Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей img-1

руководство по эксплуатации аккумуляторных батарей

Категория: Руководства

Описание

Как эксплуатировать аккумуляторы автомобилей

Советы по эксплуатации автомобильного аккумулятора

Аккумулятор. как всем известно, это неотъемлемая часть абсолютно любого автомобиля. Поэтому, от его состояния напрямую зависит, сможете ли вы полноправно, используя все возможности, пользоваться своим четырехколесным другом. Без него, в принципе, Вы сможете ехать, но, правда, только с горочки. Так, что мой вам совет относитесь с уважением к аккумулятору. Далее я постараюсь научить вас как необходимо правильно эксплуатировать аккумулятор, чтобы он долго смог служить вам верой и правдой.

Аккумулятор на любой вкус

Хранение и транспортировка

Следует отметить, что автомобильные аккумуляторы, которые являются сухозаряженными, не требуют обслуживания. Их необходимо хранить в прохладном сухом помещении. Нельзя допускать их замерзания, а значит должна быть плюсовая температура. Что касается аккумуляторов, которые являются залитыми, то их следует заряжать, когда плотность электролита опускается — более 1,21 кг/л. Хранение и транспортировка таких аккумуляторов необходимо производить в вертикальном положении, дабы уберечь его от выливания электролита. При транспортировке, также следует не допускать перевертывания аккумулятора.

Уход за аккумулятором

В то время как Вы эксплуатируете аккумуляторную батарею, на её поверхности обязательно скапливается грязь, пыль, которые могут стать очень даже не плохим проводником электрического тока. И как результат этого Ваш аккумулятор будет медленно, но уверенно разряжаться, пока полностью не разрядиться. Напрашивается вывод – аккумулятор надо чистить так же, как и сам автомобиль. Для этого дела лучше всего использовать содовый раствор. Он отлично нейтрализует электролит, который случайным образом попал на поверхность аккумуляторной батареи.

Чтобы предохранить аккумулятор некоторые автолюбители закрывают его полиэтиленовой пленкой. Так, конечно, можно делать, но пленка может затруднить наблюдение за батареей, которая, кстати, может вспучиться и треснуть. Это может произойти, если в батареи образуется избыточное давление. Это бывает, если вентиляционные отверстия засорены. Также под слоем пленки скапливается электролит, который способствует разряжению батареи. Как только вы это заметили, необходимо очистить пробки. Для этого используем тряпочку, которую смочили в содовом растворе.

Летом необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе не реже, чем один раз в неделю, а зимой ещё чаще, примерно раз в три-четыре дня. Грубым нарушением будет эксплуатация аккумулятора, если оголены пластины. Это может привести к выходу из строя батареи.

Подзарядка аккумулятора

Зарядка сухозаряженного аккумулятора осуществляется следующим образом: залейте электролит, и подзарядка не требуется. Температура электролита и аккумулятора, при заливке, должна быть более 10 градусов. Необходимо открыть пробки банок, далее заполнить все банки электролитом с плотностью 1,28 кг/л до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами. После необходимо аккумулятору дать постоять минут 15, далее не сильно покачать корпус, если возникла необходимость, то долить электролит. Плотно закручиваем или вдавливаем пробки, если есть необходимость, убираем с поверхности, попавшие на аккумулятор частицы электролита. Аккумуляторы, которые поставляются в залитом виде, сразу можно устанавливать и применять по назначению на автомобиле. Примечание: если в помещении низкая температура или неблагоприятные условия хранения, то аккумулятор может не давать требуемой мощности, а значит необходимо его подзарядить.

В случае, когда при зарядки начала образовываться пена, причиной этому может быть только наличие примеси в электролите, необходимо немедленно завершить заряд батареи. Её необходимо промыть дистиллированной водой, а после этого залить новый электролит.

Чтобы ваш аккумулятор долго служил вам, следует держать его постоянно заряженным. Лучше даже если он будет на пять процентов разряжен. Это обеспечивается генератором, при работе аккумулятора в автомобиле. Он осуществляет постоянный подзаряд при работе двигателя. Если будет отклонение напряжения заряда хотя бы на 0,2–0,4 В, то срок службы аккумулятора сократиться на 25%.

Установка аккумулятора на место

Перед тем как установить, или произвести снятие аккумулятора обязательно заглушите двигатель автомобиля и не забудьте выключить всё электрооборудование. Чтобы избежать короткого замыкания обязательно проверяйте двигательный отсек на наличие забытого инструмента. Порядок снятия аккумулятора с автомобиля: первым делом отсоединяем клемму «минус» (-), затем клемму «плюс» (+). После этих операций спокойно достаем аккумулятор. Перед тем, как установить его обратно, необходимо насухо протереть поверхность, на которую будет устанавливаться аккумулятор. Далее прочно закрепляем его. Очищаем клеммы и терминалы от грязи, смазываем тонким слоем смазки, которая не содержит кислоты. Порядок установки аккумулятора: сначала подсоединяем клемму «плюс» (+), и только потом клемму «минус» (-), проверяем, чтобы клеммы были закреплены прочно.

Установка и снятие аккумулятора — очень проста

Зарядка аккумулятора после его снятия с автомобиля

Перед тем как осуществить подзарядку аккумулятора необходимо проверить уровень электролита и, если необходимо долить в банки воду, обязательно дистиллированную, до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами. Зарядку аккумулятора производить только снятого с автомобиля, чтобы не испортить его. Особое внимание обращаю на то, что необходимо соблюдать все требования инструкции по эксплуатации автомобиля. Зарядка аккумулятора производится только постоянным током. Порядок зарядки: подсоединяем клемму «плюс» (+) аккумулятора к терминалу «плюс» (+) зарядного устройства и клемму «минус» (-) аккумулятора к терминалу «минус» (-) зарядного устройства. Включение зарядного устройства производится только после того, оно будет подключено к аккумулятору. При завершении зарядки сначала выключается зарядное устройство, а уже затем оно отсоединяется от аккумулятора. Сила тока необходимая для зарядки рассчитывается следующим образом: 42 Ач: 10 = 4,2 А, т.е. она должна быть в десять раз меньше, чем ёмкость подзаряжаемого аккумулятора. Температура же электролита должна быть меньше, чем 54 града. При температуре выше, зарядка немедленно прекращается. Признаком того, что зарядка завершена, является опускание силы тока до нулевой отметки или же прекращение её снижения, также есть устройства, которые самостоятельно отключают зарядку при полном заряде аккумулятора. Проводить зарядку разрешается только в проветриваемом помещении. Акцентирую внимание на том, что при зарядке аккумулятора обязательно образуется взрывоопасный газ, поэтому вблизи запрещается использование открытого огня, а также курение.

