Руководства, Инструкции, Бланки

Приказ О Нормировании Труда В Образовательном Учреждении Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Об утверждении Примерного положения о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях, Постановление Администр

Об утверждении Примерного положения о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях Об утверждении Примерного положения о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 апреля 2014 года N 1781


Об утверждении Примерного положения о системе нормирования труда в муниципальных автономных,
бюджетных и казенных учреждениях

1. Утвердить Примерное положение о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях согласно приложению к настоящему постановлению .

2. Руководителям муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений в срок до 12.05.2014 года разработать положения о системе нормирования труда в учреждении.

3. Начальнику управления образования администрации города Благовещенска, начальнику управления культуры администрации города Благовещенска в срок до 15.05.2014 года предоставить в управление экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска информацию о проделанной работе в подведомственных учреждениях.

4. Руководителям муниципальных учреждений: "Эксплуатационно- хозяйственная служба", "Управление капитального строительства", "Городская диспетчерская служба", "Информационное агентство "Город", "Центр развития молодежных и общественных инициатив "Выбор", "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Благовещенска", "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" в срок до 12.05.2014 года предоставить в управление экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска информацию о проделанной работе.

5. Рекомендовать руководителям муниципальных предприятий города Благовещенска использовать Примерное положение о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях в работе по организации и совершенствованию нормирования труда.

6. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайге администрации города Благовещенска.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Благовещенска А.И. Кузакова.


Исполняющий обязанности главы администрации
города Благовещенска
А.А.Козлов

Приложение - Примерное положение о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях


Приложение к
постановлению администрации г.Благовещенска
от 22 .04.2014 N 1781

Примерное положение о системе нормирования труда в муниципальных автономных,
бюджетных и казенных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Положение о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях (далее - Положение) устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а также устанавливает порядок проведения нормативно-исследовательских работ по труду в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях (далее - учреждения).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 года N 226/11-6 "Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве";

методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных учреждениях), утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 годаN 504;

методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 N 235 .

1.3. Положение учреждения о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

1.4. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

1.5. В положение учреждения о системе нормирования труда рекомендуется включать следующие разделы:

а) "Применяемые в учреждении нормы труда";

б) "Порядок внедрения норм труда";

в) "Порядок организации замены и пересмотра норм труда";

г) "Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда".

1.6. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель. Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, улучшение организации труда может осуществляться как непосредственно руководителем учреждения, так и в установленном порядке может быть поручена руководителем одному из его заместителей.

1.7. Разработка (определение) системы нормирования труда в учреждении должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено па структурное подразделение (работника) в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.

2. Основные цели и задачи нормирования

2.1. Состав и содержание работ по нормированию труда в учреждениях определяется целями и задачами нормирования трудовых процессов работников учреждений в определенных организационно-технических условиях выполнения технологических (трудовых) процессов.

2.2. Основными целями нормирования труда является:

создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, оказании муниципальных услуг;

планомерное снижение трудоемкости работ, услуг;

повышение эффективности обслуживания потребителей муниципальных услуг.

2.3. Основными задачами нормирования труда являются:

разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;

анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;

разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием технологии, работы, услуги, оборудование;

организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечению контроля за их правильным применением;

определение численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда, а также нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объема работ, услуг;

выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах.

3. Применяемые в учреждении нормативные материалы и нормы труда

3.1. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованные нормы труда. К ним относятся:

единые и типовые нормы;

нормы установленные на основе межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативов по труду;

нормы установленные по местным нормативам по труду, являющиеся более прогрессивными, чем межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативы;

местные нормы, установленные аналитическим методом нормирования с учетом технических данных о производительности оборудования, результатов изучения затрат рабочего времени, требований научной организации труда.

3.2. В учреждении в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчете производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда учреждение разрабатывает местные нормы труда.

3.3. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные нормы труда:

межотраслевые нормы труда - нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики;

отраслевые нормы труда - нормативные материалы по труду, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики (образование, культура, здравоохранение и т.п.);

местные нормы труда - нормативные материалы по труду, разработанные и утвержденные в учреждении.

