Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказа об окончании спецоценки img-1

образец приказа об окончании спецоценки

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Стеклянные перегородки и стеклянные двери от производителя в Москве

Наша компания - это команда профессионалов. Каждый из нас имеет опыт работы в ведущих компаниях по производству светопрозрачных конструкций. Мы предлагаем проверенные временем надежные изделия. Наши специалисты помогут выбрать подходящую именно Вам продукцию, учтут все Ваши пожелания и возможности. Для нас важен каждый Заказчик! МЫ стремимся быть лидерами по качеству обслуживания!

Наши работы
  • Другие статьи

    Спецоценка: просто о сложном

    Кассовый чек при получении аванса будет особенным

    Налоговая служба сообщила о требованиях к реквизитам на кассовом чеке в случае получения и зачета аванса. В разрабатываемых налоговиками форматах чеков, которые будут пробивать онлайн-ККТ, есть особая отметка для расчетов авансом.

    Предельный размер базы для начисления взносов на 2017 год уже утвержден

    Правительство РФ окончательно определилось с лимитами страховой базы для начисления взносов на следующий год.

    Подготовьтесь к переходу на новые взносы

    С нового года взыскивать недоимки по взносам (кроме взносов «на травматизм») за периоды до 01.01.2017 будет ФНС – на основании данных, которые передадут ей фонды. Чтобы снизить вероятность неизбежных в таких случаях накладок, до конца декабря нужно:

    6-НДФЛ: как устранить ранее допущенные ошибки и не сделать новых

    Если в конце года работодатель обнаружил, что 6-НДФЛ за I квартал был сдан с ошибкой (например, была завышена сумма дохода и, соответственно, налога), сдать уточненные расчеты придется не только за I квартал, но и за все последующие отчетные периоды.

    Регистрация юрлиц и ИП: новые правила

    Минфин актуализировал процедуру госрегистрации организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

    Проверьте свои коды по ОКВЭД

    С 01.01.2017 будет действовать только новый ОКВЭД2 (ОК 029-2014) (Приказ Росстандарта от 10.11.2015 № 1745-ст). ФНС уже автоматически изменила имеющиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП коды видов деятельности по старому ОКВЭД на коды по новому Классификатору. Запросите выписку из реестра и проверьте присвоенные вам новые коды – не произошло ли при перекодировке ошибок.

    Граждан с нелегальными доходами пенсий не лишат, но задуматься о будущем заставят

    ПФР опубликовал заявление, в котором опроверг слухи о планах фонда исключить из пенсионной системы граждан, не платящих налоги и взносы. При этом планируется активизировать работу по борьбе с нелегальной занятостью.

    Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 июня 2014 г.

    Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

    Спецоценка: просто о сложном Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

    С этого года все организации обязаны проводить спецоценк у ч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

    Кого касается спецоценка Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

    Даже если у вас работает всего 2 человека — директор и бухгалтер, — вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк е ч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.

    Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

    Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

    Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

    Если все сотрудники фирмы — дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

    Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк и ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет ч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

    В офисах надо проводить спецоценку

    Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн о ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки — исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов — не проводитс я ч. 2. ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

    Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес т ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

    • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк и подп. 1— 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
    • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней ) статьи 92. 117. 147. 219 ТК РФ ;
    • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

    И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм е приложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива м ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани и пп. 3— 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

    • <или> почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
    • <или> в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
    • <или> посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).
    Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

    Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

    Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

    Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г. ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

    Сроки проведения спецоценки Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

    Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго да п. 1 ч. 1. ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

    Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    “ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны е п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки — то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и ”.

    Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г. ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

    Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

    Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г. ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

    Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

    Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1— 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф у ч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

    Как проводить спецоценку Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

    Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда > Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

    За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

    Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани я ч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

    Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

    Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    “ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

    При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е ”.

    ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
    Роструд

    На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

    Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно — хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест ) ч. 5 ст. 9. ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ. Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места х ч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.

    • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
    • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    • на которых трудятся работники:

    — одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

    — в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

    — с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

    — обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Итоги спецоценки Куда надо направлять результаты спецоценки

    По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче т ч. 1— 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм е приложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико в ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ. Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

    Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

    Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет а ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

    Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск а п. 4 ч. 2 ст. 4. ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

    Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

    В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест е ст. 57 ТК РФ. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

    3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

    После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение м ст. 57 ТК РФ ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани я п. 1 ч. 1. ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

    Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

    До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1— 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру да п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

    Спецоценка рабочих мест минует лишь те компании, у которых все сотрудники работают дистанционно либо на дому

    • увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;
    • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
    • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.

    Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк и ч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ. И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность » Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298.

    Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация х ст. 57 ТК РФ.

    Взносы в ПФР по доптарифу не зависят от результатов аттестации

    Если по результатам аттестации установлен оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда, но у вас есть рабочие места, приведенные в подп. 1— 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списке № 2 утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10. вы должны платить взносы в ПФР по доптарифу в размере 4% ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; ч. 2 ст. 58.3 Закона 24.07.2009 № 212-ФЗ ; Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298. Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

    Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

    Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1— 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1— 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2 утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10. то платить взносы в ПФР по доптарифу не над о Письмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1). Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

    Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему « Охрана труда »:

    Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

    Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда

    С 1 января 2014 года все работодатели обязаны вместо аттестации рабочих мест проводить специальную оценку условий труда (далее — спецоценка). Напомним, что ранее необходимо было проводить аттестацию рабочих мест (в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н. далее — Порядок проведения аттестации ).

    По результатам спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ ), а также гарантии и компенсации сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях.

    Что изменилось с приходом нового порядка? Вправе ли компания рассчитывать на некоторую отсрочку, если аттестация проводилась совсем недавно? И как отразятся результаты спецоценки на деятельности компании?

    Что нужно сделать

    Определить, должна ли компания проводить специальную оценку условий труда

    Спецоценка представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определения уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ ). Проводить спецоценку обязаны работодатели за счет собственных средств (ст. 212 ТК РФ и ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
    Следовательно, спецоценку проводят все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие в штате наемных работников.
    Предприниматели без наемного персонала могут не проводить спецоценку, поскольку не являются работодателями. Также не проводят спецоценку физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, нанявшие работников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ )

    Определить, когда нужно провести спецоценку

    Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ ). При этом результаты проведенной ранее аттестации действительны. Получается, если до 1 января 2014 года работодатель проводил аттестацию рабочего места, в течение пяти лет с момента ее проведения можно не проводить спецоценку (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ ).
    Но в некоторых случаях работодателю необходимо проводить внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ ). В частности, если вынесено соответствующее предписание инспектора по труду (в связи с нарушениями требований охраны труда), из-за изменения технологического процесса, сырья, материалов и средств спецзащиты, а также при возникновении несчастного случая на производстве или профзаболевания работника.
    Также внеплановую спецоценку нужно провести, если рабочее место создано недавно. Такая проверка проводится не позднее полугода с момента его создания (ст. 17 Закона № 426-ФЗ ). Также нужно провести внеплановую спецоценку рабочих мест, созданных в 2013 году, в отношении которых не была проведена аттестация.
    Дело в том, что аттестацию можно было провести в течение года с момента создания рабочего места (п. 4 Порядка проведения аттестации ). Получается, что некоторые рабочие места на момент изменения законодательства могли быть не аттестованы — вот именно в отношении них и нужно провести спецоценку

    Создать комиссию по спецоценке

    Порядок создания комиссии по спецоценке установлен статьей 9 Закона № 426-ФЗ. Так, число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
    Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя.
    Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
    Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка

    Выяснить, в отношении каких рабочих мест должна проводиться спецоценка

    Ранее существовал перечень рабочих мест, которые необходимо было аттестовывать (п. 4 Порядка проведения аттестации ). В него входили рабочие места, связанные:
    — с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
    — их эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом;
    — источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника;
    — использованием электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
    — хранением, перемещением или применением сырья и материалов.
    Для специальной оценки таких ограничений нет. Значит, ее необходимо проводить независимо от наличия или отсутствия указанных факторов.
    Однако от проведения спецоценки освобождены рабочие места надомников и дистанционных работников (ч. 3 с. 3 Закона № 426-ФЗ ).
    Правительство РФ утвердило перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых спецоценка проводится в особом порядке. Перечень включает в себя рабочие места на морских и воздушных судах, а также рабочие места некоторых медработников, тренеров и спортсменов, творческих работников, верхолазов, водолазов, лиц, занятых на подземных работах и пр. (постановление Правительства РФ от 14.04.14 № 290 ). Особые обстоятельства должны быть установлены Минтрудом России до 1 января 2015 года

    Выбрать специализированную компанию для проведения спецоценки

    Спецоценку вправе проводить лишь специализированные организации, которые отвечают требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ (письмо Минтруда России от 22.01.14 № 15-1/В-30 ):
    — указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда;
    — наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;
    — наличие не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
    — наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
    Такие компании должны быть включены в специальный реестр (ст. 21 Закона № 426-ФЗ ).
    При этом организации, которые ранее оказывали услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и являются аккредитованными в соответствии с прежним порядком, вправе начиная с 2014 года проводить спецоценку без учета требований, установленных новым законом

    В ходе спецоценки эксперты специализированной организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных или опасных производственных факторов. Для этого проводят идентификацию рабочих мест (ст. 10 Закона № 426-ФЗ ) — сопоставление и установление совпадений имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов (утв. приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н ).
    Результаты идентификации утверждает комиссия.
    Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.
    В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию, которая представляется в трудовую инспекцию (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ ). Приказ Минтруда России от 07.02.14 № 80н. устанавливающий форму и порядок подачи декларации, в настоящее время находится на регистрации в Минюсте

    Оформить результаты спецоценки

    По окончании спецоценки комиссия составляет отчет (форма отчета утв. приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н ). В частности, в отчете отражается перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколов испытаний и измерений. К отчету также прикладывается заключение эксперта.
    С отчетом работодатель в течение 30 календарных дней с даты его утверждения должен ознакомить под подпись каждого работника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ ). В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ )

    Учесть при налогообложении прибыли расходы на оплату услуг организации, проводящей спецоценку

    Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ ). По мнению ФНС России, к таким расходам можно отнести затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (письмо от 06.09.11 № ЕД-4-3/14453@ ).
    В связи с тем что с 2014 года аттестация рабочих мест заменена на спецоценку условий труда, по мнению автора, логикой налоговой службы можно руководствоваться и при отнесении к налоговым расходам затрат на проведение такой спецоценки. Однако официальной позиции ведомств и судебной практики по этому вопросу найти не удалось

    Рассчитать дополнительные тарифы по взносам во внебюджетные фонды на основании результатов спецоценки

    По результатам спецоценки работодатель определяет тариф дополнительного страхового взноса (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ ). Такие тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда (письмо ПФР от 12.02.14 № НП-30-26/1707 ).
    Так, максимальный тариф составляет 8% — для опасных условий труда (4-й подкласс условий труда). Для работников, занятых во вредных условиях труда, тариф составляет от 2 до 7% (в зависимости от подкласса). Если условия труда признаны допустимыми или оптимальными (1-й и 2-й подклассы), то тариф дополнительных взносов равен нулю.
    Кроме того, результаты спецоценки необходимо отразить в таблице 10 формы-4 ФСС (утв. приказом Минтруда России от 19.03.13 № 107н )

    Предоставить работникам трудовые гарантии в соответствии с результатами спецоценки

    Для работников, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (3-я или 4-я степень) или к опасным (2-я степень), устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ ).
    Кроме того, таким работникам работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ ). Продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого или межотраслевого соглашения (коллективного договора) и не может быть менее 7 дней.
    Конкретный размер оплаты труда «за вредность» устанавливается в каждом отдельном случае на основании локального акта или коллективного договора и не может составлять менее 4% тарифной ставки оклада (ст. 147 ТК РФ ).
    Отметим, что если особые условия труда подтверждены результатами спецоценки, оплату дополнительного отпуска, повышенную зарплату и компенсацию за увеличенную рабочую неделю можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 07.03.14 № 03-03-06/1/10060 )

    Комментарий эксперта Ольга Тарасенко, менеджер отдела кадрового делопроизводства ЗАО «Актион-Медиа»

    Если спецоценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

    — для должностных лиц и ИП — от 1000 до 5000 руб.;

    — для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

    Также возможна дисквалификация должностного лица и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    С 2015 года санкции будут выше (Федеральный закон от 28.12.13 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»). Штрафы составят (ст. 5.27.1 КоАП РФ ):

    — для должностных лиц и ИП — от 5000 до 40 000 руб.;

    — для юридических лиц — от 60 000 до 200 000 руб.

    Вместо штрафа должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до 90 суток.

    Отмечу также, что отсутствие результатов спецоценки может послужить доказательством вины работодателя при возникновении несчастного случая. При этом руководителю грозит уголовная ответственность (ст. 143 УК РФ )

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое