Руководства, Инструкции, Бланки

установка наследование образцу какая культура img-1

установка наследование образцу какая культура

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Формы культуры - элитарная и массовая культура, субкультура и контркультура

Формы культуры

Выделяют различные формы культуры .

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п. разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества. либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в. когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д. что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

  • Социология
  • Другие статьи

    Элитарная, народная и массовая культура - Студопедия

    Элитарная, народная и массовая культура

    В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

    Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

    Народная культура создается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

    Массовая, или общедоступная, культура. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.

    Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

    Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

    Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

    К массовой культуре ХХ века относят:

    · общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

    · средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

    · рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

    · «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

    Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

    Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

    Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

    Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Специфические признаки продукции массовой культуры:

    - примитивные отношения между людьми;

    - развлекательность, забавность, сентиментальность;

    - натуралистическое смакование насилия и эротики;

    - культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

    - культ посредственности, примитивная символика.

    Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений.

    ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

    Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

    © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

    Наследование музейных ценностей и антиквариата

    Наследование музейных ценностей

    Чтобы разобраться в правилах наследования музейных ценностей и антикварных коллекций, следует учитывать, что Музейный фонд России состоит из двух частей: государственной (которая не подлежит отчуждению) и негосударственной. Законом установлен особый порядок наследования только негосударственной части. Собственником музейных коллекций этой части может быть любое лицо, а доказательством владения коллекциями является наличие у собственника свидетельства, выданного Министерством культуры.

    Свидетельство может быть выдано только после регистрации коллекций (включённых в негосударственную часть Фонда) в специальном Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

    Наследодатель и наследник должны понимать, что термин «музейная коллекция» не означает хранения имущества именно в музее. Коллекция может храниться в любом месте, но правовой режим наследования строго регламентирован Законом. Важно знать, что, получив в наследство одну из коллекций, входящих в негосударственную часть Музейного Фонда, наследник обязан сообщить об этом в Министерство культуры. Своим заявлением он подтверждает факт принятия на себя всех обязательств, возложенных на наследодателя в отношении музейных коллекций.

    Современное общество заботится о сохранности исторических ценностей и музейных коллекций и не допускает бесхозяйственного содержания предметов музейных ценностей наследниками. Коллекции находятся под пристальным вниманием должностных лиц Министерства культуры, которые при обнаружении бесхозного состояния какой-либо коллекции имеют право выкупить коллекцию и антиквариат в соответствии со ст.25 ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и ст.240 ГК РФ .

    Конечно, выкуп музейных ценностей производится по договорной стоимости, но в случае спора стоимость выкупленных коллекций определяет суд. А если коллекции продаются с публичных торгов, то собственник оплачивает расходы по проведению этих торгов.

    Особенности наследования культурных ценностей

    Обратимся к практике. Сыну досталась от отца картина известного русского художника. Он обратился к нотариусу с просьбой выдать свидетельство о праве на наследство. Возникает вопрос, а вправе ли нотариус выдать такое свидетельство наследнику? Такие ситуации в нотариальной практике распространены.

    Для начала нужно определить вид наследственного имущества. Определить, зарегистрирована ли картина в негосударственной части Музейного фонда РФ.

    Нотариусу, как известно, должны быть предоставлены документы, которые подтверждают принадлежность на праве собственности имущества наследодателю на день открытия наследства, стоимость и его место нахождения. При обнаружении картины, нотариусу, в первую очередь, нужно проверить, что указанная в завещании картина в действительности является картиной знаменитого русского художника. На практике, факт принадлежности покойному культурной ценности. документально подтвердить сложно (договоры или судебные решения, по которым такие ценности были получены, как правило, не сохраняются). Нотариусу необходимо обратиться в Министерство Культуры, которое сообщит, числится ли у них данная картина. Если же нет, то нотариусу остается опираться на оставленное завещание. При согласии проживающих в наследуемой квартире, составляется опись наследуемого имущества. Однако определенно точно «идентифицировать» картину сложно, поэтому такой вопрос будет разрешен в судебном порядке.

