Руководства, Инструкции, Бланки

педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников img-1

педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников

Категория: Руководства

Описание

Лобанова Е

Сенсорное воспитание дошкольников.

Содержание, задачи и методы художественно-эстетического воспитания.

Роль предметной среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Виды творческой деятельности дошкольников, их характеристика.

Сущность и структура дидактических игр.

Виды дидактических игр.

Руководство дидактическими играми дошкольников.

Значение игрушек и требования к ним.

Специфика подбора игрушек для каждой возрастной группы.

Значение и виды музыкальных игр.

Особенности руководства музыкальными играми дошкольников.

Значение и виды подвижных игр.

Особенности руководства подвижными играми дошкольников.

Сущность и значение театрализованных игр. Виды и особенности развития театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.

Значение и сущность строительно-конструктивных игр дошкольников.

Особенности становления строительно-конструктивных игр дошкольников.

Руководство строительно-конструктивными играми детей.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

Становление сюжетно-ролевой игры.

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх.

Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Происхождение и сущность игры.

Классификация детских игр.

Работа ДОУ с семьей.

Сущность и содержание преемственности в работе ДОУ и школы.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Формы связи ДОУ и школы.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Методическая работа в ДОУ.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

Значение праздников и развлечений. Требования к организации и проведению.

Виды праздников и их содержание. Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику.

Другие статьи

Театрализованные игры для дошкольников

Консультация для педагогов.

Театрализованные игры для дошкольников.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре помогает правдиво передавать образы героев произведений. Образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умении слышать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Умение представить героя произведения, его переживания зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства. Для исполнения роли ребёнок должен овладеть изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно – ролевой (игра в театр) даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Виды театрализованных игр.

Существуют разные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности.

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты и каждый ребёнок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объёмными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В стендовых театрализованных играх дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. наиболее распространённым видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты – кукловоды. В такой игре могут использоваться два рода игрушек – кукол с разным устройством и разной техникой вождения. Это театр бибабо и куклы – марионетки.

Условия для развития театрализованных игр.

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Чаще читать потешки, пестушки, попевки, стихотворения, в том числе и те, которые побуждают ребёнка к диалогу («Курочка-рябушечка, где была? – На пруд ходила. – Зачем ходила? – За водой»);

- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Использовать элементы костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибуты (репка, лопата, конура Жучки). Подбирать каждому ребёнку ту роль, которая поможет ему получить удовлетворение;

- заботиться об оснащении театрализованных игр, приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки – самоделки, шить костюмы, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения.

- уделять внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение отдавать произведениям с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания в целом, а также от уровня образовательной подготовки в группе. Основная работа по руководству театрализованными играми состоит в работе над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Можно изобразить пиктограмму произведения. Перед театрализованной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали.

Обогащению опыта детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц – лубяную. У ребёнка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что – то получается хорошо: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки и т.п.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух – трёх составах «артистов», занятых в игре.

Дети с удовольствием участвуют в оформлении пригласительных билетов, афиш, декораций, костюмов. Для осуществления оформительской деятельности организуется разнообразная художественно – творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка.

Основная цель педагогического руководства – создавать условия для проявления творчества, побуждать к развитию воображения ребёнка.

Подготовила воспитатель Котельникова Ж.И.

Характеристика театрализованных игр, виды, руководство


Главная | О нас | Обратная связь

Характеристика театрализованных игр ,виды, руководство

Своеобразие театрализованных игр дошкольников :

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и жела­ния;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятель­ности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию детей: обогащают разнооб­разными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап­равленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про­изведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются дви­жения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особеннос­тей детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников :

1. Настольные театрализованные игры . куда входят:

а) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

в) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие :

а) пальчиковый театр;

в) кукольный театр;

г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творчес­ких сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формиро­вать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художествен­но-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детско­го сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересо­вать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятель­ности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными ви­дами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз­витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматри­вают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи иг­рушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей ими­тационные подражательные движения, способность к словесным имп­ровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

содейство­вать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выра­зительности речи;

продолжать работу по развитию словесной импро­визации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сю­жета;

начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с ку­кольным материалом,

упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

осуществляется рабо­та по развитию у детей способности к выразительной передаче об­раза, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, шир­мы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвиж­ной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

а) соответствие возрастным возможностям детей;

б) прочность, безопасность, гигиеничность;

в) доступность, простота по конструкции, условность при испол­нении;

г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захлам­ленности и случайности.

Педагогическое руководство театрализованными играми

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Педагогическое руководство театрализованными играми

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра. Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры. Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. Затем воспитатель предлагает ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам. Выбор постановки во многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумать старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра чей-то группы. Когда сценарий театра подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре. Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства. Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании текста. Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.

©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников

12.Театрализованниые игры дошкольников, их характеристика, руководство.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

формируют у детей чувство партнерства;

развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

а) настольный театр игрушек;

б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

а) стенд-книжка;б) фланелеграф;в) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

а) пальчиковый театр;в) кукольный театр;

г) игра-драматизация с шапочками на голове;д) импровизация.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада: в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи: углублять знакомство детей с разными ведами театрального искусства; продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают. Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

13.Дидактические игры дошкольников, их характеристика, руководство.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Значение дидактических игр:

являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формируем у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

-развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

Дидактическая задача Игровая задача Игровые действия

Существуют разные классификации дидактических игр.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию игрового материала автор (Бондаренко) игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные.

А.И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры,

Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.