Руководства, Инструкции, Бланки

довідка до пенсійного фонду бланк img-1

довідка до пенсійного фонду бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

Рассмотрим, в чем отличие назначения пенсии по возрасту на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 100 этого Закона (лицам, имевшим право на пенсию на льготных условиях до вступления в силу Закона о пенсионном обеспечении), и как это влияет на размер пенсий.

Назначение пенсии по возрасту на льготных условиях

В соответствии со ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по Списку № 1 и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины — после достижения 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах; женщины — после достижения 45 лет и при стаже работы не меньше 15 лет, из них не меньше 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца — женщинам.

Работники, которые заняты полный рабочий день на других работах во вредных и тяжелых условиях труда, — по Списку № 2, и по результатам аттестации рабочих мест имеют право на пенсию: мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не меньше 25 лет, из них не меньше 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не меньше 20 лет, из них не меньше 10 лет — на указанных работах.

Работникам, имеющим не меньше половины трудового стажа во вредных и тяжелых условиях труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы — мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.

Согласно ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении лицам, отработавшим до вступления в силу этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на следующих условиях:

  • лицам, имеющим на день вступления в силу этого Закона (01.01.92 г.) полный стаж на указанных работах, который давал право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных этим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;
  • лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12 Закона о пенсионном обеспечении, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13, 14 этого Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.

Полным рабочим днем следует считать выполнение работ в условиях, предусмотренных списками, не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников данного производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением трудовых обязанностей (п. 2 Порядка № 383).

Списки для определения права на льготную пенсию

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются списки, действующие на период работы лица. В льготный стаж засчитывается весь период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.92 г. и по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.92 г.

Результаты аттестации рабочего места влияют на назначение пенсии на льготных условиях

Согласно п. 4 Порядка № 442 аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.

Указанный Порядок вступил в силу 21.08.92 г. а это значит, что при назначении пенсии по возрасту на льготных условиях для зачисления в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного 5-летнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.92 г. соответствующее право в течение этого периода должно быть подтверждено результатами аттестации.

Результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, что на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающие право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна проводиться внеочередная аттестация.

Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации с определением правопреемника.

В случае подтверждения этого права по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. (в течение 5 лет после введения в действие Порядка № 442), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях, засчитывается весь период работы на данном предприятии в производствах, предусмотренных списками. То есть период работы с вредными условиями труда до даты издания приказа на предприятии о результатах проведения аттестации и период работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если аттестация впервые проводилась после 21.08.97 г. в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.92 г. 5-летний период работы на данном предприятии, предшествующий дате издания приказа о ее результатах, и периоде работы в течение следующих 5 лет, если на протяжении этого времени на данном предприятии не изменялись коренным образом условия и характер труда.

Если же аттестация с 21.08.92 г. не проводилась или по результатам аттестации, впервые проведенной после 21.08.97 г. право не подтвердилось, в льготный стаж засчитывается лишь период работы с вредными условиями труда на данном предприятии, в учреждении или организации до 21.08.92 г. включительно, то есть до вступления в силу Порядка № 442. В таком же порядке засчитывается льготный стаж, если по результатам аттестации, впервые проведенной до 21.08.97 г. право на льготное пенсионное обеспечение не подтвердилось.

Таким образом, если с учетом вышеуказанного порядка лицу назначается пенсия по возрасту на льготных условиях и в льготный стаж засчитан период после 01.01.92 г. (даже если засчитан только по 21.08.92 г.), пенсия назначается по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении и подлежит возмещению предприятием.

Работа во вредных условиях в советское время

Если льготный стаж приобретен до 01.01.92 г. то пенсия назначается по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении.

При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется Список № 2, утвержденный постановлением № 1173, и льготный стаж при этом засчитывается до 01.01.92 г. Проведения аттестации рабочих мест в данном случае не требуется. Расходы на выплату пенсии предприятием не возмещаются.