    Если же картина зарегистрирована в негосударственной части Музейного фонда РФ, то есть поставлена на государственный учет, то «идентификация» становится проще. Наследникам нужно предоставить нотариусу доказательства постановки картины на учет. После этого такое имущество будет наследоваться по правилам наследования имущества, ограниченного в обороте.

    Обязанности и права наследника

    При наследовании музейных ценностей или иных антикварных коллекций, наследник обязан принимать все обязательства, которые имел покойный в отношении всех этих предметов. Если наследник отказывается от этих обязательств, то он может продать полученные ценности. В случае продажи (или иной сделки) культурной ценности, преимущественное право покупки имеет государство.

    Если же наследник не обеспечивает исполнение обязательств в отношении этих музейных ценностей, то государство может выкупить бесхозные предметы в соответствии с ГК. Сделка с музейными предметами и музейными коллекциями будет считаться совершенной только со дня ее государственной регистрации.

    Предположим, что наследник не обеспечивает исполнение данных в отношении музейных предметов и музейных коллекций обязательств. В таком случае государство обладает правом выкупить бесхозяйственно содержимые предметы (в соответствии с гражданским законодательством РФ).

    Смотрите также:

    НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - это

    НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА это:

    собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики — проявления Н.к. В наше время ее общая особенность — внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

    Традиционность — важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

    Н.к. в истор. прошлом в значит, мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (напр. в советское время). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символич. выражение традиции, — все эти проявления Н.к. изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры.

    Задача культуролога заключается в вычленении нек-рого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиц. культур и имеющего в значит, мере надэтнич. характер. Это, в частности, такие идеи — ценности — смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифол. понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах “правильного” и “неправильного” социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др.

    Конкр. формы традиц. культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, к-рые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности Н.к. остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью Н.к. Так в значит, мере происходит в наст. время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы.

    Ориентация на постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и опр. движением в сторону консерватизма и традиционализма, что отмечается нек-рыми учеными. Вторая (по нек-рьш определениям, вторичная) жизнь народных традиции, социальное проигрывание разных моделей включения культурных архетипов прошлого в совр. жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологич. подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с Н.к.

    Лит.: Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л. 1986; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990; Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб. 1994; Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. М. 1995.

    Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

    НОУ ИНТУИТ

    Социальная культура

    Аннотация: Цель лекции: показать сущность культуры как фактора стабильности и устойчивости общества, как фактора социальных изменений. Изложить специфику социальных норм, ценностей, и институтов как элементов социальной культуры. Раскрыть взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

    Культура, речь, абстрактное мышление. интеллект. воображение – эти элементы социума характеризуют специфику человеческого сообщества в сравнении с сообществами животных. Природа имеет превосходство над обществом по признаку "естественность". Но природа нецивилизованна: в ней нет государства, освящённых традицией законов, философии, религии, содержанием которых является гуманизм и любовь к ближнему. В свою очередь цивилизация неестественна: нормы морали, исповедуемые цивилизованным обществом, невыводимы из законов природы, суть которых сводится к борьбе за существование.

    Одно из самых больших заблуждений – считать, что человеческие коллективы изначально выше сообществ животных. Да, как показали этологи, у расовой и национальной неприязни есть врождённые корни. С другой стороны, межрасовые и межнациональные войны в животных коллективах невозможны, поскольку представляют собой, как это ни парадоксально, культурное достижение человечества. Все люди, независимо от религии, расы или этноса, относятся к одному виду - homo sapiens. Идеологи национализма, патриотизма и партия войны исказили биологическую инстинктивную программу, выдавая особей своего вида, отличающихся несущественными различиями, за чужих. Они находятся во власти животных импульсов, но чудовищно деформированных. Как видим. социальные патологии могут иметь культурные источники.

    С другой стороны, и устойчивость общества обеспечивается его культурой. В культуре как системе выделяются экономическая, политическая, личностная, информационная, коммуникативная, духовная, интеллектуальная культура, которые упорядочивают соответствующие виды общественных отношений. В то же время можно выделить еще одну её разновидность - социальную культуру. Социальная культура - это система социальных норм, социальных ценностей и социальных институтов, обеспечивающая устойчивое функционирование и развитие общества как социальной системы. Понятие "социальное" в этом определении применяется в узком смысле слова. Речь идет о таких нормах, ценностях и институтах, которые регулируют взаимоотношения личности, сообществ людей и общества в целом.

