Руководства, Инструкции, Бланки

лидерство и руководство в организации-реферат img-1

лидерство и руководство в организации-реферат

Категория: Руководства

Описание

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ, Понятие о лидерстве и руководстве - Организационная психология - Учебные материалы для студентов

Лекция 11. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ

• классификации различных типов решений, принимаемых руководителем;

• особенности наиболее известных теорий лидерства;

• различать понятия "лидерство" и "руководство";

• объяснить, в чем заключается суть экологического контроля;

• описать психологические особенности формирования и совершенствования профессионализма руководителя;

• пониманием основ использования тех или иных типов власти руководителя.

Понятие о лидерстве и руководстве

Загадка успешного воздействия одного человека на других в направлении к заданной цели занимает человечество с незапамятных времен. Поиску ответов на вопросы, сопутствующие этому явлению, посвятили свои труды многие философы, социологи и психологи. Что заставляет людей повиноваться чьей-то воле? Почему, например, норой случается так, что за человеком, который не имеет никаких официальных постов и символов власти, аппарата принуждения, люди идут с готовностью, охотно подчиняясь его распоряжениям? Почему иному человеку, находящемуся на вершине пирамиды власти, никак не удастся увлечь людей за собой?

В поисках ответов на подобные вопросы ученые пытались выявить суть феномена лидерства, высказывали различные предположения, объясняющие так или иначе это явление.

Невозможно даже приблизительно сказать, сколько насчитывается к настоящему времени различных определений понятия лидерства. Так, еще в середине 1970-х гг. американский психолог Р. Стогдилл, сделав обстоятельный обзор литературы по проблемам лидерства, заключил, что "имеется почти так же много определений лидерства, сколько людей, которые попытались определить это понятие" [1] .

С тех пор поток новых определений понятия лидерства постоянно расширялся. Лидерство определялось исходя из черт личности, поведения, влияния, характера взаимодействия, ролевых взаимоотношений и т.д. [2] На наш взгляд, его можно рассматривать как процесс целенаправленного воздействия одного человека на другого или группу людей с ожидаемым эффектом. К примеру, если во время боевой операции командир кричит: "Ребята, за мной!", а бойцы не двигаются с места или даже убегают, подобное воздействие нельзя назвать лидерским. Так же и в случае с менеджером, если его слова о необходимости перестроить определенную систему операций работники пропускают мимо ушей и продолжают действовать по старинке. И в том и в другом случае нельзя говорить о явлении лидерства. Очевидно, что оно подразумевает не только возможность воздействия одного человека на других, но и их психологическую готовность (осознаваемую, а порой и неосознаваемую) следовать воле, распоряжениям этого человека, имеющего, как им кажется, право вести себя доминирующим образом в данной ситуации и в данный момент. Искусство и мудрость лидера состоят в том, чтобы учитывать все эти обстоятельства в своих действиях.

Сам по себе термин "лидерство" происходит от английского слова leadership, которое переводится на русский язык и как руководство. Понятие руководства также широко используется в литературе но организационной психологии и управлению организациями. Если обратиться к этимологии, то можно отметить следующее. Хотя слово "руководство" образовано из двух слов: "рука" и "водить", смысл здесь совсем не в том, что руководить – это "водить рукой" (скажем, подписывая документы). "Собирающая" – вот первоначальное значение слова "рука" в славянских языках. Руководить – это значит собирать, объединять людей и направлять их движение к определенной цели.

Значения слов "руководство" и "лидерство", как видим, имеют большое сходство. Тем не менее между ними нельзя поставить знак равенства. Возьмем, например, ситуации любого соперничества, конкуренции. Лидер – это тот, кто оказался впереди по тем или иным значимым показателям. Так, в спорте команда, имеющая наибольшее число очков в турнирной таблице, называется лидером соревнований на определенный период. Однако здесь речь не идет о руководстве всеми участниками этих соревнований, хотя известное воздействие на соперников этот факт, конечно, оказывает.

Отечественные исследователи всегда выделяли руководство и лидерство как два различных явления, присущие организованным (в той или иной степени) общностям.

Основное различие здесь состоит в следующем. Взаимодействие руководителей и руководимых ими людей осуществляется в системе административно-правовых отношений той или иной официальной организации. Что касается взаимодействия лидеров и ведомых, то оно может происходить в системе как административно-правовых, так и моральнопсихологических связей между людьми. Если наличие руководителей является необходимым признаком любой официальной организации, то лидеры возникают спонтанно как следствие взаимодействия людей и в официальных, и в неофициальных организациях. Таким образом, в одном и том же акте взаимодействия двух сотрудников какой-либо организации иногда можно наблюдать отношения как руководства, так и лидерства, а иногда только один из этих видов отношений.

