Руководства, Инструкции, Бланки

методология диссертационного исследования образец img-1

методология диссертационного исследования образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Определение цели диссертационного исследования - Все для студента

Определение цели диссертационного исследования
  • Добавлена пользователем zlday 04.03.2011 05:53

В учебном пособии [Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности / Резник С.Д. 2-е изд. перераб. и дополн.– М. 2011.] (рекомендутся ВАК в качестве методической поддержки деятельности диссертационных советов: http://vak.ed.gov.ru/ru/news/index.php?id54=458) цитируются А.М. Новиков и Д.А.

Новиков:
"в научных работах. на уровне кандидатских диссертаций, часто некорректность формулирования цели исследования возникает, когда при определении намеченного научного результата - нового научного знания, что должно быть основным итогом любого научного исследования, авторы задаются целями практическими. Такие цели, как: совершенствование процесса. ; повышение эффективности. и т.п. - это не цели научного исследования. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определённых условиях (внедрение и т.п.) могут стать основой повышения эффективности. и т.д. но нельзя это ставить как цель исследовательской работы."
.
Наиболее простым и логичным способом формулировки цели является указание на решение основной проблемы исследования: "Цель диссертационной работы - решить поставленную проблему исследования".

По моему мнению, диаметрально противоположная точка зрения была изложена ранее [Мусаев А.А. Библия для адъюнктов и соискателей. Как подготовить и защитить кандидатскую диссертацию: методическое пособие. Спб. ВАС, 1998.]:

Мусаев:
". тему диссертации нельзя путать с целью диссертационных исследований. Первая отвечает на вопрос "Что Вами сделано?" (или будет сделано), а вторая - на вопрос "Зачем это сделано?". Цель работы, как и тема, формулируется в виде единой фразы, отражающей полезную направленность Вашей работы.
Цель диссертации обычно формулируется в виде предполагаемого эффекта, например, "Повысить точность. ","Совершенствовать методику. ", "Оптимизировать структуру. ", "Обеспечить устойчивость функционирования. " и т.п.

Иногда в формулировку добавляют указания на способ или средства, с помощью которых она достигается. Например: "Повышение устойчивости функционирования системы обработки координатно-временной информации бортовых комплексов. на основе использования робастных методов идентификации динамических моделей подвижных объектов."

По Вашему мнению, кто из уважаемых авторов прав? Оба или тот, кого на своём сайте рекомендует ВАК. )

UPD: Господа соискатели и защитившиеся, как сформулирована цель Вашего исследования?

Комментарии

Касательно вариантов изложеных для дискуссии, то:
1. Приведем общепринятые определения понятий (из Википедии):
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Нау?ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать.
Зна?ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Зна?ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.
Зна?ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
2. Следовательно формулировки Новикова и Мусаева отличаються по сути - "широкий" или "узкий" смысла понятия "знания".
3. Исходя из того, что у нас двухступенчатая система подготовки ученых (кандидат и доктор) в основе которой лежит принцип "от частного к общему", то советы Мусаева - это уровень кандитатской, а Новикова - докторской.
4. Постижение от "общего к частному" без длительной подготовки по предыдущему принципу удел религии, мистики и шарлатанов.

Мною предлагается такая схема:
"Тема диссертации (желательно 5-7 слов) = научная задача + паспорт специальности. Можете дать курсивом подзаголовок.
Ремарка: паспорт специальности – есть мировоззренческая основа вашей научной специальности и обычно сформулирован в практической плоскости. Если не согласны с паспортом – терпите, станете корифеем – измените и/или создадите новый. Не забудьте закоординировать тему, то есть застолбить/удостовериться в ее уникальности/жизнеспособности. Как это сделать? Узнавайте у шефа, секретаря ученого совета и т.д. и т.п.

Цель диссертации – формируется в практической плоскости исходя из проблем практики и полученных или осиленных практических результатов, соответствует паспорту специальности и подстраивается под третий раздел диссертации, а также очерчивает проблемы теории.

Научная задача – формируется исходя из проблем теории и полученных или осиленных научных результатов, берется в основу второго раздела диссертации. Части научной задачи по сути есть наименования разделов. Типовые начала частей научной задачи:
- проанализировать ….
- разработать (усовершенствовать) метод (технологию, вещество/класс веществ – об этом отдельно) …
- разработать (усовершенствовать) практические рекомендации (методику, алгоритм) …

Ремарка: В основном берется 3-4 задачи с учетом виденья шефа и ученого совета.
Ремарка: Закоординированость темы диссертации не гарантирует ее уникальности. Автору известны случаи схожести тем до не припустимого. Выход - вовремя и правильно столбить приоритет.

Объект исследования в диссертации – формируется на основе паспорта специальности (желательно прямо словами и оборотами из него).

Предмет исследования в диссертации – часть, сторона объекта (помни диссертация, как луч лазера светит – узко, но глубоко) и подстраивается под тему диссертации.

Научная новизна – в ней просматривается решение научной задачи. Типовые начала:
- расширили представление…
- получили дальнейшее развитие …
- впервые предложено (получено) выражение (показатель, коэффициент, понимание явления как ….)…

Ремарка: Для теоретических (методологических, абстрактных) диссертаций это, в основном, концепция, гипотеза, классификация, закон, метод. Для прикладных и эмпирических (то есть для тех научных специальностей, которые находятся на этапе становления, первичного набора сведений) – способ, технология, вещество, показатель, коэффициент."

Защитилась 30 сентября 2010 года. По отзывам профессуры - работа была представлена на высоком уровне и вызвала позитивный резонанс. Цель, задачи и новизна правились и вычитывались самым тщательнейшим образом, обкатывались с различных сторон в разных государствах.
Уже прошла экспертный совет и получила подтверждение.

Мой автореферат можете скачать в моем профиле. Дополнительные баллы подарю)
Удачи во всех Ваших начинаниях! И терпения. Результат придет)

Другие статьи

Основные методы исследования, применяемые в диссертации по юриспруденции

Основные методы исследования, применяемые в диссертации по юриспруденции

Согласно правилам написания диссертаций по праву, одним из основных элементов, которые необходимо отразить во введении является методология исследования.

Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых аспиратном для достижения цели диссертационного исследования. Автор диссертации должен указывать только те методы, которые применялись им в исследовании. Все методы, используемые при написании диссертации по праву можно разделить на общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы - это методы, которые применяются во всех областях науки. Применительно к диссертации по праву, наиболее часто используемые методы: обобщение, анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, классификация. Как правило, при написании диссертации по праву, аспирант так или иначе использует их, поэтому можно смело указывать указанные методы в структуру методологической основы. Специальные методы применяются в конкретной области науки.

В качестве специальных методов правового исследования можно привести следующие примеры: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, так как помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Это обязательный метод для любого исследования в области государства и права и желательный в использовании в иных юридических специализациях.Сравнительно-правовой метод – универсален для любого правового исследования. Необходим для изучения международного права. Метод правового моделирования обязателен в исследовании отдельных правовых институтов. Метод толкования правовых норм лучше всего применять в более обобщенных теоритических исследованиях.

Как правило, указанных методов достаточно для качественной проработки темы, однако отдельные виды исследования могут потребовать применение более специфических правовых методов.

Методы научного исследования

Раздел «методологическая основа» должен обязательно присутствовать во введении самой диссертации и автореферата. Методологическая основа, это совокупность научных методов, использованных соискателем для того чтобы достичь цели, поставленной в диссертации.

В тексте работы соискателю нужно подробно обосновать все применяемые им методы, таким образом, он может продемонстрировать широту своего кругозора по исследуемой теме и способность правильно подбирать необходимые для исследования методы, если они выбраны и применены правильно, то результаты работы будут достоверными.

В автореферате нужно перечислить только самые основные из примененных методов.

Все научные методы подразделяются на общенаучные и специальные. Общенаучными считаются методы, которые можно применить в любой научной области, это дедукция, эксперимент, абстрагирование, обобщение и другие. Специальные методы индивидуальны для конкретной области науки. К примеру, в юриспруденции применяется метод правового моделирования, а для экономики характерны методы экономико-математического моделирования.

Общенаучные методы могут быть теоретическими и экспериментальными, а в теоретико – эмпирических методах объединены признаки обеих групп. Есть и много других классификаций научных методов. Среди теоретических методов выделяются метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод формализации, метод идеализации и другие.

Суть метода восхождения от абстрактного к конкретному заключается в условном расчленении объекта исследования и описании его свойств с использованием большого количества характеристик и понятий. Он становится совокупностью зафиксированных мышлением односторонних определений и абстракций. Затем объект восстанавливается, это происходит в процессе мышления.

При помощи метода идеализации можно упростить сложные системы и процессы, таким образом, из рассмотрения исключаются свойства и отношения объектов, препятствующие пониманию сущности исследуемого процесса. Для этого нужно мысленно сконструировать идеальные объекты, которых нет в реальности. Суть метода формализации состоит в отображения структуры и содержания объекта исследования в форме знаков, это могут быть химические и физические формулы, математические символы и другие знаки.

Экспериментальными являются методы наблюдения, сравнения, моделирования. Основой метода наблюдения является работа человеческих органов чувств. Этот метод хорош тем, что благодаря ему, можно достаточно легко получить всю необходимую информацию о поведении объекта в естественных условиях.

Эксперимент позволяет исследовать свойства объекта, как в естественных, так и в экстремальных, созданных человеком условиях. При эксперименте любое явление изучается в чистом виде. Для проверки полученных результатов эксперимент может проводиться неоднократно. Сущность метода сравнения состоит в выявлении сходств и различий явлений и предметов. Метод моделирования состоит в построении модели объекта и изучении на ее базе его основных свойств.

Методы аналогии, дедукции и абстрагирования являются эмпирическо – теоретическими. Метод аналогии предусматривает установление сходств существенных признаков у ряда предметов для выявления наличия у одного из них, какого – либо конкретного признака. При помощи метода абстрагирования можно исключить из исследований различные несущественные характеристики объекта, что позволяет сосредоточиться только на его основных характеристиках. С помощью метода индукции можно сформировать теоретические знания на основе установленных эмпирических данных.

Его основой являются эксперименты и опыты. Суть метода дедукции состоит в теоретическом обосновании полученных при помощи индуктивного метода выводов, он помогает устранить их гипотетичность и делает достоверными знания, полученные на основе их применения.

Методы исследования кандидатской диссертации и методологическая база

Методы исследования

Обязательная часть (раздел) введения автореферата и диссертационной работы – методологическая основа проведённого исследования.

Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования.

Задача соискателя – предельно подробно описать и обосновать каждый применяемый им метод, для подтверждения того, что он владеет нужным предметом, а также его способность к верному выбору того или иного метода.

Всё это определяет насколько точны и достоверны будут полученные результаты и насколько их можно будет применить на практике.

Что писать в методологической основе?

В части «Методологическая основа» автореферата диссертации, указываются только самые основные методы, которые использовал соискатель.

Подсказка! В любой диссертационной работе все методы условно делятся на общенаучные и специальные.

Специальные – методы, которые можно применять только в какой-то конкретной науке:

  • правовое моделирование,
  • математическое моделирование,
  • семантическое и т.д.
Примеры специальных методов по отраслям науки
  • юриспруденция — формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм и др.;
  • экономика — экономико-математическое моделирование, маржинальный (предельный) анализ, функциональный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры и др.;
  • психология — метод беседы, анкетный метод, метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод и др.

Общенаучные – не имеют привязки к конкретной области науки и используются в глобальном масштабе:

Они в свою очередь делятся на:

  • теоретические – Основными составляющими являются (подметоды): от абстрактного к конкретному, идеализация. формализация и т.д

При рассуждениях (восхождения) от абстрактного к конкретному, исходный объект разделяется в воображении в ходе мыслительного процесса на определённое количество понятий (сущностей), характеристик. Определяется вес каждого элемента, процент влияния его на целое, насколько оно изменит свои свойства, вплоть до совершенно противоположных. После этого мысленно восстанавливается и сам объект.

При использовании метода идеализации для приведения сложных систем под условную общую базу, характеризуется процессом упрощения.

Это делается, чтобы исключить вес и влияние объектов, которые мешают понять сущность исследуемого процесса. Такие вымышленные модели в реальности не существуют.

Подметод формализации структурирует объект исследования с помощью знаков, символов, чисел, формул и т.д.

  • экспериментальные – Задача этого метода – выявление особенностей и закономерностей исследуемого явления в естественных, допустимо-неестественных и экстремальных условиях.

С целью закрепления истинности результатов, любой эксперимент может повторяться. Делится на подметоды: наблюдение, сравнение, создание определённых условий (научное моделирование).

Подметод наблюдения – основа – 5 органов чувств человека, выводы о поведении объекта в естественных условиях, без искусственного стороннего воздействия.

Сравнение – задача – выявить похожие и различные исследуемых предметов в их взаимосвязи с реальностью.

Моделирование – построение идеальной или реальной модели исследуемого объекта и исследовании его на основе построенной модели

  • теоретико-эмпирический – объединение методов, которые содержат подеметоды: аналогию, абстрагирование, дедукцию, индукцию и т.д

Аналогия предполагает на основе имеющегося сходства между определенными предметами по набору признаков

Абстрагирование – удаление второстепенные и третьестепенных признаков, которые имеют минимальное влияние, и сосредоточится на основных, максимально воздействующих на предмет, характеристиках.

Индукция – основан на проведённых опытах и экспериментах сформировать теоретических подход к изучаемой проблеме.

Дедукция – действие, обратное индукции, применяет построенную индукцией модель на практике (истина-ложь), превращая их в доказанные знания.

Примеры изложения методологической основы и методов исследования Методологическая основа диссертации по специальности 03.02.08 «Экология»

Методологическая основа диссертации по специальности 07.00.03 «Всеобщая теория»:

Методология диссертационного исследования

Диссертации на заказ

Методология диссертационного исследования может рассматриваться как:

конкретной отрасли науки.

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения общенаучной методологии в научном (диссертационном) исследовании:

построение предмета исследования;

создание научной теории;

проверка истинности теории путем обращения к практике;

использование данной теории для создания других теорий;

интерпретация полученных результатов.

Таким образом, общенаучная методология научного исследования v это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает свой арсенал средств научного познания собственных научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Остановимся на технических дисциплинах. В методологии технических наук используются различные методы, учитывающие специфику предмета и объекта изучения. Важнейшие из них следующие:

системный подход, позволяющий раскрыть многообразие проявлений изучаемого объекта, определить место предмета исследования диссертации в разрабатываемой отрасли науки;

проектный метод, определяющий целостность исследования, стадии и порядок его разработки;

абстрактно-логический метод, используемый для построения теории и включающий многообразные приемы и операции: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, восхождение от конкретного к абстрактному, и наоборот, аналогию, формальную логику, гипотетическое предположение и др.;

моделирование как метод исследования структуры, основных свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром объекта моделирования;

эмпирический метод, связанный с постановкой экспериментальных проверок теории и наблюдений за эволюцией природных и технических процессов;

статистико-вероятностный метод, дающий возможность реализовать количественный подход к изучению научных данных в единстве с качественным анализом;

монографический метод, который носит по преимуществу описательный характер, но ценный при всестороннем, полном, детализированном изучении объекта или явления.

Говоря о методологической выдержанности диссертации, мы имеем в виду эффективность использования методологических принципов в целях получения целостного научного труда соискателя.

Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:

корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но может быть разработана практически с получением научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. В частности, постановка псевдопроблем возможна, например, вследствие того, что она сформулирована очень широко или неопределенно;

построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития); следует учесть, что построение предмета диссертации выступает как дальнейшее развитие постановки проблемы, ее глубокое рассечение и конкретизация с разграничением содержательной и формальной сторон, что обеспечивается за счет использования различных методов исследования;

построением теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию. Этим обеспечивается надлежащий теоретический уровень диссертации как важнейшего принципа методологической выдержанности диссертации;

обеспечением единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальный данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. Указанное положение можно назвать ключевым моментом при характеристике диссертации, выдержанной в методологическом отношении. В этом случае мы имеем подлинно научное исследование, в котором теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса;

законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов;

достоверностью полученных научных результатов, доказанной и проверенной всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.

И еще один важный методологический момент v истолкование (интерпретация) оснований исследования и полученных научных результатов. Интерпретация оснований исследования (избранной проблемы, объекта и предмета исследования, информационного массива, методов исследования, целей и задач), а также выводов и положений по диссертации носит, прежде всего, мировоззренческий характер, базируется на объективной диалектике развития, ее законах и категориях. Этим хотелось бы подчеркнуть, что результаты исследования, иногда кажущиеся неправдоподобными и не вытекающими из реальности физического мира, могут впоследствии найти вполне физическую причину.