Руководства, Инструкции, Бланки

искусство батика техники и образцы img-1

искусство батика техники и образцы

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рози Робинсон

Британка Рози Робинсон в 2007 году написала книгу «Искусство батика: техники и образцы». В ней любой желающий найдет бесценную кладезь приемов и авторских находок в росписи ткани. а также полный отчет, что необходимо для того, чтобы заниматься данным видом декоративно-прикладного искусства.

Сама Робинсон преподавала в Индонезии и Китае, что, безусловно, характеризует ее как Мастера, ведь эти страны по праву считаются родиной батика.

Автор не раз говорила о том, что во время своего нахождения на азиатском континенте она перенимала их опыт в этой области, а сама щедро делилась западными наработками с мастерами.

Читатели уже оценили издание, которое подойдет не только новичкам, но и более опытным художникам, ведь здесь обобщены некоторые классические приемы + даны интересные находки самого автора.

Самой впечатляющей частью книги можно назвать галерею. Многие читатели были изумлены, насколько батик близок к настоящей художественной живописи.

Пособие для всех возрастов, раскрывающее секреты горячего и традиционного батика, рисующее огромные перспективы этой техники для будущего применения.

Из достоинств также можно назвать наличие эскизов для собственного творчества.

Бумага издания плотная, матовая, обложка глянцевая. Книжку приятно и в руке подержать, и подарить кому-то по случаю. В «Лабиринте» ее стоимость 280 рублей, на «Озоне» — 277 рублей 20 коп.

Сейчас автор живет в Великобритании, обучает искусству росписи ткани и детей, и взрослых.

Возможно, вам будет интересно:
  • Книга «Роспись по шелку» Г.…
  • Основные приемы росписи ткани
  • Виды художественной росписи…
  • Техника выполнения холодного…
  • Простые эскизы для росписи
  • Чем заменить воск в горячем…

Другие статьи

Искусство батика


В книге рассмотрены инновационные технологии в технике батика, начиная от нанесения простых пятен и рисования воском до использования красителей в разных вариантах, а также таких приемов, как травление, кракле, обесцвечивание. Все проекты снабжены пошаговым описанием.
Искусство батика. Техники и образцы

Автор: Рози Робинсон

Издательство: Ниола-Пресс
Год издания: 2007
Жанр: Батик
Качество: Хорошее
Формат: pdf
Размер: 36.80 Mb
Количество страниц: 96
ISBN: - 978-5-366-00102-1
Вид издания: Книга
Язык: Русский
Скачать файл >>>

Как всё будет выглядеть в блоге:

Искусство батика. Техники и образцы

В книге рассмотрены инновационные технологии в технике батика, начиная от нанесения простых пятен и рисования воском до использования красителей в разных вариантах, а также таких приемов, как травление, кракле, обесцвечивание

Скопируйте код для блога:

Комментарии 0

Искусство батика: воск, ткань и фантазия – история и разновидности батика

Искусство батика: воск, ткань и фантазия – история и разновидности батика

Многовековая история батика породила разные его виды: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. Давайте поговорим о каждой методике и технике батика подробнее.

Горячий батик – классика жанра

Слово «горячий» в названии традиционной методики батика использовано не просто так – ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск (парафин, стеарин или их смесь).

Резервирующий состав наносится на ткань оригинальным инструментом, который называется чантинг. Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента.

Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности – ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку. Резерв может наноситься на всю плоскость, на фон, на контуры рисунка. Затем выполняется окрашивание ткани при помощи кисти, распылителя или поролоновых тампонов. Окрашивание может быть поверхностным, но чаще всего батик полностью погружается в краску. Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! После окрашивания резерв необходимо удалить. Для этого ткань комкают, чтобы засохший парафин начал осыпаться, а его остатки удаляют, проглаживая батик через газету.

Результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.