    Социальная культура обеспечивает устойчивость и упорядоченность социальных отношений (т.е. социальную структуру) при помощи таких регулирующих и контролирующих средств, как социальные нормы, социальные ценности и социальные институты.

    Социальные нормы - это образцы, правила, стандарты, принятые в сфере социальных отношений. Они регулируют межличностные, групповые, организационные, классовые, профессиональные, национальные, половозрастные, бытовые, политические, экономические, семейные и иные отношения.

    При этом социальные нормы подразделяются на два типа - "внутренние" и "внешние". К внутренним социальным нормам можно отнести стандарты взаимоотношений, например, среди женщин, среди мужчин, среди горожан, внутри наций, молодежи, классов, профессиональных групп, семьи и т.д. К внешним социальным нормам относятся стандарты отношений между мужчинами и женщинами, между поколениями, между нациями, между классами и т.д. При этом внешние и внутренние социальные нормы могут существенно отличаться друг от друга (например, так называемые двойные стандарты во взаимоотношениях мужчин и женщин, двойные стандарты во внешней политике российского государства и т.д.).

    Социальные ценности – это смыслы, значения, придаваемые личности, общностям людей и обществу в целом как субъектам и объектам социальных отношений. В обществе определенным смыслом и значением наделяются собственная и другая личность. собственный и другой класс. клан, сословие, каста..Так же определяется ценности наций, расы, профессиональных и дружеских общностей, семьи и т.д. Конечно, при этом все они делятся на "свои" и "не свои". Таким образом, социальные ценности подразделяются на "ауто-ценности" (ценность собственной личности и своих общностей) и "альтер-ценности" (ценности другой личности и других общностей). К альтер-ценности, например, можно отнести оценивание крестьянами аристократов как людей с "голубой" кровью" и оценивание аристократами крестьян как "простолюдинов". Эти два типа социальных ценностей взаимообусловлены. Довольно часто ценность других людей и общностей определяется в преломлении через призму ауто-ценностей. Но и ценность собственной личности или "своих" общностей может определяться содержанием альтер-ценностей.

    Социальные институты - это сложившиеся и общепринятые в обществе механизмы, технологии, способы социальных отношений. Под социальными институтами подразумеваются способы взаимосвязей, технологии отношений между личностью, общностями и обществом в различных сферах их жизнедеятельности.

    Например, социальный институт семьи характеризует существующие в данном обществе технологии, способы семейных отношений (между мужем и женой, между родителями и детьми). Социальный институт образования характеризует технологии передачи социального опыта и знаний следующим поколениям. Социальный институт собственности характеризует способы взаимосвязей классов, организаций, семей и других общностей по поводу владения, распоряжения и использования средств производства или предметов потребления. Иначе говоря, взаимоотношения общностей людей упорядочиваются при помощи сложившихся технологий, которые воспринимаются людьми как "естественные", "само собою разумеющиеся".

    Социальные нормы, социальные ценности и социальные институты не являются одинаковыми, универсальными для всех общностей и слоев общества; Несмотря на то, что существуют общие элементы культуры, присущие для всех общностей и слоев, тем не менее, в любом обществе обнаруживаюся глубокие социально-культурные различия.