Подтверждение льготного стажа

Для подтверждения трудового стажа с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется трудовая книжка с оформленными надлежащим образом записями о занимаемой должности и периоде выполняемой работы, выписка из приказа по предприятию о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте (для подтверждения стажа после 21.08.92 г.) и уточняющая справка (п. 20 Порядка № 637).

В справке должны указываться: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.

То есть период, который подлежит зачислению в льготный трудовой стаж, определяет предприятие путем предоставления уточняющей справки.

Если предприятие ликвидировано без правопреемника, то льготный стаж подтверждают соответствующие комиссии, действующие в каждой области при Пенсионном фонде Украины.

Отличия в исчислении льготного стажа, если лицо работало до 01.01.92 г. и если оно работало как до, так и после этой даты

Как указано выше, применяются разные списки. То есть если, например, лицо работало до 01.01.92 г. и его должность не была предусмотрена списками, действовавшими в то время, а впервые должность введена в списки, действовавшие после 01.01.92 г. (лицо в настоящее время уже не работает по этой профессии), то такое лицо не будет иметь права на льготную пенсию.

Напомним, что до 01.01.92 г. были действующими Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением № 1173, а после — списки, утвержденные постановлениями № 10, № 36, № 162.

Порядок зачисления в льготный стаж работы на выборных должностях

Выборная работа засчитывается в льготный стаж лишь в случае назначения пенсии по возрасту на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в случае, если весь льготный стаж приобретен до 01.01.92 г.

Пунктом 97 Положения № 590 предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах, не превышающих 5 лет, приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания.

При зачислении в льготный стаж выборной работы применяются условия, предусмотренные как п. 97, так и п. 109 Положения № 590 (в зависимости от конкретных обстоятельств), которым, в частности, предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в льготный стаж при условии, что перерыв между указанной работой и работой, следующей за ней, не превышает 3 месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях.

Зачисление в льготный стаж периодов обучения и воинской службы

При назначении пенсий на льготных условиях по нормам ст. 100 Закона о пенсионном обеспечении применяется п. 109 Положения № 590, который предусматривает также, что периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах милиции и т. п. приравниваются по выбору лица или к работе, предшествовавшей, или к работе, следовавшей за воинской службой, а обучение в профессионально-технических заведениях засчитывается в работу, следовавшую за его окончанием.

При этом обучение, воинская служба и работа на выборных должностях учитываются в размере, не превышающем всего имеющегося стажа работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

При определении права на пенсию на льготных условиях согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения срочной воинской службы засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, если на момент призыва на срочную воинскую службу гражданин учился по специальности в профессионально-техническом учебном заведении, работал по профессии или занимал должность, предусматривающую право на пенсию на льготных условиях.

Время обучения по специальности в профессионально-технических учебных заведениях засчитывается в льготный стаж при условии, что в течение 3 месяцев после окончания обучения лицо трудоустроилось по приобретенной профессии. (ст. 38 Закона № 103).

В любом случае время обучения в профессионально-техническом учебном заведении и время прохождения срочной воинской службы, которое засчитывается в льготный стаж, не должно превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях.

Мужчина имеет страховой стаж 30 лет, в том числе 6 лет работал во вредных условиях по Списку № 2 (19811986 гг.). С этой работы он избран секретарем парторганизации, работал на выборной должности 7 лет. В течение месяца после увольнения был принят на невыборную работу.

Учитывая то, что мужчина в течение 3 месяцев после увольнения с выборной должности трудоустроился, время работы на выборной должности засчитывается в работу, которая ей предшествовала (по Списку № 2). И в этом случае время такой выборной работы ограничивается 6 годами работы во вредных условиях труда. То есть льготный стаж по Списку № 2 такого мужчины будет составлять 12 лет, что дает право на снижение пенсионного возраста на 4 года (за каждые 2 года 6 месяцев такой работы на 1 год).