Обслуживание

Для того чтобы обеспечить продолжительный срок работы аккумулятора в вашем автомобиле соблюдайте следующие очень простые правила:

  • постоянно держите в чистоте и порядке верхнюю крышку аккумулятора;
  • не забывайте проверять уровень электролита и если необходимо подливайте дистиллированную воду в банки. Никогда не используйте кислоту! Если у вас наблюдается значительная потеря воды, обязательно проверьте регулятор напряжения у специалиста;
  • забудьте навсегда про всевозможные модификаторы.

То, что вам поможет в уходе за аккумулятором

Запуск двигателя и помощь

Так как в автомобиле используется сверхчувствительная электроника, помощь при запуске двигателя необходимо осуществлять специальными пусковыми устройствами. При запуске двигателя методом «от автомобиля к автомобилю» в момент, когда отсоединяются клеммы, зачастую возникает пиковое напряжение. Оно обязательно приведет к полному выводу из строя электроники, ну или хотя бы к значительным её повреждениям. Поэтому предлагаю вам следующие правила, которые помогут избежать нежелательных последствий:

  • используйте обязательно сертифицированный кабель для запуска двигателя;
  • не забывайте про инструкцию по использованию кабеля для запуска двигателя;
  • аккумуляторы соединяются только с одними и теми же номинальными напряжениями.

Перед тем, как подсоединить кабеля, необходимо заглушить оба двигателя. Сначала соединяется полюса «плюс», и только потом полюс «минус», оказывающего помощь автомобиля, с металлической частью автомобиля, оказываемому в помощи при запуске двигателя. Включается стартер автомобиля, которому оказывают помощь в запуске, не более чем на 10-15 секунд, при этом двигатель помогающего автомобиля не запускается. Кабеля отсоединяются в обратной последовательности.

Хранение аккумулятора

После зарядки аккумулятора, его необходимо хранить в прохладном помещении, но не при минусовой температуре. При оставлении аккумулятора в автомобиле, обязательно отсоединяйте клемму «минус». Обязательно проверяйте периодически зарядку аккумулятора.

При всем многообразии аккумуляторов, правила по уходу — одинаковые

Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ

А теперь предлагаю разобраться с причинами выхода из строя аккумуляторов. Это чаще всего происходит, если:

  • заводской брак;
  • вы не соблюдали правила пользования аккумулятором, в результате чего он вышел из строя раньше положенного времени;
  • аккумулятор полностью отработал свой век.

Производственный брак. Качество аккумуляторных батарей обеспечивают при их изготовлении. В конце производства абсолютно все аккумуляторы подвергают проверкам. Дефекты, которые не выявили в конце производства, дают о себе знать в первые месяцы эксплуатации, примерно через шесть – восемь месяцев.

Выход из строя раньше полученного времени. Это всегда происходит в следствии того, что допускаются нарушения в соблюдениях правил использования, которые указываются в техническом описании изделия. Чаще всего встречаются явления перезаряда или наоборот, недозаряда. Перезаряд возникает в случае, если на автомобилях уровень зарядного напряжения превышает норму, это примерно 14,5 В. Перезаряд происходит из-за того, что возникают нарушения в режиме работы регулятора напряжения, причиной чего является выход из строя его элементов. Уровень электролита из-за перезаряда быстро уменьшается, а это может привести к взрыву аккумуляторных батарей. Недозаряд возникает, наоборот, в случае, если питающее напряжение меньше необходимого, т.е. меньше 13,8 В. Следствие этой проблемы будет то, что батарея, не заряжаясь полностью, не может работать в полную силу и со временем её работоспособность уменьшается и в дальнейшем выходит из строя. Поэтому рекомендую не реже одного раза в месяц проверять вашу аккумуляторную батарею на наличие перезаряда или недозаряда. Также напоминаю, что при выходе батареи из строя в гарантийный период, не по вашей вине, она подлежит бесплатной замене у производителя.

Правила техники безопасности при работе с аккумулятором

Ни в коем случае не снимайте сразу аккумулятор с автомобиля после выключения двигателя. Необходимо выждать некоторое время, чтобы из аккумулятора вышел газ, который образовался во время работы двигателя. Это происходит из-за того, что во время работы двигателя генератор подзаряжает аккумулятор, а как мы помним, во время зарядки выделяется легко воспламеняемый газ. Этим пренебрегать может только человек, который не заботиться о своем здоровье. Ведь, в результате взрыва банки аккумулятора водителю может оторвать пальцы.

При снятии аккумулятора всегда необходимо начинать с отключения «минусовой» клеммы. Логика здесь простая. Если вначале отсоединять «плюсовую» клемму, то ключ может случайно соприкоснуться с кузовом автомобиля. Это приведет к замыканию.

Обязательно используйте резиновые перчатки и защитные очки при работе с электролитом. При попадании на кожу электролита, возникают сильные ожоги, которые очень плохо заживают. При попадания электролита на поверхность кожи или в глаза, необходимо немедленно промыть это место обильным количеством воды, а также обратиться к врачу.

Видео — полезные советы при зарядке аккумулятора

Заключение!

Выполняя эти несложные правила, можно значительно продлить срок службы аккумулятора. Также, на автомобиль необходимо устанавливать аккумулятор в соответствии с параметрами, установленными заводом-изготовителем. Производя все рекомендованные операции, можно быть уверенным, что аккумулятор не подведет в любой, даже очень сложной ситуации.