Западные (американские) психологи традиционно используют термины "лидер" и "лидерство", различая при этом лидерство формальное и неформальное (см. гл. 7). Под формальным (официальным) лидерством имеется в виду выполнение каким-либо человеком, назначенным вышестоящим менеджментом, управленческих функций в том или ином организационном подразделении.

В последние годы в американской литературе стало еще более отчетливо проводиться различие между явлениями лидерства и менеджмента. Так, назначенный лидер стал теперь повсеместно называться менеджером. При этом отмечается, что человек может быть лидером, не будучи менеджером (например, в случае неформального лидерства), и наоборот: быть менеджером, не являясь в то же время лидером в общепринятом смысле. Кроме того, как отмечают американские специалисты, многие сотрудники различных организаций, занимающие официальную должность менеджера, вообще не имеют никого в своем подчинении. Порой даже высказывается крайняя точка зрения, в соответствии с которой лидеры и менеджеры представляют собой два совершенно разных типа людей. Однако чаще все-таки говорится о том, что многие менеджеры обладают качествами эффективного лидера.

На сегодняшний день в специальной литературе преобладает положение о частичном совпадении социальных ролей менеджера и лидера [3]. Во всяком случае во всех западных учебниках менеджмента лидерство называется одной из важных менеджериальных (управленческих) функций. На основе всего сказанного выше мы и будем дальше использовать термины "руководитель", "лидер", "менеджер", учитывая элементы как их сходства, так и различия.

  • [1] Stogdill R. М. Handbook of Leadership: A Survey of the Literature. New York: Free Press, 1974. P. 259.
  • [2] Yukl G. Leadership in Organizations.
  • [3] Дафт Р. Л. Уроки лидерства. М. Эксмо, 2006; Yukl G. Leadership in Organizations.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Лидерство и руководство в организации реферат

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы Подобные работы из Базы знаний:
  • Понятие лидерства, его основные группы. Типы подходов к его изучению в организации. Теории и концепции лидерских качеств и поведения. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Сущность и стили руководства, уровни и типология руководителей.
    реферат [28.4 K], добавлена 07.03.2010

    Проблема лидерства и руководства. Соединение в одном лице лидера и руководителя. Теория лидерских качеств. Интеллектуальные способности, личностные черты характера. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. Концепции лидерского поведения.
    реферат [28.3 K], добавлена 23.01.2011

    Роль и значение лидерства и руководства в организации. Уровни и стили управления. Анализ влияния лидерства и руководства на эффективность деятельности предприятия ОАО "Махачкалинский хлебозавод № 2". Анализ и оценка лидерских качеств руководства.
    курсовая работа [116.7 K], добавлена 24.04.2014

    Лидерство как процесс социальной организации и управления. Основные особенности лидера. Теории лидерских качеств. Критерии классификации конфликтов. Типы конфликтов, причины их возникновения в организации. Управление конфликтом, мотивация труда.
    реферат [52.4 K], добавлена 11.10.2013

    Сущность и роль лидерства в организации, особенности лидерских отношений. Обзор современных моделей и стилей руководства. Анализ стиля управления и лидерства на примере магазина "Хозяюшка", рекомендации по формированию оптимального стиля руководства.
    курсовая работа [92.4 K], добавлена 26.01.2014

    Основа и сущность лидерства, его отличие от руководства. Подходы к изучению лидерских качеств, исследование влияния их выраженности на выбор стиля руководства организацией. Поведение руководителя по отношению к подчиненным. Формы власти и ее воздействия.
    курсовая работа [253.0 K], добавлена 03.04.2011

    Типология лидерства, лидерские качества и политическое лидерство. Классификация типов лидерства по стилям руководства. Анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Современные стили лидерства, рекомендации будущим руководителям и менеджерам.
    курсовая работа [74.2 K], добавлена 20.12.2009

    Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Понятия лидерства и руководства, их основные свойства. Типы и стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский, индивидуализированный.
    курсовая работа [37.7 K], добавлена 07.10.2007

    Понятие и основные признаки лидерства - управленческих взаимоотношений между руководителем и последователями, основанных на эффективном сочетании различных источников власти. Подходы к изучению лидерства. Стили руководства. Отличие лидера от менеджера.
    реферат [51.7 K], добавлена 08.05.2012

