Руководства, Инструкции, Бланки

краткое руководство к красноречию м.в.ломоносова img-1

краткое руководство к красноречию м.в.ломоносова

Категория: Руководства

Описание

О «риторике» М

О «риторике» М.В. Ломоносова

Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел… Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?» Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей Ломоносова.

Ораторским искусством ученый интересовался всегда и считал, что этому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению…

К приобретению оного требуются пять следующих средствий: первое — природные дарования, второе — наука, третие — подражания авторам, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук».

Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них — различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

«… что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону.

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие… от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих…»

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном…»

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного».

Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков».

И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Инвенция — есть искусство добывания и предварительной систематизации материала.

Видео

Другие статьи

Риторика Ломоносова

Учение о красноречии М.В. Ломоносова

Развитие риторики в России получило мощное ускорение благодаря трудам великого русского ученого М.В.Ломоносова (1711-1765). Н.М. Карамзин в «Пантеоне российских авторов» назвал его «отцом российского красноречия». Ломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.) представляет собой новый этап в развитии отечественной риторики. Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковнославянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых элементов в рамках трихотомии (теории трех «штилей» М.В. Ломоносова).
Первое пособие по риторике было названо М.В. Ломоносовым «Кратким руководством к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743). Но это сочинение было раскритиковано учеными немцами. При обсуждении рукописи академик Миллер заявил, что необходимо написать книгу на латинском языке и представить ее Академии вместе с русским переводом. Однако Ломоносов «ослушался» и свою вторую риторику написал на русском языке в 1748 г.
Риторика Ломоносова представляет собой фундаментальное научное исследование, которое определило развитие красноречия в России в XVIII в. и в последующие периоды. В книге раскрывается история возникновения и развития риторики, анализируется мастерство лучших ораторов античности, формулируется система правил и требований к оратору. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» использован опыт античных теоретиков красноречия - Аристотеля, Горация. Квинтилиана и риторические знания европейской культуры, а также труды его современников.
Ученый взял для своей пространной «Риторики» три части классического античного канона: 1) изобретение; 2) украшение; 3) расположение, назвав их «правилами трех родов».
Рассматривая риторику Ломоносова важно отметить, что особенно интересна та часть книги, которая посвящена учению об изобретении и сочинении речи: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». Идеями автор называет «представления вещей или действий в уме нашем» и пишет: «Все идеи изобретены бывают из общих мест», выделяя род и вид, целое и части, место, время, причину и т.д.
М.В. Ломоносов, давая собственные примеры изобретения речи, считал, что «места риторические» являются важными для творческого развития мысли.
Вторая часть книги — «Об украшении» — включает традиционные для риторик и поэтик положения. Украшение определяется Ломоносовым как преображение мыслей оратора («изобретенных идей») подходящими («пристойными и избранными») словами. Оно зависит от владения языком и складывается из чтения хороших книг и общения с людьми образованными, а также из изучения грамматических правил. «Течение слова» предполагает подкрепление сказанного примерами («хорошими речениями. пословицами»). «Сила великолепия» стиля зависит от чистоты выговора при произнесении речи.
В этой части рассмотрены образные средства языка: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и др. В главах о стилистических фигурах автор знакомит читателя с синтаксической стилистикой. Рассматриваются такие приемы, как повторение, усугубление, восхождение, бессоюзие и др. Ученый приводит примеры эмоциональных оборотов из разговорной речи, народной речи. Вот примеры кратких образных изречений: Счастие сильных боится; Что трудно терпеть, то сладко вспоминать.
М.В.Ломоносов поднял и такие вопросы, как теория предложения, деление речи на периоды, композиция и компоновка текста. Впервые это стало объектом изучения и привлекло внимание автора именно в процессе работы над «Риторикой».
Третья часть « Риторики» называется «О расположении». Расположение «есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок». Главные правила, которых следует придерживаться, автор сформулировал так.
1. Предложенную тему «должно изъяснить довольно, ежели она того требует, и чему служат распространения из мест риторических».
2. Тему нужно доказать доводами, которые располагаются таким образом, «чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце».
3. К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует.
Ученый подробно излагает эту тему в шести главах. По свидетельству современников, автор «Риторики» особенно гордился главой, которая раскрывает понятие хрии. «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную». Хрия состоит из «восьми частей, которые суть: 1) приступ; 2) парафразис; 3) причина; 4) противное; 5) подобие; 6) пример; 7) свидетельство; 8) заключение». Первая часть — это похвала человеку или делу, о котором будет говорить оратор. Вторая представляет собой углубление и распространение первой. Третья включает в себя доказательства. Четвертая опровергает возможные возражения оппонентов. Пятая часть содержит подтверждающие основную мысль примеры и сравнения. Шестая часть обращается за доказательствами к историческим примерам. Ссылки на авторитеты древних мыслителей придают убедительность седьмой части. Суждения мудрецов прошлого совпадают с мнением, которое высказывает оратор. В восьмой части подводятся итоги сказанному, делается нравственный вывод из речи оратора. Таким образом, речь становится завершенным, логически убедительным рассуждением.
Хрия определяла композицию краткой нравоучительной речи, в XVIII в. этот жанр был особенно популярен.
Интересны части «Риторики», показывающие воздействие речи оратора на слушателей. Ломоносов предлагает принимать во внимание их возраст, воспитание и образование. Ритору важно помнить о жестах, интонации, манере говорить. «Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух. особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово перед народом говорить должно».
Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождались цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Многие примеры написаны самим автором. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде Ломоносова.