Другие статьи

Инструкция по эксплуатации аккумуляторов

Инструкция по эксплуатации аккумуляторов ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
  1. Не допускайте искрения контактов. Запрещается проверять работоспособность аккумулятора замыканием полюсов, а также не допускать этого по неосторожности.
  2. Исключить возможность доступа детей к аккумуляторной батарее.
  3. Заряд аккумулятора должен производиться в проветриваемом помещении. Курение и использование открытого пламени во время заряда запрещается.
  4. При проведении работ с аккумуляторной батареей необходимо пользоваться защитными очками и перчатками.
  5. Не допускайте попадания электролита на одежду и открытые участки тела. Если это произошло, немедленно промойте их проточной водой и обработайте 10% раствором соды.
  6. Во избежании утечки электролита не переворачивайте и не наклоняйте батарею.
  7. Не допускайте загрязнения системы вентиляции АКБ.
  8. При ремонте электрооборудования автомобиля аккумуляторная батарея должна быть отключена.
  9. Таблица зависимости степени заряженности АКБ от плотности электролита:

Степень заряженности АКБ

Плотность электролита (г/см 3 ) при +25°С

ХРАНЕНИЕ И ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
  1. Не залитая электролитом батарея должна храниться в вертикальном положении, в закрытом помещении при температуре от -50°С до +50°С без нарушения герметизирующих деталей и с плотно ввинченными пробками.
  2. Сухозаряженная батарея хранится до 3 лет.
  3. Залитые и заряженные АКБ рекомендуется хранить в помещении с температурой не выше 0°С и не ниже -30°С.
  4. Залитая АКБ устанавливается на хранение только полностью заряженной!
  5. При хранении залитой батареи не реже 1-го раза в месяц требуется контроль ее параметров. АКБ необходимо зарядить, если плотность электролита упала более чем на 0,03 г/см 3. а напряжение без нагрузки понизилось до 12,5 В.
  6. Перед установкой батареи на автомобиль с нее должна быть снята упаковочная пленка.
  7. Для введения в эксплуатацию, если аккумулятор сухозаряжен, необходимо залить в него электролит плотностью 1,27-1,28 г/см 3 до отметки, указанной на АКБ или на 10-15 мм выше верхнего края пластин. Через 20-30 минут (но не позднее чем через 2 часа) необходимо долить электролит до установленного уровня, затем измерить плотность электролита и напряжение аккумулятора. Если плотность электролита ниже 1,25 г/см 3. а напряжение ниже 12,5 В, батарею следует зарядить.
  8. Поверхность устанавливаемой на автомобиль батареи должна быть сухая и чистая.
  9. АКБ устанавливается на штатное место и хорошо закрепляется.
  10. Устанавливаемая на автомобиль батарея должна иметь напряжение на клеммах не менее 12,5 В и плотность электролита не менее 1,25 г/см 3. Если показатель ниже, АКБ необходимо подзарядить.
  11. Полюсные вывода АКБ и клеммы проводов перед закреплением должны быть тщательно зачищены и смазаны специальной смазкой.

ЗАРЯД БАТАРЕИ
  1. При установке АКБ на заряд температура электролита должна быть в пределах 15-25°С.
  2. Величина зарядного тока устанавливается в размере 10% от емкости АКБ. Батарея должна заряжаться еще 2 часа после прекращения роста плотности.
  3. В конце заряда проводится контроль уровня и плотности электролита. Если уровень электролита ниже нормы, то необходимо добавить дистиллированной воды.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
  1. При эксплуатации батареи один раз в две недели:
    • проверяйте надежность крепления батареи и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи; наконечники проводов смажьте техническим вазелином;
    • следите за чистотой поверхности батареи, электролит, попавший на поверхность АКБ, удаляйте ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальцинированной соды;
    • осуществляйте контроль уровня электролита, если это предусмотрено заводом-изготовителем, корректировку осуществляйте дистиллированной водой (уровень электролита считается нормальным, если он находится в пределах 10-15 мм от верхнего края пластин).
  2. Не реже одного раза в квартал проверяйте степень заряженности батареи по замеру плотности электролита, если это предусмотрено конструкцией АКБ. При необходимости зарядите батарею.
  3. Не допускайте глубокого разряда батареи — это может привести к замерзанию электролита и ее разрушению!
  4. При эксплуатации транспортного средства напряжение заряда от генератора при включенных электропотребителях и частоте вращения двигателя 2000 об/мин должно быть в пределах 13,8-14,5 В, а допустимая утечка не более 25 мА.
  5. Работоспособная батарея должна производить не менее трех запусков длительностью 10 сек. для карбюраторных или 15 сек. для дизельных автомобилей с перерывом по одной минуте после каждого запуска. Если двигатель не завелся после трех попыток запуска, то необходимо проверить исправность системы зажигания и подачи топлива.

Уважаемый покупатель!

Если после покупки или в процессе эксплуатации АКБ у Вас возникнут какие-либо вопросы или появятся сомнения в исправности Вашей батареи, обращайтесь непосредственно в Гарантийно-сервисный центр, где Вам ответят на все Ваши вопросы и помогут выявить причину отказа аккумулятора. На время, необходимое для испытания АКБ, Вам, по возможности, предоставят батарею из подменного фонда.

ВНИМАНИЕ! ГЛУБОКО РАЗРЯЖЕННАЯ БАТАРЕЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА ДЕФЕКТНОЙ.

ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается вскрывать аккумуляторы серий STR, AGM и батареи, где это не предусмотрено конструктивно

С порядком предоставления услуг гарантийно-сервисным центром можно ознакомиться в этом разделе .

Для быстрой проверки работоспособности аккумуляторной батареи используется специальный измерительный прибор — нагрузочная вилка. Все об этих приборах, их существующих типах, особенностях конструкции, предлагаемых функциях и функционировании, а также о правильном выборе этого прибора читайте в статье.

