Руководства, Инструкции, Бланки

логопедическая характеристика на ребенка с синдромом дауна образец img-1

логопедическая характеристика на ребенка с синдромом дауна образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна

LiveInternet LiveInternet

Уважаемые друзья!Если вы желаете иметь полную информацию,читайте,смотрите \"63-й регион здоровья\" сегодня,завтра и всегда!Всё самое интересное,нужное и полезное находится здесь: http://vaierijjegmenow.blogspot.ru

Информационный блог не несет ответственности за отрицательные последствия, которые могут возникнуть в результате применения предложенной информации, а также за отсутствие желаемых результатов лечения с помощью способов и методов, информация о которых размещена здесь. Моя цель – донести до Вас информацию, которая поможет сохранить и укрепить Ваше здоровье. Не пренебрегайте рекомендациями и советами врача, применяйте по согласованию с ним народные средства и методы, знакомьтесь с новостями медицины, изучайте правила здорового способа жизни и питания, и самое главное - БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ И ЗДОРОВЫ СЕГОДНЯ,ЗАВТРА И ВСЕГДА!

Раньше народная медицина не отделялась от традиционной медицины и термин «народная медицина» появился и описывал тогда все действия населения, по отношению к своему здоровому образу жизни. Народная медицина вобрала в себя всё представление народа, о лечении болезней народными средствами. Такие понятия как «народная медицина» и «медицинские суеверия» - это были, да и сейчас есть, два одинаковых понятия. В медицине современной насчитано лишь двести видов лекарственных растений, как в то же время на Руси, и специально для народного лечения заболеваний было насчитано двадцать пять тысяч видов! Ведь есть разница между аптечными препаратами и средствами народного лечения? Есть! Скажу лишь одно, что без веры в победу, без искренности и твердости, уверенности, настойчивости любую болезнь одолеть невозможно. Соберитесь духом, станьте сильнее, одолейте боль и вы будете победителем! Обязательно будете! Не надо хныкать и плакать лёжа в постели. Вперед и только вперёд! И ещё. Никогда не бойтесь экспериментировать. Пробуйте! Ищите! Ищите свое, личное. Ведь каждый организм строго индивидуален. Что одному хорошо, то другому может быть погибель. Помните об этом! Из десятков предложенных вам вариантов и рецептов лечения любой болезни, обязательно есть в природе - матушке тот, который она создала именно для вас и вашей болезни. Успехов вам! Будьте здоровы сегодня, завтра и всегда! Храни Вас Господь Бог! С уважением Валерий. vaierijjegmenow Сайт и блог в интернете:http://vaierijjegmenow.blogspot.ru http://vaierijjegmenow.narod.ru Ссылка vaierijjegmenow.blogspot.ru Будьте здоровы и счастливы сегодня,завтра и всегда. Блог о социальных сетях.Здоровье и красота.

Пишите мне письма. vaierijjegmenow@gmail.com; vaierijjegmenow@rambler.ru; vaierijjegmenow@yandex.ru; на моих сайтах здоровья, мира, добра и милосердия в интернете:http://vaierijjegmenow.narod.ru; http://vaierijjegmenow.ucoz.ru; http://valeriy.ucoz.ru; в социальных сетях. Всегда Вам помогу, чем смогу! Будьте счастливы и здоровы сегодня, завтра и всегда! Любите и будьте любимы! Берегите, любите и уважайте друг друга! Береги и храни Вас Господь Бог! ВНИМАНИЕ ВСЕМ! Размещённые в моём блоге материалы представлены только в информационных целях. Консультация с лечащим врачом строго обязательна! Перепечатка любых материалов блога допускается только с письменного разрешения или с обязательной ссылкой на источник, указанием автора. Любые статьи, фото, видео или кинофильмы, а также другие материалы получены из открытых источников сети Интернет. В случае получения соответствующей просьбы от правообладателей в письменном виде, материалы будут незамедлительно убраны. Народная медицина хороша тем, что ее рецепты проверены временем и людьми. Так же очень важным плюсом народной медицины является ее относительная доступность и безвредность. Ведь почти все народные средства являются природными, а значит вреда от них меньше, чем от медикаментов и таблеток. Адекватный и понимающий человек выберет народную медицину медикаментозному лечению. Но перед тем как применять те или иные народные рецепты проконсультируйтесь с вашим врачом во избежание осложнений.

Когда над миром в полночь пролетая, Посланник Божий вам взмахнет крылом, Морозная искрится ночь святая, Тут освятится каждый водоем! Ни ветерка, а рябь по глади ходит, То Ангел омочил своё крыло, Крещенский свет над миром всходит, Чтоб было в нем нам всем тепло!

Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна


Синдром Дауна - это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна на сегодня более чем актуальна.

Для него характерны следующие особенности:

• монголоидный разрез глаз; обычно сочетается с наличием вертикальной кожной складки в области внутреннего угла глаза;

• маленькие закругленные уши;

• уплощенные лицо и затылок; низкая и нечетко выраженная линия роста волос;

• меньший, чем обычно, объем ротовой полости, несколько увеличенный в размере язык с поперечной исчерченностью. В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта;

• короткая шея и укороченные конечности;

• короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем; часто имеется единственная срединная борозда на ладони;

• большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги;

• гипотония - снижение тонуса мышц.

В некоторых случаях вероятность развития синдрома Дауна можно заподозрить еще во время внутриутробного периода на основании результатов анализов крови. При высоком риске заболевания проводится амниоцентез. В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы. Также может быть установлено наличие других ассоциированных заболеваний, например:

• врожденного порока сердца - диагностируется приблизительно у 40% детей с синдромом Дауна;

• заболеваний щитовидной железы;

• инфекций уха и дыхательных путей;

• раннего начала болезни Альцгеймера;

• редко - эпилепсии или судорожного синдрома.

В 1959 году французский цитогенетик профессор Лежен доказал, что синдром Дауна является генетической патологией. В норме у человека имеется 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца). Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна при синдроме Дауна кариотип содержит дополнительную хромосому, которая может передаваться от любого из родителей. Хромосомы - это внутриклеточные структуры, заключающие в себе генетический код (ДНК). Наличие дополнительной хромосомы ведет к нарушению нормальных процессов роста и развития. Существует три генетические разновидности синдрома Дауна психолого педагогической характеристики детей с синдромом Дауна, но более 95% больных имеют трисомию по 21-й хромосоме (дополнительную 21-ю хромосому). Причины этого окончательно не выяснены.

По невыясненным причинам вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери - чем она старше, тем больше риск. Возраст отца играет гораздо меньшую роль. Однако большинство детей с синдромом Дауна рождаются у молодых матерей, так как с возрастом снижается фертильность женщины.

Родители ребенка с синдромом Дауна нуждаются в помощи:

• педиатров; патронажных сестер;

• социальных работников. По мере роста ребенок может нуждаться в дополнительных лечебных мероприятиях, включая:

• трудотерапию; речевую терапию.

Важно всегда помнить о возможности наличия заболеваний при психолого педагогической характеристике детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающихся у детей с синдромом Дауна. Часто возникает необходимость в помощи соцработников, которые являются связующим звеном с некоторыми социальными службами. В зависимости от степени снижения интеллекта, ребенок может обучаться на дому. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специальном обучающем подходе. Часто они учатся в специализированных школах. Это обусловлено их пониженной обучаемостью и отставанием от сверстников. Больные дети в некоторых случаях способны освоить часть предметов, однако значительно позже обычного. Регулярные занятия по специальным методикам с такими детьми позволяют добиться неплохих результатов. Многие взрослые с синдромом Дауна имеют психолого педагогическую характеристику и возможность устроиться на работу, некоторые из них вступают в брак. Смертность детей с данным синдромом наиболее высока на первом году жизни в результате дыхательных нарушений и врожденных пороков сердца. Тем не менее, многие люди с синдромом Дауна относительно здоровы, и их продолжительность жизни может составлять 40-60 лет. Рост и развитие ребенка с синдромом Дауна отличаются от здоровых детей. Их окончательный рост ниже нормы, они легко набирают лишний вес.

Дети с синдромом Дауна и психолого педагогической характеристике зачастую достигают определенных этапов развития в более позднем возрасте. Например, они:

• не могут сидеть без опоры до 2,5 лет;

• не умеют ходить до четырех лет;

• не начинают говорить до трех лет;

• не способны контролировать физиологические испражнения до семи лет.

