Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Итогового Сочинения По Литературе 11 Класс img-1

Образец Итогового Сочинения По Литературе 11 Класс

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему: Тема пути(пример итогового сочинения)

Творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему:
Тема пути(пример итогового сочинения)

Тема пути-дороги является одной из центральных тем в русской литературе. Её затрагивали в своих произведениях такие классики, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Некрасов, Грибоедов. Причиной актуальности данной темы является многозначность самого понятия «путь». В прямом значении путь означает место, по которому надо пройти или проехать, а в переносном - это средство достижения какой-нибудь цели. Это не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этап жизни, как отдельного человека, так и целой нации. Рассмотрим несколько примеров из русской литературы, затрагивающих данную тему.

(доказательства, выводы, детали)

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» описывается путешествие Чичикова, главного героя произведения, который ездит по всей стране и скупает у помещиков мёртвые крестьянские души для своего имения. В начале произведения особое внимание уделяется характеристике образов помещиков, которых Чичиков посещает одного за другим. Каждая его встреча с помещиком предопределяется описанием дороги, поместья. Здесь образ дороги воплощается в прямом значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова, то ухабистые просёлки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке. Путь сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…». В данном случае путь рассматривается в прямом значении, как путешествие, поездка из одного места в другое. Финалом пути является лирическое отступление - образ дороги, где Гоголь сравнивает Русь с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, становится символом "громадно несущейся жизни", символом исторического пути России. Это лирическое отступление имеет размышления о судьбе страны, о её месте и значимости в целом мире. В этом случае дорога рассматривается как жизненный путь России и движение в истории целого народа.

Кроме того, ярким примером служит история из романа Л. Н.Толстого «Война и мир», где путь рассматривается как этап жизни отдельного человека. Пьер Безухов пытается определить своё место в жизни, что ведёт непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению героя. В начале романа Пьер очень увлечён светской жизнью, идеями масонства и разочарования, его привлекает роскошь во всём. Он живёт по велению сердца, а не разума. Но события, происходящие с Пьером, заставляют его сильно измениться. Особенно большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Платоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влияние на изменение взглядов героя. Пьер становится терпеливым ко всем тяготам и невзгодам, по-новому начинает смотреть на жизнь. Так из вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни и не держащего слова человека, Пьер становится абсолютно другим. В этом случае путь рассматривается как движение человеческой души, развитие личности.

Другие статьи

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2017: темы, примеры

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2017

Итоговое сочинение (для некоторых категорий лиц изложение) является своеобразным допуском к сдаче ЕГЭ. Что необходимо знать выпускникам 2017 года?

Кто может писать?

Сочинение обязаны написать все учащиеся 11 классов. Исключение составляют подростки с ограниченными возможностями здоровья – они пишут изложение. Выпускники прошлых лет также могут быть допущены к экзамену, для этого необходимо предъявить оригиналы документов об образовании. Написание этого испытания для абитуриентов имеет определенные преимущества, ведь сейчас многие вузы добавляют за него до десяти баллов.

О диспансеризации более подробно можно узнать из этой статьи.

Отсюда можно узнать о прогнозе курса доллара на 2017 год.

Когда пишем?

Выпускники пишут экзамен в первую среду декабря. Если они получили «незачет», есть еще две попытки пересдать: в первую среду февраля и в первую рабочую среду мая. Не позднее двух недель до указанной даты необходимо подать заявление.

Начало написания – 10:00. На выполнение отводится 235 минут (3 часа 55 минут).

Темы сочинения 2017

Точные темы станут известны в 09:45, за 15 минут до начала экзамена. Для каждого часового пояса они будут разными. А вот тематические направления (их всего пять) озвучат ближе к началу учебного года.

Критерии оценки – «зачет» или незачет»

В первую очередь учитывайте, что к проверке допускаются сочинения, соответствующие определенным требованиям. Первое – это объем. Рекомендуемое количество слов – от 350. Работа объемом менее 250 слов оценивается 0 баллов и считается невыполненной. Второе требование – самостоятельность написания. За списанный текст экспертом выставляется «незачет».

Если сочинение соответствует вышеуказанным требованиям, его проверяют и оценивают по пяти критериям.

«Незачет» выставляется за тексты, не соответствующие теме и не содержащие конкретную цель высказывания. Помните, это один из главных критериев. Получив по нему минус, вы автоматически получаете «незачет» за всю работу. Придерживайтесь главного!

  • «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Это второй обязательный критерий. Если вы не привлекаете литературный материал, получаете «незачет».

  • «Композиция и логика рассуждения».

Тут все не так страшно. «Незачет» ставят, только если пониманию смысла вашего текста мешают грубые логические ошибки или нет тезисно-доказательной части.

  • «Качество письменной речи».

Здесь тоже легко получить «зачет». «Незачет» выставляется за тексты с низким качеством речи, к примеру, если речевые ошибки затрудняют понимание смысла вашего творения.

Получить плюс по этому пункту несложно – тщательно проверьте свое творение на ошибки. «Незачет» ставится, если текст имеет больше 5 ошибок на 100 слов.

Чтобы получить «зачет», необходимо набрать по критериям хотя бы три плюса из пяти. По первому и второму – в обязательном порядке, а также хотя бы один положительный результат по любому из оставшихся трех.

Как научиться писать сочинение?

Не стоит надеяться только на удачу. Если вы испытываете трудности в написании, придется потренироваться над этим. Начните с малого: заставьте себя ежедневно составлять хотя бы несколько предложений. Это могут быть размышления о погоде, о природе, о чьем-нибудь поступке. И, конечно же, больше читайте! Возьмите в привычку не ложиться спать, если вы не почитали в течение дня хотя бы полчаса. Это не только поможет в написании сочинения, но и повысит ваш интеллектуальный уровень.

На следующем этапе вы должны научиться находить связь между событиями вашей жизни и похожими примерами из произведений литературы.

Мало-помалу вы приобретете навык размышлять над определенными вопросами, привлекая литературный материал. А это и есть два самых необходимых критерия, по которым оценивается работа. Не говоря уже о том, что благодаря чтению по остальным пунктам автоматически можно получить положительный результат.

Будет полезно потренироваться над несколькими направлениями. Они станут известны за несколько месяцев до экзамена. Можно выбрать два-три направления, которые приходятся вам по душе, и написать по ним несколько сочинений. Этот опыт поможет вам в день сдачи экзамена.

На экзамене

В 09:00 начинается вход на место проведения экзамена. До его начала организаторы проведут инструктаж, выдадут бланки, которые нужно будет заполнить, и озвучат темы. Помните, что с собой вы обязательно должны иметь гелевую ручку и паспорт. На экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарем, который выдадут вам члены комиссии. Кроме этого у вас ничего не должно быть. Ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой сотовый телефон или какой-нибудь другой гаджет.

  • Выбираем тему. Не торопитесь выбором! Времени для написания достаточно. На этот этап можно отвести минут 10-15. Внимательно прочитайте предложенные варианты. Возможно, на какую-то проблему вы уже хоть что-нибудь да писали. Если таких нет, ищите темы, которые вам понятны. Сразу обдумайте примерный план, подберите аргументы. Если все сошлось – вперед.
  • Пишем на черновик. Лихорадочные мысли, мелькавшие в вашей голове при выборе направления, нужно как-то систематизировать. Для этого составляем план. Любое сочинение стоит на трех китах: вступление, основная часть и заключение.

Первая часть – это введение в тему, сформулированную в заголовке сочинения. Можно разъяснить ключевые слова названия, актуальность данной темы и обозначить главный тезис.

В основной части приводим аргументы, примеры из литературных произведений (хотя бы из одного). Доказываем главный тезис, обозначенный во вступлении. Не отклоняйтесь от ключевых слов названия, все время держите их в уме. Соответствие теме – это главный критерий оценки.

В заключении делаем вывод. То есть подводим итог из всего ранее написанного. Не забывайте, что вступление и заключение должны занимать не более 1/3 от всего объема.

  • Проверяем и переписываем на чистовик. Для начала убедитесь, что ваше творение соответствует теме и содержит аргументы из художественной или публицистической литературы. Без этих двух критериев «зачет» получить не удастся!

Пересчитайте слова. Их должно быть не меньше 250, включая служебные. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Проверьте текст на абзацное членение. Каждая часть: вступление, основная часть и заключение – должны начинаться с красной строки. Отдельная мысль основной части – тоже новый абзац.

Проверьте текст как минимум два раза: первый – на наличие орфографических ошибок, второй – пунктуационных. Аккуратно переписываем и сдаем.

Результаты сочинения

Узнать об итогах экзамена можно в своей школе или на месте регистрации для участия, а также зарегистрировавшись на официальном сайте ЕГЭ в интернете. Если вы получили неудовлетворительную оценку, не расстраивайтесь. Есть еще две попытки – пересдать можно в феврале и в мае. Результаты испытания действительны в течение четырех лет.

Подойдите к написанию итогового сочинения со всей ответственностью. Это испытание не только допуск к сдаче государственной аттестации, но и возможность получить заветные 10 баллов при поступлении в вуз.

Следите за новостями, появляющимися на официальных сайтах, следуйте советам, размещенным в этой статье – и вам не придется трястись от страха перед экзаменом. А в таком случае – успех вам гарантирован!

И еще немного дополнительных советов, как написать хорошее итоговое сочинение.

Требования к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Требования к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

Известны только тематические направления:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём. рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

15. Требования к сочинению:

  • Требование №1. «Обьём итогового сочинения».
  • Требование №2. « Самостоятельность написания итогового сочинения».

16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.

18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев.

19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

Правила работы над сочинением.

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.

Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.

ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.

  1. ЧЕРНОВИК – это листы для предварительных, черновых записей.
  2. Запомните: черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
  3. На этапе выбора темы можно набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После определения темы сформулируйте основной тезис – мысль, которую будете обосновывать в своём сочинении.
  4. Помните: чтобы не отклониться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
  5. Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
  6. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет выстроить композицию сочинения.
  7. Продумайте, какой материал будет вспомогательным – его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Работая таким образом, вы сможете сформулировать главные мысли сочинения.
  8. Работа над сочинением невозможна без построения плана. ПЛАН – это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе. Всё то, что делает сочинение сочинением.
  9. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.
  10. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.

Завершая работу с черновиком,необходимо:

  1. свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;
  2. убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;
  3. проверить, правильно ли выделены абзацы;
  4. сделать стилистическую и речевую правку;
  5. уточнить цитаты (если вы их использовали);
  6. проверить орфографию и пунктуацию.

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев.

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какова история создания произведения?
  2. Как связано произведение с исторической эпохой?
  3. Какое место занимает произведение в творчестве писателя и в русской литературе?
  4. Какие факты из биографии автора связаны с созданием данного произведения?
  5. К какому жанру принадлежит произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ)
  6. В чём смысл названия произведения?
  7. Какова тема (о чём?) и идея (что хотел сказать автор этим произведением, чему научить?) произведения?
  8. Какие проблемы поднимает автор в произведении?
  9. Какой конфликт (противопоставление, противоречие) лежит в основе произведения? Когда он произошёл? Между какими героями, в связи с чем, что послужило поводом?
  10. Какие ключевые (главные) эпизоды?
  11. В чём особенность системы образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные персонажи)?
  12. Как выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме)? Как автор видит решение поставленных в произведении проблем?

Все эти вопросы нацелены на комплексный анализ произведения в единстве его формы и содержания. Однако на экзамене может потребоваться не только целостный анализ конкретного произведения, но и умение привлекать отдельные сведения, в том числе и литературоведческого характера, для пояснения, подтверждения своей мысли.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут раскрыть основную мысль, доказать тезис.

НАПРИМЕР, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет, а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.

К сожалению, ученики часто не знают имён даже самых известных литературных героев. Что приводит к досадным фактическим ошибкам. А вы знаете, как зовут Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните в учебники или справочники, чтобы освежить память.

Запомните: в сочинении можно и нужно использовать характеристику героя.

В этом случае в центре внимания будут следующие вопросы.

ПЛАН АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖА.

  1. Как зовут героя?
  2. Каков его социальный статус ( происхождение, образование, род занятий)?
  3. Каков его характер, индивидуальные и типические черты ( герой-резонёр, «маленький человек», «лишний человек», «новый человек»)?
  4. Какое место занимает этот герой в системе персонажей произведения (главный, один из главных, второстепенный, эпизодический, «двойник» главного героя)?
  5. Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения? С кем сталкивается, спорит?
  6. Какие приёмы и средства использует писатель при изображении этого героя (портрет, речевая характеристика, характеристика со стороны других персонажей, поступки и действия, характеризующие героя)?

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

Смысловая цельность сочинения определяется тем, насколько продумано построение работы. И оценивается по критерию №3 «Композиция».

КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль.

КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие мысли
  3. иллюстративная часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.

Основными средствами выражения логических связей в тексте-рассуждении являются специальные средства связи, указывающие на различные виды смысловых отношений между предложениями, абзацами:

  1. последовательность развития мысли:вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.,
  2. отношения противоречия, противопоставления:однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.,
  3. причинно-следственные отношения:следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого; кроме того, к тому же и др.,
  4. переход от одной мысли к другой:обратимся к …, вспомним также, остановимся на …, перейдём к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть…,
  5. итог, вывод:итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… .

Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.

Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.

ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.

  1. ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
  1. СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
  1. ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ. Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.

ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

  1. Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
  2. Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
  3. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.

  1. (Биографическое). Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н.Толстого - это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос « В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
  1. (Цитатное). «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…
  1. (Личностное). Я не случайно выбрала эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.
  1. (общее). Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. Не обошёл их в своём творчестве и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Сама жизнь Толстого подтверждает мысль о том, что человек развивается от рождения до смерти и никогда не поздно изменить направление пути, если ты сбился с дороги.От легкомысленной светской жизни через службу в армии и тяжёлый, кропотливый писательский труд Лев Николаевич приходит к осознанию нетленности высших духовных ценностей и никчёмности материальных благ. Так же развиваются, ищут себя, проходят долгий путь в поисках истины его герои.
  1. (общее о благородстве). В 19 веке благородным называли человека, принадлежащего к старинному роду, к высшим слоям общества. Постепенно значение этого слова изменилось, и теперь благородным называют человека не знатного, а высоконравственного, безукоризненно честного, великодушного. Русская литература во многом и есть размышление о благородстве. Героям произведений часто приходится выбирать между добром и злом, равнодушием и душевной чуткостью, подлостью и искренностью. В философском плане эта проблема решается в ……

Всего комментариев: 0