Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Психологического Заключения На Взрослого

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психодиагностическое исследование и консультации психолога в медицинском центре Медиком в Гатчине

Психодиагностика

Психодиагностическое исследование проводится специалистом — клиническим психологом и представляет собой четко спланированную процедуру, состоящую из комплекса индивидуально подобранных методик и консультации психолога .

По результатам психологической диагностики. в нашем центре Вы, сможете узнать особенности Вашей личности, характера и темперамента, особенности когнитивной сферы — интеллекта, памяти, внимания и т. д.

Результатом психодиагностического исследования является психологическое заключение. в котором подробно описывается интерпретация данных, полученных из методик и беседы специалиста с клиентом

По итогам психодиагностического исследования проводится консультация психолога. на которой специалист дает подробные разъяснения и рекомендации.

Психодиагностическое обследование проводится как отдельная услуга и как услуга, включенная в психотерапию и психологическое консультирование. результаты которой могут быть полезны при диагностике врачом некоторых заболеваний (неврозы, расстройства личности, подтверждение органической патологии или шизофрении и т. д), при психологической экспертизе, профессиональной ориентации, оценке эффективности психотерапевтического лечения и в других случаях.

При любом направлении психологического исследования личности проводится не менее двух диагностических встреч (иногда больше), продолжительностью 2-3 часа каждая. После завершения тестирования, через несколько дней, проводится консультация психолога с выдачей результатов тестирования (психологическое заключение ).

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования
Е. 1987 г. р. от 25.10.2010 г.

При проведении обследования Е. жизнерадостный, активный, отвечал на поставленные вопросы. Настроение устойчивое, повышенное, адекватное. При проведении обследования темп работы быстрый, уровень трудоспособности достаточный. Целью экспериментально-психологического обследования явилось прояснение особенностей работы психических процессов (внимания, памяти и мышления), уровня интеллектуального развития, а также основных эмоционально-личностных особенностей. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

• Для исследования психических процессов: счёт и вычитание по Крепелину, таблицы Шульте, корректурная проба (внимание); 10 слов, пиктограммы, шкала памяти по Векслеру (память и интеллект); исключение лишнего (невербальный вариант), пиктограммы, классификация предметов (мышление).
• Многопрофильный личностный опросник MMPI. В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные:

Внимание. Психомоторный темп в нормативном диапазоне (36,4 по таблицам Шульте при норме до 50). Объем внимания в норме (5 единиц). Внимание неустойчиво (по графикам таблиц Шульте: 34, 34, 44, 40, 30 сек) — работоспособность Е. может колебаться при выполнении задания ограниченного по времени. Хорошая степень врабатываемости, тренируемости, усвоения новых навыков — СВ=0,03 при норме 1,0 (табл. Шульте). Концентрация внимания не снижена (в корректурной пробе 11 ошибок при норме до 15). Переключаемость и избирательность внимания не нарушены (способность усилием воли регулировать своё внимание). Истощаемости психических процессов не наблюдается (К работоспособности =0,9 при норме 0,8-1,2), Достаточная эффективность работоспособности ЭР=36,4 (4 балла из 5).

Память. Объем механической (непроизвольной) памяти находится в норме — 5 единиц, при норме 5-7 слов. Долговременная память имеет высокое значение — 90% при норме 80%. Кривая запоминания (5,7,8,9,10,10,10,9,9,10), говорит о нормальном функционировании процессов запоминания и воспроизведения (воспроизвел 10 слов на 5 раз при норме на 3-5 раз). Слегка колеблющаяся кривая памяти в конце пробы свидетельствует о незначительном снижении активного внимания (что подтверждает колебания работоспособности). Оперативная память в норме (6 баллов из 9), т. е. Е. легко может производить в уме разные арифметические действия. При исследовании долговременной опосредованной (логической) памяти в методике пиктограммы коэффициент запоминания (объем опосредованной памяти) составляет 87%, что входит в пределы нормы (от 73%). Адекватность образов в норме — 100%. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного запоминания, говорит о том, что мышление (процесс опосредования) улучшает процесс запоминания. Уровень интеллектуального развития соответствует среднему уровню (50% населения) — эквивалентный интеллекту показатель памяти 106 соответствует IQ=106 (шкала памяти по Векслеру).