Подробнее о технологии создания батика с помощью чатинга и историю батика
вы можете прочитать в статье Батик: рисование горячим воском

Холодный батик – европейское изобретение

Холодный батик – это суррогатное изобретение европейских мастеров. Появление в Европе восточных тканей привело к увлечению ручной росписью тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной вид росписи: холодный резерв и другие приемы окрашивания.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва – изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее. так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются в готовом виде и уже готовы к применению. Технику холодного батика применяют в основном на шелке или шифоне, хотя возможно использовать и другие ткани.

В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого расписывают изделие. Краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. Наличие обязательного цветного контура придает рисунку графический характер.

Солевой эффект в батике – соли много не бывает

Необычные эффекты батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). Окрашенную ткань сразу же посыпают солью и дают высохнуть, после чего соль просто стряхивают. В зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются причудливые, порой даже неожиданные, эффекты вплоть до полного выбеливания отдельных участков.

Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате окраска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные в зависимости от влажности, состава краски и особенностей самой соли. Результат зависит, в частности, от зернистости соли, то есть величины ее кристаллов. Предугадать итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделаете для себя.

  • Мелкая соль на влажном шелке создаст изящную структуру рисунка, многочисленные, близко расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных скоплений.
  • Крупная соль дает узоры с четкими цветовыми смещениям.
Техника сибори – связать и окрасить!

Технику сибори еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства – оригами, складыванием бумаги.

Историческая справка

Самый ранний пример окрашивания ткани в технике сибори в Японии восходит к восьмому веку, когда в окрашивании одежды стали использовать краситель индиго. Сложенная ткань окуналась в кипящий красящий раствор и кипятилась около получаса. После остывания, полоскания и просушки получался узор, похожий на картинку из калейдоскопа. В переводе с японского «сибори-дзом» означает окрашивание связыванием.

Существует бесконечное количество способов заматывания, сложения, складывания, сжатия, оборачивания ткани для сибори, и каждый дает неповторимый результат. В технике араси сибори ткань заворачивается вокруг палки или цилиндрического предмета, и тогда узоры на ней будут располагаться по диагонали. Техника кумо сибари предполагает скручивание и обвязывание неокрашенной части ткани вокруг круглого предмета – камня или гальки. После окраски получается округлая конструкция, напоминающая паука. При итаджими сибори ткань окрашивают в форме. Ее складывают гармошкой и помещают между двумя деревянными брусками, или другими плоскими предметами, и связывают в нескольких местах веревкой. В зависимости от складывания тканей и расположения стяжек узор бесконечно варьируется.

Узелок к узелку, или «узелковый батик»

Техника узелкового батика – бандан – была известна еще в древние времена в странах Востока. Применение этой техники предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков (беспорядочно или с соблюдением некоего рисунка), поэтому эту технику называют также узелковой.

Здесь фантазия не ограничивается, узелки можно вязать где угодно и как угодно, подкладывая под ткань можно пуговицы, бусинки, шарики, камешки. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому что перевязанный нитками, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов – техника «планги» – был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». Для выполнения узелкового батика самой удобной является тонкая хлопчатобумажная ткань, возможно использование вискозы и шелка.

Свободный художник – техника свободной росписи батика

Техника свободной росписи близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы, роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Последний используется только в том случае если надо провести границу между цветами.

Свободную роспись можно производить как по сухой, так и по влажной ткани, но при этом следует помнить, что перетекание одного цвета в другой должно быть очень плавным, только тогда образуются изумительные цветовые сочетания.

В росписи по сырому необычно красивый эффект плавного перетекания одной краски в другую создает иллюзию воздушности.

Свободная акварельная роспись по сухой ткани основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Краска наносится кисточкой, валиком через трафарет или при помощи штампов. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (распылитель). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются тонкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения.