Мужчина имеет страховой стаж 31 год. Работа по Списку № 13 года (19801982 гг.), выборная работа в райкоме комсомола7 лет (19831989 гг.), через 3,5 месяцаработа по Списку № 11 год ( 1990 г.).

Применить норму п. 109 Положения № 590 нет оснований в связи с тем, что после увольнения с выборной должности он трудоустроился позже 3 месяцев.

В данном примере применяются нормы п. 97 этого Положения, то есть выборная работа приравнивается к предшествующей ей льготной. При этом выборная работа ограничивается 5 годами, но засчитывается лишь 4 года (в количестве, не превышающем всего льготного стажа).

С учетом указанного льготный стаж по Списку № 1 составлял 8 лет (4 годальготная работа и 4 годавыборная). Указанный стаж дает право на снижение пенсионного возраста на 8 лет, и мужчина будет иметь право на пенсию по возрасту на льготных условиях по достижении 52-летнего возраста.

Пенсия назначена по нормам ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении (с учетом льготного стажа как до, так и после 01.01.92 г.). Страховой стаж мужчины 32 года, в том числе обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1,1 год. Через месяц после окончания обучения зачислен на работу по приобретенной профессии и отработал 1 год. С этой работы был призван на срочную воинскую службу2 года. Воинская служба по конт-ракту3 года. Работа по профессии, предусмотренной Списком № 1,6 лет 7 месяцев (по 1996 г. включительно). Рабочее место аттестовано.

Определение льготного стажа.

Обучение в ПТУ по профессии, предусмотренной Списком № 1,1 годзасчитывается в льготный стаж, поскольку после окончания обучения в течение 3 месяцев трудоустроился на работу по приобретенной профессии.

Срочная воинская служба также засчитана в льготный стаж, поскольку мужчина был призван с работы по Списку № 1.

Воинская служба по контракту (3 года) не засчитывается в льготный стаж, поскольку при назначении пенсии по ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении в стаж засчитывается только срочная воинская служба.

Таким образом, льготный стаж мужчины составляет 10 лет 7 месяцев (1 год + 1 год + 2 года + 6 лет 7 месяцев), что дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях по достижении 50-летнего возраста.

Страховой стаж мужчины25 лет, в том числе 6 лет 6 месяцевработа, предусмотренная Списком № 2; 6 летвыборная работа в профсоюзах. Согласно п. 97 Положения № 590 выборная работа приравнивается к работе до избрания только в пределах 5 лет. Льготный стаж11 лет 6 месяцев. Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 56-летнего возраста.

Страховой стаж женщины20 лет, в том числе 3 годаработа по Списку № 2; 6 летвыборная работа; 2 годаобычная работа; 2 годаработа по Списку № 2.

В соответствии с п. 97 Положения № 590 выборную работу можно приравнять к работе до избрания в пределах 5 лет и при этом в размере, не превышающем стажа работы по Списку № 2.

Продолжительность работы по Списку № 2 в этом случае составляет 5 лет. Соответственно 5 лет выборной работы можно приравнять к работе до избрания. Льготный стаж составляет 10 лет. Женщина имеет право на назначение пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Страховой стаж мужчины25 лет, в том числе 6 летработа, предусмотренная Списком № 1; 4 годаинструктор райкома комсомола (ответственная должность в комсомольских органах). Через 4 месяца после увольнения из комсомольских органовработа с обычными условиями труда.

В соответствии с п. 109 Положения № 590 работу на ответственной должности в этом случае невозможно приравнять к предыдущей льготной работе, поскольку перерыв между комсомольской работой и работой, следующей за ней, превышает 3 месяца.

Применить п. 97 этого Положения также невозможно, поскольку пунктом не предусмотрено зачисление работы на ответственных должностях, а только выборных.

Льготный стаж6 лет (работа во вредных условиях). Это дает право на пенсию по возрасту мужчине по достижении 54-летнего возраста.

Другие статьи

Специалист рассказал, как увеличить размер пенсии

Специалист рассказал, как увеличить размер пенсии

Известно, что размер пенсионных выплат зависит от стажа, заработной платы года выхода на пенсию. В зависимости от этих факторов существует несколько схем, позволяющих увеличить выплаты. Рассмотрим разные варианты.

Вариант 1. Заработать дополнительный стаж.

Согласно ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», если после назначения пенсии пенсионер продолжает работать, то получает право на перерасчет. Его проводят по двум схемам.

1. После назначения (последнего перерасчета) приобретено не менее 24 месяца стажа. В этом случае по желанию заявителя выбирают один из двух вариантов пересчета:

по стажу и заработной плате (то есть к уже имеющемуся стажу добавляется еще 24 месяца и к зарплате, с которой исчислена пенсия, добавляется заработок за последние два года);

только по стажу (заработная плата остается та, с которой рассчитана пенсия, а к стажу добавляется 24 месяца).

При этом в обоих случаях показатель средней заработной платы по стране применяется тот же, что и при назначении (предыдущем перерасчете пенсии).

2. После назначения (последнего перерасчета) приобретено менее 24 месяцев стажа. В таком случае перерасчет производится не ранее чем через 2 года после назначения (последнего перерасчета) и только с учетом нового стажа. Размер заработка за последние два года при таком варианте не учитывается.

Вариант 2. На время отказаться от пенсии.

Этот вариант касается женщин, которые вышли на досрочную пенсию в 55 лет. Такое право они имели до 1 января 2015 года. Льгота предоставлялась при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. Это определено в п. 7-2 Заключительных положений Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Правда, в таком случае размер пенсии уменьшался на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию. Этих процентов женщин лишили на весь период получения пенсии независимо от ее вида. Однако существуют условия, которые помогут вернуть эти проценты и увеличить пенсию:

если до достижения предусмотренного законом пенсионного возраста женщина трудоустроится, досрочную пенсию ей платить перестанут. Выплаты возобновят после достижения пенсионного возраста. К тому же, процент, на который был уменьшен размер пенсии, увеличат пропорционально количеству полных месяцев страхового стажа за период работы после выхода на досрочную пенсию;

процент, на который был уменьшен размер пенсии, также можно снизить с учетом соответствующего количества полных месяцев страхового стажа, приобретенного женщиной после достижения пенсионного возраста.

Это станет возможно, если выйти на работу и на какое-то время добровольно отказаться от получения пенсии.

Вариант 3. Предоставить новые справки о зарплате.

Еще один из вариантов увеличения пенсий касается тех, кто получал высокую зарплату до 2000 года. Согласно изменениям, которые были внесены в ст. 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» 15 апреля 2016 года, пенсионерам предоставлено право по желанию учитывать зарплату за любые пять лет подряд до 1 июля 2000 года.

Чтобы сделать перерасчет с учетом «старой» зарплаты, необходимо предоставить в Пенсионный фонд справку, выданную на основании первичных документов (лицевых счетов, платежных ведомостей и других).

При любом из описанных вариантов для пересчета пенсии необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства. Здесь нужно написать заявление и приложить необходимые документы. Если заявление подано до 15 числа текущего месяца, проведут перерасчет пенсии с 1 числа этого же месяца, если после 15 числа – с 1 числа следующего месяца.

Оформление пенсии гражданами Украины, условия оформления пенсии, порядок, сроки, размер и другие актуальные вопросы

Оформление пенсии гражданами Украины: условия оформления пенсии, порядок, сроки, размер и другие актуальные вопросы


В жизни каждого гражданина нашей страны, за редким исключением, наступает время когда единственным источником средств существования становится пенсия. Поскольку уровень денежного обеспечения жизни наших пенсионеров существенно отличается от уровня жизни их западноевропейских сверстников, то и интересы у них разные: в то время как вторые выбирают себе туры для отдыха и оздоровления, первые живут от пенсии до пенсии и поэтому в круг их интересов входят вопросы начисления, перерасчета, размера, выплаты пенсий и т.д.

Ниже рассмотрим и попытаемся дать ответы на наиболее наболевшие вопросы современного украинского пенсионера:

Какие документы необходимо предоставить в Пенсионный фонд для начисления пенсии?

За какие годы выгоднее брать заработную плату?

За сколько дней, месяцев необходимо начинать собирать документы и подавать в Пенсионный фонд?

Что можно сделать, чтоб получить наиболее высокий размер пенсии? и т.д.

Итак, если Вы работаете, то не позднее месяца до дня достижения пенсионного возраста должностное лицо предприятия, учреждения, организации (далее по тесту, - должностное лицо), где работаете, на которое возложена обязанность оформления документов для назначения пенсии работникам, обязано письменно сообщить Вам о возникновении права на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях. В 10-дневный срок со дня получения от Вас заявления о назначении пенсии это же лицо оформляет все необходимые документы и представление о назначении пенсии, знакомит с ним Вас (о чем Вы ставите свою подпись в представлении) и направляет в орган, который назначает пенсию, по местонахождению предприятия, учреждения, организации или по месту Вашего проживания (регистрации). В случае необходимости Вам обязаны предоставить помощь в получении отсутствующих у Вас документов для назначения пенсии. Если подготовлены не в се необходимые для назначения пенсии документы, в орган, который назначает пенсию, подаются имеющиеся документы, а недостающие документы подаются дополнительно в трехмесячный срок со дня регистрации заявления в Пенсионном фонде.

Если же на момент достижения Вами пенсионного возраста, Вы не работаете, то заявление о назначении пенсии и все необходимые документы подаете в орган, который назначает пенсию, по месту Вашего проживания (регистрации) самостоятельно. Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию, но не раньше, чем за месяц до достижения пенсионного возраста. Пенсия назначается со дня обращения за пенсией.

Однако если лицо обратилось за пенсией не позднее трех месяцев со дня достижения пенсионного возраста, то пенсия назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста. Согласно Перечню документов, необходимых для назначения пенсии, определенных Порядком предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. №22-1 для назначения пенсии по возрасту необходимо к заявлению (утвержденной формы) приложить такие документы:

- справка налоговой администрации о присвоении заявителю идентификационного номера.

В качестве документа, удостоверяющего отсутствие у заявителя идентификационного номера для лиц, которые в связи со своими религиозными убеждениями отказываются от его принятия, официально сообщили об этом в соответствующие государственные органы и имеют отметку в паспорте, принимают копию страницы паспорта с отметкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера;

- справку из налоговой инспекции (для лиц, которые на момент обращения за назначением пенсии не работают) о том состоит ли лицо на учете как субъект предпринимательской деятельности и об источниках доходов с 01.07.2000 г. по настоящее время (на дату подачи заявления со всеми необходимыми документами);

- копия трудовой книжки или документы о стаже, определенные Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий в случае отсутствия трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.1993 г. № 637 (далее по тексту,

- Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа). За период работы до 01.01.1991 г. на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера бывшего Союза ССР, а также на острове Шпицберген предоставляются договоры или другие документы, которые подтверждают право работника на льготы, предусмотренные для лиц, которые работали в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, в том числе по упрощенной системе налогообложения, с 01.07.2000 г. подтверждается данными персонифицированного учета* по информации отдела персонифицированного учета;

- справку о заработной плате за любые 5 лет подряд до 01.07.2000 г. с помесячной разбивкой;

- индивидуальные данные о застрахованном лице за период с 01.07.2000 г. по настоящее время (данные персонифицированного учета на дату подачи заявления со всеми необходимыми документами); - справку о переименовании организации работодателя (в случае необходимости);

- документы о местожительстве (регистрации) лица;

- копию диплома (свидетельства, аттестата) об обучении (дневная форма);

- копию свидетельства о заключении брака;

- документы, которые удостоверяют особый статус лица, если таковые имеются:

а) удостоверение участника боевых действий и справка воинского комиссариата о периоде (периодах) участия в боевых действиях (при назначении пенсии в соответствии с аб. 6 п. 3 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», далее по тексту, - Закон);