Следует помнить, что, хотя в среднем развитие таких детей замедлено, они могут иметь индивидуальные особенности. Существуют весьма эффективные методы ускорения физического и интеллектуального развития. Большинство таких детей к подростковому возрасту приобретают определенную степень самостоятельности и способны сами мыться и одеваться, а также достаточно внятно разговаривать. Если у пары уже есть ребенок с синдромом Дауна, риск рождения второго ребенка сданной патологией повышается. Поэтому перед планированием повторной беременности важно проведение генетического консультирования.

Антенатальная диагностика и психолого педагогическая характеристика возможна на 16-й неделе гестации. Большинству женщин предлагается сдать анализ крови для выявления синдрома Дауна у плода. При высокой степень риска зачастую предлагается амниоцентез с целью подтверждения наличия хромосомной аномалии. По результатам исследования может возникнуть вопрос о прерывании беременности.

Детки с синдромом Дауна больше других нуждаются в том, чтобы жить в семье, где их любят и опекают. Да, воспитание такого ребенка требует от родителей огромных внутренних сил, веры и беззаветной преданности. Но и отдача будет колоссальной! Не секрет, что среди известных во всем мире актеров и художников есть люди с синдромом Дауна. Все зависит от того, помогут ли взрослые развить потенциал особенного малыша. Воспитание детей с синдромом Дауна - сложный и одновременно ответственный процесс в жизни родителей.

Цвет волос, разрез глаз, оттенок кожи, темперамент и голос - вся сущность будущего человека закодирована в специальных носителях генетической информации. Ровно половина признаков досталась крохе от мамы, другая половина от папы. Практически каждая клетка тела человека имеет полный набор хромосом - их 46. Исключение - половые гаметы, или клетки.

Сперматозоид и яйцеклетка несут по половине генетической информации, то есть по 23 хромосомы. При слиянии двух половых клеток и зарождении новой жизни образуется все тот же неизменный набор. Под воздействием неблагополучных факторов процесс деления половых клеток и расхождения хромосом может быть нарушен. Одна из таких «поломок» - не расхождение 21-й пары хромосом - приводит к рождению ребенка с синдромом Дауна. Три хромосомы в 21-й паре вместо двух являются причиной определенных особенностей в функционировании центральной нервной системы. Родившийся кроха нуждается в огромном внимании, заботе и любви своих родителей, а также правильном воспитании детей с синдромом Дауна. Следуйте рекомендациям, любите своего маленького, недавно родившегося малыша и знайте, что все у вас получится. Главное – не расстраиваться при сложностях и любить своего ребенка, несмотря ни на что.

Много лет назад английский врач Джон Лэнгдон Даун впервые описал отдельные признаки заболевания, при котором обнаруживалось внешнее сходство детей с преобладанием монголоидных черт лица и определенными особенностями развития. Позднее определили, что лишняя хромосома из 21-й пары «повинна» не только в нюансах внешнего вида и развития ребенка, но и в формировании пороков сердечнососудистой системы, сниженного или дистоничного мышечного тонуса и некоторых других физических проблем. Степень выраженности признаков, характерных для синдрома, может быть различной: невозможно безоговорочно объединить всех детей с этим заболеванием в одну группу. Важно не опускать рук! Синдром Дауна - не приговор, а твой малыш может достичь больших успехов!

Чтобы при воспитании держаться последовательности и рекомендаций, нужно знать об особенностях его развития. Из-за строения черепа, большого языка и слабости мышечного аппарата самостоятельное сосание дается такому грудничку нелегко. Зачастую требуется сцеживаться и докармливать кроху через соску или с ложечки. У малышей с синдромом Дауна снижен иммунитет, что провоцирует развитие частых простудных заболеваний, а также слабое сердце и плохое зрение. Крохи с таким диагнозом овладевают моторными навыками позднее своих сверстников. Основная причина - это снижение мышечного тонуса.

Но все это поддается коррекции. Массаж и лечебная физкультура при воспитании детей с синдромом Дауна будут серьезным подспорьем в развитии такого малютки. У деток с синдромом Дауна подвижные суставы. Не теряйте времени при воспитании с синдромом Дауна, ведь такие детки с рождения нуждаются в правильном сопровождении. Главное для них - это любящая семья и заботливые родители. Помните, дорогие родители: ваш ребенок – особенный, но даже если он такой, ему требуется обычное стандартное воспитание.

Другие статьи

Характеристика на ребенка с синдромом Дауна

Характеристика на ребенка с синдромом Дауна

Наташа Яковлева
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна

Дана на ребенка дошкольного возраста …. в том, что он посещает МКДОУ детский сад «Золотой ключик» с апреля 2014 года. За время пребывания в детском саду у мальчика проявлялась хорошая социализация с другими детьми и взрослыми, он узнает воспитателей, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания. Мальчик реагирует на свое имя. Сергей хорошо адаптировался в группе. Ребенок с удовольствием идет в детский сад.

С психологической стороны у ребенка негативное

психо-эмоциональное состояние, не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части. Сергей не разговаривает, на резкие звуки реагирует, закрывая ладошками глаза.

У мальчика наблюдается повышенная подвижность, он не может

сидеть и стоять спокойно, все время держит и вертит в руках предметы

Не владеет навыками самообслуживания.

Таким образом, ребенок требует специального обследования

здоровья и психического состояния.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая характеристика на детей логопедической группы Предлагаю пример написания психолого-педагогических характеристик на детей логопедических групп на ПМПК. Характеристика на Борисову Светлану.

Проблемы формирования речи у детей с синдромом Дауна

Проблемы формирования речи у детей с синдромом Дауна Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Организация исследования детско-родительских отношений в семьях детей с болезнью Дауна. Причины заболевания, социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна. Особенности социализации детей с синдромом Дауна. Анализ результатов исследования.

курсовая работа [371,8 K], добавлен 28.07.2010

Особенности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна к специализированным условиям в ДОУ. Разработка и экспериментальная проверка методики, направленной реабилитацию к специализированным условиям в ДОУ у детей с синдромом Дауна.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 02.05.2011

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (5 вида). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Характеристика детей с ТНР. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР.

дипломная работа [19,7 K], добавлен 21.07.2008

Основы и этапы развития речи у дошкольников. Особенности формирования и развития речи у детей с задержкой психического развития. Методические задачи воспитания звуковой культуры речи. Методы словарной работы. Формирование грамматического строя речи.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 15.10.2015

История выявления синдрома Дауна, его характерные признаки и особенности. Общие рекомендации по уходу за детьми с синдромом Дауна, а также их адаптации в обществе. Анализ и значение внедрения программ ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

реферат [23,0 K], добавлен 03.10.2010

Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

презентация [162,8 K], добавлен 23.02.2012

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте, его особенности у детей с общим недоразвитием речи. Сравнительный анализ сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи, пути и направления разрешения данных проблем.

дипломная работа [117,5 K], добавлен 09.08.2010

Анализ роли речи в становлении ребенка как личности. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа [93,3 K], добавлен 08.06.2013

Характеристика речи. Высшая нервная деятельность человека. Мозговая организация речи. Нарушение речи. Модели порождения речи. Речь у детей. Психология речи. Физиология речи. Рефлекторный характер речевой деятельности.

реферат [32,7 K], добавлен 18.08.2007

Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

дипломная работа [774,7 K], добавлен 13.09.2010

Размещено на http://www.allbest.ru/

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Впервые этот синдром описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

Физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием генетического материала. Поскольку эти дети наследуют гены и от матери, и от отца, они до определённой степени бывают похожи на своих родителей - строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия дополнительного генетического материала - лишней хромосомы в 21 паре - у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают детей не похожими на родителей, братьев, сестёр, не имеющих хромосомных нарушений. Так как эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках, у каждого ребенка с синдромом Дауна имеются много общих физических черт, и поэтому они довольно - таки похожи друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода (эмбриона) развитие определённых частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно. Более того, одним детям с синдромом Дауна свойственны определённые черты или состояния, а другим - нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались.

В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития.

Цель данной работы: на основе анализа литературы выявить особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.

Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития речи детей с синдромом Дауна.

2. Выявить особенности, влияющие на развитие речи детей с данным синдромом.

Предметом данной работы являются особенности, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна.

Объектом является процесс формирования речи у детей с синдромом Дауна.

Методом исследования является теоретический обзор литературы.

Гипотеза: Особенности психического и умственного развития у детей с синдромом Дауна обусловлены генетическими патологиями. Речь таких детей будет отличаться следующими особенностями:

- бедный словарный запас;

- недоразвитость речи на протяжении всей жизни;

- недостаточное понимание речи.

1.Теоретический анализ проблемыречи у детей с синдромом Дауна

Этапы развития речи ребенка в норме

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера - взрослого человека - является тем критическим моментом, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.

Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.

Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми.

Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.

Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

Монолог - один из детей говорит в присутствии других.

Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно уметь хорошо представлять весь путь последовательного речевого развития в норме, представлять каждый этап речевого развития, каждый "качественный скачок", чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1. Подготовительный - до одного года;

2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;

3. Дошкольный - до семи лет;

Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. "Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте "полагается" произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата".

Таким образом, речь ребенка проходит несколько этапов своего становления. И знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо, и необходимо, в первую очередь, для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу с детьми.

2.Характеристика структурных компонентов речи в норме

В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев - 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка не возможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

1.Крики - возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев;

2.Гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев;

3.Лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

4.Слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев;

5.Словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

6.Предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?"

7.Связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Остановимся подробней на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет:

1. Фразовая речь характеризуется простыми распространенными предложениями. Так же употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

2. Понимание речи характеризуется осознанием смысла обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способностью выслушивать ответы, указания взрослых; пониманием смысла учебных и практических задач; слушанием, замечанием и исправлением ошибок в речи товарищей и своей; пониманием и изменением слов с помощью приставок, суффиксов и флексий; пониманием оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

3. Словарный запас характеризуется объемом до 3000 слов; появлением обобщающих понятий (посуда, одежда, мебель и т.д.); частым использованием прилагательных - признаков и качеств предметов; появлением притяжательных прилагательных (лисий хвост и т.д.), широким использованием наречий и местоимений, сложных предлогов (из-под, из-за и др.); владением словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

4. Грамматический строй речи характеризуется согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными; изменением слов по числам, родам, лицам; правильным употреблением предлогов в речи. Увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

5. Звукопроизношение. Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

6. Фонематическое восприятие характеризуется достаточно хорошим развитием фонематического слуха: дети дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

7. Связная речь характеризуется тем, что дети пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.

Основное назначение условного эталона - " соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка".

Таким образом, при работе с детьми специалист должен уметь разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Это дает право на правильное распределение времени работы с ребенком и на верное направление коррекционной работы.

синдром даун речь ребенок

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Общие черты отставания в развитии речи:

1. Меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

2. Пробелы в освоении грамматических конструкций;

3.Способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

4. Большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

5. Трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

- меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

- меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста - с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом идет процесс общения, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.

Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз - сам синдром. Обычно дети с таким синдромом понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с синдромом Дауна без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми - братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, - чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Общение - явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. (Каждый) язык - это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме - жесты, картинки, определенные знаки, слова. Речь - это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. До этого мы консультируем родителей в плане того, чем заниматься с ребенком дома. Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Таким образом, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

4.Проблемы со слухом и зрением, влияющие на развитие речидетей с синдромом Дауна

4.1 Особенности зрения, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению - могут использовать их для прохождения учебной программы - многие имеют тот или иной недостаток зрения. 60-70% детей в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Рефракционные недостатки (и соответственно необходимость носить очки) действительно существуют. Это могут быть такие проблемы, как гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм или миопия (близорукость).

Еще одна проблема - слабая аккомодация (проблемы с тем, чтобы изменить фокусировку глаза с более дальнего предмета на более близко расположенный).

Речь слепого или слабовидящего ребенка фактически не отличается от речи нормальновидящих, так как имеет ту же семантическую и смысловую основу. Она адекватно отражает одну и ту же действительность и несёт в себе общность речевых функций, присущих всем членам общества, в котором живёт зрячий, слабовидящий или слепой. Речь детей с нарушением зрения проходит те же стадии развития, как и речь зрячих. Но речь слепых имеет существенную особенность, проявляющуюся прежде всего в том, что запас слов у слепых детей нередко больше, чем количество образов предметов, имеет место также неадекватность между значением слова и имеющимися представлениями о том, что обозначается словом.