Лекция, реферат. Риторика Ломоносова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Александрова И

Александрова И.Б. Славкин В.В. (науч. ред.) М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика
  • Файл формата pdf
  • размером 1,41 МБ
  • Добавлен пользователем Alexander 12.08.2014 21:08
  • Отредактирован 12.08.2014 22:10
  • Скачан 21 пользователем

Сборник статей / – 2-е изд. стер. – М. ФЛИНТА. Наука, 2012. – 352 с.
ISBN 978-5-9765-0228-4 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-034877-6 (Наука)

В книге публикуется полный текст «пространной» Риторики М.В. Ломоносова (1748 г.), а также статьи известных ученых и преподавателей – специалистов в области стилистики и риторики. Издание подготовлено на кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова к 300-летию со дня рождения великого русского ученого.

Для преподавателей, аспирантов, студентов и интересующихся вопросами языка, литературы, культуры.

Содержание
Предисловие
М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то-есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки
Ломоносов и российское образование
Я.Н. Засурский (Москва). «Апостол русского Просвещения» и современная журналистика
Б.И. Есин (Москва). М.В. Ломоносов в памяти и традиции Московского университета
В.В. Прозоров (Саратов). История с литературой: Ломоносова – из школы?!
Ломоносов и русская риторика
Л.К. Граудина (Москва). М.В. Ломоносов и отечественная риторика
М.В. Иванова (Москва). От ломоносовского ритора к стилистической категории «образа автора»
И.Б. Александрова (Москва). Хронотоп как средство характеристики поэзии классицизма, сентиментализма, предромантизма
А.П. Сковородников (Красноярск). О катахрезе и смежных явлениях
Г.А. Копнина (Красноярск). «Краткое руководство к красноречию…» М.В. Ломоносова и современные отечественные риторики: опыт сопоставительного анализа
Е.С. Кара-Мурза (Москва). Новые времена – новые имена. Коммерческое имя как риторическая и маркетологическая проблема
Ломоносов и современная стилистика
Г.Я. Солганик (Москва). М.В. Ломоносов и современная русская стилистика
В.Н. Суздальцева (Москва). Образ власти в российской словесности и в современных СМИ (семантико-стилистический аспект)
М.Н. Володина (Москва). Научно-техническая терминология и общеупотребительная лексика
Н.И. Клушина (Москва). Буржуазные символы в языке современной России. «Смешение стилей» как закономерность эпохи перемен
Н.С. Лопухина (Москва). «Как слово наше отзовётся…» (оценка языка современных СМИ с точки зрения лингвистической этики)
Н.Н. Вольская (Москва). Особенности модусных предикатов в очерке М.И. Цветаевой «Мать и музыка»

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Ломоносов краткое руководство к красноречию

Ломоносов краткое руководство к красноречию - скачивание разрешено.