    Эти различия объясняются особенностями социальной структуры общества. С одной стороны, социальные нормы, ценности и институты определяются функциональной структурой, т.е. особенностями тех функций, которые выполняет личность и общность людей. Так, мы можем говорить о профессиональной культуре (нормы и ценности учёных, врачей, учителей, водителей, шахтеров, чиновников, способы взаимосвязей врачей и пациентов, учителей и учеников, водителей и пешеходов и т.д.). Инновационная функция молодого поколения и консервативная функция пожилого поколения определяют особенности культуры поколений. С другой стороны, особенности социальных норм, ценностей и институтов определяются вертикальной структурой общества, т.е. социальным положением общностей и слоев в системе социального неравенства. Нормы могут содержать в себе требования почитания, покровительства, подчинения одних общностей и слоев другим. Так, во многих обществах существуют нормы почитания пожилых людей и стариков, защиты детей, женщин и инвалидов. Во всех обществах приняты нормы, предписывающие подчинение исполнителей начальнику. Социальная иерархия определяет и специфику ценностей общностей и слоев. Нищенское существование определяет и соответствующий круг ценностей. У высших слоев - свои ценности, тесно связанные с престижем. Существуют и институциональные различия между общностями и слоями. Так, крестьяне-бедняки и середняки в дореволюционной России оказались более приверженными к традиционной общинной формы собственности на землю, чем зажиточные крестьяне, поскольку именно взаимопомощь позволяла им выживать. Можно обнаружить также и различные технологии воспитания среди "верхов", средних слоев и "низов".

    Таким образом, каждая общность и каждый слой обладает своими специфическими социальными нормами, ценностями и институтами, т.е. своей специфической культурой. В социологии культурные особенности общностей и слоев общества принято называть субкультурой.

    В обществе обнаруживается множество различных субкультур. Так, существует мужская и женская культура, культура поколений, профессиональная культура, городская и сельская культура, культура классов, культура аристократическая и народная (демократическая), православная и мусульманская, этнические культуры. Эти субкультуры закрепляются в особых формах жизнедеятельности людей, в их традициях и языке. Так, общности людей, говорящие на одном и том же языке, тем не менее, отличаются друг от друга и жаргоном (социальной разновидностью речи), и набором употребляемых понятий, и иногда даже произношением .

    Каковы отношения субкультур? Правомерно ли утверждать, что культура общества представляет собой совокупность субкультур (например, сумму женской и мужской субкультур)? Очевидно, такое представление о культуре общества было бы не совсем правильным. Та или иная субкультура может быть доминирующей, быть центром культуры общества в целом и в значительной мере определять содержание других субкультур. Например, нормы поведения женщин во многом продиктованы мужчинами (женщина должна быть скромной, не оказывать первой знаки внимания мужчине и т.п.). Иными словами, субкультура мужчин – центральная, а женщин – периферийная. Так же среднее и пожилое поколение диктуют свои правила молодежи и детям. Если возьмем современную сельскую культуру, то нетрудно обнаружить в ней многое от городской культуры. Нормы и ценности многих этносов меняются под влиянием культуры тех этносов, язык которых превращается в средство межнационального общения. Таким образом, субкультуры имеют свою иерархию. Современная культура российского общества, определяется большим влиянием культуры Москвы, городской культуры, культуры мужчин, русской культуры. Подобная иерархия субкультур обеспечивает устойчивость социальных отношений и поддерживает социальную структуру общества, но может стать и источником раскола в обществе, если одна из социальных групп получает привелегии. Средствами социокультурной регуляции структуры общества являются традиции, обычаи, символы, которые закрепляют существующий социальный порядок.

    Кроме субкультур, в обществе обнаруживается существование различных контркультур. Понятие контркультуры употребляется для обозначения специфических норм и ценностей, являющихся оппозиционными по отношению к господствующим в обществе нормам и ценностям. Различают два вида контркультуры. Первый вид – это совокупность криминальных норм и ценностей, всегда враждебных по отношению к культуре общества в целом. Находясь под запретом и подвергаясь преследованиям, преступный мир вырабатывал свой кодекс правил и комплекс ценностей. Если с точки зрения культуры общества воровство является нарушением принятых правил, то среди преступников оно превращается, наоборот, в норму. Ценностью среди воров является не труд, а незаконное присвоение результатов чужого труда. Второй разновидностью контркультуры является какая-либо субкультура, которая на определенным этапе развития общества вырабатывает новые нормы, ценности и институты, противоположные и оппозиционные господствующей культуре. Так, зародившаяся в начале нашей эры христианская культура в течение нескольких столетий оставалась контркультурой, пока не стала официальной религией Римской империи. Позже, в эпоху Реформации, появилась новая, протестантская, контркультура, ставшая оппозиционной господствовавшей католической культуре. В современном мусульманском мире развёртывается процесс исламской реформации, прогрессивные идеологи которой пытаются соединить позитивные ценности исламских и западных обществ на базе общечеловеческих ценностей. Понятие "контркультура" стало широко употребляться после так называемых "молодежных бунтов" и развертывания движения хиппи на Западе в конце 60-х годов. Значительная часть молодежи стала исповедывать совершенно противоположные экономические, политические, религиозные, нравственные, эстетические ценности. Хиппи провозгласили в корне отличающиеся от господствующих социальные нормы ("свободная любовь", отказ от "старых" нравственных, эстетических и других-норм). Контркультура может со временем интегрироваться в господствующую культуру или стать господствующей культурой. Так, криминальная контркультура может активно проникать в господствующую культуру во всех сферах - экономической, политической, информационно-научной и духовной. Криминализация культуры прослеживается в проникновении в обыденный язык специфического жаргона, в регулировании образовательных, экономических, духовных и политических процессов незаконными, преступными способами. Некриминальная контркультура, порождая новые нормы, ценности и институты, со временем может утвердить себя в качестве "нормальной", признанной культуры.