Своеобразие развития речи у детей с синдромом Дауна, которым присущи патологии зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении малого количества языковых средств и выразительных движений. Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также её структурой у таких детей происходит в общих чертах. Однако, нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определённый отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

Овладение фонетической стороной речи, с которой начинается усвоение родного языка, то есть формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И, если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слабовидящих детей с синдромом Дауна и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Основным дефектом речи является косноязычие, широко распространенное у слабовидящих детей с данным синдромом дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдается: сигматизм - неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм - неправильное произношение звука л; ротацизм - недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д, т и другие.

Развитие речи, в частности, звукопроизношения зависит от времени потери зрения. Среди слепорождённых и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте - до 5-7 лет, то есть до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, - только в 6% случаев.

Также часто у детей с синдромом Дауна встречается страбизм (косоглазие), но в большинстве случаев косоглазие незначительное, даже педиатры не всегда это замечают. Из-за складки кожи между глазом и носом может казаться, что глаза косят, даже когда этого нет.

Важно обследовать ребенка и поставить диагноз в раннем возрасте, поскольку косоглазие может привести к амблиопии (потере зрения) и потере стереозрения (позволяющего оценить глубину).

Таким образом, развитие речи, в частности, звукопроизношения зависит от времени потери зрения. Среди слепорождённых и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте - до 5-7 лет, то есть до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, - только в 6% случаев.

4.2 Особенности слуха, влияющие на развитие речидетей с синдромом Дауна

Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом Дауна слух в той или иной степени ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» - жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться несколько видов тугоухости:

1. От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала у детей с синдромом Дауна либо врожденной деформации евстахиевой трубы.

Если ребенок не слышит звуков окружающей среды, то он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда - хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, - он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и скажет, что ее тут нет. На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

Было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, так как молоко может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо.

2. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и (или) слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Таким образом, поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, нужно заботиться о том, чтобы ребенка регулярно осматривали отоларинголог и специалист по тестированию слуха - аудиолог. Возможно, ребенку с синдромом Дауна понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Таким образом, у большинства детей с синдромом Дауна слух ослаблен и это не может не влиять на развитие речи таких детей. А поскольку слух имеет очень важное значение в процессе овладения речью, необходимо заботиться о том, чтобы ребенка осматривали отоларинголог и аудиолог.

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется особенно ярко, ведь с речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Нужно стараться давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всех новых ситуациях, создавать для него различные ситуации общения.

Перечень биологических факторов риска для нарушений речи достаточно обширен и во многом сходен с причинами, вызывающими нарушения мышления. Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребёнка нормальной языковой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжёлых социально-бытовых условий в семье. Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учётом специфики овладения основными функциями речи в данном возрасте. Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должно начинаться с первых месяцев жизни ребёнка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогическим наблюдением за ребёнком.

К.С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку сформировать правильную речь.

1. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками зрения // Дошкольное воспитание. 2005. №5.

2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. - М. 1977.

3. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М. 1994 - часть 1.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М. 1974г.

5. Власенко И.Т. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М. 1996.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М. 1982. - Т. 2.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М. 1961.

8. Епифанцева Т.Б. Кисиленко Т.Е, Могилева И.А. Соловьева И.Г. Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону. 2005.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М. 1990.

10. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. 1990.

11. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М. 1993.

12. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. - М. 1962.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л. 1982.

14. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М. 1985 г.

15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. 1969.

16. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М. 1978.

17. Развитие мышления и речи у аномальных детей. ученые записки, т.256 / отв.ред. М.Е. Хватцев. - Л. 1963

18. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у дошкольников. - М. 1999.

19. Серия статей в журнале "Дефектология" за 1985 - 1986 гг. Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной.

20. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте "Даунсайд Ап".

21. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М. 1987.

22. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. 1989.

23. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

24. Хватцев М.Е. Логопедия. - М. 1959.

Размещено на llbest.ru