Хороший обзор с водительского места очень важен для безопасности и комфорта в дороге. Но чем хуже погода, тем сильнее качество этого обзора зависит от работы щёток дворников на ветровом стекле. Капли, грязь и влажная плёнка перед глазами снижают чёткость восприятия и искажают детали, а в темноте еще и преломляют свет фар встречных машин, усиливая их ослепляющий эффект. В общем, чистота — залог не только здоровья. А потому в ненастный сезон самое время задуматься о новых щётках.

Зачастую абразивная обработка материалов (очистка, шлифовка, полировка) требует применения воды и других жидкостей. В этих случаях необходимо использовать специальную водостойкую наждачную бумагу (шлифовальную шкурку) — все об этом материале, его особенностях, типах и выборе читайте в данной статье.

Каждый водитель, выезжающий за город, сталкивается с дикой природой, которая может преподнести неприятный сюрприз в виде ДТП с животным. Да и в городе столкновения с животными бывают довольно часто. О том, что делать при ДТП с животными, и какую ответственность несет водитель — читайте в этой статье.

Современный рынок предлагает (а реклама зачастую навязывает) специальные средства для очистки системы смазки двигателя — промывочные масла и жидкости. О том, что такое промывочное масло, действительно ли его стоит применять, и как правильно выбирать промывочные масла и жидкости — читайте в этой статье.

Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.

Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

В процессе эксплуатации батарея находится попеременно в режимах зарядки и разряда.

Подготовка батареи к эксплуатации включает следующие этапы:
а) проверку количества аккумуляторных элементов и деталей по прилагаемой к батарее спецификации;
б) приготовление электролита;
в) подготовку, аккумуляторных элементов;
г) монтаж батареи (только для щелочных батарей, монтаж которых производится на месте);
д) проверку работы батареи в условиях эксплуатации.

Подготовка свинцовой аккумуляторной батареи к зарядке. Перед зарядкой производится проверка исправности батареи путем осмотра. Проверке подлежат целостность аккумуляторных сосудов (они не должны иметь повреждений и трещин) и соединений элементов. После этого, если неисправности не обнаружены, батарея заливается электролитом.

Электролит приготовляется в специальном помещении (кислотной), имеющем хорошую вентиляцию, из аккумуляторной серной кислоты ( ГОСТ 667—53, сорт А или Б) и дистиллированной воды. Применение других сортов серной кислоты и обычной воды недопустимо. Аккумуляторная кислота должна иметь удельный вес (плотность) 1,84.

Аккумуляторная серная кислота представляет собой маслянистую бесцветную тяжелую жидкость, жадно соединяющуюся с влагой воздуха, поэтому она должна храниться в стеклянной плотно закрывающейся бутылке емкостью обычно 20 л, помещенной в деревянную обрешетку. Приготовление и хранение электролита должно производиться в чистой стеклянной, эбонитовой или выложенной свинцом деревянной посуде (применение для этой цели стальной, медной или цинковой посуды категорически запрещается).

Работа с аккумуляторной кислотой требует осторожности, так как попадание ее на кожу человека вызывает тяжелые ожоги. При попадании капель кислоты или электролита на руки, лицо или одежду надо немедленно пораженное место обмыть водой, а затем посыпать Двууглекислой содой.

При приготовлении электролита кислоту тонкой струйкой вливают в воду (вливание воды в кислоту может привести к разбрызгиванию последней). Реакция растворения кислоты в воде сопровождается сильным выделением тепла, поэтому надо все время следить за температурой сосуда, в котором производится приготовление электролита (особенно стеклянных сосудов, которые при сильном резком нагреве могут треснуть). Полученный раствор охлаждается до температуры 30 °С, после чего производится корректировка его плотности добавлением кислоты (если плотность мала) или воды (если плотность велика).

Плотность электролита указывается в паспорте батареи (нормальная плотность электролита для свинцовых батарей 1,24). Измерение плотности электролита производится специальным прибором — ареометром. Ареометр состоит из расширенной книзу стеклянной трубки со шкалой, на которой нанесены значения плотности.

Заливка батареи производится электролитом, имеющим температуру не выше 25 °С, при помощи резиновой груши. Уровень электролита через 6 час. после заливки должен быть на 15—20 мм выше предохранительного щитка (высота уровня электролита приводится в инструкции по уходу за аккумуляторной батареей).

Контроль уровня электролита осуществляется следующим образом. В отверстие элемента опускается открытая с обеих сторон стеклянная трубка до упора в предохранительный щиток, и на ней на уровне пробки наносится риска. После этого верхний конец трубки зажимается плотно пальцем и трубка вынимается. В трубке будет находиться электролит на отметке, соответствующей уровню электролита в элементе. Разность отметки электролита и отметки риски даст высоту уровня электролита в элементе. Ход этой операции поясняет рис. 41.

Количество электролита, необходимого для заливки элементов батареи, приводится в ее паспорте.

Контроль температуры электролита, производится термометром со шкалой до 100 °С.

Зарядка свинцовых аккумуляторных батарей. Значения зарядных токов и режимы зарядки приводятся в инструкциях по уходу за батареей. Ниже для примера приводятся режимы зарядки свинцовой батареи автопогрузчиков 02 и 04.

Первая зарядка ведется двумя ступенями. На первой ступени батарея заряжается током 30 а в течение 25—30 час. В конце указанного времени зарядки напряжение на зажимах большинства элементов должно быть равно 2,4—2,45 в. На второй ступени батарея заряжается током 15 а в течение 45—50 час. Напряжение на зажимах каждого элемента должно быть равно 2,55—2,60 в (в течение двух последних часов зарядки).

Рис. 1. Проверка уровня электролита

Общая продолжительность зарядки 80—90 чаc.

Признаками окончания зарядки являются:
а) неизменяющееся в течение последних двух часов зарядки напряжение 2,55—2,6 в на элемент;
б) неизменяющаяся в течение последних двух часов зарядки плотность электролита, равная 1,28 + 0,005;
в) сильное газовыделение (электролит «кипит»).

Измерение плотности кислоты в процессе зарядки производится кислотомером, устройство которого показано на рис. 2. Плотность электролита у плотности заряженной батареи должна составлять 1,28 ± 0,005.