    В составе социальной культуры общества выделяется также массовая культура. Данное понятие по своему содержанию многозначно. Во-первых, массовая культура отличается от субкультуры тем, что она практически не имеет четко очерченных социальных границ (она может характеризовать большую часть и низших, и средних слоев, а также часть социальных "верхов"). Таким образом, массовая культура имеет диффузный ("распыленный") характер. Во-вторых, под массовой культурой обычно понимают культуру потребителей тиражируемых массовой коммуникацией ценностей и норм (в отличие от культуры производителей норм и ценностей, рассчитанных на узкий круг общества). В этом смысле массовая культура ассоциируется со стандартизированными, упрощенными культурными стандартами. В-третьих, под массовой культурой понимается совокупность норм и ценностей, при помощи которых осуществляется манипулирование поведением людей (потребительским поведением при помощи рекламы, политическим поведением при помощи социальной мифологии и т.д.). В-четвертых, под массовой культурой понимается "любительская" культура (отличающаяся от профессиональной, специализированной культуры).

    Противоположностью массовой культуры является элитарная культура. Она характеризуется закрытостью, недоступностью для широких масс. Элитарная культура отличается от массовой тем, что и творцами, и потребителями норм и ценностей является узкий круг общества. Примером элитарной культуры может быть усложнённое искусство, классическая музыка, высокая мода, эстетство, снобизм. Массовая культура складывается в ходе индустриального развития под влиянием технического прогресса, урбанизации, массовой миграции, средств массовой коммуникации. Массовая культура – это основная черта массового общества.

    Субкультуры и массовая культура обеспечивают устойчивость социальной системы, выполняя свои основные социальные функции: демаркационную, идентификационную, интегративную и социального наследования.

    Суть демаркационной функции социальной культуры заключается в том, при помощи различных социальных норм, ценностей и институтов поддерживается социальная дистанция между общностями и слоями. Например, снобизм как черта элитарной культуры проявляется в том, что социальные верхи, вырабатывая новые стандарты, образцы, ценности, стремятся постоянно дистанцироваться от средних слоев и низов. Снобизм является своеобразной защитой от проникновения в состав элиты людей с более низким социальным статусом. Культура постоянно очерчивает социальные границы между общностями. Так, "женские" и "мужские" нормы и ценности проводят невидимую границу между полами (что можно мужчинам и нельзя женщинам, к чему должны стремиться мужчины и женщины и т.д.). Так же культура обозначает социальные границы между поколениями, этносами, классами, горожанами и сельскими жителями, гражданами европейского сообщества и других стран.

    Идентификационная функция социальной культуры тесно связана с демаркационной функцией. Если последняя функция проводит различие между общностями и слоями, то идентификационная функция. наоборот, обеспечивает чувство принадлежности людей к одной общности или слою, формирует чувство "Мы". Идентификация человека с какой-либо общностью или слоем осуществляется при помощи классовых, этнических, профессиональных, семейных и т.д. норм и ценностей. Бедные могут оценивать свой статус, утверждая, что бедность - не порок, сохраняя, таким образом, самоуважение. Элита идентифицирует себя при помощи символов, отражающих её ценности и нормы.

