Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция сотрудника контрактной службы по 44 фз img-1

должностная инструкция сотрудника контрактной службы по 44 фз

Категория: Инструкции

Описание

Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации

Все статьи Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации (Андрианова В.Н.)

Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации (Андрианова В.Н.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

Основным преимуществом Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [1] (далее - Закон N 44-ФЗ) является его нацеленность на повышение профессионализма кадров в сфере государственных закупок и, как следствие, переход к осуществлению закупок на профессиональной основе.

Статья 9 Закона N 44-ФЗ закрепляет принцип профессионализма, который означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и соответственно повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, которые осуществляют свою деятельность в сфере закупок. Одним из способов являются курсы повышения квалификации сотрудников и профессиональная переподготовка в сфере закупок.

Однако, на наш взгляд, наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, будет создание отдельных кафедр на юридических факультетах вузов России. Таким образом, сотрудник более глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска будет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства Российской Федерации. Представляется необходимым разработать программу обучения по подготовке высококвалифицированных специалистов по закупочной деятельности. Это позволит увеличить уровень оказываемых услуг всем контрагентам закупочной деятельности.

В международной практике существуют различные подходы к обучению сотрудников закупочных подразделений. Имеются примеры, когда специализацию закупки можно получить в бакалавриате и магистратуре. Например, в Соединенных Штатах Америки существует несколько крупных образовательных учреждений, таких как Arizona State University, Bowling Green State University, George Washington University, Miami University, Michigan State University и Western Michigan University, где можно получить степень бакалавра по специализации: закупки, материалы, поставки, цепи поставок, управление логистикой. Кроме того, некоторые учреждения предлагают сертифицированные программы или курсы, связанные с закупками, как для студентов очного отделения, так и заочного. Ряд учебных заведений, в том числе Arizona State University, Michigan State University и Howard University, предлагают специализацию по управлению цепями поставок как часть специализации MBA. В Канаде Richard Ivey School of Business уже более десяти лет предлагает курс по закупкам и поставкам как для выпускников с высшим образованием, так и для людей с более высоким уровнем подготовки. В ряде университетов, в частности HEC, Laval и Victoria, можно получить высшее образование по этим специальностям [2].

Следует также отметить, что в сентябре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты России утверждены профессиональные стандарты специалиста и эксперта в сфере закупок, разработанные во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации [3] (далее - ТК РФ) и призванные обеспечить принцип профессионализма заказчика. Согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г. обязательными такие стандарты (они установлены и в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) будут только в части требований образования в сфере закупок. Согласно данной норме Закона работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Профессиональные стандарты подразделяются на четыре уровня классификации - 5-й, 6-й, 7-й, 8-й. Обладателем 8-го уровня может стать человек, имеющий опыт работы в сфере закупок не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях [4].

Принцип профессионализма проявляется в обязанности заказчиков создать контрактные службы или назначить контрактных управляющих.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. руб. создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий) (ч. ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Указанная норма не запрещает заказчикам, совокупный объем закупок которых не превышает 100 млн. руб. создавать контрактные службы. Речь идет об индивидуальном подходе каждого заказчика, учитывая специфику деятельности и распределения обязанностей в организации. Однако, на наш взгляд, создание контрактной службы организует работу заказчика наиболее рациональным способом, следовательно, создание службы в указанном случае положительно повлияет на процедуру закупок. Если же у заказчика совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и не создана контрактная служба, то согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ он обязан ввести в структуру организации контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок. То есть, по сути, контрактный управляющий - это сотрудник организации заказчика, который единолично осуществляет функции контрактной службы.

Согласно Закону N 44-ФЗ работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, тогда к членам комиссии по осуществлению закупок предъявляется требование о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок, а также наличия специальных знаний, относящихся к объекту закупки. То есть более 50% от числа членов комиссии должны быть обучены и иметь документ, который подтверждает пройденное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Как нам представляется, в целях надлежащей реализации принципа профессионализма заказчика (ст. 9 Закона N 44-ФЗ) необходимо законодательно предусмотреть единые правовые требования к образовательному уровню лиц, осуществляющих закупки.

