Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция авиационного техника по планеру и двигателям img-1

должностная инструкция авиационного техника по планеру и двигателям

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция авиационного техника по планеру и двигателям 4-го - 8-го разрядов: образец, бланк, шаблон

Инструкция авиационного техника по планеру и двигателям 4-го - 8-го разрядов

Авиационный техник по планеру

и двигателям 4-го - 8-го разрядов

1.2. На работу авиационным техником по планеру и двигателям:

- 4-го разряда принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование;

- 5-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 4-го разряда не менее двух лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);

- 6-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 5-го разряда не менее трех лет; при наличии сертификата - право выполнять работы с самоконтролем (личным клеймом);

- 7-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 6-го разряда не менее трех лет;

- 8-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы авиационным техником по планеру и двигателям 7-го разряда не менее трех лет.

1.3. Авиационный техник по планеру и двигателям 4-го разряда должен знать:

- общие сведения о летно-технических характеристиках летательных аппаратов и воздушных судов (ВС);

- конструкцию, принципиальные и монтажные схемы систем обслуживаемых типов ВС, правила технической эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;

- правила ухода за поверхностью ВС, лакокрасочными и другими защитными покрытиями, порядок и методы ремонта покрытий и обшивки ВС;

- эксплуатационные зазоры и технические допуски;

- правила ухода за деталями из магниевых и титановых сплавов, композиционных материалов и их ремонта (замены);

- способы обнаружения и устранения неисправностей;

- правила хранения и консервации ВС, двигателей и агрегатов;

- правила и порядок технического обслуживания и подготовки воздушных судов (ВС) к летным испытаниям;

- материалы, применяемые при техническом обслуживании, и их свойства;

- конструкцию, назначение, принцип действия и правила применения аэродромного оборудования, стационарных и передвижных установок, приспособлений, инструментов, применяемых при техническом обслуживании;

- места, сроки, правила и виды смазок подвижных соединений;

- порядок выполнения работ технического обслуживания общего вида (буксировка ВС, принятие его на место стоянки, очистка ВС от наземного обледенения);

- правила приема-передачи ВС экипажу и охране;

- документацию по техническому обслуживанию и порядок ее ведения;

- систему допусков и посадок;

- правила пользования средствами индивидуальной защиты;

- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

1.4. Авиационный техник по планеру и двигателям 5-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.3 настоящей инструкции;

- эксплуатационные особенности материальной части обслуживаемых летательных аппаратов и ВС, их двигателей и агрегатов;

- технологию подготовки ВС к летным испытаниям, программу летных испытаний, методы доводки и регулировочные работы на ВС после испытаний;

- основные сведения по технологии производства и ремонта ВС и авиадвигателей, методику ресурсных испытаний ВС;

- особенности организации и содержания технического обслуживания ВС на аэродромах местных воздушных линий и временного базирования;

- порядок хранения авиаГСМ, их аэродромного контроля и использования, заправки самолетов (вертолетов) топливом и маслом;

- порядок запуска и опробования авиадвигателей;

1.5. Авиационный техник по планеру и двигателям 6-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 и 1.4 настоящей инструкции;

- эксплуатационно-технические данные и конструкцию обслуживаемых летательных аппаратов и ВС в целом, его двигателей и систем, их функции, принцип работы, правила эксплуатации, содержание и технологию технического обслуживания;

- порядок выполнения работ общего вида по запуску и опробованию двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ);

- порядок проведения дефектации, проверки работоспособности авиатехники (АТ) и методы выявления и устранения ее отказов и неисправностей;

- технологию замены деталей, агрегатов (комплектующих изделий) обслуживаемого ВС;

- устройство и правила работы с аппаратурой, применяемой для токовихревой, акустической и рентгеновской дефектоскопии;

1.6. Авиационный техник по планеру и двигателям 7-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 - 1.5 настоящей инструкции;

- конструкцию и особенности модификаций летательных аппаратов и ВС, алгоритмы и методы выполнения работ с применением персональной ЭВМ;

- правила работы на диагностическом оборудовании, методы неразрушающего контроля, правила их применения и порядок оценки результатов контроля технического обслуживания и ремонта (ТО и Р);

- порядок выполнения регулировочных работ, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, принципы работы, правила эксплуатации и использования средств (устройств) встроенного контроля и автоматизированных наземных систем контроля состояния АТ;

- особенности конструкции модульных двигателей, порядок демонтажа-монтажа отдельных модулей, перечень ремонтно-восстановительных работ, выполняемых на авиационно-технической базе (АТБ);

- оборудование, используемое при ремонте модульных двигателей;

- технологию запуска и опробования двигателей;

- организацию контроля качества технического обслуживания;

1.7. Авиационный техник по планеру и двигателям 8-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.3 - 1.6 настоящей инструкции;

- комплектацию информационно-управляющей системы АТБ;

- информационное обеспечение и управление процессом эксплуатации АТ;

- программы поиска и устранения неисправностей агрегатов, систем ВС с использованием бортовых и наземных средств контроля и информационной базы данных АТБ;

- порядок контроля и проведения доработок АТ по бюллетеням промышленности, оформление результатов работ;

- организацию работы по техническому обслуживанию ВС в целом в соответствии с производственным заданием и требованиями эксплуатационной документации;

- порядок передачи ВС между АТБ и авиаремонтным заводом (АРЗ), между сменой цеха и экипажем;

1.8. Авиационный техник по планеру и двигателям более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить авиационными техниками по планеру и двигателям более низкого разряда.

1.9. Авиационный техник по планеру и двигателям для выполнения работ с горюче-смазочными материалами должен иметь допуск к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п. средств индивидуальной защиты;

2.2. В процессе работы авиационный техник по планеру и двигателям:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

2.3. В течение рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:

2.3.1. 4-го разряда:

1) осуществляет техническое обслуживание:

- летательных аппаратов легкого и сверхлегкого типа и установленных на них двигателей;

- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов II - III классов или вертолетов I - II классов или менее ответственные работы технического обслуживания на самолетах I класса, либо одного и более типов самолетов II - IV классов или вертолетов II - IV классов на оперативных формах технического обслуживания;

- летательных аппаратов среднего типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;

2) проводит демонтаж-монтаж агрегатов систем планера и авиадвигателей для выполнения восстановительных работ, отправки на ремонт и хранение;

3) производит внешний осмотр (дефектацию без применения спецсредств) планера со вскрытием и без вскрытия лючков на отсутствие:

- поломок, хлопунов, вмятин, царапин, следов негерметичности гидрогазовых коммуникаций;

- повреждений лакокрасочных и защитных покрытий;

- повреждений остекления (трещин, сколов, расслоения и серебра) фонарей, окон;

- недопустимых зазоров, износов, люфтов;

- коррозии и загрязнений и других механических повреждений;

4) проводит измерение давления с помощью приспособлений, визуальную проверку давления (пневматиков по обжатию, амортизаторов по усадке);

5) производит промывку маслом трущихся поверхностей (с частичной или полной разборкой), противопожарную обработку, химическую очистку, удаление загрязнений с промывкой объекта, слив отстоя ГСМ, визуальную или инструментальную проверку объекта, взятие пробы ГСМ;

6) выполняет восстановление лакокрасочных покрытий без удаления коррозии, мелкий ремонт элементов конструкции без проведения демонтажных работ (засверловку трещин, установку накладок и т.п.), восстановление маркировки тяг управления;

2.3.2. 5-го разряда:

1) производит техническое обслуживание:

- по сложным регламентам летательных аппаратов среднего или легкого типа и установленных на них двигателей;

- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов самолетов I класса или вертолетов I класса или до двух типов самолетов II - III классов или вертолетов II - III классов, либо до трех типов ВС, из них одного типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;

- летательных аппаратов тяжелого типа под руководством авиационного техника по планеру и двигателям более высокой квалификации;

2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию:

- демонтаж-монтаж агрегатов после проверки их на монтажном участке или в лаборатории;

- дефектацию всеми методами планера и агрегатов обслуживаемых ВС;

- осмотр фильтров на отсутствие загрязнений, повреждений фильтрующих элементов, некондиционности уплотнений;