Если установившаяся плотность электролита в конце зарядки отличается от 1,28 больше чем на 0,005, то производят ее корректировку добавлением кислоты с удельным весом 1,4 или дистиллированной воды. Корректировку производят не прерывая зарядки и после корректировки зарядку продолжают еще в течение 30 мин. для лучшего перемешивания электролита. По окончании зарядки батареи для уменьшения ее саморазряда поверхность батареи насухо вытирают тряпкой до полного удаления следов кислоты, а штыри и гайки смазывают техническим вазелином. Пробки ввертываются после окончания газовыделения, но не ранее чем через два часа после окончания зарядки. Заряженная таким образом батарея включается на первую разрядку и должна работать на неполную мощность.

После первой разрядки производится вторая (нормальная) зарядка и батарея сдается в эксплуатацию.

Нормальная зарядка производится также двумя ступенями. На первой ступени зарядный ток должен иметь величину 70 а. Зарядка производится в течение около 5 час. Напряжение на каждом элементе должно быть равно 2,4—2,45 в. На второй ступени ток снижается до 35 а. Зарядка происходит в течение 10 час. В течение последних двух часов зарядки напряжение на каждом элементе будет неизменным (2,55—2,6 в), а плотность также не будет изменяться и примет значение, равное 1,28 + 0,005. Общая продолжительность зарядки около 15 час. Корректировка плотности и уровня электролита производятся таким же путем, как и при первой зарядке.

Памятка по эксплуатации свинцовых аккумуляторных батарей
1. Во время работы батареи все аккумуляторы должны быть закрыты пробками, а батарея — крышкой.
2. Верхние части аккумуляторов следует тщательно протирать от влаги и загрязнений, а контакты очищать от окислов и смазывать вазелином.

Рис. 2. Кислотомер: 1 — резиновая груша; 2 — стеклянная трубка; 3—ареометр; 4—резиновая пробка; 5 — заборная трубка

3. Батарею необходимо оберегать от резких толчков и ударов, а также от коротких замыканий.
4. Не допускается снижение разрядного напряжения ниже чем 1,8 б на элемент, а также оставление батареи в разряженном состоянии на длительное время.
5. Если батарея долго бездействует в заряженном состоянии, то следует регулярно проверять напряжение на ее зажимах и раз в месяц производить новую зарядку.

Памятка монтеру, заряжающему аккумуляторы
1. Необходимо следить за чистотой кислоты и воды, идущей на приготовление электролита. Горлышко бутыли с кислотой должно иметь бирку, на которой указываются: завод-изготовитель, наименование продукта (кислота серная аккумуляторная), сорт, вес брутто и нетто и ГОСТ .
2. При приготовлении электролита допускается наливать только кислоту в воду тонкой струей, а не наоборот.
3. При каждой зарядке следует проверять надежность контактов.
4. В помещении, где производится зарядка аккумуляторов, нельзя курить, разводить огонь, а также производить какие-либо переключения и- отключения под током аккумуляторных батарей. Нарушение этого правила может привести к взрыву, так как при зарядке аккумуляторов выделяются газы, образующие взрывчатую смесь.
5. Необходимо регулярно следить за уровнем электролита в элементах и не реже одного раза в неделю проверять плотность электролита в действующих элементах.
6. Для приведения всех элементов к одинаковому состоянию по емкости и плотности электролита, следует один раз в месяц проводить уравнительную зарядку.

Для этого производят нормальную зарядку, после окончания которой батарея оставляется в покое на 1—2 часа. После этого заряжают батарею пониженным током (величина его указывается в инструкциях по уходу за батареей) в течение часа, затем опять делается перерыв на 1—2 часа, и т. д. до тех пор, пока при одном из включений тока сразу же не будет наблюдаться обильного газовыделения.

7. Необходимо следить за температурой электролита во время зарядки. Если она превышает 45 °С, зарядку следует прекратить, а батарее дать остыть до температуры 20—25 °С, после чего вновь продолжать зарядку. При бурном «кипении» электролита также надо прерывать зарядку до прекращения «кипения», после чего зарядку можно продолжать.
8. Необходимо следить за правильностью подключения батареи к источнику тока при зарядке (плюс — к плюсу, минус — к минусу). Переполюсовка (неправильное включение полюсов) ведет к выходу батареи из строя.
9. При появлении следов сульфатации нужно произвести несколько повторных зарядок и разрядов батареи. Зарядный ток должен составлять 0,25 номинального. По окончании зарядки следует заряжать батарею еще в течение 4 час. током, равным 15—20% номинального до тех пор, пока напряжение на элементах и плотность электролита не достигнут нормы.
10. В зимнее время батарею нужно заряжать немедленно после окончания разряда во избежание замерзания электролита.
11. Следует ежемесячно проверять напряжение отдельных элементов.
12. Батарея должна содержаться в чистоте. При появлении осадка на дне элементов батарею необходимо промыть дистиллированной водой.
13. Необходимо своевременно устранять короткие замыкания в элементах.
14. При снижении мощности батареи нужно проверить, нет ли сульфатации.
15. Нельзя производить в одном и том же помещении совместную зарядку свинцовых и щелочных аккумуляторов, их хранение и приготовление электролита для них. »

Следует помнить, что только при соблюдении указанных правил батарея будет нормально работать в течение гарантированного в паспорте срока службы.

Подготовка щелочной батареи к эксплуатации. Подготовка незаряженной щелочной батареи к эксплуатации предусматривает: проверку количества аккумуляторов и деталей по спецификации, которая дается в паспорте батареи; приготовление электролита; подготовку аккумуляторных элементов; монтаж батареи; проверку батареи в условиях эксплуатации.

