Руководства, Инструкции, Бланки

управление и руководство сходства img-1

управление и руководство сходства

Категория: Руководства

Описание

Управление и руководство сходства

Понятия " управление " и " менеджмент " в современном мире близки по смыслу, но не однозначны. Понятие "управление" является более общим и относится ко всем типам систем (техническим, биологическим, социально-экономическим и проч.). Современное понятие "менеджмент" распространяется лишь на социально-экономические системы. Отличительной особенностью таких систем является человек, деятельностью которого необходимо управлять. В качестве социально-экономические систем могут рассматриваться организации (предприятия) различного профиля, которые управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управ­ления организациями составляют предмет науки общего мене­джмента.

Необходимо отметить, что термин “управление” также широко используется применительно к социально-экономическим системам [11].

Понятие “менеджмент” в настоящее время является субъективным. Если провести поиск значения этого понятия в сети Интернет, то можно найти следующие определения:

  • Менеджмент - вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
  • Менеджмент - иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.
  • Менеджмент - категория людей, занятых управлением.
  • Менеджмент – это вид деятельности по планированию, организации, мотивированию и контролю деятельности людей в рамках организаций.
  • Менеджмент – это область человеческого знания, обобщающая опыт работы успешных управленцев-практиков.
  • Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
  • Менеджмент - функциональный аспект экономики.
  • Менеджмент - наука, практика, техника управления и контроля.
  • Менеджмент – наука, практика и искусство управления.
  • Менеджмент – деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.

· Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

· Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

· Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эф­фективности (увеличения прибыли и др.).

Существуют и другие определения. Причем они отражают различные стороны деятельности менеджеров при реализации своих функций.

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод, что менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.

В международных стандартах качества ИСО 9000 версии 2000 года аккумулирован опыт ведущих мировых компаний по созданию эффективных систем менеджмента (управления) в организациях различного профиля и приводится следующее определение: “Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией” [12].

Под управлением обычно понимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения целей его функционирования. В задачу субъекта управления входит формирование управляющих, корректирующих или предупреждающих воздействий, которые поступают на объект управления. Управляющие воздействия должны обеспечить переход объекта управления в новое состояние. Корректирующие воздействия вырабатываются в том случае, если известна причина, вызвавшая недопустимые отклонения в работе объекта управления. Предупреждающие воздействия формируются в том случае, если прогнозируется ситуация, которая может привести к ненормальному функционированию объекта управления.

В качестве субъекта управления могут рассматриваться менеджеры различного уровня, высшее руководство и т.д. В качестве высшего руководства могут быть “лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне” [12].

В свою очередь, организации являются сложными социально-экономическими объектами управления. Принято под объектом управления понимать такой объект окружающего нас мира, в котором необходимо управлять некоторым процессом. В международном стандарте ИСО 9000 процесс определен как “совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы” [12]. Информационные технологии и бизнес становятся самым теснейшим образом взаимосвязаны. Причем, в последние время многие авторы используют термин “бизнес-процесс” как синоним понятию “процесс”. По всей видимости, использование термина “бизнес-процесс” в большей степени подчеркивает рыночный характер экономики.

Как показывает анализ экономической ситуации, для большинства предприятий требуется серьезный пересмотр принципов и механизмов управления. Сегодня система управления практически всех предприятий имеет ярко выраженную функциональную направлен­ность, соответствующую структуре предприятия. Имеется Руководитель, которому подчи­нены заместители, под каждым из них находятся подразделения, выполняю­щие определенные функции.

В основе подобной организации управле­ния лежит известный принцип разделения и специали­зации труда Адама Смита, описанный в его работе «Достояние народа», опубликован­ной еще в конце XVIII века. Однако в условиях рыночной экономики этот принцип управления ока­зывается малоэффективным в силу ряда причин. В литературе по бизнес-процессам можно найти подробное объяснение этих причин. Здесь мы остановимся только на одной из главных причин, связанной с низкой заинтересованностью работника в конечном результате своего труда, и, как следствие с низкой эффективностью управления персоналом. Работники предприятия при таком подходе не ориенти­рованы на целевые задачи предприя­тия, они ориентированы только на задачи конкретного подразделения, которые, в силу ряда обстоятельств, могут вступать в противоречия с задачами других подразделений. Главным потребителем результатов труда ра­ботника является его вышестоящий на­чальник, а не клиент, со всеми вытекающими отсюда последствиями при рыночной экономике.

Альтернативой функциональному принципу организации управления на предприятии является процессно-ориентированный принцип организации управления. Каждое предпри­ятие может разработать свой собствен­ный набор основных бизнес-процессов, поэтому появилась возможность представления организации в виде набора бизнес-процессов, а управления ее деятельностью - как управление совокупностью бизнес-процессов. Ведущие компании в западных странах нача­ли решать для себя эти задачи и на практи­ке доказали важность, эффективность, экономичность и прогрессивность перехода на процессно-ориентированный принцип организации управления, при котором каждый работник заинтересован в конечном результате деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что определение набора бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование - колос­сальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно отметить простоту проведе­ния оптимизации как самих процессов, с точ­ки зрения их организации и синхронизации, так и ресурсов, по­требляемых процессами, особенно это каса­ется человеческих ресурсов за счет более эффективного их использования.

Исходя из вышеизложенного видно, что объектом общего менеджмента (управления) в организации является, в конечном итоге, персонал. При эффективном управлении персоналом предприятие будет конкурентоспособным и высоко прибыльным.

Специальный менеджмент рассматривает управление объек­тами с учетом их специфики, например, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др. Объектами специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процес­сов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые ин­вестиционным менеджментом).

И, наконец, необходимо отметить, что для социально – экономических систем характерно, что для одного объекта управления могут быть несколько субъектов управления и для одного субъекта управления могут существовать несколько объектов управления, которыми он управляет.

Другие статьи

Различия между руководителем и менеджером: Об этом различии написано очень много

Различия между руководителем и менеджером

Об этом различии написано очень много. Основное отличие руководителя от менеджера, вероятнее всего, связано с источником власти и влияния. Для менеджера источником его власти и полномочии служит занимаемое им положение в формальной иерархической структуре организации, в то время как руководитель, помимо власти, данной ему занимаемым им служебным положением, использует свою личную власть, или авторитет, направляя их на достижение организационных целей. В этом смысле можно утверждать, что 'ффективныи лидер работает с людьми и не ожидает, что люди сами по себе будут работать дія достижения этих целей (Analoui, 2002). Различия между руководителем и менеджером по их роли в достижении организационных целей в обобщенном виде приводятся на рис. 7.8.

Личная власть влияние (личный авторитет)

Организационная власть (авторитет должности)

w Организационные Менеджер 1 * цели

Рис. 7.8 Механизмы достижения организационных целей, используемые руководителем и менеджером

Что касается личных качеств, то по сравнению с менеджером руководитель обладает большей креативностью, гибкостью, инновационным чутьем, для него более характерно провидение, умение мысленно с конструировать будущее. В отличие от него дая менеджера более характерны такие личные качества, как последовательность, умение решать проблемы, аналитический склад ума и ра- ционализм. Руководитель начинает организационные перемены, роль менеджера — стабилизировать, упорядочивать текущую ситуацию (Daft, 2000). Руководитель делает своих сотрудников более свободными, вовлекая их в процесс принятия организационных решений, он предпочитает использовать командную или восходящую модели принятия решений, тогда как менеджер использует преимущественно нисходящую и формальную.

Несмотря на существенные различия между руководителем и менеджером, следует иметь в виду, что некоторые демонстрируют сочетание качеств, свойственных как руководителю, так и менеджеру. Неудивительно, что в рамках реализации стратегии компании руководство и его стиль играют не последнюю роль. Можно утверждать, что чем больше руководитель будет вовлекать своих сотрудников в процесс разработки стратегии, тем большей преданности делу и ответственности можно от них ожидать на стадии практической реализации выработанной стратегии. А причина проста: чем больше сотрудники организации вовлечены в процесс формирования стратегии, тем большие усилия они приложат в ходе ее реализации (Analoui, 2002).

Резюме 7.8 Руководство и реализация стратегии •

Руководство — способность оказывать влияние на людей, направленное на достижение целей. •

С точки зрения личных качеств руководителю присущи креативность, гибкость, инновационное чутье и способность к провидению. Он использует личный авторитет для достижения организационных целей и задач. •

Руководитель или управляющий МСП играет несколько ролей в процессе реализации стратегии: он и начальник, и создатель стратегии, и координатор, и наставник, и постановщик задач. •

Существует шесть препятствий на пути реализации стратегии: нисходящий стиль руководства (направленный сверху вниз), противоречие в приоритетах, неэффективная управленческая команда, слабые вертикальные коммуникации, плохая координация и недостаточная последовательность и уровень квалификации руководства.

Лидерство и руководство: сходства и различия

Лидерство и руководство: сходства и различия Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Характеристика директивного (авторитарного), демократического (коллегиального), либерального стилей руководства коллективом. Их особенности, положительные и отрицательные моменты. Адаптивный способ управления в зависимости от сложившейся рабочей ситуации.

презентация [258,5 K], добавлен 25.05.2015

Понятие и типологии лидерства. Краткая характеристика форм власти. Соотношение власти и лидерства. Стили руководства: понятие и виды. Сущность авторитарного, демократического и либерального стиля. Краткий анализ системы управления в ООО "PR-Плюс".

контрольная работа [224,9 K], добавлен 06.11.2013

Критерии оценки лидера-профессионала. Роль, задача, ответственность и источник силы лидера. Делегирование полномочий. Принципы оказания влияния на людей. Анализ преимуществ и недостатков авторитарного, демократического и либерального стилей лидерства.

презентация [787,8 K], добавлен 29.02.2016

Различные подходы к управлению персоналом в организации. Рассмотрение основных типов руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Консервативный и инициативный стили лидерства. Различия и сходства руководителя и лидера.

эссе [15,8 K], добавлен 18.01.2015

Понятие лидерства и его основные признаки. Разновидности стилей руководства, их особенности и характеристика. Анализ лидерства, стилей руководства, и выявление наиболее оптимального сочетания методов воздействия на работников на примере фирмы "Зодиак".

курсовая работа [56,7 K], добавлен 10.11.2010

Сущность и роль лидерства в организации, особенности лидерских отношений. Обзор современных моделей и стилей руководства. Анализ стиля управления и лидерства на примере магазина "Хозяюшка", рекомендации по формированию оптимального стиля руководства.

курсовая работа [92,4 K], добавлен 26.01.2014

Теоретические основы лидерства, сущность и определение понятия. Место лидера в управлении организацией, различие между ним и менеджером. Основные подходы к определению значимых факторов эффективного руководства. Характеристика стилей руководства.

реферат [56,8 K], добавлен 10.09.2011

Исследование теоретических аспектов стилей и типов руководства. Анализ особенностей авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Разработка рекомендаций и мероприятий по повышению управленческой культуры директору ООО "Спортленд".

курсовая работа [156,5 K], добавлен 06.11.2013

Сущность групп, их классификация и значение в организации. Теоретические основы лидерства, его традиционные и современные концепции. Характеристика концепций ситуационного и современного лидерства. Сравнительный анализ руководителя и неформального лидера.

курсовая работа [939,6 K], добавлен 07.05.2016

Стиль руководства: понятие и структура, классификация с точки зрения различных подходов, сравнительная характеристика. Новые теории лидерства, их содержание и направления исследования. Факторы, влияющие на удовлетворенность сотрудников, ее повышение.

дипломная работа [285,4 K], добавлен 03.06.2015

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Тема: «Лидерство и руководство: сходства и различия»

Лидерство и управления: сходства и различия

«Лидер - это тот, кто идет по дороге впервые, но при этом ведет всех за собой. Лидер видит то, что еще увидеть нельзя, верит в то чего еще нет, знает путь, которым сам идет впервые или ведет себя так что его вера, видение и знания не вызывают сомнений».

Прежде всего хотела пояснить почему я выбрала именно эту тему. На сегодняшний день я стою на пороге создания своей собственной карьеры. Появляются мысли об открытии бизнеса. Для того, чтобы он был успешным, прежде всего необходимо правильно организовать структуру управления. Какой подход выбрать? Какой использовать метод общения с персоналом? - эти и многие другие вопросы встают передо мной на начальном этапе. Тема лидерства и управления всегда интересовала меня с точки зрения психологического подхода. Ведь для того, чтобы правильно взаимодействовать с командой необходимо знать психологию людей, уметь выстраивать отношения с разными людьми и т.д. Этому нужно учиться, а в дальнейшем совершенствовать полученные навыки и знания. Поэтому эта тема интересна мне не только с теоретической точки стороны, но и с практической.

Начну с того, что же такое «руководство» и кто этот человек, которого мы привыкли назвать «руководителем»? Руководитель - это прежде всего должностное лицо, которое наделено правом по распределению полномочий между работниками, их контролированием и проверкой. Чаще всего руководители придерживаются понятия «Работа должна быть сделана независимо от того, что думают подчиненные». Однако это зависит и от стиля руководства, который подразумевает разные подходы к управлению персоналом. Таким образов выделят следующие типы руководства:

Директивный (авторитарный)стиль управления. При данном стиле управления руководитель держит всех в «ежовых» рукавицах. Все решения он принимает самостоятельно и практически не прислушивается к подчиненным. Не любит инициативу. Применяет жесткие наказания в случае невыполнения работы или отклонения от своих прямых обязанностей. У такого руководителя интересы дела стоят выше интересов людей. Такой стиль управления ведет к снижению инициативности коллектива и его самостоятельности. Обстановка на рабочем месте очень напряженная.

Демократический стиль управления. Руководитель выстраивает отношения с подчиненными на принципах взаимопонимания и согласия. Подчиненные оповещаются о делах компании, активно принимают участие в ее деятельности. Общение с подчиненными проходит на уровне просьб, пожеланий. По необходимости применяются приказы. Руководитель использует всякого рода поощрения работников за отлично выполненные задания.

Либеральный стиль управления. Такой стиль управления обычно складывается в творческих коллективах, где каждый работник проявляет инициативу и креативный подход к выполнению необходимых заданий. Руководитель не вмешивается в дела подчиненным и пускает работу на самотек. Он стремится уменьшить свою персональную ответственность и придерживается позиции «не высовываться».

Теперь немного о лидерстве. Лидер как правило это психологический подход, а не назначенная должность. Лидерами становятся, а не назначаются. Это человек, который прежде всего сам заинтересован в прогрессе компании. Руководство для него не является основной целью. Это человек, который способен идти вперед при этом ведя за собой других людей. Порой человек становится лидером даже без собственного желания. Он просто напросто обладает такими чертами характера, которые вызывают у других людей доверие и стремление идти вместе с ним. Это прежде всего личность, которая должна обладать невероятной харизмой. Это человек, который способен буквально «зажечь» людей своей идеей и стремится к ее выполнению одной большой командой. Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и тупей движения к нему. Лидер - это лицо, которое принимает на себя довольно большую ответственность, чем предписано должностью. Как правило выделяют два типа лидерства:

Инициативный лидер. Их действия у всех на виду, и они рассчитаны именно на это. Такие люди не боятся открывать что-то новое для себя. Они часто рискуют и вероятность проигрыша их никогда не останавливает. Они словно актеры в театре играют на сцене жизни. Такие лидеры верят в то, что каждая неудача только делает их сильнее и опытнее. Такие личности редко падают духом, смело берут на себя ответственность и никогда не сдаются.

Консервативный лидер. Жизнь таких личностей стабильна и целенаправленно. Как правило они действуют очень расчетливо, редко идут на риск. Они терпеливы и рассудительны. Их редко может застать врасплох сложная ситуация. Отрицательной стороной такого лидера является то, что порой он слишком быстро отступает и упускает огромные возможности. Однако их уверенность и нацеленность на результат помогают им в достижении поставленных целей.

Лидер и руководитель - в чем же их сходства и различия? Или может это одно и то же? Какими качествами должны обладать вышеупомянутые личности? На эти вопросы я постараюсь ответить в продолжение моего ЭССЕ.

Взаимоотношения с подчиненными. Руководитель на первое место ставит порядок во взаимоотношении с подчиненными. Для него малое значение имеет эмоциональная составляющая межличностных отношений в коллективе. В первую очередь, подчиненные - это работники, которые выполняют свои обязанности. Все подчиненные обязаны уважительно относиться к руководителю и вести себя подобающим образом. Для лидера же эмоциональное состояние в коллективе очень важно. Он уделяет внимание каждому работнику. Следует заметить, что в отношении лидера чаще употребляются слова «работник», «сотрудник», «компаньон», в то время как у руководителя это непременно «подчиненный». Лидеры склонны к использованию эмоций в общении с сотрудниками. Они стремятся вызвать у них сильные чувства, которые будут двигать ими в дальнейшем. К таким людям бывает разное отношение в коллективе. Некоторые могут их любить, некоторые ненавидеть. Однако лидеры не уделяют этому особого внимания. Они не требуют от людей уважения, они его заслуживают.

