Руководства, Инструкции, Бланки

классное руководство в 5 классе по фгос img-1

классное руководство в 5 классе по фгос

Категория: Руководства

Описание

План воспитательной работы в 5 классе

План воспитательной работы в 5 классе

План воспитательной работы в _5 «_б_» классе на 2013-2014 учебный год

классный руководитель Минина Наталья Викторовна.

Начало учёбы в 5 классе - особый этап в школьной жизни ребёнка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т.п. У пятиклассников наблюдается относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. В условиях перехода ребёнка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях.

В классе 17 человек: 8 мальчиков и 9 девочек. Турица Анна в классе числится, но школу не посещает, эта семья считается неблагополучной, состоит на внутришкольном учёте. Фактически в классе обучается 16 человек. В классе 6 неполных и малообеспеченных семей. Три многодетные семьи. В 5-б классе очень много «сложных» детей, некоторые из них имеют низкую успеваемость и работоспособность (Медведев В. Щербакова Е. Хохряков М. Нарицын М.), некоторые повышенную возбудимость, отвлекаемость, неудовлетворительное поведение (Хохряков М. Ванин Б. и другие). В общем, класс отличается очень плохим поведением на уроках, несобранностью, частыми ссорами и конфликтами. Даже вполне благополучные, успевающие по всем предметам дети (Икрина А. Калита Д. Шичкин Н. Клеймёнова А. М и др.) получают неоднократные замечания, не могут организовать себя и свою деятельность, контролировать своё поведение. Отличного поведения в классе нет ни у кого и только 3 ударника. В целом класс с уровнем воспитанности и успеваемостью ниже среднего. Но дети в классе не злые, открытые и общительные, охотно идут на контакт, отзывчивые, выполняют данные им посильные поручения, активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях.

Цель: Формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

воспитание патриотизма в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделимость, неразрывность с Отечеством;

совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

формирование сплоченного детского коллектива пятиклассников. Психолого-педагогическое сопровождение семей обучающихся в период адаптации;

изучение и корректировка межличностных отношений учащихся в условиях адаптационного периода с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании;

создание условий для позитивного общения учащихся в классе, для проявления инициативы, ответственности;

развитие познавательного интереса пятиклассников, привитие интереса к хорошей учебе;

работа по сохранению здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

организация интересного и полезного досуга обучающихся;

привлечение родителей к делу воспитания и обучения детей.

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с обучающимися в классе;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

организация социально значимой деятельности обучающихся.

Задачи работы с родителями:

организация работы родительского комитета класса;

психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся;

установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы;

психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей;

разъяснительная работа - понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников.

Родительский комитет 5 б класса.

Третьякова Лада Михайловна (председатель)

Нарицына Ольга Сергеевна (казначей)

Калита Надежда Ильинична

Чаринцева Ольга Викторовна (совет школы)

Исходя из поставленных задач функции классного руководителя 5-го класса определяются как:

организация адаптации учащихся 5-х классов в связи с переходом в среднее звено обучения;

организация преемственности с учителем начальной школы;

обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

установление контактов с родителями (или опекунами) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения;

организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организация классного самоуправления;

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);

защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы, организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом);

организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту;

выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;

работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;

ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок дневников, разработка методических материалов мероприятий);

еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;

организация дежурства по классу, школе, столовой; организация субботников и ремонта классного кабинета;

забота о внешнем виде учащихся;

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.

контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

контроль за занятостью учащихся в системе дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков 5-го класса и решения вышеперечисленных задач мною были выбраны следующие направления деятельности:

Формы воспитательной работы: тематические и организационные классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми и специалистами разного профиля, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации родителей и учащихся, посещение семей, посещение уроков в классе, вечера отдыха и чаепития, интеллектуальные игры и конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях, благотворительные и экологические акции, выполнение социально значимых проектов, инструктажи по технике безопасности, выпуск классных газет и т.д.

Воспитательные технологии . индивидуальный подход в воспитании, технология КТД, метод проектов, технология «портфолио», использование ИКТ в воспитательном процессе.

Предполагаемые результаты воспитания .

Воспитательная система класса должна привести к созданию классного коллектива с развитым ученическим самоуправлением. Каждый член классного коллектива должен приобрести социально значимые компетенции, он будет способен эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

План работы с семьями обучающихся

Цель: Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

(Задачи перечислены выше.)

Направления работы с родителями

Профилактическая работа с проблемными учащимися и семьями

Усилить работу со слабоуспе вающими детьми (Нарицын М. Щербакова Е. Хохряков М.и др. ) и коррекцией поведения ( ХохряковМ. Ванин Б. и др. ).

Посещать квартиры учащихся с целью проверки режима дня и выполнения домашнего задания.

Проводить индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контакта родители + дети, родители + учителя для улучшения успеваемости школьника.

Систематический контролировать посещаемость занятий.

5. Вовлекать детей во внеклассную и общешкольную деятельность.

Индивидуальные беседы о поведении, выполнении д/з, уважительном отношении ко всем участникам образовательного процесса с Хохряковым М. Минеевым Э. Ваниным Б. Бачининым А. Икриной А. Лапочкиным Е. Медведевым В.

Посещение на дому детей, чьи родители не посещают родительские собрания, не поддерживают связь с классным руководителем в течении четверти. Беседа о поведении, успеваемости, выяснение ж-б условий проживания детей, необходимости взаимодействия школы и семьи.

Дальнейшая работа планируется в зависимости от обстоятельств.

План индивидуальной работы с обучающимися

Другие статьи

Программа воспитательной работы (ФГОС) 5 класс - классному руководителю, прочее

Программа воспитательной работы (ФГОС) 5 класс

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы (ФГОС) 5 класс »

ГБОУ СОШ с. Выселки

«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2015-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

развивать индивидуальные творческие способности обучающихся

формировать гражданско-патриотические качества личности

воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию

формировать культуру здоровья

воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности

воспитывать чувство уважения к родителям, семье

воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству

воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности

формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе

воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей

воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Формы реализации задач:

изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)

тематические классные часы

дискуссии, диспуты, конференции

ролевые, деловые, образовательные игры

экскурсии, походы, уроки в школьный музей

соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны

помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для развития и формирования УУД каждого ребенка.

воспитание общечеловеческих ценностей, культа семьи, формирование здорового образа жизни обучающихся.

Задачи воспитательной работы в классе:

формирование дружного, отзывчивого коллектива;

развитие коммуникативных навыков обучающихся;

формирование устойчивой нравственной позиции, толерантного отношения к окружающим;

формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма;

формирование навыков поведения в различных жизненных ситуациях;

воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей, осмысления ценности семьи.

формирование навыков бережного отношения к окружающей среде;

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости. Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» -- в средней -- все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2--3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2--3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер

В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.