Автор: Андрей Немиров

Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. Ломоносова было сосредоточено главным образом на примерах, которые приводятся в трактате — оригинальных и переводных, — их источниках и особенностях. А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие… от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих… Страстию называется сильная чувственная охота или неохота… В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1 состояние самого ритора, 2 состояние слушателей, 3 самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. Она носит глубоко национальный характер, так как выросла их практических задач решения проблемы 2-ия на русской почве. В допетровскую пору в качестве русского языка преподносился церковнославянский, а грамматические опыты этого времени были слишком кратки и элементарны. Назва Риторика: учебное пособие Автор Видавець Litres, 2015 ISBN 5457366332, 9785457366336 Експортувати бібліографічний опис. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». «Краткое руководство к красноречию…» М. Однако многие приёмы, использовавшиеся в риторической системе, продолжают преподавать под названиями «культура речи», «развитие дара слова», «стилистические упражнения», «теория словесности» «декламация» А. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Демократические реформы судебного дела XlX в. Рижского, «Основания российской словесности» в двух частях А.

Ломоносов объявляет, что в литературе нет и не может быть конкуренции между славянским и русским языками. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, — от умения владеть аудиторией. «О пользе книг церковных в российском языке» Деление на 3 стиля в старой риторике доломоносовского периода ориентировалось на овладение особенностями литературных жанров, на недопущение нарушений традиции использования языковых средств в разных жанрах. Чехов в 1893 г. Ломоносов был человеком очень разносторонним, будучи физиком, химиком, он с ранних лет имел страсть к филологическим наукам и внес большой вклад в их разработку. Некоторые нормы Ломоносова естественно отжили, но основной костяк выдвинутых Ломоносовым норм языка определил эпоху творческой деятельности Пушкина и служит живой основой современного нашего языка. Во всех суждениях о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен и проницателен. В начальных главах Грамматики сказано, что у русских глаголов 3 времени настоящее, прошедшее, будущее. а не 10; следовательно Ломоносов не смешивает категории вида и времени, а не видит еще противопоставления форм вида и времени в конкретно существующей и употребляется, тогда в живом русском языке при этом народном система спряжений и отмечает как раз нерасчлененное выражение вида и времени.

Найдены черновики сравнительной грамматики славянских и других родственных языков. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто». Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то-есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки Ломоносов и российское образование Я. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое т. В конце XVIII — начале XIX в. Ломоносова к 300-летию со дня рождения великого русского ученого.

Первые русские руководства по риторике появились в ХV веке. Первые русские и общедоступные руководства по красноречию были написаны М. Ломоносова было сосредоточено главным образом на примерах, которые приводятся в трактате — оригинальных и переводных, — их источниках и особенностях. Риторическая теория, которая формируется и формулируется Ломоносовым в процессе создания трактата, уходит от последовательного и строго логического развертывания в сторону широкого разнообразия и вариативности понятий и их использования в словесном творчестве. Благодаря знанию иностранных языков, замечательной наблюдательности в области звуков русской речи по слуху и работам органов произношения Ломоносов отчетливо разобрался в звуках нашей речи и значении букв нашей азбуки обязывает произносить почти так, как говорит народ, а писать так, как требуется по разным соображениям.

Краткое руководство к красноречию м.в.ломоносова

М.В. Ломоносов и развитие русской риторики

Из филологических трудов М. В. Ломоносова риторические – «Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия» и «Краткое руководство к красноречию» – были созданы первыми, соответственно в 1743 и 1747 годах. Они предшествуют «Российской грамматике» (1755), «Предисловию о пользе книг церковных и славянских (1758), а также публикации «Письма о правилах российского стихотворства» (1778), написанного, правда, еще в 1739 году.

