующего порядок проведения спецоценки. Оценка таких рабочих мест проводится по формуле: 20% подобных рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х мест. Результаты, полученные при проверке, будут применяется ко всем рабочим местам. Если в ходе оценки выявится несоответствие по одному из показателей аналогичности (к примеру, различия в показателях измеряемых факторов), оценке будет подвергаться все 100% рабочих мест.

Так как в Перечне каждому рабочему месту присваивается свой индивидуальный номер, аналогичные рабочие места обозначаются номером с добавлением прописной буквы «А». Например: 5А, 384А и т.д. О том, какие сложности возникают при определении аналогичности, Вы можете узнать в материале: «Аналогичные рабочие места при СОУТ» .

Перечень рабочих мест: верхолазы, летчики, водолазы

Медицинские работники, оказывающие скорую медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, тренеры по спортивным соревнованиям, работники ядерно опасных производств, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений, шахтеры, пожарники и др. – это и есть та отдельная группа рабочих мест, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В отношении них разрабатывается особый порядок проведения спецоценки, который Минтруд должен утвердить до 1 января 2015 года. В течение 2014 года спецоценка на них будет проводиться на общих основаниях. Отдельных отметок в Перечне для данной категории рабочих мест не предусмотрено, поэтому они будут оформляться как обычные рабочие места с учетом аналогии.

Какие рабочие места подлежат спецоценке?

Несмотря на то, что Перечень оформляется Комиссией, в которую должны входить представители работодателя, специалист по охране труда и член профсоюзной организации, на практике оказывается, что документ не всегда составлен должным образом и в нем не всегда правильно выделено количество рабочих мест, подлежащих СОУТ. Одной из главных причин является отсутствие квалифицированных кадров по направлению охраны труда в организациях. Другой, неоднозначное понимание требований ФЗ № 426-ФЗ.

При самостоятельном определении количества рабочих мест, подлежащих СОУТ, члены комиссии полагают, что офисные рабочие места не подлежат оценке. Связано это с утверждением Приказа Минтруда № 590н при ранее существовавшей процедуре оценки – аттестации рабочих мест (АРМ, — ред.), где аттестация не являлась обязательной для рабочих мест сотрудников, чья работа была связана с персональными компьютерами, с копировально-множительными аппаратами и иной бытовой и офисной техникой при условии, что работник занят за ПК менее 50% рабочего времени. Сегодня данный Приказ, как и сама АРМ, отменены, поэтому данные правила не распространяются на спецоценку.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ спецоценке подлежат все рабочие места (включая места офисных сотрудников ), за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Ошибочно полагать, что, к примеру, надомником можно считать работника, который выполняет работы на дому, удаленно, но при этом трудовой договор с ним составлен на общих основаниях без учета условий работы. В трудовых договорах с надомниками обязательно должны учитываться: обязанности работодателя по предоставлению оборудования, инструментов, условий работы на дому. сроки и способы выплаты заработной платы, обязанности работника по предоставлению результатов в обозначенные сроки. Данные условия будут являться основанием для непроведения спецоценки.

Подлежат ли СОУТ места с разъездным характером работ?

Рабочие места с разъездным характером работ или с территориально меняющимися зонами (при АРМ применялось понятие «нестационарные рабочие места », — ред.) не являются исключением, поэтому оценка условий труда на них проводится в соответствии с особенностями проведения, установленными в статье 16 ФЗ № 426-ФЗ:

Цитата: ‘путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных (опасных) производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ’

Примерами таких мест могут служить рабочие места водителей, торговых представителей, грузчиков, агентов по недвижимости, сантехников и др. перемещающихся в течение рабочего дня по разным объектам и не имеющим строго определенной рабочей зоны.

В связи с тем, что в Перечне необходимо указывать также наименования факторов и время воздействия на работника, в отношении мест с территориально меняющимися зонами, время влияния факторов будет определяться на основе обслуживания работником оборудования и пребывания в различных зонах.

Как оформить перечень рабочих мест?

Перечень как документ оформляется по стандартам Минтруда. Форма документа и порядок заполнения утверждены Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014 г .

В документ заносятся следующие сведения о рабочем месте: порядковый номер, наименование рабочего места и источников вредных (опасных) факторов, численность работников, занятых на нем, наличие аналогичных рабочих мест, наименования факторов и время их воздействия на работника.

Довольно часто сложности при самостоятельном заполнении Перечня возникают на этапе заполнения наименования рабочего места. По правилам, каждая должность должна соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Классификатор, — ред.). Классификатор был принят в 1994 году и в него были внесены все профессии, существовавшие на то время. Сегодня уже мир профессий становится гораздо разнообразнее: в штате стали появляться HR-менеджеры, мерчендайзеры, супервайзеры, бизнес-аналитики и другие понятия, пришедшие к нам с запада. Как быть с ними?

Если при АРМ наименования должностей необходимо было приводить в соответствии с Классификатором, то при СОУТ разрешено вносить также в Перечень наименования должностей в соответствии со штатным расписанием. Несмотря на это, необходимо понимать проблемы, которые может нести в себе несоответствие Классификатору, особенно в отношении должностей, которым положены гарантии и компенсации.

Рассмотрим пример с профессией «электрика» — понятие, которое очень часто встречается в штатном расписании, но мало кто учитывает, что оно просторечное. В Классификаторе наименование отсутствует, вместо него к сотрудникам, занимающимся обслуживанием электрооборудования, применимо понятие «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Многие работники из-за подобных расхождений лишаются льгот за работу во вредных условиях труда.

После внесения сведений в Перечень, документ утверждается Председателем и членами комиссии, экспертом организации по СОУТ при взаимном согласовании и прикладывается к отчету по результатам СОУТ .

Для того, чтобы составить перечень рабочих мест правильно, исключить всевозможные ошибки на подготовительном этапе, рекомендуется обращаться в специализированные организации. Специалисты Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» могут оказать Вам данную помощь совершенно бесплатно. Достаточно направить штатное расписание (выписку из штатного расписания) на электронную почту: sout@1cert.ru или позвонить по телефону: +7 (495) 646-11-17.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кроме того, интересно почитать:

Спецоценка рабочего места

Спецоценка рабочего места

Такая процедура, как спецоценка (аттестация) рабочих мест, вызывает немало вопросов. Подробности проведения – в нашей статье

Отличие спецоценки от аттестации рабочих мест

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). До этого времени, напомним, проводилась аттестация рабочих мест.

Процедура спецоценка рабочих мест внесла несколько новшеств в исследование условий труда. В первую очередь это то, что теперь оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Ранее же они не подлежали аттестации.

Второе нововведение – по результатам специальной оценки рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности. В зависимости от этого класса работодатель рассчитывает допвзносы в Пенсионный фонд по ряду профессий.

Третье новшество – введен порядок декларирования условий труда. Его суть в том, что, если итоги оценки положительные, то есть проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, нанимателю нужно заполнить соответствующую декларацию. И сдать ее в службу по труду и занятости. До 2014 года данную декларацию не надо было заполнять.

Внимание: результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, еще действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи, когда спецоценку условий труда обязательно провести внепланово. О таких случаях сказано в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Тогда нужно провести спецоценку на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления соответствующего случая. К таковым, например, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профзаболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

В какой срок нужно провести спецоценку рабочих мест

Каждый работодатель должен провести спецоценку не позднее 31 декабря 2018 года.

Исключение – компании и предприниматели, у которых есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По таким рабочим местам спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если у вас таких рабочих мест нет, спецоценку вы можете проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года включительно (п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Закон не устанавливает количество этапов проведения спецоценки и количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Все эти вопросы вы должны урегулировать самостоятельно совместно с организацией, которая будет проводить спецоценку (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Как выбрать такую организацию, мы еще расскажем далее.

Как провести спецоценку рабочих мест

Порядок спецоценки рабочего места прописан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу проводится спецоценка рабочих мест совместно с независимой организацией, которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку, должна соответствовать ряду требований (ст. 19 и 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Так, в частности, она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. В ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России.

Но нанять специальную фирму мало. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению спецоценки, составляет по ее итогам отчет (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает документ председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета (не включая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха) (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Спецоценка рабочих мест стоимость

Цена на услуги по специальной оценке условий труда законодательно не определена. Стоимость услуг складывается из количества проверяемых рабочих мест. Отдельно при необходимости могут оплачиваться сложные исследования.

В среднем стоимость услуг по специальной оценке условий труда на рынке составляет от 1000 до 3500 руб. за одно рабочее место.

Стоимость оценки одного рабочего места определяют работодатель и спецорганизация, аккредитованная для проведения спецоценки – при заключении договора на проведение спецоценки.

Как определить количество рабочих мест, подлежащих спецоценке

Комиссия, о которой мы поговорили в предыдущем разделе, определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест спецоценку достаточно провести в отношении 20% от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в процессе проведения спецоценки выявится хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Также нужно учитывать, что спецоценка не проводится в отношении (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

И оценивать требуется только оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не все рабочие места, которые могут быть организованы работодателем по штатному расписанию.

Чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест

За отсутствие спецоценки рабочих мест грозит штраф. Кроме того, прокуратура может завести на работодателя дело.

Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ (п. 2 и 5). Это предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, штраф от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей и штраф от 60 000 до 80 000 руб. – для организации.

За повторное нарушение санкции выше:

  • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
  • штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
  • штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для организации.

Административное производство (особенности)

Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару
  • 14.07.2015

    Свидетельские показания в отсутствие иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.

    Арбитражные суды, принимая во внимание положения п. 3 ст. 23 ГК РФ и, учитывая требования Федерального закона № 68-ФЗ, обоснованно признали, что ИП является лицом, обязанным соблюдать требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Довод предпринимателя о нарушении административным органом предмета проверки подлежит отклонению, поскольку предметом проверки являлось соблюдение предпринимателем как владельцем склада ГСМ обязат


  • Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Шаг 1. Выбор специализированной организации и заключение с ней договора.

    Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в обязательном порядке должна быть включена в Реестр аккредитованных организаций и иметь действующий аттестат аккредитации испытательной лаборатории. Эксперты этой лаборатории должны иметь документы, подтверждающие их право на поведение СУОТ.

    Шаг 2. Создание комиссии по проведению СУОТ.

    Работодатель издает приказ, в котором утверждает состав и порядок работы комиссии по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

    В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии)..

    При проведении СУОТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

    Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СУОТ

    Еще до заключения договора со специализированной организаций, которая будет проводить СУОТ, комиссия определяет количество аналогичных рабочих мест и вредные производственные факторы на каждом рабочем месте. В соответствии с требованиями Федерального закона №426-ФЗ, аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

    • профессии или должности одного наименования;
    • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
    • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
    • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
    • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;
    • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

    Комиссия по проведению СУОТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, и передает его пециализированной организации для расчета стоимости услуг.

    Шаг 4.Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

    Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов – сопоставление наименований имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с наименованием факторов, предусмотренных классификатором вредных и опасных производственных факторов.

    Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией. Как правило, потенциально вредные производственные факторы идентифицируются еще на этапе заключения договора со специализированной организацией. В этом случае результаты идентификации включаются в договор в виде перечня планируемых измерений и оценок на рабочих местах.

    В тех случаях, когда вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

    В отношении таких рабочих мест составляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель (по месту своего нахождения) предоставляет декларацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    В тех случаях, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 ФЗ «О специальной оценке условий труда». Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда .

    Шаг 5. Анализ сведений.

    Специализированная организация анализирует предоставленную информацию, перечень которой должен содержать следующие сведения:

    • предоставляемые работникам льготы и компенсации (досрочный выход на пенсию, доплаты, дополнительный отпуск, лечебно-профилактическое питание, сокращенная продолжительность рабочего дня/недели);
    • организация инструктажей и обучения по охране труда, электробезопасности;
    • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
    • организация первичных и периодических медицинских осмотров работников;
    • половой и возрастной состав персонала;
    • режим труда и отдыха (в том числе режим сменности, регламентированные перерывы и т.п.);
    • сведения об имевших место несчастных случаях и профзаболеваниях.

    Данная информация необходима для составления объемной документации по результатам специальной оценки условий труда.

    Шаг 6. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах.

    Специализированная организация проводит инструментальные измерения и оценки уровней вредных производственных факторов на рабочих местах (например: химический фактор, параметры микроклимата, световой среды, уровень шума, вибрации, оценка тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности рабочих мест и т.д.). Таким образом, факторы, подлежащие исследованию, подразделяют на физические, химические, биологические, тяжести и напряженности трудового процесса.

    Шаг 7.Оформление результатов СУОТ. Карта специальной оценки труда и итоговый отчет.

    Сведения о результатах заносятся в карту специальной оценки условий труда и удостоверяются подписями членов комиссии и ее председателя. Работники должны быть ознакомлены с результатами.

    Специализированная организация, проводящая СУОТ, составляет итоговый отчет, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

    • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
    • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
    • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
    • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Федерального закона (при наличии такого решения);
    • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
    • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
    • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

    Итоговый отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Отче должен содержать документы:

    • сводная ведомость результатов специальной оценки;
    • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
    • карты специальной оценки на рабочем месте (вместо карт аттестации рабочего места);
    • протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
    • протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
    • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
    • сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;

    При необходимости по результатам рассмотрения отчетных документов членами комиссии вносятся уточнения в материалы специальной оценки условий труда, после чего работа считается завершенной. Сведения о прохождении СУОТ передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

    Заявка на обучение