    Стили лидерства, их характеристика и анализ. Решетка (схема) пяти основных стилей руководства. Цели и задачи производственной деятельности компании ООО "Калина", анализ лидерских качеств сотрудников предприятия. Способы и методы достижения лидерства.
    курсовая работа [62.3 K], добавлена 21.05.2013

    Виды власти в организации. Основные причины ослабления власти руководителя в современных условиях. Концепции лидерства. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства. Понятие управленческой решетки. Ситуационное лидерство в организации.
    презентация [305.8 K], добавлена 16.10.2012

    Сущность и концепции лидерства. Особенность и содержание трудовой деятельности руководителя. Оценка лидерских качеств руководителя ООО "ДТС", анализ стиля работы менеджера. Ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения дел в сфере бизнеса.
    курсовая работа [33.0 K], добавлена 29.05.2014

    Рассмотрение понятий руководство и лидерство, определение их сходств и различий, описание основных качеств и черт. Понимание термина руководство по теории Дугласа МакГрегора. Стили управления: авторитарный, демократический, попустительский, лидерский.
    контрольная работа [27.5 K], добавлена 26.11.2008

    Понятие личности, индивида и малой группы. Классификация малых групп. Сравнительные характеристики лидерства и руководства. Стили лидерства и руководства. Качества и черты. Структура межличностного общения, обмена деловой и личностной информацией.
    реферат [36.5 K], добавлена 15.01.2013

    Понятие, сущность и основные концепции лидерства. Анализ стиля руководства в организации и его влияния на эффективность управления персоналом на примере ООО ТД "Сантехурал". Отличие менеджера от лидера. Принцип лидерства руководителя на предприятии.
    курсовая работа [343.3 K], добавлена 26.06.2013

    Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации, его виды. Стили лидерства по Левину. Эксплуататорско-авторитарный тип руководства. Основной стимул консультативного управления.
    презентация [1.2 M], добавлена 30.01.2015

    Сущность групп, их классификация и значение в организации. Теоретические основы лидерства, его традиционные и современные концепции. Характеристика концепций ситуационного и современного лидерства. Сравнительный анализ руководителя и неформального лидера.
    курсовая работа [939.6 K], добавлена 07.05.2016

    Общее понятие, классификация и роль лидерства в управлении, его функции и задачи. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией на примере ОАО "Лукойл". Рекомендации для совершенствования лидерских качеств.
    курсовая работа [357.1 K], добавлена 11.09.2014

    Сущность лидерства и подходы к его изучению. Основные качества необходимые лидеру. Организационная структура управления и стиля руководства в организации. Борьба с несовершенством функций управления персоналом. Повышение эффективности кадровой политики.
    курсовая работа [91.3 K], добавлена 08.04.2015

    Теоретические основы лидерства и управления командой. Содержание основных функций менеджмента: планирования, организации, руководства и контроля. Характеристика стилей управления, используемых в "УРАЛ-КРЕПЕЖ" г. Пермь, исследование лидерских качеств.
    курсовая работа [138.1 K], добавлена 18.04.2016

    Другие работы из коллекции:

  • Реферат по теме Лидерство и руководство в организации скачать бесплатно

    Реферат Лидерство и руководство в организации Текст реферата Лидерство и руководство в организации

    Министерство образования РФ
    Смоленский промышленноэкономический колледж
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине "Управленческая психология"
    Тема: Лидерство и руководство в организации
    Студент Фомичова Н.М. Группа 0215-З Курс 5 Специальность 0602
    "Менеджмент"
    Оценка работы Преподаватель Лепихова Н.И.
    Смоленск, 2003
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    1.Лидерство
    1.1. Сущность лидерства
    1.2. Подходы к изучению лидерства
    1.3. Концепции лидерства
    1.4. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
    2. Руководство
    2.1. Сущность руководства
    2.2.Уровни руководителей
    2.3. Стили руководства
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Список литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми –
    самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива
    во все времена, но особенно ныне.
    Об актуальности темы «Лидерство и руководство в организации» говорить
    не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни,
    который в какойлибо степени находился в коллективе.
    Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с
    которыми связано эффективное управление организациями. Руководство
    – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к
    личным качествам людей (1).
    Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя
    несколько составляющих:
    ассоциация с человеческими качествами;
    процессом, в котором «ведут ведомых»;
    результат деятельности человека (1).
    Другие авторы определяют лидера следующим образом: «Лидер –
    человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления,
    контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению
    групповых целей (2). С точки зрения этих авторов, «Лидер организации
    – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и
    лидерство» (2).
    Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому,
    что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри
    группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к
    нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает
    руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние
    затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается
    усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и
    т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими
    формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже
    – наставлениями.
    Наиболее желательным сочетанием в практике управления является
    соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему
    миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся
    лидерыруководители. В работе отдельных организаций часто слова
    «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко
    является вполне оправданным. Неформальное лидерство – это только
    часть рассмотренной проблемы лидерства (7).
    Мы уже очень много сказали о лидерах, теперь разберемся в
    руководителях. До недавнего времени в тени оставалось одно из основных
    звеньев новой экономики

    Copyright 2010-2014 WorldReferat.ru - All Rights Reserved.

    Лидерство и руководство в организации - (курсовая) - рефераты, скачать рефераты, бесплатно рефераты


    Рефераты. Лидерство и руководство в организации - (курсовая)

    Лидерство и руководство в организации - (курсовая)

    Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования РФ
    Смоленский промышленно-экономический колледж
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине "Управленческая психология"
    Тема: Лидерство и руководство в организации
    Студент
    Фомичова Н. М.
    Группа
    0215-З
    Курс
    5
    Специальность
    0602 "Менеджмент"
    Оценка работы
    Преподаватель
    Лепихова Н. И.
    Смоленск, 2003
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    1. Лидерство
    1. 1. Сущность лидерства
    1. 2. Подходы к изучению лидерства
    1. 3. Концепции лидерства
    1. 4. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
    2. Руководство
    2. 1. Сущность руководства
    2. 2. Уровни руководителей
    2. 3. Стили руководства
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Список литературы
    ВВЕДЕНИЕ

    Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми –самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно ныне.

    Об актуальности темы “Лидерство и руководство в организации”говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.

    Лидерство и руководство –два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство–это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (1).

    Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: - ассоциация с человеческими качествами;

    - процессом, в котором “ведут ведомых”;
    - результат деятельности человека (1).

    Другие авторы определяют лидера следующим образом: “Лидер –человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей (2). С точки зрения этих авторов, “Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство” (2). Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как“ведомые”. Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т. д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже– наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова“руководитель” и “лидер”употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным. Неформальное лидерство– это только часть рассмотренной проблемы лидерства (7). Мы уже очень много сказали о лидерах, теперь разберемся в руководителях. До недавнего времени в тени оставалось одно из основных звеньев новой экономики– это руководитель. Сегодня уже можно говорить, что “рынок руководителей”в России активно формируется, и мы уже в состоянии наметить его контуры, дать первые оценки.

    Для начала определим, о ком пойдет речь. Мы будет говорить об очень узком сегменте рынка, о руководящих позициях и руководителях.

    Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, “это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность”(1). Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

    В наше время руководить –это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством (1).

    Вот теперь уже более четко вырисовываются черты лидера и руководителя. Как уже упоминалось раньше, наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Но не надо заблуждаться, что лидер и руководитель– это одно и тоже понятие. У них очень много как схожих, так и разных черт. Это мы рассмотрим в следующих главах данной курсовой работы.

    1. ЛИДЕРСТВО
    1. 1. Сущность лидерства

    Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться (10).

    Лидерство –это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

    Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организации. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности, а не только в политических процессах.

    Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека. Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения“лидер - последователи”. Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений “начальник – подчиненный”, появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции (10). Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношениями между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

    При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений“мастер – раб”. Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Данный тип лидерских отношений отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей (10).

    Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучения опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

    1. 2. Подходы к изучению лидерства

    Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя динамику поведения и уровень ситуационности, можно выделить основные группы лидерства (10). Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике или динамике. В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т. е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным.

    Второе изменение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом– ситуационность – признается критической, решающей для эффективного лидерства. Комбинация двух переменных приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов подходов к изучению лидерства в организации (рис. 1). Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория“Х” и “У”Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

    Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущи лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

    Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения без учета ситуации Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера

    Динамика поведения
    Тип 1. Анализ лидерских качеств без учета ситуации
    Тип 4. Ситуационный анализ характера эффективного лидера
    нет поведения
    Нет учета
    ситуации
    Уровень ситуационности
    Есть учет ситуации
    Рис. 1 Типы подходов к изучению лидерства

    Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума-Шмидта, Дидлера, Стинсона Джонсона, Врума-Йеттона-Яго и др. ).