Очевидно, эти труды в их последовательности[i] отражают замысел Ломоносова создать на русском языке и применительно к новой, формирующейся в это время системе национального образования комплекс наук тривиума [[ii] ]. Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) дает полную, основанную на единых методологических принципах систематическую картину норм литературного языка, оформляющих основные виды речевой деятельности: (1) представленные грамматикой общие нормы литературной речи, высшим образцом которых в эстетическом плане является художественная речь; (2) нормы научной речи и аргументации, задаваемые диалектикой; (3) нормы деловой речи, связанные с решением общественных задач и управлением, задаваемые риторикой. Вслед за тривиумом задается семиотическая часть образовательной системы в виде арифметики и музыки, геометрии и астрономии, описывающих, соответственно, знаковые системы, отображающие временные и пространственные отношения [см. например, [iii] ; с. 117-358;.321-335].

Неверно думать, что система «семи свободных искусств» характерна для древности. Сложившись в поздней античности, она в явном или неявном виде пронизывает всю историю европейской культуры – мы видим новые разработки этой фундаментальной идеи не только в «Опыте о человеческом разуме» Д. Локка [[iv] ], но и у основателя современной американской философской семиотики Чарльза Пирса, который обосновывает идею тривиума не просто из истории научной культуры, но из самой идеи знака [[v] ; с. 48-49]; сходным образом эта идея развивается и Ч. Моррисом [[vi] ; с.39-66].

В XVIII веке риторика была центром общей дидактики языка, а грамматика, поэтика и диалектика строились применительно к общим задачам риторики: «Тончайшие философские воображения и рассуждения, – указывает Ломоносов в предисловии к «Российской грамматике», – многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписать долженствуем (курсив мой - А.В.). Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море» [[vii] ; с.292].

Освоение и осмысление системы языка исходит из задач словесного творчества, которое требует для себя норм построения речи, основанных в свою очередь на умении строить замысел и разрабатывать содержание высказывания. Риторика является персоналистическим и конструктивным учением о слове: она раскрывает метод создания целесообразных высказываний и осмысливает индивидуальный стиль. Естественно поэтому, что другие дисциплины тривиума выстраиваются применительно к тем задачам, которые решает риторика. Поскольку риторика формирует норму языковой личности (образ ритора) в категориях этоса, логоса и пафоса и предлагает метод словесного воплощения замысла высказывания в виде изобретения, выражения, расположения и словесного действия, она требует для себя четкой проработки антропологической, гносеологической, этической и эстетической сторон мировоззрения, что и позволяет через учебный предмет прогнозировать развитие культуры и определять основные направления деятельности общества. Все это было вполне ясно М. В. Ломоносову, получившему основательное схоластическое образование в Московских духовных школах.

Подобно авторам предшествующих руководств по риторике М. В. Ломоносов строит теорию изобретения – основной раздел риторики – на основе понятия предложения. представляющего собой оформленную в виде грамматически завершенной фразы мысль, из которой по определенным правилам говорящий развертывает высказывание, например, ораторскую речь. Обыкновенно в руководствах по риторике в качестве основы изобретения рассматривается предложение в целом. Так, по классическому, восходящему еще к византийским логическим и риторическим руководствам учению о хрии, основные типы аргументов: причина, аргумент от противного, сравнение, индукция (пример), аргумент к авторитету последовательно выводятся из суждения, содержащегося а предложении и образуют единую конструкцию, задаваемую правилом расположения аргументов.

Ломоносов поступает иначе. Он предлагает последовательно применять аналитическую и синтетическую техники разработки предложения [[viii] ; с.114-115]. Предложение, например «Неусыпный труд все препятствия преодолевает», разделяется на термины-концепты неусыпность. труд. препятствия. преодоление. Для каждого из терминов исходя из задачи речи и ее конкретного содержания по внутренним топам (время, место, действие, претерпевание, причина, противное и др.) ритор находит семантически соотносимые производные термины, например:

труд Þ (предыдущее- последующее): начало. середина. конец ;

труд Þ (признак): пот ;

труд Þ (противное): упокоение ;

труд Þ (пример): пчелы .

Термины второго уровня, в свою очередь (пчелы Þ (свойство) летание по цветам ), дают третий уровень и т.д. В результате содержание высказывания, выраженное словами-концептами приобретает вид графа, ветви которого соответствуют смысловым отношениям (топам), а вершины – концептам. Но ход генерации мыслится не как формальное исчисление (в отличие от замысла «Универсальной характеристики» Лейбница), но как творческий процесс развития конкретного замысла, в котором каждый отдельный ход изобретения соотнесен с другими (если пчелы «летают по цветам», то и препятствия, которые преодолеваются, будут соответствовать этому образу).