Контрактные службы заказчика действуют в соответствии с положением (регламентом), который был разработан и утвержден на основании Типового положения (регламента), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631. На сегодняшний день такие положения у всех заказчиков разработаны и утверждены.

В соответствии с типовым положением к объему полномочий контрактных служб относятся:

- организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

- обязательное общественное обсуждение закупок;

- организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

- привлечение экспертов, экспертных организаций;

- подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

- подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

- рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии;

- организация заключения контракта;

- организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии;

- организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

- взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

- организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);

- направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);

- участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы.

Как следует из приведенного перечня, контрактная служба имеет немало полномочий, и соответственно, профессионализм сотрудников, которые осуществляют данные функции, должен им соответствовать и расти.

В то же время обозначенное типовое положение носит рамочный характер и, соответственно, перечисляет полномочия и функции контрактной службы, но не определяет порядок действий для их осуществления. На наш взгляд, для эффективного функционирования контрактной службы необходимо разработать регламент действий контрактной службы. Он позволит регулировать отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика, определять действия контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика, в том числе с комиссиями по осуществлению закупок (при планировании закупок, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при заключении и исполнении государственных контрактов).

Важным элементом проведения закупки для заказчика является организация осуществления закупки. Она, как известно, начинается с осуществления ее планирования и подготовки планов закупки, планов-графиков, их согласования.

Контрактной службе заказчика необходимо вести внутренний реестр закупок, которые им осуществляются. Данный реестр упорядочивает и фиксирует все документы закупки, обеспечивает их взаимосвязь. Каждой закупке перед формированием извещения об осуществлении закупки присваивается индивидуальный номер, что позволяет ее идентифицировать.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" устанавливает порядок формирования контрактной службы. В частности, в состав контрактной службы входят не менее двух человек, должностные лица или работники контрактной службы, которые набираются из числа работников заказчика. Контрактную службу возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности заказчиком.

Существует несколько вариантов создания контрактной службы: образование отдельного структурного подразделения или утверждение заказчиком постоянного состава своих работников, которые выполняют функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности сотрудника контрактной службы и контрактного управляющего должны быть отражены в должностных инструкциях. В частности, в настоящее время не установлены специальные нормативные требования к локальным нормативным актам, регулирующим деятельность контрактного управляющего. Поэтому на практике должностные обязанности данного сотрудника определяются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Должностная инструкция, регулирующая деятельность контрактного управляющего, утверждается приказом руководителя организации-заказчика, и данный работник знакомится с ней под роспись. Она охватывает все полномочия, предусмотренные ст. 38 Закона N 44-ФЗ, которые при необходимости подлежат уточнению (конкретизации).

Полагаем, что, так как ст. 38 Закона N 44-ФЗ допускает расширительное толкование, на контрактного управляющего могут быть возложены обязанности, данной нормой не предусмотренные. Они не должны мешать ему выполнять обязанности, предусмотренные ст. 38 данного Закона. Впрочем, некоторые положения этой нормы, как правило, придется дублировать. Например, требование об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции целесообразно сформулировать так, как оно изложено в ч. 6 анализируемой ст. 38: "высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Учитывая, что в настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо конкретных требований к высшему или дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок, на практике таким образованием считается любое образование соответствующего уровня, имеющее прямое отношение к закупкам (причем, судя по формулировке Закона, не обязательно именно к госзакупкам).

Как отмечалось, согласно ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 2016 г. контрактный управляющий должен иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В 2016 г. контрактным управляющим необходимо будет переучиться по новой федеральной учебной программе.