Проект: Батик - искусство делать мир ярче

Проект: " Батик - искусство делать мир ярче"

1.2.Подбор и подготовка ткани

1.3.Основные способы росписи тканей

Глава 11 Опытно – экспериментальная часть исследования

Изготовление панно методом «холодного батика»

Здравствуйте! Меня зовут Лиза. Я учусь в 4 классе. Я, как и все девочки и женщины, очень люблю разные украшения. Но больше всего мне нравятся шарфики, платочки, палантины. Я поймала себя на мысли, что могу часами разглядывать те причудливые узоры, которые на них встречаются. Я, конечно, понимаю, что в настоящее время все эти вещи производятся на фабриках в промышленных масштабах. Но разве так было всегда? Однажды, просматривая программу «Галилео» я увидела сюжет об изготовлении платков с применением техники «горячего батика». Сюжет мне понравился, но поняла я мало. Спросила у мамы, но она мало знала по данному вопросу. Тогда я вышла в интернет на сайт «Википедия», где и узнала много интересного о таком древнем искусстве как «Батик». Всё показалось не таким уж сложным, и я решила попробовать.

Таким образом, целью моей работы является изготовление панно с применением технологи «холодного батика».

1.изучить теоретический материал на данную тему;

2.систематизировать полученную информацию;

3. детально изучить технологию «холодного батика»;

4. проанализировать опыт других людей, используя возможности интернета;

5. самостоятельно изготовить панно;

Актуальность данной темы заключается в том, что люди стали постепенно возвращаться к своим истокам. Человечество насытилось готовой продукцией. Большинство людей ценит вещи ручной работы, так как они индивидуальны и неповторимы. Я много раз сталкивалась с тем, что встречала у своих подруг и просто у незнакомых девочек такие же блузки, заколки, обувь. Мне захотелось чего-то своего, чего-то особенного. И я решила попробовать… Сначала панно, а потом, как знать, может и шарфик смогу украсить.

1.изучение информационных материалов

2. проведение экспериментальной части исследования (изготовление панно)

3. анализ результатов собственной работы

4. обмен опытом с другими любителями «батика»

Глава I Теоретическая часть исследования

1.1. История возникновения искусства «Батик»

Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Процесс росписи ткани в стиле батик развивался во многих регионах Африки, Индии и даже в некоторых странах Юго-Восточной Азии и имеет свои традиции, свою историю развития. При всем этом батик Индонезии все же является уникальным и непревзойденным по своему исполнению и стилю. Индонезийский батик создается в ряде регионов республики, но центром этого искусства является города Центральной Явы.

Хотя эксперты не сходятся на одной общей версии о происхождении батика, первые признаки техники сопротивляемости окрашиванию при нанесении узора появляются 1500 лет назад в Египте и на Ближнем Востоке. Образцы батика находили также в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке в прошлых столетиях. И хотя люди активно использовали эту технику нанесения узоров на ткани, нигде батик не был развит до современного уровня этого искусства так, как это произошло на острове Ява в Индонезии.

Некоторые исследователи утверждают, что батик производили специально для королевского двора Явы. Несомненно, батик использовался и для этих целей, ведь некоторые узоры разрешались лишь на одежде особ королевской крови. Князья и знатные дамы, наверное, положили начало чувству прекрасного, что видно по традиционным узорам. Но участие знати в производстве батика, скорее всего, было ограничено нанесением первого воска на ткань. Вся остальная сложная работа по окрашиванию и последующему вощению возлагалась на плечи дворцовых мастеров, которые работали под присмотром.

Некоторые исследователи не согласны с версией о том, что батик производился лишь для королевского двора. Они считают, что батик был распространен среди обычных людей. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань (кантингом), так же как готовить и вести хозяйство.

1.2 Подбор и подготовка ткани

Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для сохранения качества замысловатых орнаментов батика.

Ткань, используемую в батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы устранить все следы крахмала, извести, мела и других разметочных материалов. До появления современных технологий ткань отбивали деревянными молотками или отутюживавали для получения эффекта мягкости и эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Но для работы на современной фабричной ткани процессы отбивки и глажки уже не требуются.

1.3. Основные способы росписи тканей

Техника холодного батика появилась с развитием химических технологий. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей. Порядок выполнения работы следующий:

Этап-1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими замкнутыми линиями.