После проверки комплектности батареи аккумуляторные элементы осматриваются для обнаружения внешних дефектов. Поверхность их очищается от пыли и солей, а следы ржавчины оттираются ветошью, смоченной в керосине. После этого вольтметром на 3 в производится измерение напряжения незалитых элементов, и если имеется много батарей, то желательно отобрать элементы с возможно большим напряжением (0,7—1,2 в) в отдельные группы, что в дальнейшем сократит время их тренировки (такие элементы приводятся в действие через 2—3 цикла, тогда как элементы с более низким начальным напряжением требуют 4—5 циклов). Тренировкой называется проведение нескольких последовательных зарядов и разрядов батареи перед началом эксплуатации с целью доведения ее емкости до номинального значения и выявления неисправностей отдельных элементов. Порядок проведения тренировки указывается в паспорте батареи. Аккумуляторы с меньшим напряжением для удобства наблюдения за ходом тренировки должны ставиться группой в конце цепи. После этого готовится электролит.

Электролит приготавливают в деревянном ящике, обитом внутри резиновым мешком, или в стальных баках. Ящики и баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Желательно иметь у дна баков краны для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, служащей для приготовления электролита кислотных аккумуляторов, так как даже небольшая примесь кислоты в электролите щелочного аккумулятора приводит к его гибели.

Для приготовления электролита можно применять, кроме дистиллированной, дождевую чистую воду, воду, полученную таянием чистого снега, конденсат (допустимо в крайнем случае применять и естественную воду, годную для питья, за исключением минеральных) .

Перед приготовлением электролита всякая вода подщелачивается раствором от 5 до 10 г!л твердой щелочи или 25—50 см9!л электролита плотностью 1,19—1,20.

После этой операции вода отстаивается в течение суток, и осветленная часть отстоя может быть использована для доливки аккумуляторов или приготовления электролита. Состав электролита Для щелочных аккумуляторов приведен выше.

Электролит из твердых щелочей приготовляется, исходя из следующих соотношений:
а) для получения раствора едкого натра плотностью 1,17—1,19 берется одна весовая часть твердого едкого натра на пять весовых частей приготовленной для электролита воды;
б) для получения раствора едкого кали плотностью 1,19—1,21 берется одна весовая часть твердого едкого кали на три весовые части воды;
в) для получения раствора едкого кали плотностью 1,25—1,27 берется одна весовая часть твердого едкого кали на две весовые части воды.

Требуемое для приготовления электролита количество воды наливают в приготовленный сосуд, после чего туда же небольшими кусками кладут твердую щелочь и перемешивают раствор стальным веслом для ускорения процесса. Если применяют жидкую щелочь, то ее разбавляют водой до получения необходимой плотности (плотность следует измерять отдельным ареометром; применение общего ареометра для кислотных и щелочных электролитов запрещается).

Моногидрат лития добавляется к раствору в указанном выше количестве также при тщательном перемешивании стальным веслом. Сосуды для твердых щелочей и моногидрата лития должны герметически закрываться.

После приготовления электролит отстаивается до полного осветления в течение 6—12 час. а плотность его проверяется ареометром, после чего он становится пригодным для заливки аккумуляторных элементов. Электролит должен храниться (во избежание поглощения углекислого газа из воздуха) в плотно закрытом сосуде. Заливать аккумуляторные элементы можно электролитом, имеющим температуру не выше 30 °С.

При приготовлении электролита и работе с ним надо помнить, что твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду и обувь, поэтому необходимо соблюдать осторожность. При работе надо надевать защитные очки, резиновые перчатки и фартук (это относится и к приготовлению кислотных .электролитов). Если щелочь попала на одежду или кожу человека, то ее следует смыть трехпроцентным раствором борной кислоты или струей воды до полного удаления. Электролит заливается в аккумуляторные элементы с таким расчетом, чтобы его уровень находился на высоте не менее 15 мм и не более 30 мм под верхним краем пластин. Уровень измеряется с помощью стеклянной трубки диаметром 5—6 мм с метками на высоте 15 и 30 мм по способу, описанному ранее.

Плановая смена электролита производится один раз в год; перед сменой батарея должна быть разряжена до минимального допустимого напряжения. После заливки аккумуляторные элементы (без резиновых чехлов) ставятся на сухие доски, покрытые бумагой, для проверки на отсутствие в них течи. Проверка длится 20—24 час. Если сосуды протекают, то течь можно устранить пропайкой поврежденных мест кадмием. Исправные аккумуляторы ставятся на изолирующие подставки, соединяются в батарею последовательно при помощи железных перемычек, после чего производится их тренировка.

После проведения тренировочных циклов в батарею отбираются элементы с близким напряжением.

После проведения контрольного цикла батарея из элементов ТЖН -500 заряжается током 125 а в течение 10 час. после чего она пригодна к работе. Батарея из элементов ТЖН -250 после проведения контрольного цикла заряжается током 62,5 а в течение 6 час. после чего она может разряжаться силой тока 50 а в течение 5 час. но не ниже чем до общего напряжения 30 в. Средняя разрядная сила тока для батарей 28ТЖН-250 не должна превышать 50 а, а напряжение на зажимах новой батареи должно быть в пределах 32 в.

Более подробные данные о зарядных и разрядных режимах батарей приводятся в эксплуатационных инструкциях.

Монтаж батарей. Аккумуляторные элементы, отобранные для монтажа, обмываются снаружи от щелочи и насухо вытираются. Откидные крышки во избежание разбрызгивания щелочи закрываются. Аккумуляторные элементы затем устанавливаются в резиновые чехлы, которые должны быть крепкими и сухими (для облегчения надевания чехлов поверхность аккумуляторных элементов и внутренняя поверхность чехлов натираются тальком).

Порядок монтажа следующий:
а) вставляют щиты (которые должны быть покрыты щелоче-стойким лаком);
б) производят посадку аккумуляторных элементов со строгим соблюдением полярности и осторожности во избежание повреждения резиновых чехлов;
в) стягивают секции, для чего между щитами и батарейным ящиком вставляют клинья;
г) производят межэлементные соединения, при этом соединительные перемычки плотно затягивают гайками и смазывают тонким слоем вазелина, свободного от кислот;
д) производят выводные соединения. Концевой полюс батареи, отмеченный знаком соединяют с проводом батарейного ящика, идущим к розетке со знаком +, отрицательный полюс батареи соединяется с контактом розетки со знаком —.