3.4. Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 лет и имеют техническую обоснованность.

3.5. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы:

временные нормы - нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливаются на срок до трех месяцев и по истечению этого срока их заменяю'!' постоянными нормами.

разовые нормы - нормативные материалы по труду, устанавливаются па отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.) и действуют пока эти работы выполняются. Они могут быть расчетными и опытно-статистическими.

4. Порядок организации установления, замены и пересмотра норм труда

4.1. Разработка нормативных материалов по нормированию труда в учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников.

4.2. 11ри разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении формируется комплекс решений, устанавливаемых в локальных нормативных актах учреждения, определяющий:

применяющие в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее - нормы труда), а также методы и способы их установления;

порядок и условия введения норм труда применительно к конкретному рабочему месту;

порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии, проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случаях использования физически и морально устаревшего оборудования;

меры направленные на соблюдение установленных норм труда.

4.3. Замена и пересмотр норм труда производится в целях повышения эффективности использования трудового потенциала работников, а также в случае применения устаревших норм и ошибочно установленных норм.

Ошибочно установленные нормы - нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчетов.

Устаревшие нормы - это нормы труда на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объема работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников.

4.4. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами:

аналитический метод - в учреждении осуществляется детальный анализ и проектирование оптимального трудового процесса, позволяющий определить обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов;

суммарный метод - фиксирует фактические затраты труда и проводится на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени па выполнение работы за предшествующий период. Применяется при нормировании аварийных или опытных работ.

4.5. Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, установленные суммарным методом - опытно- статистическими.

4.6. Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода нормирования:

аналитически-исследовательский способ - затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям;

аналитически-расчетный способ - затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчетом, исходя из принятых режимов работы технологического оборудования.

4.7. При разработке нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо придерживаться следующих требований:

нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны па основе методических рекомендаций, утвержденных для вида экономической деятельности;

нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их периодов освоения;

проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней;

при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение представительного органа работников.

4.8. Нормы труда, разработанные с учетом указанных требований на уровне учреждения, являются местными и утверждаются приказом руководителя учреждения.

4.9. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

4.10. В случаях, когда организационно-технические условия учреждения позволяют установить нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при их отсутствии, разрабатываются местные нормы труда.

4.11. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляется на основании приказа руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

4.12. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм труда работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

4.13. Порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно.

4.14. Не реже чем раз в два года работник, на которого возложены функции по организации и нормированию труда, проводит проверку и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру. Пересмотр осуществляется в сроки, устанавливаемые руководителем учреждения.

4.15. Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

5. Порядок проверки, согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда

5.1. Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путем анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.

5.2. При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы:

провести анализ выполнения норм труда установленных в учреждении (проводится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на 15% и более необходима организация проверки показателей нормативов и норм труда;

издать приказ о проведении проверки нормативных материалов с указанием периода;

установить ответственное подразделение за процесс проверки нормативных материалов по нормированию труда;

создан, рабочую группу с привлечением представительного органа работников;

провести выборочные исследования, обработку результатов; рассчитать нормы и нормативы по выборочным исследованиям; утвердить нормативные материалы.

5.3. Порядок согласования и утверждения локальных нормативных материалов:

работодатель разработанные нормативные материалы направляет в представительный орган работников для учета мнения;

представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен предоставить письменное обоснование своей позиции, при этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представительного органа работников;

в случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы и рассмотрения его в судебном порядке.

5.4. Работодатель и представительный орган работников должны: разъяснить работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться;
постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм.

6. Порядок внедрения норм труда

6.1. Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя с учетом мнения представительного органа работников.

6.2. Для обеспечения эффективности внедрения и освоения нормативных материалов в учреждении необходимо провести следующие мероприятия:

проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренные новыми нормативными материалами);

разработать и реализовать организационно-технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;
известить о введении новых норм всех работающих, которые будут работать но ним, в сроки установленные трудовым законодательством Росс11iicкой Федерации.