- осмотр уязвимых мест закрепленной зоны объекта с помощью лупы для проверки отсутствия трещин;

- проверку наличия необходимого количества спецжидкостей, газов и дозаправку (дозарядку) до требуемой нормы (или заправку до нормы незаправленных систем);

- поддержание и восстановление надежности изделий (подтяжку крепежных изделий, имеющих контровку или металлизацию, восстановление контровки, металлизации, пломбирование регулировочных винтов);

- регулировку механических усилий, люфтов, зазоров, взаимного положения деталей;

- балансировку рулей системы управления;

- устранение деформаций, царапин и трещин на силовых элементах и обшивке;

- замену агрегатов и узлов с последующей регулировкой и проверкой на работоспособность;

- восстановление лакокрасочных покрытий в местах повреждения с предварительным удалением коррозии и демонтажом изделия;

- полную замену покрытия с предварительным удалением его, выполняемую после демонтажа изделия с ВС;

- укрупненный ремонт элементов конструкции с применением демонтажных работ;

3) осуществляет контроль за техническим состоянием объекта на отсутствие люфтов и износов соединений, повреждений заклепочных, болтовых и винтовых соединений, проверку работоспособности и предупреждение нарушений работоспособности из-за воздействия на изделие влаги, спецжидкостей;

4) подготавливает ВС к летным испытаниям;

5) ведет протокол испытаний;

6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.3. 6-го разряда:

1) производит техническое обслуживание:

- по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации, и летательных аппаратов головных серий;

- планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или до трех типов ВС II - III классов, либо до четырех типов ВС, из них два типа ВС I класса на оперативных формах технического обслуживания;

2) выполняет основные виды работ по техническому обслуживанию ВС:

- токовихревую, акустическую и рентгеновскую дефектоскопию;

- осмотр с помощью эндоскопа недоступных и труднодоступных для прямого осмотра зон;

- осмотр деталей систем управления ВС и двигателей для проверки свободного движения элементов на полный угол или на полный ход при движении в прямом и обратном направлениях, правильного положения (прохождения тросов по роликам), отсутствия течи, недопустимых потертостей тросов и тяг управления, люфтов в соединениях;

- осмотр горячих частей двигателя, обогреваемых элементов планера и силовой установки для обеспечения отсутствия перегрева, коробления, металлического налета и оплавления, трещин;

- осмотр внутренних поверхностей агрегатов систем в лабораторных условиях (со вскрытием) с помощью оптических средств;

- проверку работоспособности систем ВС и проверку параметров объектов обслуживания без применения каких-либо дополнительных средств (по бортовым приборам и сигнализации);

- проверку герметичности агрегатов и систем с помощью приспособлений;

- проверку под давлением трубопроводов систем кондиционирования воздуха в кабинах (СКВ) и противооблединительных систем (ПОС);

- регулировку систем с целью восстановления эксплуатационных параметров;

- замену агрегатов, узлов и деталей планера по отработке ресурса и отказавших с последующей регулировкой;

- устранение особо сложных неисправностей по планеру, не устраняющихся заменой или не проявляющихся на земле;

3) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.4. 7-го разряда:

1) производит техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) одного из типов широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения или двух типов ВС I класса, либо до пяти типов самолетов, из них до трех типов самолетов I класса на оперативных формах технического обслуживания;

2) осуществляет контроль за качеством ТО и Р, выполняемых рабочими более низкой квалификации;

3) выполняет наземную отработку систем самолета (вертолета) и двигателей выпускаемого заводом самолета и его модификаций перед испытательными полетами с оформлением протоколов и актов испытаний;

4) производит обслуживание испытательных полетов на базовом и внебазовом аэродромах, устранение замечаний, выявленных в испытательных полетах;

5) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:

- сложные диагностические работы (разовые проверочные работы наиболее уязвимых мест, систем и изделий планера и двигателей) по бюллетеням промышленности;

- сложные работы технологического обслуживания;

- осмотры и инструментальный контроль исправности, направленные на предупреждение отказов изделий и своевременное проведение ремонта изделий по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и результатам планового контроля при технической эксплуатации до безопасного отказа;

- технологически связанные регулировочные работы с применением специализированной контрольно-проверочной аппаратуры (КПА);