Мотивация и наказания.

Для достижения поставленных целей руководители прежде всего используют контроль. В качестве мотивации выступают премии, поощрения и т.д. Однако наказания преобладают над похвалой. Недочетам и провалам уделяется большее внимание в отличие от достижений.

Лидеры же строят свои отношения с сотрудниками на доверии, стараясь вдохновить и мотивировать их личным примером. За основу они берут доверительные отношения в коллективе. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки они стараются проанализировать и решить их усилиями всей группы.

Постановка целей лидерство руководство управление мотивация

При постановке новых целей и принятии решений руководители акцентируют внимание на старом опыте. Они стараются до минимума свести возможность поиска новых путей решения поставленных задач.

Лидеры же наоборот стараются разработать новые пути решения проблем. Находят неординарные решения и идут на риск. Лидеры более гибки в принятии решений в отличие от руководителей.

Отношение к власти.

Руководитель старается держать все и всех под своим контролем. Чаще всего он принимает решение единолично. Не любит инициативы. В случае прислушивания к подчиненным самостоятельно перепроверит все еще пару десятков раз, однако не факт что согласится с их идеей и мнением.

Лидер без опаски передает полномочия. Квалифицированно разделяет задания и принимает наиболее выгодное для всех решение. Поддерживает инициативу сотрудников. Обратная связь для него очень важна.

Взаимоотношения с коллективом.

Руководителю с огромным трудом удается налаживать отношения с людьми. Он редко защищает коллектив, занимается его сплоченностью и решением конфликтных ситуаций внутри него. Требует чтобы подчиненные делали необходимую порученную им работу, но не просит их большего. Для него приоритетными являются его собственные интересы и интересы компании в целом. То что хотят подчиненные не играет существенной роли.

Лидер старается выстроить хорошие отношения в коллективе, которые будут способствовать эффективной деятельности всей команды. Он защищает своих коллег и отстаивает их мнение в случае давления извне. Однако требует от них максимального вклада в общее дело. Он выражает интересы коллектива и следит за тем, чтобы интересы отдельного человека не противоречили интересам всей группы.

Я думаю выше было изложено достаточно фактов, которые помогли понять кто есть кто и какие методы управления использует. Различия очевидны. Однако стоит сказать и насчет сходств двух личностей - руководителя и лидера. Главное сходство состоит в том, что оба эти человека нацелены на стимулирование коллектива, нацеливание его на решение задач, а также контроль за их выполнением. Лидер осуществляет это с помощью психологического воздействия, а руководитель с помощью применения метода распределения ролей управления и подчинения. И тот и другой человек обладают авторитетом среди членов коллектива. Признание этого авторитета может рассматриваться и с позитивной точки зрения и с негативной, однако в любом случае оно имеет место быть. Быть руководителем еще не значит быть лидером. Лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. На сегодняшнем рынке труда наиболее ценятся именно те люди, которые имеют способность заинтересовать других людей, внушить им силу и уверенность в себе, дать понять им, что все в их руках - стоит только захотеть. Как сказал Берти Чарльз Форбс «История показывает, что самые известные победители обычно сталкивались с невыносимыми трудностями прежде, чем они достигли своего триумфа. Они победили, потому что они отказались быть побежденными».

Это огромная удача, если официально назначенный руководитель обладает лидерскими качествами. В таком коллективе будет царить не только позитивная и приятная атмосфера, но и все будет находиться под жестким контролем. Этого человека будут именно уважать, а не бояться. Он будет непременным авторитетом для каждого сотрудника. За ним будут идти и ему будут подражать. Его идеи будут приветствовать и работники будут изъявлять желания их реализовывать. Руководитель будет неким другом для каждого работника индивидуально и советчиком для всех. Вот ради такого стоит развивать свои навыки. Это безумно приятное чувство, когда то, что ты делаешь нравится и удовлетворяет желания не только тебя лично, но и твоих сотрудников. Когда ты понимаешь, что твои старания не проходят зря. Когда ты осознаешь свой вклад в общество и личностное развитие. Сегодня я прикладываю все усилия для того, чтобы развивать себя как в личностном так и в профессиональном плане. Я непременно знаю, что все мои усилия пригодятся мне в будущем и помогут в достижении поставленных целей. Сейчас, я могу с уверенностью сказать, что меня ожидает успешная карьера в образе руководителя - лидера!

Размещено на Allbest.ru