Мышление. У испытуемого не отмечается нарушений мышления. Были сделаны единичные ошибки (2) по типу снижения уровня обобщения (склонность мыслить привычными, стереотипными, бытовыми поняиями), что соответствует нормативным значениям. Испытуемому доступны все уровни обобщения, способность к отвлечению и абстрагированию. По методике пиктограммы преобладают атрибутивные и конкретные образы, что говорит о доминирующем конкретно-образном типе мышления, также присутствуют метафорические индивидуально значимые образы (Ат=5, К=4, М=3, Гс=3). Например, на слово обман, пациент изобразил «лицо женского пола», объяснив «лицо женского пола меня обманула». Нарушений динамики мыслительной деятельности не наблюдается, но можно отметить некоторую ригидность мышления (склонность застревать на эмоционально-значимых темах). Мотивационно-личностный компонент сохранен, критичность мышления присутствует. Профиль личности по оценочным шкалам недостоверный с тенденцией к диссимуляции — склонности преуменьшать или отрицать наличие проблем (F-K=-22), также показатель шкалы лжи очень высокий (L=12 при норме 3-4 балла), что говорит о выраженной тенденции приукрасить свой «психологический портрет» и произвести благоприятное впечатление. Профиль не подлежит интерпретации. Можно отметить только небогатый опыт межличностного взаимодействия (L=12), но при этом высокий уровень социальной активности (шкала К=74 Т-балла), способности самостоятельно решать сложные ситуации. Е. склонен ориентироваться на мнение большинства значимых людей при принятии решений, обладает высокими амбициями при карьерном росте. Наклон профиля невротический (57 и 56), т. е. в стрессовой ситуации у Е. могут проявиться сложные эмоциональные или невротические реакции (депрессия, слезливость, сонливость, нарушения сна). По высоте профиль нормативный (все клинические шкалы в пределах нормы от 50 до 70 Т-баллов), отражает эмоциональную и личностную зрелость, отсутствии выраженных эмоциональных расстройств, достаточную социальную адаптацию.

Таким образом, по результатам исследования не отмечаются признаки какого-либо патопсихологического симптомокомплекса (психически здоров). Имеется незначительная неустойчивость внимания, некоторая утомляемость при достаточном функционировании психических процессов. Уровень интеллектуального развития соответствует среднему. Достаточная социальная адаптация.

Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.

образец психологического заключения на взрослого:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Пример психологической экспертизы №1 (детско-родительские отношения)

    № --- 03 апреля 2009 г.

    На основании письменного заявления от 26 марта 2009 г. адвоката МКА «ЮРСИТИ» ---------------------- специалистом-психологом АНО «ЦМКИ» Лысенко Н.Н. имеющей высшее психологическое образование, стаж работы по специальности – 6 лет, был проведен комплексный психологический анализ.

    Материалы, использованные при проведении экспертизы: опросники СМИЛ (MMPI) – подростковый и юношеский вариант (мужской пол), женский взрослый вариант. Бланки для проведения проективных методик: «Клоун», «Рисунок несуществующего животного». Опросник «Защитные механизмы личности», взрослый вариант.

    В основу данного заключения легли проведенные исследования: СМИЛ взрослый и юношеский вариант, опросник «защитные механизмы личности», рисуночные проективные методики, психологические характеристики возрастных периодов, в которых находятся обследуемые.

    Объектом психологической экспертизы являются материализованные источники информации о событиях и характеристиках, являющихся отражением психической деятельности человека.

    1. Документы – свидетельства о рождении, документы, удостоверяющие личность.

    2. Справки, выписки из медицинских карт.

    3. Продукты психической деятельности: рисунки, регистрационные листы тестирования, продукты творческой деятельности (режиссерская работа ------------а Николая).

    На разрешение специалиста ставились следующие вопросы:

    1. Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей (Светлана и Николай --------------) смена постоянного места жительства детей?

    2. Возможно ли компенсировать, смягчить последствия смены постоянного места жительства для младшего ребенка?

    3. Будет ли общение с отцом с сохранением места постоянного проживания способствовать созданию "позитивного образа отца" у детей?

    4. Является ли общение отца с ребенком необходимым фактором для нормального психического развития ребенка?

    5. Способен ли Николай ------------ принимать решения самостоятельно?

    6. Способна ли Светлана ------------а принимать решения самостоятельно?