    "Не убей своего" - первый запрет у многих видов животных. Для одних свои – это любые особи своего вида, для других – только члены своей группы. Только людские группы убивают себе подобных. В мире людей раньше всё было просто: свои – это наше стадо, а все остальные - чужие. Сейчас мир усложнился, глобализировался, а мы продолжаем делить людей на наших и не наших. Человек изобрёл оружие и оказался уникальным существом на земле: он убивает особей своего вида. В нас заложена культурная программа. которая посредством способности людей плодить иллюзии и мифы, превращает поверхностные внешние различия между нациями и расами в громадные по масштабу да ещё со знаком минус. Следовательно, негативная культура является тормозом социального прогресса, порождая деструктивные конфликты, терроризм и войны через постоянное воспроизводство разделения общечеловеческого и социального целого на " Мы" и " Они". Поэтому особую значимость приобретает следующая функция социальной культуры, которая выполняет объединяющую роль.

    Интегративная функция социальной культуры реализуется в форме взаимопроникновения норм и ценностей различных субкультур. В результате социальных взаимосвязей формируются нормы и ценности, разделяемые не одной общностью или слоем, а большей частью общества. По своему содержанию эти нормы и ценности являются надгосударственными, надклассовыми, наднациональными, надпрофессиональными и т.д. Они обеспечивают определенное согласие, доверие и понимание в обществе, устойчивость и стабильность социальных отношений. С учётом многонациональной и многокультурной специфики России, интегративная функция объективно выходит на первый план.

    Функция социального наследования характеризуется тем, что каждое поколение передает следующему поколению социальные нормы, ценности и институты. Таким образом, обеспечивается устойчивость и упорядоченность социальных отношений и во времени. Каждое поколение не начинает жизнь с отрицания социальных порядков, а воспринимает в той или иной мере социальное устройство общества как естественное и должное. В результате социальная структура при всех социальных изменениях сохраняет преемственность.

    Итак, все функции культуры взаимодополнительны. Будучи фактором стабильности, устойчивости общества, культура выступает и в качестве своеобразного социального тормоза, без которого социальная машина может придти к самоуничтожению. Вместе с тем, под влиянием экономической и социальной динамики, национальная культура постепенно меняется. В качестве надстройки над социально-экономическим базисом культура может оказать обратное, корректирующее и компенсаторное влияние на социальные системы, выступив в роли фактора социальных реформ.

    1. Культура – специфически человеческий образ жизни, который выделяет человеческое сообщество из животного мира
    2. Культура является фактором устойчивости социума, своеобразным тормозом общественного прогресса и стимулом для уничтожения естественной природы личности.
    3. Социальная культура – это совокупность норм, ценностей, символов и институтов, которые регулируют социальные отношения в различных сферах.
    4. Культурная специфика общностей и слоёв называется субкультурой.
    5. Контркультура - совокупность оппозиционных ценностей, норм и институтов.
    6. Массовая культура имеет диффузный (распылённый ) характер и ассоциируется с упрощёнными духовными стандартами, популярностью и доступностью для широких слоёв населения.
    7. Элитарная культура отличается закрытостью, недоступностью для широких масс.
    Набор для практики
    1. Как связаны между собой речевые различия в русском языке с социальной стратификацией ?
    2. Какую культуру отражает молодёжный сленг?
    3. Как связаны понятия: речевая общность, речевой статус, социальный статус?
    4. Какие формы культуры вы можете выделить?
    5. Какие разновидности культуры вы можете назвать
    6. Как социальная культура воздействует на личную жизнь?

    Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

    1. Функции и дисфункции социальных институтов
    2. Концепция социального контроля П.Бергера
    3. Культура как коллективное бессознательное ( архетипы К.Г. Юнга)
    4. Роль девиантного поведения в культурном прогрессе
    5. Социология культуры как отрасль социологической науки
    6. Критерии и показатели уровня развития культуры
    7. Культурная диффузия в современном российском обществе
    8. Соотношение социальной и культурной динамики