Таким образом, правила образования терминов неформальны – открытие каждого термина предполагает уместность и соотнесенность с содержанием предложения и замыслом. При этом каждая пара терминов, соединенная топом, рассматривается как предмет содержательного анализа, и если производный термин примышлен случайно или неправильно, он отвергается. Соединение терминов в смысловую цепочку видоизменяет их значения: производные термины образуют парадигматические классы, а ветви дерева – синтагматические классы. В результате содержание высказывания, представленное в виде организованной системы слов-концептов, образует сложную семантическую сеть в смысле близком к тому, который в XX веке был обозначен термином поле аргументации [ [ix] ; p 175-176].

Синтез в хрию осуществляется на основе полученных терминов и их отношений путем построения периодов, структура которых соответствует, с одной стороны, правилам формальной логики, а с другой – нормам хорошего стиля (правильность, ясность, выразительность, благозвучие и пр.): «Чрез добрые дела заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное имя (следствия ) по себе оставить; (по хрии: противное, опущена большая посылка ) для того должно удаляться пороков, а добродетели держаться как вождя к благополучию» [9 с.122].

Эта новация Ломоносова вряд ли восходит к Лейбницу или Готшеду, поскольку Лейбниц стремится соединить мотивированную форму знака с правилами логического синтаксиса [[x] ; с.501-505], чего нет у Ломоносова, но обнаруживает явную связь со святоотеческой традицией и византийской риторикой и диалектикой. У св. Василия Великого в «Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия» читаем: «Примышлением <. > называется подробнейшее и точнейшее обдумывание представленного, которое следует за первым чувственным представлением; почему в общем употреблении называется оно размышлением, хотя и не собственно. Например, у всякого есть простое представление о хлебном зерне, по которому узнаем видимое нами. Но при тщательном исследовании сего зерна входит в рассмотрение многое, и даются зерну различные именования, обозначающие представляемое. Ибо одно и то же зерно называем то плодом, то семенем, то еще пищею – плодом как цель предшествующего земледелия, семенем – как начало будущего, пищею как нечто пригодное к приращению тела у вкушающего. Каждое из двух сказуемых и по примышлению умопредставляется, и не исчезает вместе с гортанным звуком (т. е. звуком голоса: слово не есть только звук - А.В. ), но представления сии укореняются в душе помыслившего. Одним словом, обо всем, что познается чувством и в подлежащем кажется чем-то простым, но по умозрению принимает различные понятия, говорится, что оно умопредставляемо по примышлению» [[xi] ; с.23].

Тот же принцип построения мы видим и в грамматике Ломоносова, восходящей к Пор-Роялю, модистам и в конечном счете к Присциану: если имена выражают простые идеи и суть «изображения вещей», глаголы «изображают деяния», имена глагольные, местоимения и наречия – «сложенные идеи», а предлоги и союзы – отношения, то «сложенные по логически идеи называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют» [8; с.405 м далее]. Таким образом, на уровне плана содержания риторика изоморфна грамматике: одни и те же фундаментальные топические (семантические) отношения организуют парадигматические связи классов слов в системе, порождение предложения, отношения термов в замысле высказывания и порождение текста.

Смысл всей этой теоретической конструкции состоит, очевидно, в следующем: язык, по Ломоносову, – основа общества и условие организации общества в систему [8; с.394]. Развитие общества предполагает продуктивное научное, художественное и иное творчество, тот есть способность к созданию новых идей. Поэтому учение о языке, нормы грамматики, диалектики и риторики должны стимулировать методически дисциплинированное творческое мышление, основа которого – изобретение, не формальное исчисление (как у Лейбница), но процесс открытия и конструирования нового знания.

[i] Исторически комплекс наук тривиума и квадривиума формируется именно в такой последовательности: сначала диалектика, поэтика и риторика, а затем грамматика.

[ii] Гаврюшин Н.К. “Риторика” М.В. Ломоносова и “Логика” Макария Петровича. Памятники науки и техники. М. 1986, с.131-154.