6.3. Ознакомление с новыми нормами труда должно сопровождаться проведением разъяснительной работы, инструктажа работника, а в необходимых случаях обучением их работе в новых организационно- технических условиях.

6.4. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не выедря ются.

6.5. В учреждениях, где фактические организационно-технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.

6.6. На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.

7. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда

7.1. Работодателю рекомендуется осуществлять меры, направленные на соблюдение установленных норм труда, включая обеспечение нормальных условий для выполнения работником норм труда. К таки условиям относятся:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнение работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Об утверждении Примерного положения о системе нормирования труда в муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждениях

приказ о нормировании труда в образовательном учреждении образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Положение о нормировании труда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 177 г

    Положение о нормировании труда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 177 г. Владивостока»

    Положение о нормировании труда

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    «Детский сад общеразвивающего вида № 177 г. Владивостока»

    1. Общие положения.

    1.1.Положение о нормировании труда (далее - Положение) разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области нормирования труда и направлено на определение трудоемкости выполняемых работ, установление оптимальной нагрузки на работников, усиление зависимости оплаты труда работников от конечных результатов деятельности, оптимизации затрат труда.

    1.2.При разработке Положения учтены нормы следующих документов:

    - Трудового Кодекса РФ;

    -Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

    -Приказа Минобрнауки от 24.12.2010г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»

    -Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.03.2004г. № 945 «Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. № 504 "Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда ".

    1.3.Настоящее Положение является локальным актом, является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями и работниками дошкольного учреждения.

    2. Система нормирования труда: понятие и содержание нормирования труда, задачи нормирования труда, виды норм труда.

    Система нормирования труда - это комплекс решений по организации и управлению процессом нормирования труда в учреждении, включающий: - выбор методов и способов установления норм труда для работников различных категорий и групп (педагогических работников, рабочих, специалистов и других служащих) при выполнении ими тех или иных видов работ(функции); - определение порядка внедрения установленных норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

    - организацию аттестации, замены и пересмотра норм трудовых затрат на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей; - создание системы показателей (производительности труда, численности и других трудовых показателей), обеспечивающих управление нормированием труда, а также соответствующей документации (отчетной, статистической и прочей), необходимой при решении задач нормирования по учреждению.

    Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда. При этом необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения установленных законодательством режимов труда и отдыха.

    2.2.Основными задачаминормирования труда являются: - определение необходимой численности персонала и расстановка в производственном процессе; - оценка трудовых затрат по отраслевому уровню и выявление возможностей его достижения или снижения; - проверка по мере развития производства экономической целесообразности дальнейшего снижения трудовых затрат на единицу продукции при проведении тех или иных мероприятий. Под нормой понимается количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ, под нормативом — количество времени, необходимого для выполнения на выполнение отдельных элементов производственного или трудового процесса. Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания. Положение по нормированию труда среди норм и нормативов выделяет норму времени, норму выработки, норму обслуживания, норму численности, норматив численности: - норма времени -это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников. Норма состоит из нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени, состоящей из оперативного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности. - Норма выработки - это установленный объем работы который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных условиях. Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени; -норма обслуживания -это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, а также для лиц, обслуживающих ЭВМ и уборщиц. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), то есть при полной автоматизации работы. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. С нормой обслуживания связано понятия нормы времени обслуживания, под которой понимается величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно — технических условиях. 2.3.Норма численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям; -норматив численности — заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания). 2.4.Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная, комплексная норма). Нормы труда определяются по нормативным материалам, к которым относятся нормативы по труду. 2.5.Нормативы по труду это регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т.д. а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объеме работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства. 2.6. Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда, и должны отвечать следующим основным требованиям: - соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда; - учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов; - обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда; - соответствовать требуемому уровню точности; - быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях (в учреждении, организации) и определения трудоемкости работ; - обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда. По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные. 2.7.Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) двух и более отраслей экономики: -отраслевые (ведомственные, профессиональные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) одной отрасли экономики; -местные нормы труда разрабатываются на предприятиях (в учреждениях, организациях) в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании более прогрессивных организационно-технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов; -типовые нормы труда согласно статье 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» определено, что типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики; -типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтрудом России; -типовые профессиональные. отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтруда России; -типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые и отраслевые нормативные материалы. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией предприятия. Нормы могут устанавливаться как на стабильные работы (постоянные нормы ), так и на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда (временные нормы ), или на отдельные виды работ, носящие единичный характер (разовые или единичные нормы ).

    3.Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда

    3.1. Разработка нормативных материалов по нормированию труда в учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников.

    3.2. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованные нормы труда.

    3.3. Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом с учётом факторов влияющих на нормативную величину затрат труда.

    3.4. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические:

    -технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда, предметов труда, средств труда;

    - организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приёмами выполнения работ, режимами труда и отдыха;

    -технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ;

    - экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм на производительность труда, качество оказываемых услуг;

    - психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.). Учёт психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности;

    - социальные факторы, как и психофизиологические факторы, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда - это содержательность и привлекательность труда и т.д.;

    - выявление и учёт всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда.

    Учёт факторов проводится в следующей последовательности:

    - выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных кон­кретным видом экономической деятельности;

    - определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;

    - определяются ограничения, предъявляющие определённые требования к трудовому процес­су, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;

    - выбираются сочетания факторов, при которых достигаются эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).

    Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно- технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском мето­де установления норм и нормативов. Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. 3.5.Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчётов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод):

    - аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудо­вых ресурсов; - суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда, применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ;

    Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, опытно-статистическими. Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчётным.

    При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.

    При аналитически - расчётном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчётом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования. Аналитически-расчётный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования. Совершенствование аналитически-расчётного метода осуществляется путём разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования. Преимущества аналитически-расчётного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.

    При разработке нормативных материалов по нормированию труда необходимо придерживаться следующих требований:

    - нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе мето­дических рекомендаций, утверждённых для вида экономической деятельности;

    - нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их пе­риода освоения;

    - проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней;

    - при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение предста­вительного органа работников. Нормы труда, разработанные с учётом указанных требований на уровне учреждений, являются местными и утверждаются исполнительным органом учреждения.

    3.6. В целях обеспечения организационно - методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования нормативных материалов для нормирования труда, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ:

    - пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения; - когда организационно - технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются местные нормы труда;

    - установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа (распоряжения) работодателя с учётом мнения представительного органа работников;

    - об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм работники должны быть извещены до начала выполнения работ, порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно.

    Не реже чем раз в два года структурным подразделением (службой) в организации, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником (работниками), на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении, устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру, пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемых руководством учреждения.

    Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

    4. Порядок нормирования и учёта основных и дополнительных работ педагогических работников

    4.1. Основные цели и задачи нормирования труда в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 177 общеразвивающего вида г. Владивостока».

    - создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных трудовых процессов;

    - обеспечение нормального уровня напряжённости труда при оказании муниципальных услуг;

    - определение необходимой численности персонала и расстановка в производственном процессе;

    - оценка трудовых затрат по отраслевому уровню и выявление возможностей его достижения или снижения;

    труда в учреждении являются:

    - разработка системы нормирования труда;

    - разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;

    - анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;

    - разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормиро­ванием оборудование, технологии, работы и услуги;

    - разработка укрупнённых и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, ус­луг;

    - повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;

    - организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением;

    - обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;

    - обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и кол­лективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности;

    - выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;

    - определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях учреждения;

    - расчёт нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объ­ёма работ, услуг;

    - обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда.

    4.2.Развитие нормирования труда должно способствовать совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению трудоёмкости выполняемых работ, росту производительности труда

    4.3. В целях рационального и эффективного достижения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приёмов и методов труда.

    4.4. К педагогическим работникам учреждения относятся следующие категории сотрудников: - педагогические работники, непосредственно осуществляющие учебно-воспитательный процесс (воспитатели); - иные категории педагогических работников (старший воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Выполнение основных работ всеми категориями педагогических работников характеризуется наличием установленных норм содержания деятельности и норм времени на её осуществление, установленных в должностных обязанностях и других нормативно-правовых актах. 4.5. Согласно законодательству продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается воспитателям учреждения: 4.6. Согласно законодательству продолжительность рабочего времени 24 ч в неделю устанавливается музыкальному руководителю; 30 часов –инструктору по физической культуре. 4.7.Согласно законодательству продолжительность рабочего времени 20 часов в неделю устанавливается: педагогу - психологу. 4.8. Для воспитателей установлена продолжительность рабочего времени - норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    В рабочее время педагогических работников учреждения включается учебная (проведение занятий и иных организационных форм деятельности, воспитательская работа, индивидуальная работа с воспитанниками, научная, творческая работа, предусмотренная годовым или квартальным планом работы учреждения, планом педагога по самообразованию, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа по ведению мониторинга. Работа, предусмотренная планами воспитательных физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с детьми и их родителями. 4.9. Объем работы педагога-психолога предусматривает в неделю: на индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, культурно-просветительную с воспитанниками; экспертно-консультационную работу с педагогическими работниками и родителями -18 часов, остальное время в пределах установленной нагрузки приходится на подготовку к индивидуальной и подгрупповой работе с воспитанниками и включает в себя: обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к консультационной работе, организационно-методическая деятельность, заполнение аналитической и отчетной документации. Выполнение указанной работы производится как в самом учреждении, так и за его пределами, что предусмотрено Правилами внутреннего распорядка учреждения.

    4.10. Если же работнику выплачивается должностной оклад за работу сверх установленной нормы времени, то эта работа компенсируется либо как сверхурочная, либо путем произведения дополнительной оплаты замещенных часов.

    4.11. Каникулярный период в учреждении не устанавливается.

    4.12. Согласно статье 102 ТК РФ и Правил внутреннего трудового распорядка, утв. приказом № 127 от 26.08.2013г. при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон трудового договора.

    4.13 Режим гибкого рабочего времени может устанавливаться работнику как при приеме на работу, так и позднее. При этом работодатель должен обеспечить ему отработку суммарного количества рабочих часов в

    течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.). Переход на режим гибкого рабочего времени регламентируется приказом с указанием конкретных элементов режима и сроков их действия. Записи в трудовые книжки о переводе работников на режим гибкого рабочего времени не производятся.

    4.14. Нормирование и учёт выполняемых педагогическими работниками дополнительных работ и других учебных занятий производится старшим воспитателем учреждения.

    5.Порядок нормирования и учёта основных и дополнительных работ других категорий работников учреждения

    5.1.Нормирование труда не педагогических работников устанавливается на основании примерных типовых штатах или путем расчета (расчетный метод) по нормативам.

    5.2. В деятельности администрации (заведующий ОУ, заместитель заведующего по АХЧ, главный бухгалтер) выделяются следующие основные задачи и функции:

    - подбор и расстановка кадров;

    - повышение квалификации кадров;

    - планирование деятельности ОУ;

    - контроль деятельности ОУ;

    - планирование и организация оперативного управления деятельностью ОУ, всестороннее обеспечение деятельности ОУ;

    - опытно-экспериментальная работа по совершенствованию средств и методов управления, новой системы оплаты труда;

    - стимулирование деятельности персонала.

    5.3.Деятельность и нормирование прочих категорий (служащих, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала и рабочих) регламентируется должностными инструкциями, штатами учреждения, расчетами по нормативам, типовыми и другими видами нормы труда.

    5.4. При распределении обязанностей и работ между сотрудниками следует учитывать их квалификацию, специализацию и деловые качества, что будет способствовать качественному и быстрому выполнению заданий. 5.5.Продолжительность рабочего времени административно-управленческого, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, рабочих не может превышать 40 часов в неделю.

    5.6. Отдельным работникам приказом по учреждению или трудовым договором может быть установлен персональный режим рабочего дня, обусловленный необходимостью обеспечения нормального функционирования работы учреждения.