Для проверки правильности монтажа вольтметром со шкалой 0— 3 в еще раз проверяют напряжение каждого элемента и вольтметром на 150 в— напряжение всей батареи. После монтажа батарей производят измерение сопротивления между выводными полюсами аккумуляторных элементов и стальным ящиком батареи.

Измерения сопротивления изоляции батареи также следует производить после первой зарядки и затем после каждой десятой зарядки в процессе эксплуатации.

Контроль степени разряда и зарядка батарей производится в строгом соответствии с инструкциями по уходу за батареями.

По окончании зарядки батарея отключается от источника питания и охлаждается в течение 2—3 час. в это время влажной тряпкой насухо протирают крышки, перемычки, борны и крышки горловин, после этого крышки закрывают и проверяют сопротивление между выводными полюсами батареи и батарейным ящиком вольтметром на 150 б способом, указанным выше. Все данные о работе должны заноситься в специальный журнал.

Свинцовая аккумуляторная батарея. Перед зарядом батареи проверяют осмотром ее исправность и целость аккумуляторных сосудов (они не должны иметь повреждений и трещин). Лопнувшие сосуды обнаруживают часто по течи электролита. Проверяют также прочность межэлементных соединителей и металлической оковки батарейного ящика.

Перед включением батареи на заряд необходимо открыть в баках пробки и проверить уровень электролита, который должен быть на 10—15 мм выше верхней кромки пластин. Контроль за уровнем электролита осуществляют следующим образом. В отверстие элемента опускают открытую с обеих сторон стеклянную трубку до упора в предохранительный щиток. После этого верхний конец трубки плотно зажимают пальцем и трубку вынимают. В ней будет находиться электролит, который удержится на отметке, соответствующей уровню электролита в элементе над пластинами.

Если уровень электролита понизился вследствие испарения воды, в аккумулятор добавляют дистиллированную воду, если опустился в результате случайного выплескивания раствора, доливают электролит, одинаковый по плотности с имеющимся в аккумуляторе. В нормальных условиях обычно всегда добавляют воду. Электролит доливают небольшой резиновой грушей. Температура электролита перед началом заряда должна быть не выше 30 °С. Заряд свинцовых батарей производят согласно эксплуатационным инструкциям.

Во Бремя работы батарея требует к себе самого бережного отношения, так как свинцовые аккумуляторы имеют недостаточную механическую прочность (при сотрясениях и ударах наблюдаются часто повреждения сосудов и выпадение из пластин активной массы, приводящие к внутреннему короткому замыканию).

Надежность работы аккумулятора зависит от состояния пластин, поэтому в первую очередь необходимо беречь их от чрезмерной сульфатации, которая возникает в результате постоянных, систематических недозарядов, глубоких разрядов, длительного пребывания аккумуляторов в разряженном состоянии, высокой концентрации электролита, работы при повышенной температуре и частых длительных зарядов и разрядов токами, превышающими номинальные. Сульфатация при глубоком разряде происходит неравномерно, кристаллы увеличиваются в размерах и покрывают частички неиспользованной активной массы, закупоривая поры между ними. В этом случае сульфатация становится чрезмерной. При заряде такой батареи переход сульфата в активные вещества вследствие плохой электропроводности значительного количества сульфата, закупорившего большую часть пор, очень затруднителен, а иногда невозможен. При слишком глубоком разряде сульфатация может достичь такой степени, что пластины придут в негодность. Объем активной массы при сульфатации возрастает, в результате пластины искривляются, а решетки иногда разрываются.

Сульфатация наблюдается также в аккумуляторах с низким уровнем электролита. При этом плотность электролита повышается, а оголенная часть пластин покрывается сульфатом. Если в аккумулятор долго не доливают электролит, активная масса начинает сползать вниз, поскольку электролит большой плотности размягчает активную массу, превращая ее в жидкую кашицу.

Во избежание чрезмерной сульфатации необходимо: не оставлять батарею в разряженном состоянии более 24 ч; поддерживать уровень электролита на 10—15 мм выше верхней кромки пластин; не допускать глубоких разрядов батареи и очень частых и быстрых разрядов большим током; не применять электролит плотностью выше, чем указано в инструкции; не допускать загрязнения электролита вредными примесями.

При температуре в аккумуляторе выше 40°С активная масса размягчается, что способствует ее сползанию с решетки. Замерзание электролита внутри пор активной массы может не только нарушить плотное строение последней, но и вызвать сильное ее выпадение, что снижает емкость аккумулятора. Кроме того, паста, накапливаясь на дне аккумуляторного бака в виде шлама, способствует образованию внутренних коротких замыканий.

Для измерения плотности электролита применяют прибор, называемый ареометром, который состоит из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно надет резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка. Для измерения плотности электролита в аккумулятор опускают резиновую трубку, предварительно слов резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается электролит в количестве, достаточном для свободного плавания ареометра.

Электролит всегда тяжелее воды, и его плотность будет тем пне, чем больше кислоты в растворе, и наоборот. Плотность электролита определяется ареометром и указывается цифрой на его шкале, на уровне которой он погружен в электролит. “ Уход за свинцовой батареей. Во время работы батареи все аккумуляторы должны быть закрыты пробками, а батарейный ящик —крышкой.

Необходимо следить за чистотой кислоты и воды, идущих на приготовление электролита. Вода должна быть дистиллированной. Верхние части элементов следует тщательно протирать, оберегая от влаги и загрязнений, а контакты очищать от оксидов. При каждом заряде надо проверять надежность контактов, подтягивая при необходимости гайки и смазывая их техническим вазелином, следить за нормальным уровнем электролита в элементах.

Плотность электролита в действующих аккумуляторных батареях проверяют не реже одного раза в неделю. При изменении плотности должны быть приняты меры для восстановления ее до требуемой нормы.

Чтобы привести все элементы батареи к одинаковому состоянию (по напряжению и плотности) и таким образом предупредить появление отстающих элементов, батарею один раз в месяц подвергают уравнительному заряду, который заключается в следующем. После нормальной зарядки аккумуляторной батареи производят, соблюдая требования заводской инструкции, уравнительную зарядку током 60—50% максимально допустимого, чтобы плотность электролита и напряжение в элементах оставались постоянными в течение 4 ч.

Щелочная аккумуляторная батарея. Сборку щелочных аккумуляторных элементов в батарею выполняют на предприятии, эксплуатирующем эту батарею. Перед сборкой осуществляют первые заряды отдельных элементов, называемые тренировочными, цель которых — подготовить все аккумуляторы к отдаче одинаковой емкости. Режимы проведения тренировочных и контрольных зарядных циклов приводятся в инструкциях по уходу, прилагаемых к аккумуляторам.

По окончании контрольного цикла измеряют напряжение у всех аккумуляторов. Годными к эксплуатации считаются аккумуляторы, напряжение которых 1 В и выше. Если напряжение отдельных аккумуляторов менее 1 В, проводят еще два тренировочных зарядных цикла для восстановления их емкости.

После проведения тренировочных зарядных циклов, а также разряда батарею заряжают указанным в заводской инструкции током. При возвращении на зарядную станцию для заряда батарею проверяют на степень разряженности, для чего на 2—3 мин включают на постоянное сопротивление, которое различно для разных типов аккумуляторов. Заряд начинают при температуре электролита не выше 30°С (желательно при более низкой). Перед зарядом проверяют плотность контактов батареи, открывают крышки горловин и доводят уровень электролита до нормального (до высоты не менее 15 мм и не более 30 мм над верхним краем пластин). При включении на заряд положительный полюс батареи присоединяют к плюсу источника тока, отрицательный — к минусу. После этого батарею включают под напряжение и устанавливают зарядный ток. Плотность электролита в конце заряда для всех батарей должна составлять 1,19—1,21.

Во время заряда батареи необходимо следить за зарядным током и температурой электролита, которая не должна превышать 45°С для составного электролита и 30°С для электролита из едкого кали.

После заряда батареи протирают насухо крышки аккумуляторов и через 1—2 ч их закрывают. Разряжать аккумуляторы рекомендуется током, установленным для данной батареи, что обеспечит отдачу полной емкости. Чем больше разрядный ток, тем меньше емкость батареи. Батарею 34ТНЖ-500-У2 надо разряжать до напряжения не ниже 34 В, а 40ТНЖ-550-У2 — не ниже 40 В.

При эксплуатации конечное напряжение батареи контролируют измерением его при кратковременном разряде на сопротивление. Для определения степени разряженности батареи в ее цепь включают вольтметр и амперметр. Пользуясь ими, водитель может узнать состояние эксплуатируемой батареи. При достижении предельного напряжения разряда работа батарей должна быть прекращена.

На некоторых заводах для определения степени разряженности батарей в процессе работы устанавливают специальное приспособление, которое состоит из металлического ящика с помещенными в нем вольтметром и резистором нагрузки. На передней стороне ящика размещают отключающий рубильник, благодаря которому провода к батаре можно подключать не под нагрузкой.

Для того чтобы при измерении напряжения аккумуляторная атарея находилась под нагрузкой током в условиях, аналогичных

существующим во время работы электротележки, включают в цепь резистор нагрузки.

Уход за щелочной батареей. Батарейный ящик, аккумуляторы перемычки, резиновые чехлы и откидные крышки горловин должны быть чистыми и сухими, а последние легко открываться. Пружина должна быть чистой, смазанной вазелином и находиться в исправном состоянии. Пружины клапана, а также выводы аккумуляторов и межэлементные соединители необходимо покрывать тонким слоем вазелина.

Для очистки наружных частей аккумуляторов от пыли и солей пользуются чистой влажной тряпкой, навернутой на деревянную палочку. Ржавчину, обнаруженную на аккумуляторах, очищают тряпкой, смоченной в керосине, а очищенное место покрывают щелочестойким лаком. Корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, воспрещается смазывать вазелином во избежание порчи. Для снятия межэлементных соединителей следует пользоваться ключом.

Уровень электролита в двух-трех аккумуляторах проверяют перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через 10 циклов. Для определения уровня опускают в бак открытую стеклянную трубку 0 5—6 мм с метками, нанесенными на высоте 25—30 мм от нижнего ее конца. Уровень электролита над электродами следует поддерживать от 25 до 30 мм.

Плотность электролита проверяют ареометром в двух-трех аккумуляторах перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через каждые 10 циклов. Она должна быть 1,19—1,21 для электролита из едкого кали и 1,17—1,19 для электролита из едкого натра. Если плотность электролита выше нормальной, в аккумуляторы доливают воду, если ниже — электролит повышенной плотности.

Меры предосторожности при работе с щелочными аккумуляторами. При работе с гаечным ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать одновременного прикосновения их к разноименным контактным выводам аккумулятора или к аккумуляторам соседних рядов во избежание коротких замыканий. Не разрешается оставлять на батарее инструменты или металлические детали, а вблизи ее пользоваться открытым пламенем. Необходимо следить, чтобы все контакты в батарее были хорошо закреплены.

Рис. 3. Приспособление для измерения напряжения аккумуляторной батареи

Недопустимо держать щелочные аккумуляторы в непосредственной близости с кислотными, поскольку даже незначительное количество кислоты действует разрушающе на щелочные аккумуляторы.

При растворении и разбавлении щелочи необходимо защищать от нее глаза, кожу и одежду, для чего надевают защитные очки, резиновые перчатки и резиновый фартук. Участки кожи и одежды, забрызганные или облитые щелочью, надо промыть 3%-ным Раствором борной кислоты или струей воды до удаления щелочи, о случае ожогов следует немедленно обратиться к врачу.

Щелочные и кислотные аккумуляторы необходимо заряжать и хранить в отдельных помещениях во избежание попадания щелочи в кислотные аккумуляторы и кислоты в щелочные.

Рис. 4. Схема включения аккумуляторной батареи для заряда: 1 — шины питания постоянным током, 2 — рубильник, 3 —- реостат 4—предохранители, 5 — амперметр с шунтом, 6 — вольтметр, 7 — батарея

К атегория: - Электрокары