Руководства, Инструкции, Бланки

запись в военном билете об участии в боевых действиях образец img-1

запись в военном билете об участии в боевых действиях образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Министра обороны РФ от N 2288 - Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации -

Приказ Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Пересмотрен порядок выдачи удостоверений ветеранам боевых действий.

Его могут получить граждане, относящиеся к вышеуказанной категории в соответствии с Законом о ветеранах. Речь идет о тех, которые направлялись (привлекались) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Минобороны России (СССР) либо упраздненным госорганом, функции которого в настоящее время возложены на данное ведомство. Исключение - гражданские лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.

Вопрос о выдаче удостоверения решают специально созданные комиссии. Приведены их адреса. Если в месяц рассматривается более 300 обращений, могут создаваться подкомиссии.

Регламентирована процедура обращения за выдачей удостоверения. Так, гражданин должен представить документы, подтверждающие его участие в боевых действиях.

Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем в 2 раза.

Заполненные удостоверения подписываются начальником Главного управления кадров Минобороны России или соответствующими начальниками кадровых органов военных округов, флотов, войсковой части 45807. Подпись и фотография заверяются печатью установленного образца.

Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по рапорту (заявлению) ветерана боевых действий и на основании соответствующих документов выдается его дубликат.

Приказ Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 сентября 2012 г.

Регистрационный N 25551

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 5 октября 2012 г. N 230

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобороны России от 4 марта 2016 г. N 105

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министра обороны РФ от 15 апреля 2013 г. N 282

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Видео

Другие статьи

Как получить удостоверение ветерана боевых действий?

Как получить удостоверение ветерана боевых действий?

Для оформления удостоверения необходим следующий перечень документов:
Гражданам, уволенным из без права на пенсию:

— Мотивированное заявление с просьбой о выдаче удостоверения.

— Копия приказа войсковой части о направлении в служебную командировку (если есть).

— Копия справки о нахождении в зоне вооруженного конфликта или в служебной командировке.

— Выписка из приказа командира войсковой части о периодах непосредственного участия военнослужащих (сотрудников) в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

— Копия паспорта (только фотография с личными данными и отметкой о постоянной регистрации).

— Копия страхового свидетельства. Копия удостоверения личности офицера или военного билета полностью, с отметкой о постановке на воинский учет и штампом войсковой части об участии в боевых действиях. Штамп должен быть подписан командиром и заверен гербовой печатью.

— Две фотографии 3x4 без уголка на матовой бумаге, заверенные в установленном порядке.

— Другие документы, подтверждающие участие гражданина в боевых действиях (характеристики, наградные документы).

Документы необходимо подавать по месту жительства. По вопросам получения государственной социальной поддержки необходимо обращаться в районные отделения пенсионного фонда по месту жительства.

Совет товарища: Если у вас в военном билете есть запись о вашем непосредственном участии в контртеррористических операциях в определенные периоды времени, то вам просто нужно обратиться в свой военкомат и там все оформят как положено. Сразу замечу, что просто служба в каком то определенном регионе, в Чечне например, не может являться основанием для признания вас ветераном БД.

Мнение адвоката: Основанием для выдачи удостоверений является факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации
(в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции )
3. Выдача удостоверений производится при наличии документов . подтверждающих их нахождение в служебных командировках в воинских частях в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.

Вместе с удостоверением лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, по их просьбе выдается справка, подтверждающая дату, с которой они относятся к ветеранам боевых действий и имеют право на меры социальной поддержки. Справка подписывается должностным лицом, выдавшим удостоверение ветерана боевых действий, и заверяется печатью.

Так что, без выписки из приказа, получить удостоверение ветерана боевых действий вряд ли удастся.

Инструкция
О порядке заполнения, выдачи и учета
Удостоверения ветерана боевых действий

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 декабря 2003 г. №763

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 №559)

1. Удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 №559)

2. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 №559)

3. Удостоверение выдается ветерану под расписку.

4. При заполнении удостоверения записи в строках «Наименование государственного органа, выдавшего удостоверение», «фамилия», «имя», «отчество» производятся без сокращений.

При заполнении пустой строки после слов: «Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом» делается запись «1», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», или запись «2», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, или запись «3», если предъявитель относится к лицам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 указанного Закона.

5. Удостоверение подписывается выдавшим его должностным лицом и заверяется печатью. Фотография предъявителя удостоверения также заверяется печатью.

6. Если в удостоверение внесена неправильная или неточная запись, заполняется новое удостоверение, а испорченный бланк уничтожается, о чем составляется акт.

7. Выданные удостоверения регистрируются в книге учета удостоверений ветерана боевых действий (согласно приложению), которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью должностного лица, выдавшего удостоверение, и печатью.

8. Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат.

Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №559)

9. Бланки удостоверения являются документами строгой отчетности и выдаются по заявке лицу, ответственному за учет, хранение и выдачу удостоверений.

10. Удостоверение ветерана боевых действий может выдаваться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей инструкции, в случае, если пришло в негодность или утрачено свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образец которого утвержден до 1 января 1992 г.

Пришедшее в негодность свидетельство (удостоверение) о праве на льготы уничтожается, о чем составляется акт.

(п. 10 введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №559)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2003 г. N 763

ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 559)

В соответствии со статьями 3 и 28 Федерального закона «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; N 19, ст. 2023; 2001, N 1, ст. 2; N 33, ст. 3427; N 53, ст. 5030; 2002, N 30, ст. 3033; N 52, ст. 5132; 2003, N 19, ст. 1750) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий;

описание бланка удостоверения ветерана боевых действий;

инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

2. Установить, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 559)

3. Выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществлять:

лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г. - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий;

гражданским лицам, участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г. - органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 559)

4. Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти:

обеспечить изготовление бланков удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с утвержденным единым образцом;

внести в 3-месячный срок изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов боевых действий, установленных Федеральным законом «О ветеранах".

5. Финансирование расходов, связанных с изготовлением и приобретением бланков удостоверения ветерана боевых действий, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти из федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ.

Важные страницы Все рубрики

Установление факта участия в боевых действиях

Форум по медицинскому праву Установление факта участия в боевых действиях

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 г. N 16-КГ15-48
Суд отменил принятые по делу судебные акты и отказал в установлении факта участия в боевых действиях, поскольку то обстоятельство, что заявитель проходил военную службу и находился на территории, где проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях

21 апреля 2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Кириллова В.С. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2016 года гражданское дело по заявлению Давыдова В.Н. об установлении факта участия в боевых действиях

по кассационным жалобам представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области" Плотициной О.К. и представителя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Подшибякина П.Ю. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июля 2015 года, которыми заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С. выслушав объяснения представителя председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Подшибякина П.Ю. поддержавшего доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Давыдов В.Н. обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях.

В обоснование заявления Давыдов В.Н. ссылался на то, что с 29 июня 1984 года по 11 апреля 1986 года он проходил действительную срочную военную службу в Вооруженных Силах СССР в составе войсковой части. в воинском звании рядового в должности водителя. С 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года его служба проходила в составе. отдельного автомобильного батальона на территории государства Эфиопия в период гражданской войны и ведения боевых действий. В условиях вооруженного конфликта он принимал непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач), однако документов, подтверждающих этот факт, у него не имеется.

В ноябре 2014 года Давыдов В.Н. обратился в отдел военного комиссариата Волгоградской области по г. Волжскому с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Письмом федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области" отдела по г. Волжскому от 3 декабря 2014 года ему было отказано в выдаче удостоверения, поскольку им не было представлено документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.

Не согласившись с данным отказом, Давыдов В.Н. просил установить факт его участия в боевых действиях в период прохождения действительной срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года на территории Республики Эфиопия в звании рядового в должности водителя. отдельного батальона, так как установление данного факта необходимо ему для реализации права на льготы, предоставляемые ветеранам боевых действий.

Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 30 марта 2015 года заявление Давыдова В.Н. об установлении факта участия в боевых действиях удовлетворено. Установлен факт участия Давыдова В.Н. в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года на территории Республики Эфиопия в звании рядового в должности водителя. отдельного батальона.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданных в Верховный Суд Российской Федерации кассационных жалобах представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области" Плотициной О.К. (далее - ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области") и представителя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий федерального казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Подшибякина П.Ю. (далее - комиссия Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России) ставится вопрос о передаче жалоб с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

По результатам изучения доводов кассационных жалоб представителей ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" и комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 25 ноября 2015 года и 1 декабря 2015 года соответственно дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 10 февраля 2016 года кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Давыдов В.Н. не явился, о причинах неявки не сообщил. От представителя ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" Плотициной О.К. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении кассационной жалобы без её участия, доводы кассационной жалобы представитель поддержала. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобы подлежащими удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Давыдов В.Н. 29 июня 1984 года был призван на военную службу в Вооруженные Силы СССР. С 6 июля 1984 года по 11 апреля 1986 года проходил службу в войсковой части. в воинском звании рядового в качестве водителя.

По сведениям Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (справка от 4 августа 2014 года), Давыдов В.Н. с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года проходил военную службу на территории Республики Эфиопия в составе. отдельного автомобильного батальона в качестве командира отделения - радиотелефониста. Сведениями о непосредственном участии в боевых действиях Давыдова В.Н. на территории данного иностранного государства Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не располагает.

В ноябре 2014 года Давыдов В.Н. обратился в отдел военного комиссариата Волгоградской области по г. Волжскому для оформления документов на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий.

Письмом начальника ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" отдела по г. Волжскому от 3 декабря 2014 года Давыдову В.Н. было отказано в направлении его обращения с приложенными к нему документами на рассмотрение в комиссию Южного военного округа для выдачи удостоверения ветерана боевых действий в связи с непредставлением на момент обращения документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.

Удовлетворяя заявление Давыдова В.Н. суд первой инстанции исходил из того, что факт его участия в боевых действиях подтверждается показаниями свидетелей, проходивших с ним службу, которые в настоящее время имеют удостоверения ветерана боевых действий.

При этом суд первой инстанции сослался на показания свидетелей М. и П. проходивших службу с Давыдовым В.Н. и имеющих удостоверения ветерана боевых действий, факт участия в боевых действиях которых подтвержден судебными постановлениями (решением Серафимовического районного суда Волгоградской области от 25 июля 2013 года, вступившим в законную силу 26 августа 2013 года, в отношении М. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11 сентября 2011 года в отношении П. С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для установления факта непосредственного участия Давыдова В.Н. в боевых действиях в Эфиопии в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года в качестве водителя отдельного батальона.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что только с принятием Федерального закона от 2 октября 2008 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" был признан факт участия российских военнослужащих в боевых действиях в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года, в связи с чем на момент выполнения Давыдовым В.Н. обязанностей военной службы в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года в государстве Эфиопия соответствующих приказов командиров не могло существовать ввиду отсутствия официального решения органов государственной власти об участии Вооруженных Сил СССР в боевых действиях на территории этого государства, по этой причине у Давыдова В.Н. отсутствовала возможность документально подтвердить факт участия в боевых действиях на территории Эфиопии.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 года N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763, закреплено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), и других лиц, названных в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.

Кроме того, по смыслу абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утверждённой постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, увечье и другие документы).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях при разрешении дела судом может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания.

Удовлетворяя заявление Давыдова В.Н. суд первой инстанции исходил из возможности установления факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях с использованием любых средств доказывания. При этом суд сослался на показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, проходивших военную службу совместно с Давыдовым В.Н. и судебные постановления судов Волгоградской области, которыми установлены юридические факты участия данных свидетелей в боевых действиях на территории Эфиопии.

Между тем документов о непосредственном участии Давыдова В.Н. в боевых действиях в Эфиопии, выданных органами военного управления, в материалах дела не имеется.

То обстоятельство, что Давыдов В.Н. проходил военную службу и находился на территории, где проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях, поскольку не подтверждается доказательствами, отвечающими требованиям допустимости.

Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан вывод о наличии оснований для установления факта непосредственного участия Давыдова В.Н. в боевых действиях в Эфиопии при отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих этот факт.

Судебные инстанции неправильно применили и истолковали подлежащие применению для разрешения заявления Давыдова В.Н. нормы материального права, установив факт непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории Эфиопии в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года на основании свидетельских показаний и судебных постановлений, вынесенных в отношении других лиц.

С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" и комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать Давыдову В.Н. в удовлетворении заявления об установлении факта участия в боевых действиях.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 30 марта 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июля 2015 года об установлении факта участия Давыдова В.Н. в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года на территории Республики Эфиопия в качестве водителя. отдельного батальона отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Давыдова В.Н. об установлении факта участия в боевых действиях в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года на территории Республики Эфиопия в качестве водителя. отдельного батальона.

Председательствующий Пчелинцевой Л.М.
Судьи Кириллова В.С.
Жубрина М.А.

г. Москва«12» августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Корчашкиной Т.Е.

судейЗадворнова М.В. Гуляевой Г.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Альбориева А [ Б об оспаривании действий МВД Республики

Дагестан, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», по надзорной жалобе МВД Республики Дагестан на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года, которыми заявление Альбориева А.Б. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В. объяснения представителя МВД по Республике Дагестан Мамаева И.А. поддержавшего доводы надзорной жалобы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила: Альбориев А.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МВД Республики Дагестан, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», ссылаясь на то, что в период с 17 ноября 1999 года по 20 ноября 2000 года проходил военную службу в войсковой части Внутренних войск МВД РФ, при этом с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года привлекался для выполнения служебно-боевых задач в составе Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо Кавказского региона. Факт его участия в боевых действиях подтверждается военным билетом, служебной характеристикой, однако в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» МВД Республики Дагестан было незаконно отказано, в связи с чем заявитель просил суд признать незаконным отказ МВД Республики Дагестан в выдаче указанного удостоверения, установить факт его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года и обязать МВД Республики Дагестан выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года требования Альбориева А.Б. удовлетворены. Суд установил факт участия Альбориева А.Б. в боевых действиях в Чеченской Республике в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года, признал незаконными действия МВД Республики Дагестан, выразившиеся в отказе в выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий», и обязал МВД по Республике Дагестан выдать заявителю удостоверение «Ветеран боевых действий».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представителем МВД Республики Дагестан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2010 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

При разрешении спора судом установлено, что Альбориев А.Б. согласно приказам в/ч от 2 ноября 2000 года № 189 с/ч, от 3 ноября 2000 года № 191 с/ч и справке войсковой части № 120 от 3 ноября 2000 года находился в служебной командировке в составе Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и выполнял служебно-боевые задачи в качестве водителя патрульной роты на автомобилях в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года.

Как следует из записи № 17 в военном билете Альбориев А.Б. за период выполнения служебно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года участвовал в боевых действиях (л.д. 13 об.). Основанием для внесения приведенной записи указан приказ командира войсковой части от 2 ноября 2000 года № 189 с/ч.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что заявителем представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.

Вместе с тем, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами судебных инстанций об участии Альбориева А.Б. в боевых действиях в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года на территории Чеченской Республики, основанными на приведенных выше документах, нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением № 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе И! названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006г. -руководителем контртеррористической операции (подп. «в» п. 4 Постановления).

Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года № 282 (в редакции, действующей на время обращения с заявлением) основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п.1 настоящей инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999г. в составе Объединённой группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Альбориева А.Б. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции им были представлены в суд копии приказов командира в/ч об откомандировании его в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач с 10 июля 2000 года и о прибытии Альбориева А.Б. из служебной командировки 10 октября 2000 года.

Вместе с тем, в данных приказах не содержится конкретных сведений об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях.

Кроме того, из письма в/ч от 6 февраля 2010 года следует, что Альбориев А.Б. находился на территории Чеченской Республики в составе 1 сводного специального моторизованного полка внутренних войск МВД РФ и в приказах командира полка за период с 1 августа 2000 года по 28 октября 2000 года не числится. Таким образом, факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем заявитель не может быть признан ветераном боевых действий.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе Альбориеву А.Б. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Альбориева А Б об оспаривании действий МВД Республики Дагестан, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», отказать.