В должностной инструкции необходимо также отразить, что информация о контрактном управляющем размещается в конкурсной документации (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), документации об электронном аукционе (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ), извещении о проведении запроса котировок (п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ), документации о проведении запроса предложений (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Полагаем, что при разработке рассматриваемой должностной инструкции можно использовать обозначенный ранее проект типового положения (регламента) контрактной службы, подготовленный и опубликованный Минэкономразвития России. При этом следует учитывать, что ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ не разграничивает полномочия контрактного управляющего и контрактной службы, они во многом идентичны. Это касается и полномочий комиссии по осуществлению закупок. Например, к полномочиям контрактного управляющего отнесено обеспечение осуществления закупки, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Указанное полномочие может быть отнесено и к функциям комиссии по осуществлению закупок. Следовательно, в случае превышения совокупного годового объема закупок 100 млн. руб. полномочия по размещению заказа будут одновременно осуществлять заказчик, контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок или, если контрактная служба заказчиком не создается, - заказчик, контрактный управляющий и комиссия по осуществлению закупок [5].

С учетом изложенного считаем целесообразным разграничить в Законе N 44-ФЗ полномочия заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего и комиссии по осуществлению закупок, а также восполнить недостаток законодательства в части определения полномочий руководителей заказчика и руководителей контрактных служб. Отсутствие в Законе такого разграничения является препятствием для привлечения данных должностных лиц к ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, правовое регулирование Закона N 44-ФЗ имеет четкую направленность на повышение профессионализма кадров, что, на наш взгляд, станет особенно важным фактором в процессе перехода на закупки в электронной форме.

1. СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
2. Управление закупками и поставками: Учебник / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Пер. с англ.; под ред. Ю.А. Щербанина. 13-е изд. М. Юнити-Дана, 2012.
3. СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
4. Юдина М. Знания - сила // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2015. N 14. С. 34 - 35.
5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. М. 2016. С. 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Другие статьи

Просмотр темы - контрактная служба

Форум
Института госзакупок
(Москва)


Зарегистрирован: 22 авг 2012, 08:17
Сообщений: 78

Контрактная служба:
Организационная форма:
самостоятельное структурное подразделение заказчика
вхождение в состав другого подразделения
составная часть в нескольких отделах (по аналогии с комиссией)
Регламентирующий документ: положение (регламент) разработанный на основании типового положения (регламента) утвержденного Минэкономразвития РФ от 10.09.2013г.
Квалификация: все (!)* работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок - по 44 ФЗ. До 01.01.2016г. допускается наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов - т.е. по 94 ФЗ(ч.23 ст 112)

Контрактный управляющий:
Кто назначается: должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок (!), включая исполнение каждого контракта;
Регламентирующий документ: приказ, должностной регламент (должностная инструкция), иные локальные правовые акты;
Квалификация: должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок - по 44 ФЗ(ч.6 ст 38). До 01.01.2016г. допускается наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов- т.е. обучение по 94 ФЗ(ч.23 ст 112)

Проф. образование – среднее проф.образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура, ординатура).
Дополнитенльное проф.образование – повышение квалификации, профпереподготовка


_________________
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.


Зарегистрирован: 20 сен 2009, 12:30
Сообщений: 50

Здравствуйте коллеги! Интересен вопрос про обучение работников контрактной службы. Написал такое заключение:

Вопрос о необходимости обучения работников контрактной службы в сфере закупок, имеющих ранее выданные документы о повышении квалификации в сфере размещения госзаказов.

Ответ:
Если у работника заказчика есть ранее полученное свидетельство о повышении квалификации в сфере размещения заказов и такой работник планируется в состав контрактной службы, необходимо обратить внимание на дату выдачи такого документа.

Обоснование:
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Указанное положение полностью подпадает под действие статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – Трудовой кодекс), которая возлагает на работодателя обязанность следить за квалификацией своих работников, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России дополнительное профессиональное образование работников является условием для осуществления ими конкретных видов деятельности.
Согласно части 23 статьи 112 Закона 44-ФЗ работником контрактной службы до 1 января 2016 года может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, законодательно закреплена возможность заказчика включать в состав контрактной службы лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации для работы с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Однако в этом случае необходимо учитывать пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», где установлены нормативные сроки прохождения работниками повышения квалификации - по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Из этого следует, что данный пятилетней период представляет собой предельный промежуток времени действия повышения квалификации работника, в течение которого он может выполнять функции и обязанности, требующие по закону определенный уровень квалификации.
Таким образом, работник у которого до 1 января 2014 года прошло 5 лет со дня выдачи документа о повышении квалификации в сфере размещения заказов с указанной даты не может работать в контрактной службе заказчика, предусмотренной Законом 44-ФЗ.