- поиск и устранение функциональных отказов систем и изделий путем замены агрегатов (деталей) системы автоматического регулирования давления (САРД), управления, топливной и гидрогазовой систем двигателя;

- поиск неисправностей и проведение восстановительного ремонта систем и изделий планера и двигателей с использованием компьютерных программ и стендового оборудования;

- проведение всех видов наземных испытаний ВС, проверку и регулировку систем управления;

- полную техническая подготовку ВС к испытаниям в воздухе и устранению неисправностей после испытаний;

- контроль за качеством выполнения ТО и Р и восстановительного ремонта (ВР) планера и авиационных двигателей;

- контроль за правильностью оформления эксплуатационно-технической документации;

6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.5. 8-го разряда:

1) производит техническое обслуживание опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и планера, и двигателей, в объеме периодических форм, с самоконтролем (личным клеймом) широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения;

2) осуществляет контроль за работами, выполненными рабочими более низкой квалификации;

3) выполняет практическую отработку технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков при испытаниях;

4) выполняет основные работы по техническому обслуживанию:

- проведение комплексных регулировочных работ на сложных и взаимосвязанных системах планера и двигателей на широкофюзеляжных самолетах или самолетах нового поколения;

- осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов агрегатов, систем ВС, и своевременное проведение ремонта по замечаниям экипажа ВС, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми системами контроля, а также по результатам планового контроля при технической эксплуатации ВС;

- поиск причины редко встречающегося отказа всех типов базовых самолетов;

- доводку узлов, агрегатов ВС;

- устранение наиболее сложных неисправностей отказавших агрегатов, изделий, систем с последующей регулировкой;

- анализ и оценку технического состояния агрегатов, изделий, систем всех типов базовых ВС с применением компьютерных программ;

- самоконтроль выполняемых работ с оформлением соответствующей документации;

- контроль качества работ ТО и Р и ВР отдельных агрегатов, узлов, изделий, систем планера и двигателей, выполненных авиатехниками более низкой квалификации;

- участие в расследовании авиационных происшествий;

- участие в создании компьютерных программ по совершенствованию процессов ТО и Р или ВР;

- сдачу (прием) ВС в ремонт;

- осуществление приема-сдачи ВС, находящегося на ТО и Р, из смены в смену;

5) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.4. В конце рабочего дня (смены) авиационный техник по планеру и двигателям:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) сдает установленную отчетность;

4) производит осмотр (самоосмотр);

При выполнении своих обязанностей авиационный техник по планеру и двигателям обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Авиационный техник по планеру и двигателям привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Авиационный техник по планеру и двигателям несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Авиационный техник по планеру и двигателям за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

Другие статьи

Решение № 12-389

Решение № 12-389/2013 от 25 июля 2013 г.

№ 12-389/2013
РЕШЕНИЕ 25 июля 2013 года

Судья Октябрьского районного суда города Архангельска Саблина Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сычева С. В. на постановление № 13 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 11. Административные правонарушения на транспорте > Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов' target='_blank'>11.5 КоАП РФ от 31.05.2013, вынесенное заместителем начальника Архангельского территориального отдела государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту Архангельский ТОГАН УГАН НОТС СЗФО Ространснадзора) Токаревым Н. Е.

постановлением заместителя начальника Архангельского ТОГАН УГАН НОТС СЗФО Ространснадзора Токарева Н. Е. от 31.05.2013 авиационный техник по планерам и двигателю открытого акционерного общества «Аэропорт Архангельск» Сычев С. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 11. Административные правонарушения на транспорте > Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов' target='_blank'>11.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 3 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Сычев С. В. обратился с жалобой в Октябрьский районный суд г. Архангельске. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его деянии состава административного правонарушения. Полагает, что техническое обслуживание судна Ан-148-100В не входит в сферу деятельности ОАО «Аэропорт Архангельск», соответственно техническое обслуживание самолета не выполнялось, выполнялись отдельные работы (техпомощь), для выполнения которой он прошел самостоятельное обучение.

В судебном заседании Сычев С. В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Суд, выслушав Сычева С. В. составителя протокола Т. Н. Е. исследовав и ценив представленные доказательства, доводы жалобы, приходит к следующему.

В силу указания ч. 1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность > Статья 2.1. Административное правонарушение' target='_blank'>2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Положениями ч. 8 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 11. Административные правонарушения на транспорте > Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов' target='_blank'>11.5 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи Глава I. Общие положения > Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации' target='_blank'>2 Воздушного кодекса Российской Федерации воз_душное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федераль_ных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Рос_сийской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, феде_ральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных норматив_ных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. Глава I. Общие положения > Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации' target='_blank'>5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Фе_дерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отноше_ния, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации.

Приказом Департамента Воздушного транспорта Министерства транспорта РФ ДВ-58 от 20.06.1994 утверждено Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93).

В силу указания п. 1.1.4. НТЭРАТ ГА-93 к техническому обслуживанию авиационной техники (далее - АТ) относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку воздушного судна (далее - ВС) к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования АТ при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании. Формы и виды технического обслуживания (далее - ТО), их содержание и регламентация определяются ЭД (эксплуатационной документацией) для конкретного типа авиационной техники.

В силу указания п. 3.1.2. НТЭРАТ ГА-93 инженерам, авиатехникам и авиамеханикам в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения в том числе работ по регламентам оперативного, периодического ТО.

С учетом положений п. 3.1.3 НТЭРАТ ГА-93 допуск к работам на АТ оформляют авиатехникам в том числе к оперативному ТО не более пяти типов ВС, из них - не более трех типов судов 1 класса.

На основании положений п. 3.1.4 НТЭРАТ ГА-93 для ИТП устанавливается 2 вида допусков:

- к самостоятельному ТО - дающий право выполнения работ по обслуживанию АТ и подписи производственно-технической документации. Его оформляют инженерам и авиатехникам по эксплуатации ЛАиД (летательный аппарат и двигатели) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование)на все классы ВС, авиамеханикам не ниже 4 разряда для ТО воздушных судов 4 класса, авиамеханикам по ТО бытового оборудования ВС всех классов;

- к техническому обслуживанию - разрешающий выполнение работ на АТ без права подписи производственно-технической документации, под руководством лиц, допущенным к самостоятельному ТО, которые обязаны в таких случаях подписывать указанную документацию. Его оформляют авиатехникам до получения ими права на самостоятельное ТО и авиамеханикам.

В соответствии с п. 3.1.5. НТЭРАТ ГА-93 все виды допусков для выполнения работ на авиационную технику инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программ обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ (Госу_дарственный орган управления воздушным транспортом - (ДВТ МТ России) для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к техническому обслуживанию виды работ и операций.

Работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов, а также работы по обеспечению вылета разделом 6 НТЭРАТ ГА-93 отнесены к числу работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов, которое представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния АТ, обеспечивающих исправность, готовность и использование ВС в интервалах между формами его периодического технического обслуживания.

В соответствии с п. 6.2.6. НТЭРАТ ГА- 93, работы по встрече, обеспечению стоянки и вылета ВС могут быть поручены лицам инженерного и технического персонала, имеющим специальности по эксплуатации "ЛАиД" (Летательный аппарат и двигатели) или "АиРЭО" (Авиационное и радиоэлектронное оборудование), после соответствующей их подготовки и оформления допуска.

В соответствии с п. 9.4.2. НТЭРАТ ГА-93 техническое обслуживание и дополнительные работы на ВС всех типов, принадлежащих другим ведомствам, выполняют специалисты ИАС под руководством и контролем экипажа судна. Выполнение указанных работ произво_дится на основании талонов-требований (заявок) и оформляется в картах-нарядах (нарядах на оказание технической помощи).

Между ОАО «Аэропорт Архангельск» (исполнитель) и ФГУАП «Пулково» (заказчик) 01.07.2005 заключен договор № 09-СВ-05, по условиям которого исполнитель производит аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов заказчика при выполнении регулярных и нерегулярных полетов из/в аэропорта «Архангельск», а заказчик производит оплату за это обслуживание.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241.

Из анализа п. 4.17, 4.18 данного Перечня усматривается, что тариф за обеспечение приема и выпуска воздушного судна, включая: осмотр места стоянки и прием воздушного судна на место стоянки; установку стояночных колодок под колеса шасси; уборку стояночных колодок; установление связи с экипажем по СПУ или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа; контроль за запуском двигателей; контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки отнесен к числу тарифов за отдельные (дополнительные) услуги по техническому обслуживанию воздушного судна.

15.10.2011 генеральным директором ОАО «Аэропорт Архангельск» утверждена Должностная инструкция авиационного техника по планеру и двигателям (далее - Инструк_ция).

В соответствии с п. 1.1. Инструкции, авиационный техник по планеру и двигателям на_значается и освобождается от должности приказом генерального директора ОАО «Аэропорт Архангельск», по согласованию с начальником И АС.

На основании приказа генерального директора ОАО «Аэропорт Архангельск» приеме работника на работу от 21.01.2010 г. № 11-к Сычев С. В. назначен на долж_ность техника по планеру и двигателям инженерно-авиационную службу ОАО «Аэропорт Архангельск».

Отметка об ознакомлении Сычева С. В. с Инструкцией в на момент проведения проверки отсутствовала. Вместе с тем, он в судебном заседании подтвердил, что с Инструкцией ознакомлен.

Согласно п. 1.2 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям в своей дея_тельности руководствуется законодательством РФ, государственными и отраслевыми доку_ментами и стандартами, приказами и указаниями государственных органов управления воз_душным транспортом (далее - ФАВТ МТ РФ), Руководством по деятельности ИАС, Руково_дством по качеству ИАС.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям обязан знать обслуживаемую авиационную технику, организацию и технологию ее техниче_ского обслуживания по типам ВС.

В соответствии с п. 2.16 Инструкции авиационный техник по планеру и двигателям обязан изучать новую АТ, выполняющую полеты в аэропорт Архангельск в объеме про_грамм по наземному обслуживанию.

В соответствии с п. 2.23 «Руководства по деятельности инженерно-авиационной службы ОАО «Аэропорт Архангельск» РД-013-001 (далее - Руководство), утвержденной Генеральным директором ОАО «Аэропорт Архан_гельск» B.C. Петросяном 01.11.2011 г. а также приложением № 14 к данному Руководству «Сведения о выполняемых видах работ на АТ», подписанных начальником ИАС ОАО «Аэропорт Архангельск» (стр. 128), оказание технической помощи относится к виду тех_нического обслуживания авиационной техники.

ФАВТ МТ РФ утверждена программа обучения наземного персонала по курсу «Аэро_дромное обслуживание самолёта АН-148-100» (далее - Программа).

В результате проведенного Управлением Северо-Западного МТУ ВТ ФАВТ расследования авиационного события, произо_шедшего с самолетом Ан-148-100В № RA-61706 от 15.04.2013г. выявлено, что авиатехник по планеру и двигателям Сычев С. В. осуществил, согласно карты-наряда №178/1 от 01.04.2013 г. на оказание технической помощи при обслуживании самолета, прием на место стоянки и выпуск (установка и уборка колодок под шасси, проведение работы по противопожарному обеспечению, обеспечению электропитанием, установку связи с экипажем по самолетному переговорному устройству (далее - СПУ), проследил за запуском двигателей, разрешил движение, проследил за вырули_ванием)) ВС Ан-148 - 100 № ОАО «Авиакомпании «Россия», документально под_твердил выполнение ТО ВС Ан-148 - 100 № 61706 ОАО «Авиакомпании «Россия», заполнив карту-наряд и поставив свою подпись.

Как следует из заверенного начальником ИАС ОАО «Аэро_порт Архангельск» Сорвановым А.М. списка инженерно технического персонала ИАС ОАО «Аэропорт Архан_гельск», прошедшего в соответствии с Программой обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолёта АН-148-100, Сычев С.В. обучение и стажировку по данному типу ВС не проходил и допуск не получал.