    5.7. Режим работы учреждения утверждается заведующим. При этом учитывается необходимость обеспечения нормального функционирования работы учреждения.

    5.9. Контроль за соблюдением режима рабочего дня осуществляет заместитель руководителя. Обо всех нарушениях работников они письменно информируют руководителя учреждения.

    5.10.Учет рабочего времени сотрудников учреждения ведется на основании табеля учета рабочего времени, который представляется в бухгалтерию для начисления заработной платы сотрудникам.

    6. Порядок установления, проверки, замены и пересмотра норм труда.

    6.1. Введение, замена и пересмотр норм труда и нормированных заданий производится администрацией учреждения по согласованию с коллегиальными органами управления в учреждении (общее собрание, Педагогический совет и др.) на основании приказа (распоряжения) работодателя с учётом мнения представительного органа работников.

    6.2.О введении новых норм труда и нормированных заданий работники ОУ извещаются заблаговременно, но не позднее, чем за два месяца.

    6.3.О введении временных и разовых норм труда, а также укрупненных, комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, работники могут быть извещены менее чем за месяц, но во всех случаях до начала выполнения работ.

    6.4. В целях поддержания прогрессивного уровня действующих в ОУ норм труда они подлежат обязательной проверке в процессе аттестации рабочих мест.

    6.5. Администрация ОУ обязана разъяснить каждому работнику основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться. Коллегиальные органы управления учреждением оказывают всемерное содействие администрации в обеспечении правильного установления новых и изменения действующих норм, добиваются создания необходимых условий для выполнения установленных норм всеми работниками, активно участвуют во внедрении передового опыта в области нормирования труда.

    6.6. Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

    7. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

    7.1 Нормативы имеют унифицированный характер и отражают обобщённые организационно- технические условия учреждения и наиболее рациональные приёмы и методы выполнения работ.

    7.2 Межотраслевые нормативные материалы утверждаются Министерством труда и социальной защиты России.

    7.3 Отраслевые нормативные материалы утверждаются Федеральным органом исполнительной власти соответствующей отрасли или подотрасли при согласовании с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

    7.4 Порядок согласования и утверждения локальных нормативных материалов на уровне уч­реждений:

    - на уровне учреждений нормативные материалы разрабатываются работодателем. Работода­тель разработанные нормативные материалы направляет в представительный орган работников для учёта мнения;

    - представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен пре­доставить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представительного органа работников;

    - в случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы и рассмотрения его в судебном порядке.

    7.5 Работодатель и представительный орган работников должны:

    - разъяснить работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться;

    - постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда.

    8. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования

    труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда

    8.1. Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится

    путём анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.

    8.2. При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы:

    - провести анализ выполнения норм труда (выработки) установленных в учреждении (прово­дится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на 15 % и более необходима ор­ганизация проверки показателей нормативов и норм труда;

    - издать регламент (приказ, распоряжение) о проведении проверки нормативных материалов с указанием периода;

    - установить ответственное подразделение за процесс проверки нормативных материалов по нормированию труда на уровне предприятия;

    - организация рабочей группы с привлечением представительного органа работников;

    - проведение выборочных исследований, обработки результатов;

    - проведение расчёта норм и нормативов по выборочным исследованиям;

    - внесение изменений и корректировок по результатам расчёта;

    - утверждение нормативных материалов с изменениями и извещение работников согласно за­конодательству Российской Федерации.

    8.3 Подробный порядок проверки нормативных материалов по нормированию труда изложен в соответствующих методических рекомендациях.

    9.Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении

    9.1.Утверждённые в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя с учётом мнения представительного органа работников.

    9.2.Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов в учреж­дении следует провести следующие мероприятия:

    - проверить организационно - техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно - технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);

    - разработать и реализовать организационно - технические мероприятия по устранению выяв­ленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;

    - ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательства Российской Федерации.

    9.3. Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно - технических условиях.

    9.4. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно - технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются.

    9.5.В тех учреждениях, где фактические организационно - технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений. 9.6.На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.