Буду рад вашим комментариям.

Должностная инструкция руководителя контрактной службы по 44 фз - последние новости

Должностная инструкция руководителя контрактной службы по 44 фз

Планировать расходы и формировать бюджетную смету на следующий финансовый год. В своей деятельности руководитель структурного подразделения контрактной службы руководствуется: - Гражданским, Бюджетным, Налоговым, Трудовым Кодексами РФ; - Федеральным законом от 29. Составлять установленную отчетность о результатах планово-финансовой деятельности техникума. Кроме того, в случае, если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров соглашений автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков ч. Во-вторых, экспертизе подлежат результаты исполнения любого контракта, исключений на этот счет в ст. Журнал "Кадровик-практик" очень нравится, материал изложен в доступной форме с учетом последних изменений в законодательстве. Поэтому хочется выделить такие плюсы, как: -конкретику и краткость представленного материала; - удобный интерфейс; - хорошо логически продуманный представленный материал; - примеры заполнения документов; - юридические консультации и многое другое; - невысокую и доступную стоимость программы для широкого круга специалистов; - оперативность в предоставлении справочного материала по электронной почте. Требования к работнику 2. Екатерина Сергеевна, инспектор по кадрам. При этом работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель — это физическое лицо либо юридическое лицо организация. вступившее в трудовые отношения с работником. Начальник отдела кадров Галина Сергеевна Ш. Термины и определения», утв.

Сменный мастер должен знать: миссию, фирменные стандарты, бизнес-план фирмы; организационную структуру, Положение об административной системе; технологию производства шкафов-купе и жалюзи; производственные мощности фирмы и её производственной базы; номенклатуру выпускаемых изделий; основы технологии производства; правила и стандарты, установленные в фирме на процесс взаимодействия с клиентами и партнерами; правила оформления документов, сопровождающих процесс производства; эффективные способы управления коллективом, методы мотивации персонала на результативный труд; правила и нормы охраны труда. Отслеживает продажи по каждому товару и, в случае ухудшения продаж, совместно с отделом маркетинга вырабатывает и принимает меры к снижению товарного остатка. И еще важный момент: все журналы в прозрачных обложках, что делает их еще более привлекательными на столе кадровика, где они занимают достойное место. Того, что не нравится, пока не нашла. Пользуюсь "Пошаговыми инструкциями" и книгой "Гострудинспекция на пороге: наводим порядок в кадрах". Описанный Вами случай в такой перечень не входит, поэтому в данной ситуации Вы вправе проводить экспертизу собственными силами. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя. Благодарю Вас за профессионализм.

Мастер подчиняется заместителю директора по производству. Менеджер по закупкам относится к категории специалистов. В случае порчи материалов компенсирует их стоимость за счет своей заработной платы, или за счет того рабочего, который допустил порчу материалов. Осуществлять контроль за соблюдением оформления первичных документов, договоров, контрактов и прочих обязательств.

Контрактная служба по Закону № 44-ФЗ; полномочия и должностные инструкции контрактного управляющего

Неясно, сведения о каком физическом лице члене коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе будут заноситься в РНП. Назначение на должность и освобождение руководителя структурного подразделения контрактной службы производится приказом директора. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. При этом в отношении таких закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Распоряжение выделенными ресурсами в пределах своей компетенции. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями, учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к его компетенции. Контрактная служба не обязательно должна являться структурным подразделением заказчика ч. Валентина, менеджер по персоналу, г.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных в разделе 3 настоящей должностной инструкции - в пределах, определённых действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Мне не с кем было даже посоветоваться. Когда заказчик обязан создать контрактную службу, а когда достаточно назначить контрактного управляющего? Очевидно, что приведенная норма сформулирована крайне неудачно: если толковать ее буквально, работнику контрактной службы заказчика достаточно просто иметь высшее образование, а дополнительное профессиональное образование не требуется. «Начальник» в Вашем штатном расписании предусмотрен для отдела по договорной и претензионной работе, а не для «контрактной службы».

Материалы по теме