Этап-2. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.

Этап-3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.

Этап-4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.

Этап-5. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).

Этап-6. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.

Этап-7. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.

После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).

Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов). Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.

Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью окрашивания, ведь куда проще завязать часть ткани узлом и опустить в краску. Спрятанный участок после крашения остается белым, да еще от него в разные стороны отходят затейливые тропинки и узоры. Главное отличие узелкового батика – его утилитарность. Правда, иногда мастера используют узелковое крашение для фона картины с последующей росписью, но в основном его применяют для украшения одежды, предметов домашнего обихода. В этом виде батика не требуется никаких художественных навыков. Создание уникального узора вполне осуществимо в домашних условиях, т. к. рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают, обшивают, а затем уже красят. Наиболее подходят тонкие ткани – их легче завязать, прокрасить и получить более четкие линии сгибов. Подходят для этой техники батика многие виды тканей: хлопок, вискоза, шелк. Сложнее работать с шерстью, бархатом, трикотажем, плюшем, но можно получить потрясающий эффект. Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона. Для работы в технике узелкового батика необходимы ленты, веревки, нитки, шнуры. Они должны быть крепкими, плотно прилегающими к ткани и не пропускать краску. Веревки сами создают рисунок полос – узких или широких. Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего зафиксировать утюгом каждую складочку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, прищепки, зажимы, дощечки и палочки. Приемов создания узоров с помощью складывания и прошивания ткани очень много – от простых до сложных. Можно варьировать столько, на сколько хватит воображения, а разное количество обвязываний и многоцветное крашение дадут бесконечное разнообразие вариантов. Завязки создают рисунок, а складывание помогает распределить узоры наилучшим образом.

Глава 11 Опытно – экспериментальная часть исследования

В данной части своей исследовательской работы я хотела бы изготовить панно, используя технику холодного батика.

Для начала я нарисовала на бумаге шаблон будущей работы и обвела черным карандашом.

Затем я немного упростила технологию и обвела с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Мне удалось получить нужную консистенцию резервирующего раствора. Линии получились достаточно четкими и аккуратными.

Резервирующий раствор сохнет достаточно быстро и пришло время приступить к росписи моего панно. Я приготовила краски разной цветовой насыщенности для того, чтобы моя работа смотрелась более эффектно. Начала я роспись с более светлых участков панно, постепенно переходя к более тёмным. По окончании работы оставляю ее до полного высыхания.

После того как краски высохли я обработала панно паром (это необходимо для закрепления красок и резервирующего состава).

Мне так понравился данный вид работы, что я изготовила ещё несколько панно.

После выполнения работы я долго изучала результат. Конечно, где-то дрогнула рука, где-то не угадала с насыщенностью красок, но, в общем и целом я осталась довольна результатом. Мой первый блин оказался не комом! А остальное дело практики. У меня в планах изготовление платка на бабушкин день рождения.

В начале своего исследования я поставила перед собой цель: изготовить панно с применением технологи «холодного батика» Мне удалось её достичь. Работа над этой темой расширила мои знания о мировой художественной культуре, я поняла из истории батика о том какой путь уже прошел этот вид искусства.

Мне представилась возможность выполнить творческую работу, которая вдохновила меня. Те знания, умения и навыки, которые были мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне на моем творческом пути.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика.

Удивительно, что искусство росписи тканей, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Сейчас батик только набирает обороты. За счет своей многоплановости, он становится доступен множеству современных людей.

1. Энциклопедия «Батик. Техника, Приемы, Изделия». Автор – Сергей Давыдов. Москва «АСТ – Пресс книга» 2005 год.

2. «Батик. Постигаем шаг за шагом». Автор – Анна Эм. Минск «Харвест» 2008 год.

3. «Батик: Горячий, холодный, узелковый». Автотр – Дворникова И.А. Год издания 2000.

4. «Искусство батика». Автор – коллектив. Год издания 2002.

5. Интернет ресурсы: