Категория: Бланки/Образцы
Тема пути-дороги является одной из центральных тем в русской литературе. Её затрагивали в своих произведениях такие классики, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Некрасов, Грибоедов. Причиной актуальности данной темы является многозначность самого понятия «путь». В прямом значении путь означает место, по которому надо пройти или проехать, а в переносном - это средство достижения какой-нибудь цели. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этап жизни, как отдельного человека, так и целой нации. Рассмотрим несколько примеров из русской литературы, затрагивающих данную тему.
(доказательства, выводы, детали)
В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» описывается путешествие Чичикова, главного героя произведения, который ездит по всей стране и скупает у помещиков мёртвые крестьянские души для своего имения. В начале произведения особое внимание уделяется характеристике образов помещиков, которых Чичиков посещает одного за другим. Каждая его встреча с помещиком предопределяется описанием дороги, поместья. Здесь образ дороги воплощается в прямом значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова, то ухабистые просёлки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке. Путь сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…». В данном случае путь рассматривается в прямом значении, как путешествие, поездка из одного места в другое. Финалом пути является лирическое отступление - образ дороги, где Гоголь сравнивает Русь с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, становится символом "громадно несущейся жизни", символом исторического пути России. Это лирическое отступление имеет размышления о судьбе страны, о её месте и значимости в целом мире. В этом случае дорога рассматривается как жизненный путь России и движение в истории целого народа.
Кроме того, ярким примером служит история из романа Л. Н.Толстого «Война и мир», где путь рассматривается как этап жизни отдельного человека. Пьер Безухов пытается определить своё место в жизни, что ведёт непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению героя. В начале романа Пьер очень увлечён светской жизнью, идеями масонства и разочарования, его привлекает роскошь во всём. Он живёт по велению сердца, а не разума. Но события, происходящие с Пьером, заставляют его сильно измениться. Особенно большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Пьер становится терпеливым ко всем тяготам и невзгодам, по-новому начинает смотреть на жизнь. Так из вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни и не держащего слова человека, Пьер становится абсолютно другим. В этом случае путь рассматривается как движение человеческой души, развитие личности.
Итоговое сочинение (для некоторых категорий лиц изложение) является своеобразным допуском к сдаче ЕГЭ. Что необходимо знать выпускникам 2017 года?
Кто может писать?Сочинение обязаны написать все учащиеся 11 классов. Исключение составляют подростки с ограниченными возможностями здоровья – они пишут изложение. Выпускники прошлых лет также могут быть допущены к экзамену, для этого необходимо предъявить оригиналы документов об образовании. Написание этого испытания для абитуриентов имеет определенные преимущества, ведь сейчас многие вузы добавляют за него до десяти баллов.
О диспансеризации более подробно можно узнать из этой статьи.
Отсюда можно узнать о прогнозе курса доллара на 2017 год.
Когда пишем?Выпускники пишут экзамен в первую среду декабря. Если они получили «незачет», есть еще две попытки пересдать: в первую среду февраля и в первую рабочую среду мая. Не позднее двух недель до указанной даты необходимо подать заявление.
Начало написания – 10:00. На выполнение отводится 235 минут (3 часа 55 минут).
Темы сочинения 2017Точные темы станут известны в 09:45, за 15 минут до начала экзамена. Для каждого часового пояса они будут разными. А вот тематические направления (их всего пять) озвучат ближе к началу учебного года.
Критерии оценки – «зачет» или незачет»В первую очередь учитывайте, что к проверке допускаются сочинения, соответствующие определенным требованиям. Первое – это объем. Рекомендуемое количество слов – от 350. Работа объемом менее 250 слов оценивается 0 баллов и считается невыполненной. Второе требование – самостоятельность написания. За списанный текст экспертом выставляется «незачет».
Если сочинение соответствует вышеуказанным требованиям, его проверяют и оценивают по пяти критериям.
«Незачет» выставляется за тексты, не соответствующие теме и не содержащие конкретную цель высказывания. Помните, это один из главных критериев. Получив по нему минус, вы автоматически получаете «незачет» за всю работу. Придерживайтесь главного!
Это второй обязательный критерий. Если вы не привлекаете литературный материал, получаете «незачет».
Тут все не так страшно. «Незачет» ставят, только если пониманию смысла вашего текста мешают грубые логические ошибки или нет тезисно-доказательной части.
Здесь тоже легко получить «зачет». «Незачет» выставляется за тексты с низким качеством речи, к примеру, если речевые ошибки затрудняют понимание смысла вашего творения.
Получить плюс по этому пункту несложно – тщательно проверьте свое творение на ошибки. «Незачет» ставится, если текст имеет больше 5 ошибок на 100 слов.
Чтобы получить «зачет», необходимо набрать по критериям хотя бы три плюса из пяти. По первому и второму – в обязательном порядке, а также хотя бы один положительный результат по любому из оставшихся трех.
Как научиться писать сочинение?Не стоит надеяться только на удачу. Если вы испытываете трудности в написании, придется потренироваться над этим. Начните с малого: заставьте себя ежедневно составлять хотя бы несколько предложений. Это могут быть размышления о погоде, о природе, о чьем-нибудь поступке. И, конечно же, больше читайте! Возьмите в привычку не ложиться спать, если вы не почитали в течение дня хотя бы полчаса. Это не только поможет в написании сочинения, но и повысит ваш интеллектуальный уровень.
На следующем этапе вы должны научиться находить связь между событиями вашей жизни и похожими примерами из произведений литературы.
Мало-помалу вы приобретете навык размышлять над определенными вопросами, привлекая литературный материал. А это и есть два самых необходимых критерия, по которым оценивается работа. Не говоря уже о том, что благодаря чтению по остальным пунктам автоматически можно получить положительный результат.
Будет полезно потренироваться над несколькими направлениями. Они станут известны за несколько месяцев до экзамена. Можно выбрать два-три направления, которые приходятся вам по душе, и написать по ним несколько сочинений. Этот опыт поможет вам в день сдачи экзамена.
На экзаменеВ 09:00 начинается вход на место проведения экзамена. До его начала организаторы проведут инструктаж, выдадут бланки, которые нужно будет заполнить, и озвучат темы. Помните, что с собой вы обязательно должны иметь гелевую ручку и паспорт. На экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарем, который выдадут вам члены комиссии. Кроме этого у вас ничего не должно быть. Ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой сотовый телефон или какой-нибудь другой гаджет.
Первая часть – это введение в тему, сформулированную в заголовке сочинения. Можно разъяснить ключевые слова названия, актуальность данной темы и обозначить главный тезис.
В основной части приводим аргументы, примеры из литературных произведений (хотя бы из одного). Доказываем главный тезис, обозначенный во вступлении. Не отклоняйтесь от ключевых слов названия, все время держите их в уме. Соответствие теме – это главный критерий оценки.
В заключении делаем вывод. То есть подводим итог из всего ранее написанного. Не забывайте, что вступление и заключение должны занимать не более 1/3 от всего объема.
Пересчитайте слова. Их должно быть не меньше 250, включая служебные. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Проверьте текст на абзацное членение. Каждая часть: вступление, основная часть и заключение – должны начинаться с красной строки. Отдельная мысль основной части – тоже новый абзац.
Проверьте текст как минимум два раза: первый – на наличие орфографических ошибок, второй – пунктуационных. Аккуратно переписываем и сдаем.
Результаты сочиненияУзнать об итогах экзамена можно в своей школе или на месте регистрации для участия, а также зарегистрировавшись на официальном сайте ЕГЭ в интернете. Если вы получили неудовлетворительную оценку, не расстраивайтесь. Есть еще две попытки – пересдать можно в феврале и в мае. Результаты испытания действительны в течение четырех лет.
Подойдите к написанию итогового сочинения со всей ответственностью. Это испытание не только допуск к сдаче государственной аттестации, но и возможность получить заветные 10 баллов при поступлении в вуз.
Следите за новостями, появляющимися на официальных сайтах, следуйте советам, размещенным в этой статье – и вам не придется трястись от страха перед экзаменом. А в таком случае – успех вам гарантирован!
И еще немного дополнительных советов, как написать хорошее итоговое сочинение.
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
Известны только тематические направления:
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём. рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
15. Требования к сочинению:
16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.
18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев.
19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
Правила работы над сочинением.
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.
Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.
ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.
ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.
Завершая работу с черновиком,необходимо:
КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.
ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут раскрыть основную мысль, доказать тезис.
НАПРИМЕР, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет, а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.
К сожалению, ученики часто не знают имён даже самых известных литературных героев. Что приводит к досадным фактическим ошибкам. А вы знаете, как зовут Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память.
Запомните: в сочинении можно и нужно использовать характеристику героя.
В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.
ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.
Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция».
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль.
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
Основными средствами выражения логических связей в тексте-рассуждении являются специальные средства связи, указывающие на различные виды смысловых отношений между предложениями, абзацами:
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
Всего комментариев: 0