    7. Какова степень влияния позиции матери на принятие решения старшим сыном?

    8. Как можно охарактеризовать эмоциональное и психологическое состояние матери?
    9. Как можно охарактеризовать степень социальной адаптированности личности матери?

    10. Как можно охарактеризовать детско-родительские отношения гр. ------------ой М.Н. с ее детьми?

    11. Свойственна ли матери агрессивность как черта личности?

    Психологические особенности возрастного периода.

    Ранний юношеский возраст.

    Обследуемый находится в периоде развития – юношеский возраст, который охватывает возраст с 16 до 19-18 лет. На протяжении всего юношеского периода продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности.

    Когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков. Развитие мышления на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти.

    Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам.

    Существенные свойства юношеского мышления:

    1. Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

    2. Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую.

    3. Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом («если есть Х, то произойдет Y»).

    Для развития формально-операционального мышления необходим определенный уровень интеллекта. Культурные и социоэкономические факторы, образовательный уровень также играют здесь некоторую роль.

    Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивных умений к концу подросткового возраста – началу юношеского периода, юноши учатся анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления. Развитие исполнительных функций более высокого порядка, в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

    Взрослея, подростки вынуждены сталкиваться с аспектами морали, с которыми они еще не встречались. В результате мышление старших подростков начинает выходить за рамки их прежних узких интересов и касаться более широких вопросов, которые будут иметь определяющее значение в их взрослой жизни.

    Способность понимать противоречащие фактам ситуации влияет на отношения между родителями и детьми. Подростки сравнивают образы идеальных родителей с реальными родителями, которых они видят. Часто они критически относятся к социальным институтам, включая семьи и своих родителей. Данный возраст – время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. Стремление перестроить свои мысли и установки в направлении большего внутреннего согласия. Значит, мы можем сказать, что повлиять на установки юноши относительно оценки членов семьи и сверстников крайне сложно в этом возрасте.

    Юность составляет тот критический переходный период, в течение которого ребенок превращается во взрослого. Он обретает способность рассматривать свое поведение в прошлом, интегрировать его с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное будущее.

    Острый период конфликтов уже позади. В подростковом возрасте конфликты случаются чаще, чем в юности. А в данной семье сохранна коммуникация.

    Согласно классификации Бомринд, свойственен авторитетный стиль родительского поведения, который способствует нормальному или разумному поведению юноши. Такое поведение характеризуется ответственными, независимыми действиями и высокой степенью самопринятия и контроля.

    В доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого. До наступления старшего подросткового возраста – юности они не обладают когнитивной способностью, позволяющей учитывать все возможные решение, переходить от частного к общему, использовать логику причинно-следственных связей, думать о прошлом и будущем и принимать во внимание гипотетические варианты.

    Подростковый и юношеский, мужской вариант.

    Профиль по результатам обследования, выявляет гуманистическую направленность интересов обследуемого, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость.

    В межличностных отношениях Николай демонстрирует склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций. Чувствительность личностей данного типа предъявляет повышенные требования к среде, сужает зону жизненного комфорта, для них особенно важна щадящая социальная ниша, оберегающий подход.

    Можно отметить недифференцированность полоролевого поведения и мягкость, несформированность характера. Четкость и отлаженность взаимодействия, структурированность ситуации создает у обследуемого ощущение большей защищенности.

    Можно с высокой вероятностью предположить наличие затрудненной сексуальной адаптации, что приводит к сублимации примитивно-чувственной потребности в социализированную активность.

    Николаю свойственны устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, активность позиции, усиливающаяся при противодействии внешних сил, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад. Проявляет любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Можно с уверенностью говорить о преобладании у обследуемого здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем .

    Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации. Лицам такого типа импонирует точность и конкретность, их раздражает аморфность, неопределенность поставленных целей, безалаберность и неаккуратность окружающих людей.

    До определенных пределов обследуемый производит впечатление лиц устойчивых к стрессу, что в значительной степени обусловлено его гомономностью (неподвластностью средовым влияниям). Однако, стресс, задевающий субъективно значимые ценности индивида, вызывает весьма сильную ответную реакцию по агрессивному варианту .

    Высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность "заражать" своей увлеченностью других и выраженная склонность к планомерности действий является фундаментом для формирования лидерских черт .

    Имеет место явно выраженная личностная дисгармония, выраженная эмоциональная захваченность доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации. это могут быть переживания, связанные со сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, с чувством ревности или соперничества, с тенденцией к построению жесткой и субъективной логической схемы, неподдающейся коррекции извне, с антисоциальными агрессивными реакциями, которые индивидом трактуются как защитные, вынужденные действия в ответ на враждебность и недоброжелательность тех, кто вызвал эти реакции.

    Как следствие, имеет место повышенное чувство осторожности и недоверчивости.

    Психологические особенности возрастного периода.

    Психологические и социальные особенности развития ребенка в раннем возрасте.

    Исследуемый ребенок находится в периоде развития – раннее детство, который охватывает возраст с 2 до 7 лет.

    Работоспособность и устойчивость к нагрузкам.

    Для организма ребенка этого возраста характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. в ответ на внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени.

    Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддерживания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстро утомлении при физических и умственных нагрузках.

    В 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуются координация движений и зрительно-пространственное восприятие. Они умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность иллиний и рисовать их относительно параллельными.

    Хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок способен ограничивать длину штриха, линии ровные, четкие.

    Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка.

    Формирование системы восприятия информации.

    На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира.

    В 3-4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), являются необходимым фактором зрительного опознания.

    В дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес ощупывания в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры. При таком способе ознакомления вероятность узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). К 7 годам система восприятия переходит на качественно иной уровень. Вероятность узнавания объекта достигает 100%.

    На протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка.

    Развитие головного мозга в период раннего детства (2-7 лет).

    Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно происходят физиологические изменения в головном мозге. В раннем детстве происходит созревание центральной нервной системы.

    В общем имеет место незрелость центральной нервной системы (ЦНС) ребенка (процесс миелинизации).

    Дооперациональный период развития мышления продолжается у ребенка примерно с 2 до 7 лет.

    Дети создают свою реальность, определяемую тем, на каком уровне развития находится их мышление. Так, например, понимание ребенком какого-то события, скажем ухода матери на работу и ее жеста прощания, будет меняться в зависимости от того, понимает ли он, что его мать будет по-прежнему существовать, после того как она скроется с его глаз.

    Одна из основных характеристик дооперационального мышления, это его необратимость, а именно уверенность в том, что события и связи могут осуществляться только в одном направлении – отличительный признак дооперационально мышления .

    Дооперациональное мышление детей эгоцентрично – ограничено рамками перспективы ребенка, и поэтому он неспособен принять во внимание точку зрения другого человека. Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же как они.

    Дошкольники не могут удержать в уме одновременно несколько аспектов ситуации. Это ограничение, называется центрацией. Сосредоточение внимания на какой-то одной характеристике.

    Дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения или превращения. Они судят о предметах и явлениях в соответствии с тем, как они выглядят сейчас, а не на основании того, что могло привести их в это состояние.

    При достижении ребенком младшего школьного возраста – ночевки в месте, отличном от постоянного места его проживания, станут допустимыми, при достижении подросткового возраста – длительные периоды общения ребенка с отцом станет важным фактором развития. Но сейчас, когда ребенок проживает период раннего детства – смена места жительства или ночевки в место отличном от постоянного места проживания, это фактор деградации и причина возникновения проблем в психическом развитии.

    Время, пространство и последовательность событий.

    Ребенок может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве: «позже», «завтра», «вчера», «далеко», «в другой раз». Но 4х летний ребенок не отдает себе отчет в том, что эти термины означают. «Полдень» может означать для него обеденное время, но если обед будет отложен на час, это все равно будет полдень. Пробудившись от дневного сна, ребенок может даже не сознавать что это тот же самый день, что был с утра.

    Понятия недели и месяца, минуты и часа детям в этом возрасте осмыслит очень сложно, понятие даты слишком абстрактно.

    Имея лишь смутные представления о времени и замечая, как правило, лишь какой-то один аспект события, маленькие дети едва ли способны проследить причинно-следственные связи между различными явлениями.

    Ребенок развиваясь, проходит через длительный период когнитивной незрелости, во время которого дети находятся в зависимости от взрослых, заботящихся о них и направляющих их действия. Продолжительная когнитивная незрелость обеспечивает дополнительное время для упражнения в исполнении взрослых ролей и социализации за счет игр и иных средств. Особенности детской когнитивной системы качественно отличаются от аналогичной системы детей старшего возраста и взрослых, позволяя маленькому ребенку достигать таких важных вех в социально-когнитивном развитии как формирование привязанности и овладение языком. Ребенку на дооперациональной стадии свойственен скорее адаптивный нежели неполноценный по сравнению со старшими детьми и взрослыми интеллект. Дооперациональное мышление предоставляет необходимые компоненты – и время - для развития целостной когнитивной системы.

    Медленное созревание когнитивных способностей предоставляет ребенку длительный период, в течение которого выполняющие адаптивную функцию ограничения могут увеличивать потенциал научения детей на всем протяжении их развития.

    Мышление детей данного периода развития характеризуется следующими особенностями:

    а) мышление ребенка конкретно. Ум ребенка занят только тем, и верит только в то, что происходит «здесь и сейчас»;

    б) мышление необратимо, развитие событий и образование связей идет лишь в одно направлении;

    в) мышление эгоцентрично – ограничено рамками самого ребенка, поэтому он неспособен принять точку зрения другого человека. Дети думают, что все видят мир так же, как они;

    г) центрирование на каком-то одном свойстве или измерении объекта или ситуации;

    д) дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения, перспективе.

    На основании вышеуказанных особенностей мышления детей раннего возраста, можно утверждать, что смена постоянного места жительства ребенка или направление ребенка с ночевкой в другой дом будет являться серьезным стресс-фактором, потому что любое перемещение из среды воспринимается как изменение «навсегда», поскольку осознать и оценить перспективы ребенок не умеет. Поэтому перемещение детей из семьи в семью, с одного места жительства на другое, находящихся в психологическом возрастном этапе развития «раннее детство» строго не рекомендуется .

    Ребенок может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве, но не отдает себе отчет в том, что они означают. Понятия даты, и того, что мама все еще продолжает существовать, поэтому смена места проживания в этом возрасте становится враждебным параметром среды, непредсказуемым, непонятным и травматичным. А такое восприятие может сказаться на отношениях с отцом, который станет в глазах источником непонятного и опасного для ребенка перемещения из знакомой среды.

    Чтобы сохранить позитивный образ отца, несмотря на развод родителей, и при этом обеспечить общение дочери с отцом, рекомендуется осуществлять общение ребенка с отцом по постоянному месту жительства ребенка, в знакомой ему среде, окружении, не изымая ребенка из привычного распорядка дня, привычных продуктов питания, сенсорного наполнения и значимых взрослых. Именно в раннем возрасте безопасность, комфорт, предсказуемость жизни является основным фактором психического здоровья. При соблюдении этих условий, включение отца в жизнь ребенка станет более влиятельным и окрашенным позитивными эмоциями.

    Развод родителей относится к неразрешимым для детей переживаниям, а, следовательно, в данном случае следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их, а это может привести к возникновению задержек в психическом развитии, возникновении психосоматической и соматической симптоматики.

    Для ребенка возрасте раннего детства, расставание родителей — это психологическая травма, связаннаяв первую очередь с разрушением привычной среды обитания. Чтобы по возможности уменьшить последствия данной травмы, рекомендуется, чтобы ребенок раннего возраста имел постоянное неизменяемое место жительства.

    Основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка в раннем детстве является окружающая его среда. поскольку система личностной саморегуляции еще не сформирована. Важную роль в коррекции нервно-рефлекторной возбудимости в раннем возрасте играет «эффективность среды», т. е. возможность создания оптимальных условий для комфортного самоощущения ребенка как фактора профилактики отклонений в психическом развитии.

    Основные параметры эффективной среды для ребенка раннего возраста: возможность обратиться к матери, постоянное проживание по одному месту жительства, наличие постоянной собственной комнаты или части комнаты, повторяющийся предсказуемый режим дня.

    Перспективы и прогнозы общения ребенка с отцом.

    Постоянство окружающей среды и места проживания не останется фактором, определяющим психическое здоровье ребенка навсегда. Значимость для физического и психического здоровья данного фактора ослабеет по достижении младшего школьного возраста. Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

    В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма, и к 7 годам ребенок приобретает новый уровень морфологического и функционального развития.

    Физиологические обоснования психической стабильности. Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма.

    Самые низкие темпы роста длины и массы тела.

    Абсолютные размеры черепа практически уже не отличаются от размеров черепа взрослых, причем черепные кости полностью сращены, и дальнейшее развитие мозга может идти только путем качественных преобразований и усложнения его структуры.

    Динамика работоспособности (способности выдерживать физические и эмоциональные нагрузки) – возрастающая надежность функционирования организма ребенка. В 7 лет дети уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность.

    Обменные процессы в этом возрасте достаточно стабильны. Быстрое развитие выносливости и способности поддерживать стационарные состояния вообще связано в первую очередь с расширением резервных возможностей большинства функций.

    В младшем школьном возрасте по мере структурно-функционального созревания мозга существенно возрастают функциональные возможности ребенка. И такие изменения/преобразования позволят ребенку без ущерба для себя общаться с отцом более длительный срок на его территории. Будут физиологические возможности компенсации травмы.

    Эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

    Обследуемая находится с состоянии повышенного эмоционального напряжения\. испытывает сильные эмоциональные переживания, не понимает текущую реальную ситуацию. Она стремится понять что происходит, стремится воспринять как можно больше информации об окружающей ситуации, высокая восприимчивость. Недоверие к миру и готовность к действию.

    Явно выражено переживание проблем взаимоотношений с родителями. Отношения с матерью девочке намного ближе, понятнее, отношения с отцом – выражены очень слабо. Сильно выражена потребность в защите, определенная эмоциональная истощенность – она не способна выдержать большее давление. Ребенок не чувствует опоры в жизни, не может найти источник положительных эмоций.

    Она обладает хорошими коммуникативными навыками для своего возраста. ей свойственна легкость в общении, приспособляемость, но абсолютное неумение преодолевать конфликтные ситуации, что с высокой вероятностью является последствием пережитой психологической травмы.

    Имеет место испуг потерять ту стабильность ситуации, что имеет сейчас. Постоянно выраженная тревожность, ожидание опасности или угрозы. Вследствие восприятия окружающего мира, как опасного и непонимания ситуации, боится выражать свои эмоции и желания. Старается избежать опасности с помощью демонстрации пассивного, подчиненного поведения.

    Вопрос. Причинит ли вред физическому и психическому здоровью детей (Светлана и Николай) смена постоянного места жительства детей?

    Ответ. Для Светланы смена постоянного места жительства однозначно причинит вред, смена места жительства строго не рекомендуется.

    По результатам проведенного обследования, для Светланы характерна высокая степень личностной тревожности, повышенная эмоциональная напряженность, а следовательно велика вероятность нанесения психологической травмы, сопряженной с психосоматическим обострением. Но данная рекомендация может быть пересмотрена по достижении ребенком семилетнего возраста, после соответствующего обследования. Но в данный момент, постоянство стимульной среды (в том числе привычные значимые взрослые) – условие для ее развития и психического здоровья.

    Николай, в силу сформированности мыслительных функций и рациональности личности способен принять решение самостоятельно. Он обладает мышлением, уровень развития которого позволяет делать сложные умозаключения. А также в силу выраженности личностной черты – рационального склада ума и рациональный подход к решению проблем, способен проанализировать ситуацию и вынести собственное суждение.

    Вопрос. Возможно ли компенсировать, смягчить последствия смены постоянного места жительства для младшего ребенка?

    Ответ. Нет, невозможно в силу возрастных психологических особенностей. Даже обеспечение повышенного внимания со стороны отца не поможет избежать психологической травмы для ребенка данного возраста. Так как ребенок оценивает любое изменение привычного образа жизни как травмирующее и необратимое. Даже если ребенку будет оказывать повышенная забота и внимание на новом месте жительства – это только усилит степень отличия от повседневных форм общения и взаимодействия и будет являться травмирующим фактором.


    Вопрос. Будет ли общение с отцом с сохранением места постоянного проживания способствовать созданию "позитивного образа отца" у детей?

    Ответ. Да, при условии учета возрастных особенностей детей. Для Светланы необходимо общение с приходящим членом семьи на знакомой для нее территории, с исключением ночевок, в привычных условиях, с привычным наполнением среды. Для Николая этот вопрос отдается на самостоятельное разрешение. Психологических показаний/противопоказаний нет.

    Вопрос. Является ли общение отца с ребенком необходимым фактором для нормального психического развития ребенка?

    Вопрос. Способен ли Николай принимать решения самостоятельно?

    Ответ. Да, способен. Он обладает мышлением, уровень развития которого позволяет делать сложные умозаключения. А также в силу выраженности личностной черты – рационального склада ума и рациональный подход к решению проблем, способен проанализировать ситуацию и вынести собственное суждение.

    Вопрос. Способна ли Светлана принимать решения самостоятельно?

    Ответ. Нет, не способна. В силу возрастных особенностей мышления и физиологического развития, она не способна оценить ситуацию и осознать варианты, из которых стоит задача сделать выбор.

    Вопрос. Какова степень влияния позиции матери на принятие решения старшим сыном?

    Ответ. Степень такого влияния в конкретный текущий возрастной период мала. Ранний юношеский возраст – это период, когда личность перестраивает свои мысли и установки в направлении большего внутреннего согласия. Значит, повлиять на установки юноши относительно других людей крайне сложно в этом возрасте.

    Взрослый, женский вариант.

    У обследуемой выявлена повышенная нормативность поведения, строгое соответствие социальным нормам. Она сознательно старается «держать себя в руках, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку».

    Ей характерна избыточная старательность, тщательность в выборе вариантов действий при выраженной самокритичности и откровенности. При этом обследуемая находится в состоянии эмоциональной неустойчивости.

    Для нее характерна неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность - с альтруистическими декларациями, напористость. - со стремлением нравиться окружающим.

    У обследуемой преобладает художественный типа восприятия, с определенной степенью демонстративности, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивость самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего "Я" декларируемым идеалам, некоторой "ребячливостью", незрелостью установок и суждений.

    Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли (артистичность поз, мимики и жестов). Она способна и подчиняться и командовать, легко переходя из одной социальной роли в другую.

    Обследуемой свойственно стремление нивелировать конфликты, и она придает большое значение статусу семейного человека. Для нее характерна повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий.

    В ситуации стресса для обследуемой свойственны выраженные вегетативные реакции, психосоматические расстройства в связи с субъективной невозможностью разрешить конфликт конструктивным путем.

    Для обследуемой характерна любовь к аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в отстаивании их. Изобретательность и рациональность склада ума сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при внезапно меняющейся ситуации. Лицам этого круга импонирует точность и конкретность, их раздражает аморфность, неопределенность поставленных целей, безалаберность и неаккуратность окружающих людей. Ей свойственно преобладание здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем.

    Обследуемая является примером того типа личности, когда планомерное осуществление задуманного доказывает, что человек может быть творцом собственной судьбы. Если же обстоятельства оказываются сильнее, то личности данного типа не идут на компромисс и разными способами проявляют противодействие.

    Особенности поведения в стрессовых ситуациях.

    Защитные механизмы личности.

    При попадании в стрессовую ситуацию, для обследуемой характерно отрицать вызывающие тревогу обстоятельства. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

    Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. В подавляющем большинстве случаем такая сильная выраженность механизма отрицания является основным последствием перенесенного физического или психологического насилия, или следствием переживания психотравмирующей ситуации.

    В поведенческом аспекте в стрессовых ситуациях, обследуемая предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в социально приемлемую субъективно понимаемую их противоположность.

    Характеристика эмоциональной сферы. Проективная методика.

    Эмоциональное и психологическое состояние.

    Для обследуемой характерна высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и недоста­точным признанием окружающих, готовность к продвижению, тенденция к са­моутверждению, потребность к самоутверждению, потребность в признании.

    Для нее очень значимо стремле­ние соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмо­циональному принятию со стороны окружения. Ей свойственны такие черты характера как прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности .

    В данный период жизни можно констатировать наличие резко выраженной генерализованной тревожности. А следовательно, тенденции к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежелании сообщать о себе сведения окружающим.

    Выраженный самоконтроль, отсутствие агрессии, в том числе и вербальной, но имеет место длительно подавляемая эмоциональность, вплоть до нивелирования, уплощения эмоциональной сферы – что также является следствием перенесенной психологической травмы. Но в данный период испытываются чувства страха, недоверия, что выражается в общей астеничности, экономии энергии.

    Обследуемой свойственная эмоциональная основательность - обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. Но суждения довольно конформны и стандартны.

    Вопрос. Как можно охарактеризовать эмоциональное и психологическое состояние матери?
    Ответ. В меру стабильное, в пределах нормы. Имеют место признаки пережитой психологической травмы или насилия. Но ей свойственно стремление нивелировать конфликтные ситуации и выраженный самоконтроль, при этом сохранны яркие эмоциональные проявления.

    Вопрос. Как можно охарактеризовать степень социальной адаптированности личности матери?

    Ответ. Высокая степень социальной адаптации (адекватность повседневного поведения). Стремление соответствовать высоким социальным стандартам и к эмоциональному принятию со стороны окружения.


    Вопрос. Как можно охарактеризовать детско-родительские отношения гр. Марины ------------ с ее детьми?

    Ответ. Адекватный тип реагирования матери. Развивающий тип эмоционального сопровождения детей, с уклоном в опекающее, защитное поведение.

    Вопрос. Свойственна ли матери агрессивность как черта личности?

    Ответ. Нет, не свойственна. В вызывающих агрессию ситуациях она действует по иным психологическим защитным типам реагирования, которые приводят к избеганию конфликта или изменению конфликтогенного поведения.

    Выводы и рекомендации.

    1. Старший ребенок, Николай ------------, уже способен принимать самостоятельные решения морального характера, он имеет физиологические и психологические возможности для полноценного анализа ситуации.

    2. До достижения периода «среднее детство» (возраст 7 лет) младшему ребенку, Светлане ------------, рекомендуется сохранить привычное постоянное место жительства. В связи с психосоматическим характером перенесенных заболеваний, и тяжелого эмоционального состояния, можно рекомендовать не изменять постоянное место жительства до достижения подросткового периода. Начиная с 7 лет возможны краткосрочные периоды пребывания ребенка с ночевками вне дома без нанесения вреда психическому и физическому здоровью ребенка, начиная с 11-12 лет (подростковый период) возможен пересмотр места жительства ребенка.

    3. Эмоциональное состояние матери в меру стабильное, в пределах нормы. Имеются выраженные последствия личностной травмы в прошлом. Агрессивность не свойственна.

    4. Детско-родительские отношения с матерью развиваются по адекватному, эмоционально поддерживающему типу.

    Литература:
    1. Агейко О.В. Особенности переживания детьми ситуации развода // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 89-98.
    2. Аффективно-респираторные пароксизмы в анамнезе детей, больных бронхиальной астмой. Аллергология и иммунология, 2006, 7(5): 610-611.
    3. Басалаева Н.В, Сырынчева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на ребенка // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 99-106.
    4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
    5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М. изд. Просвещение, 2000.
    6. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2000.
    7. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М. “Класс”,1998.
    8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М. Педагогика, 1984.
    9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
    10. Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 2. С. 33- 39.
    11. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 18-19.
      Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 108-111.
    12. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей
      детям). – СПб. «Респекс», 1995. – 400 с Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.
    13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. – М. Просвещение, 1993.
    14. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование. - 2003.- № 4.- С. 14-18.
    15. Кулагина И.Ю. Личность дошкольника.- М. Сфера, 1999.
    16. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
    17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М. Педагогика, 1983.
    18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. Педагогика,1986.
    19. Лурия А.Р. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М. 1956.
    20. Львова А.И, Рязанцева И.А. Психологические картины измены, ревности и развода // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 109-119.
    21. Минакова Л.К, Жукова М.Н. Изучение особенностей эмоционального отношения детей к родителям, находящимся в разводе // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 1. С. 48-58.
    22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л.,1932.
    23. Прокофьева Л.М. Отцы и дети после развода // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 14-19.
    24. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В. Эльконина Д.Б. - М.,1964.
    25. Смирнова Е.О. Собкин В.С. Асадулина О.Э. Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии, 1999, № 6.
    26. Супаров В.А. Дети после развода: опыт комплексного исследования //Семейная психология и семейная психотерапия. 1999. № 4. С.20-24.
    27. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. – М. Наука, 1995. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А.Д. М. Просвещение, 1985.
    28. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. Ленато АСТ, 1996.

    Если у вас возникли какие-либо вопросы, напишите нам. Наши сотрудники всегда будут рады Вам помочь.

    +7 (495) 723-41-69 +7 (495) 675-01-64
    +7 (905) 586-30-71
    cmki@mail.ru
    115280, г. Москва,
    ул. Велозаводская, д. 4, офис 415/2