б) справка медико-социальной экспертной комиссии (далее по тексту, - МСЭК) о признании лица инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при выполнении других обязанностей воинской службы (служебных обязанностей, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, или выполнением интернациональных обязанностей (при назначении пенсии в соответствии с аб. 6 п. 3 Заключительных положений Закона);

в) заключение МСЭК относительно причинной связи смерти лица с ранением, контузией, увечьем, полученными при выполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей, или заболеванием, связанным с пребыванием на фронте, ликвидацией чернобыльской катастрофы, или выполнением интернациональных обязанностей (при назначении пенсии в соответствии с аб. 6 п. 3 Заключительных положений Закона);

г) справка МСЭК о признании лица инвалидом по зрению 1 группы - слепым (при назначении пенсии в соответствии с аб. 3 п. 3 Заключительных положений Закона);

д) документы учреждения здравоохранения о наличии соответствующего заболевания: лилипуты (гипофизарный нанизм), диспропорциональные карлики (при назначении пенсии в соответствии с аб. 2 п. 3 Заключительных положений Закона);

е) удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, форма которой утверждена Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 09.03.1988 г. № 122; удостоверение пострадавшего от чернобыльской катастрофы (при назначении пенсии с использованием норм ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»);

ж) документы о рождении и воспитании ребенка до четырнадцатилетнего возраста (при назначении пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении»);

з) документы о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста, а с 01.01.2006 г. - шестилетнего возраста или признании ребенка заявителя инвалидом детства или ребенком-инвалидом (при назначении пенсии в соответствии с аб. 4 п. 3 Заключительных положений Закона);

и) заявление матери о согласии относительно назначения пенсии отцу или документы, подтверждающие ее отсутствие (свидетельство органа РАГС о смерти, решение суда о признании ее без вести пропавшей и т.п.), в случае обращения за пенсией отца, который воспитывал пятерых или более детей или ребенка-инвалида (при назначении пенсии в соответствии с аб. 5 п. 3 Заключительных положений Закона);

к) ходатайство (направление) о досрочном выходе на пенсию (для назначения пенсии согласно ст. 26 Закона Украины «О занятости населения»).

«Для назначения надбавок к пенсии лицу необходимо предоставить следующие документы:

а) о признании заявителя ветераном войны, лицом, на которое распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», или лицом, имеющим особые заслуги перед Родиной (для повышения пенсий в соответствии со ст.ст. 12-16 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»);

б) о признании лица имеющим особые заслуги перед Родиной (для повышения пенсии в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»);

в) о признании заявителя реабилитированным или членом семьи реабилитированного (для повышения пенсии в соответствии с п. «г» ст.77 Закона Украины «О пенсионном обеспечении»);

г) о предоставлении статуса лицу, проживающему, работающему (учится) на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного (для повышения пенсии в соответствии со ст. 6 Закона Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине»);

д) о предоставлении статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшего от чернобыльской катастрофы (для назначения дополнительной пенсии в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»);

е) экспертное заключение об установлении причинной связи смерти кормильца с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (для назначения компенсационной выплаты в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы»);

ж) документы о награждении знаком «Почетный донор Украины», «Почетный донор СССР» (для установления надбавки в соответствии с Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов»). Собрать документы необходимые для назначения пенсии вовремя и в полном объеме, безусловно очень важно.

Однако целью каждого лица является не пенсия сама по себе, а ее размер.

Согласно действующему законодательству Украины на сегодняшний день пенсии жителей Украины напрямую зависят от того, как долго и какую сумму они платили в Пенсионный фонд. Первое определяет страховой стаж человека, а второе - его заработок.

В целом размер пенсии (П) определяется путем умножения скорректированного заработка (Зп) на коэффициент страхового стажа (Кс). П = Зп х Кс Заработная плата (доход) для начисления пенсии определяется по формуле: Зп=ЗсХ(Ск:К), где: Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для начисления пенсии, в гривнях; Зс - средняя заработная плата сотрудников, занятых в отраслях экономики Украины, за календарный год, который предшествует году обращения за предназначением пенсии; Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз-1+Кз-2+Кз-3+. ); К - количество месяцев страхового стажа, за которые рассчитаны коэффициенты заработной платы (дохода) застрахованного лица. Из вышеуказанной формулы видно, что при назначении пенсии берется в расчет не номинальная зарплата будущего пенсионера, а с учетом средней зарплаты по стране за соответствующий год (скорректированный заработок).

Размер среднемесячной зарплаты по Украине постоянно меняется. Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» порядок определения показателей средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с данным Законом учитывается для исчисления пенсии, за календарный год, предшествующий году обращения за назначением пенсии, утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти в отраслях статистики, экономики, труда и социальной политики и финансов. В заработок для начисления пенсий включаются все виды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие), перечень которых утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.05.98 г. № 697. Согласно ст. 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" для начисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2004 года, независимо от перерывов, и за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2004 года (дата вступления в силу указанного Закона).

Исходя из этой законодательной нормы, выбирается лучший пятилетний период лишь до 1 июля 2000 г. Что касается выбора оптимального 5-летнего периода заработной платы до 1 июля 2000 г. то здесь нельзя дать рекомендации относительно какого-либо единого периода, который бы был оптимальным для всех. У каждого человека этот период разный и зависит он, как указывалось выше, не только от фактической заработной платы этого человека, но и от средней заработной платы работников, занятых в отраслях национальной экономики за соответствующий период. Итак, лишь после сопоставления этих двух показателей и получения коэффициента заработной платы за каждый месяц (Коэффициент заработка = Фактическая зарплата/Средняя зарплата по стране), можно определить оптимальный 5-летний период, который будет учитываться для начисления пенсии. Таким образом, в выборе лучшего 5-летнего периода может быть применен только индивидуальный подход. Относительно заработной платы за период с 1 июля 2000 г. то ее прибавляют к 5-летнему периоду в обязательном порядке. Таким образом, начиная с 1 января 2004 г. (дата введения в действие Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»), период, за который учитывается заработная плата в зависимости от года обращения за ее назначением, постоянно увеличивается (при условии, что человек постоянно работает). Например, если обращение за назначением пенсии в июле 2008 г. то период, за который он может предоставить заработную плату, составит 13 лет (5 лет до 1 июля 2000 г. и 8 лет с 1 июля 2000 г. по 30 июня 2008 г.), если обращение - в июле 2009 г. то 14 лет (5 лет до 1 июля 2000 г. и 9 лет с 1 июля 2000 г. по 30 июня 2009 г.). Таким образом, учитывая вышеизложенное пенсионер может сам рассчитать размер своей пенсии, однако редакция обращает внимание читателей на то, что такие расчеты будут все же носить приблизительный (неточный) характер поскольку точные расчеты производятся в управлениях Пенсионного фонда при помощи специальных программ с учетом данных персонифицированного учета. Документом, подтверждающим назначение лицу пенсии, является пенсионное удостоверение. Его выдает орган, который назначает пенсию, в соответствии с Порядком учета, хранения, оформления и выдачи пенсионных удостоверений в Пенсионном фонде Украины и его органах, утвержденным Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 21.03.2004 г. № 4-1.


* Система персонифицированного учета взносов в системе обязательного государственного пенсионного страхования (СПУВ ПФУ) обеспечивает сбор, обработку и накопление данных о доходах, взносах в Пенсионный фонд, информацию о трудовом стаже граждан. На основании этой информации вычисляется размер трудовой пенсии и других социальных выплат в зависимости от взносов и стажа застрахованных лиц. На данный момент СПУВ и технически, и функционально, представляет собой одну из ключевых прикладных подсистем Интегрированной комплексной информационной системы Пенсионного фонда Украины.

Юридические, бухгалтерские услуги всех видов для Вас
Надежно, быстро, качественно.