Категория: Бланки/Образцы
Право второй подписи на платежных документах?
Заключение договора банковского счета (открытие расчетного счета) и ведение операций по расчетному счету регулируется нормами гражданского законодательства .
В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Положениями ст. 846 ГК РФ установлено, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке.
Порядок открытия и закрытия банковских счетов подробно регламентирован Инструкцией ЦБР от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — Инструкция).
Пунктом 1.7 Инструкции предусмотрено, что при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) банк должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами. При этом п. 7.5, 7,6 Инструкции устанавливают, что право первой подписи принадлежит руководителю клиента — юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным лицам (за исключением лиц, указанных в п. 7.6 Инструкции), наделенным правом первой подписи распорядительным актом клиента (юридического лица), либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ ;
право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру клиента (юридического лица) и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта клиента — юридического лица.
Возникает вопрос: Обязательно ли главный бухгалтер должен подписывать платежный документ второй подписью?
По нашему мнению, нет.
Положения Инструкции 28-И в полной мере согласовывались со старым законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 N129-ФЗ), в котором прямо предусматривалось, что «без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению» (ст. 7).
С 01.01.2013 в новом Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указанные выше положения отсутствуют, что отвечает требованиям предпринимательской деятельности, так как на практике главный бухгалтер не всегда отвечает за перечисление денежных средств.
В силу изложенного, в настоящее время (с 01.01.2013) ничто не мешает руководителю предприятия принять решение о том, что главный бухгалтер не только не принимает решение о перечислении денежных средств, но и не удостоверяет платеж, посредством проставления подписи на платежных документах.
Реализовать данный механизм можно, в следующем порядке:
1. прежде всего, в локальном акте, где описывается структура предприятия, необходимо прописать (распределить) функции каждого подразделения;
2. далее, закрепить обязанности в должностной инструкции и (или) трудовом договоре работника. который отвечает за распределение, формирование и (или) направление платежей, и исключить данные положения из должностной инструкции главного бухгалтера;
3. после этого, необходимо внести изменения в карточки банков с образцами печатей и подписей лиц, имеющих право подписи (п. 7.10, 7.14 Инструкции 28-И). При этом в банк можно дать пояснения примерного следующего содержания:
«В настоящее время Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“ не предусматривает обязанности главного бухгалтера проставлять подписи на денежных и расчетных документах, в связи с чем на нашем предприятии данные документы подписываются только одним лицом _. (указать должность и Ф.И.О.) с правом первой подписи».
Юрист Бухалова О.А.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг .
При подписании платежных банковских документов используют 2 подписи, где нормативно урегулирована ответственность лиц, подписавшиеся первой подписью и второй. (Разграничение ответственности). Пропишите нормативные документы об ограничении ответственности при подписании банковских документов 1-ой подписи и 2-ой подписи. Кто за что несет ответственность?
Единственным нормативным документов, регламентирующим право использования второй подписи является Инструкции Банка России от 30.05 2014 № 153-И. Однако данная инструкция лишь закрепляет сам порядок внесения в банковскую карточку второй подписи. Разграничение ответственности устанавливается непосредственно локальными актами руководителем организации при наделении соответствующим правом.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «/Системы Главбух» .
1. Рекомендация. Какие документы при открытии расчетного счета в России подтверждают право подписи банковских расчетных документов
«Ответ на этот вопрос зависит от того, кто подписывает банковские документы.
Чтобы заключить договор банковского счета и открыть расчетный счет, организация должна представить в том числе документы, которые подтверждают полномочия лиц, наделенных правом подписи (подп. «д» п. 4.1 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И ).*
Приказ о приеме на работу
Приказ о наделении правом подписи банковских документов
или
доверенность на право подписи банковских документов
Управляющий или управляющая организация, выполняющая функции единоличного исполнительного органа организации
Приказ о наделении правом подписи банковских документов
или
доверенность на право подписи банковских документов
Подтверждающий документ не нужен
Доверенность на право подписи банковских документов
Такие правила содержатся в пункте 7.5 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И.
Унифицированной формы приказа о наделении правом подписи нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Доверенность также можно оформить в произвольном виде. Однако в доверенности должны быть такие обязательные реквизиты, как дата оформления, подпись руководителя (п. 4 ст. 185.1. абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Кроме того, человек, обратившийся в банк за открытием расчетного счета организации, должен представить паспорт (другое удостоверение личности) (п. 1.7 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И ).
2. Рекомендация. Как оформить карточку с образцами подписей для открытия расчетного счета
Бланки карточек могут быть изготовлены как организацией, так и банком самостоятельно (п. 7.4 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И ). Уточните в банке, предоставляет ли он бланки карточек клиентам.
Карточку можно заполнить:
Применять факсимильную подпись для заполнения полей карточки нельзя.
Об этом сказано в пункте 7.2 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И.
На лицевой стороне карточки укажите:
На оборотной стороне карточки поставьте:
Карточку не обязательно заверять у нотариуса. Специалист банка сам может удостоверить подписи и полномочия сотрудников организации на основании документов, подтверждающих личности сотрудников, а также учредительных и распорядительных документов организации. Такой порядок установлен пунктом 7.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И.*
Изменять количество и расположение полей в карточке нельзя. Допускается произвольное количество строк в полях:
Об этом сказано в пункте 7.4 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И».