Таким образом, Сычев С.В. не пройдя обучение и стажировку согласно утвержденной ФАВТ МТ РФ программы обучения наземного персонала по курсу «Аэродромное обслужи_вание самолёта АН-148-100» и не имея допуска на аэродромное обслуживание ВС данного типа, осознанно выполнил ТО ВС, нарушил правила безопасности экс_плуатации воздушных судов, установленные требованиями п. п. 3.1.1, 3.1.5 гл. 3 НТЭРАТ ГА-93.

Суд не принимает доводы Сычева С. В. о том, что техническое обслуживание судна Ан-148-100В не входит в сферу деятельности ОАО «Аэропорт Архангельск», соответственно техническое обслуживание самолета не выполнялось, выполнялись отдельные работы (техпомощь), для выполнения которой он прошел самостоятельное обучение.

Действительно ОАО «Аэропорт Архангельск» имеет сертификат соответствия № 2021120152, дающий право производить техническое обслуживание следующих видов авиационной техники: Ту-134, АБ, Ан-24, Ан-26.

Вместе с тем, из приведенных выше нормативных документов усматривается, что работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов, а также работы по обеспечению вылета (работы по наземному обслуживанию), выполненные Сычевым С. В. 01.04.2013, отнесены к числу работ по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов, т. е. являются видом технического обслуживания АТ.

Ссылку Сычева С. В. на документ, подписанный начальником ОТЭРАТ департамента Воздушного транспорта Министерства транспорта РФ № ДВ 25.5.1-141 от 03.04.1996, суд находит несостоятельной, поскольку данный документ является ведомственным подзаконным актом, носящим рекомендательный характер.

Кроме того, по информации ОАО «Аэропорт Архангельск» по состоянию на 01.04.2013 в штате данной организации имелись лица из числа ИТП ИАС, прошедшие обучение согласно утвержденной программе ФАВТ МТ РФ и допущенные к аэродромному обслуживанию самолета Ан-148 в установленном законом порядке. В связи с чем, объективная необходимость в выполнении такого рода работ авиатехником по планеру и двигателям Сычевым С. В. не имеющим соответствующего допуска, отсутствовала.

Самостоятельное изучение Сычевым С. В. 19.09.2012 «Сборника инструкций по выполнению аэропортового обслуживания ВС Ан-148-100В», утвержденного ОАО «Авиакомпания Россия», не свидетельствует о прохождении им обучения и о получении им допуска для выполнения технической помощи (отдельных работ) в порядке, предусмотренном п. 3.1.5. НТЭРАТ ГА-93.

Сычев С. В. прошел обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолета Ан-148 и был допущен к его аэродромному обслуживанию приказом № 123 от 29.04.2013.

Исходя из изложенного, в действиях Сычева С. В. - авиационного техника по планерам и двигателю ОАО «Аэропорт Архангельск» усматривается состав ад_министративного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.8 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 11. Административные правонарушения на транспорте > Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов' target='_blank'>11.5 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о совершении Сычевым С. В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 11. Административные правонарушения на транспорте > Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов' target='_blank'>11.5 КоАП РФ, подтверждается: протоколом № 14 об административном правонарушении, отчетом по результатам расследования авиационного события, произошедшего с самолетом АН-148-100В № RA-61706, списком ИТП ИАС ОАО «Аэропорт Архангельск», прошедших обучение и стажировку по аэродромному обслуживанию самолета Ан-108, списком допусков ИТП ИАС на аэродромное (наземное) обслуживание ВС, руководством по деятельности Инженерно- авиационной службы ОАО «Аэропорт Архангельск» с приложением, должностной инструкцией авиационного техника по планеру и двигателям, приказом № 11-к от 21.01.2010, картой - нарядом № 178/1, программой обучения наземного персонала по курсу «Аэродромное обслуживание самолета Ан-148-10», договором № 09-СВ-05 от 01.07.2005.

Протокол и постановление вынесены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка.

Сделанные в обжалуемом постановлении выводы полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.11. Оценка доказательств' target='_blank'>26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении' target='_blank'>29.10 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

постановление № 13 о назначении административного наказания от 31.05.2013 заместителя начальника Архангельского территориального отдела государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т. Н. Е. оставить без изменения, жалобу Сычева С. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.


Судья Е.А. Саблина

Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) (подробнее)

Ответчики: Судьи дела: