Категория: Бланки/Образцы
Контент-анализ – это научный метод, с помощью которого осуществляют сбор данных в социальных науках: социологии, психологии, политологии и других. Он позволяет облачить текстовую и графическую информацию (любой контент) в математическую форму, выразить качество количественно. Благодаря этому методу гуманитарные науки могут проводить исследования в соответствии с критериями научности. Полученные данные в виде числовых показателей подвергают статистической обработке в зависимости от целей и задач исследования.
В социологической науке контент-анализу могут подвергаться любые источники, содержание которых удовлетворяет интересам ученого и его исследования: печатные, радио и телевизионные СМИ, любые документы, реклама, контент сайта, слова респондента и многое другое.
Исследователь выделяет смысловые единицы контент-анализа (слова, словосочетания, текст, события, имена людей и так далее). Выделенные смысловые единицы выражают изучаемую тематику. Они необходимы для того, чтобы обозначить, в чем именно проявляется объект исследования, и после подсчитать – каковы особенности этого проявления.
Далее, когда смысловые единицы выделены, исследователь приступает к их подсчету. Он оценивает в процентном соотношении, насколько сильно интересующее явление отражено в конкретном носителе информации. Таким образом, полученные в результате обработки данные позволяют ученому сделать те или иные выводы в соответствии с прежде поставленными задачами. Результаты контент-анализа в социологии чаще всего представляются в виде таблицы, содержащей значение для исследования выделенных смысловых единиц. Сегодня существует множество компьютерных программ, облегчающих подсчет данных в контент-анализе.
Пример контент-анализа
Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить показатели журнала «Н» и журнала «Г». Для этого он выделяет смысловые единицы, которые будут отражать негативные настроения среди авторов статей, содержащихся в журнале. Социолог берет журналы и вычитывает их, выделяя фразы в статьях, вроде «Кончита Вурст – Европа загнивает» или «нетрадиционные браки недопустимы». Выделяет все, что встретит на страницах выбранных изданий. В результате ученый получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом журнале. Таким образом, он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии в журналах.
Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер. В качестве примера можно привести такие формулировки:
• статистическая (квантитативная) семантика;
•техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;
• техника для получения выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений.
Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.
Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее. Первое: все данные статистики вер-
бального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Нас в данном случае интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, писателем X. такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ -это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.
Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования. Этот диапазон охватывает, по подсчетам исследователей, 60% всех работ.
Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие типичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитывать:
б) наличие/отсутствие каких-то тем,
в) связь между темами,
г) основные темы.
При обработке текстов малого объема больше преимуществ имеет, конечно, качественный, а не количественный анализ. Так, смена одного из терминов в китайской периодике выявила переход к более агрессивному этапу действий Пекина, за которыми последовала война.
Примеры исследовательских тем: "Как культурные различия отражаются в песнях разных народов?", "Лингвистические различия между шизофреником и нормальным человеком", "Как длина предложения влияет на вос-
приятие текста?", "Установление автора анонимного текста", "Какие характеристики отличают бестселлер, мыльную оперу?". Последний пример особенно интересен для феномена рыночного существования литературы и телевидения. При этом устанавливается на основе предыдущих успешных изданий: средний возраст героя, средний возраст героини, тип антигероя и т. д. Имея все эти характеристики, можно прогнозировать успех будущей книги или постановки.
Установлены три существенные условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным:
1. Когда мы имеем непрямой выход на говорящего, автора. Обычного собеседника мы можем спросить, что именно означают его слова, зачем он это сказал. Но есть целый круг ситуаций, когда прямой вопрос невозможен. Например, когда речь идет о президенте недружественного государства, о давно умершем писателе, о чужой пропаганде. Во всех этих случаях перед нами есть только непрямые выходы. Так, в условиях дефицита информации, например, американцы анализировали отношения Ельцина и военных на основе того, застегнул ли он пуговицы на пиджаке, поднимаясь из президиума для выступления.
2. Когда языковой фактор является решающим для исследования. Есть специфические задачи, где язык очень важен, или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление шизофрении, поиск автора анонимного текста. Установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т.д. -это тоже задача контент-анализа.
3. Когда объем материала слишком велик. Мы имеем подобные объемы в случаях массовой коммуникации, литературы, кино. Именно опора на совершенно иные объемы дает новые результаты. Джон Несбит заложил основы анализа тенденций, который публикуется раз в квартал, на базе контент-анализа 6000 газет. Наше индивидуальное прочтение одной-двух газет не дает возможности увидеть то, что показывает анализ целого массива.
Поэтому подписчиками подобных материалов, которые позволяют предсказывать будущие социальные и экономические условия, становятся корпорации и правительственные учреждения.
Оле Хольсти [494, р. 21] цитирует следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам, где три дисциплины "закрыли" собой приблизительно 75% всех исследований: социология, антропология — 27,7%, теория коммуникации - 25,9%, политическая наука - 21,5%.
Что может быть единицей анализа? Словоили символ — это наименьшая единица. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание об отдельном предмете. При исследовании литературы и кино, где надо отражать особенности героя, используют такую единицу, как характер.
Существуют достаточно четкие требования к возможной единице анализа:
а) она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
б) она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
в) она должна легко идентифицироваться;
г) число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Определив единицу, следует решить, что мы будем подсчитывать. Это может быть частота, может быть место (для газеты это также могут быть размер заголовка, страница, на которой размещено данное сообщение), это может быть время для телевидения, радио и кино. Следует добавить, что без компьютерной обработки материала такая работа невозможна, поскольку объемы текстового материала очень велики.
Приведем некоторые примеры возможных задач: один источник исследуется в разное время (например, газета "Правда" с 1975 по 1995 годы), один источник при выходе на разные аудитории (одна реклама в разных изданиях). Можно сравнить несколько источников, чтобы определить, чем различаются коммуникаторы: сравнить
нормального человека и самоубийцу, или выступления разных кандидатов в депутаты, или разных президентов. Мы можем сравнивать разные источники, не только вербальные: например, биографические данные писателя и его романы. Нас могут заинтересовать результаты воздействия какого-либо события, поведение до и после получения сообщения: например, экранизация на телевидении и последующее увеличение спроса на книгу в библиотеках или книжных магазинах. Нас может заинтересовать количество разных слов, которые употребляет в своей речи человек в массивах в 100, 200, 500 и 1000 слов. У шизофреников это количество намного меньше. Они говорят обо всем в негативном тоне, сориентированы на прошлое, очень много рассказывают о себе. Если взять, например, такую характеристику, как количество прилагательных на 100 глаголов, то у нормального человека их будет больше, чем у шизофреника.
Первые примеры использования контент-анализа датированы восемнадцатым веком, когда в Швеции частота появления тем, связанных с Христом, использовалась для принятия решении о еретичности книги. Во время Второй мировой войны редакторы ряда газет в США были обвинены в связях с нацистами на основании того, что было обнаружено сходство в повторении тех или иных тем на страницах их изданий.
Более сложные модели контент-анализа предлагают суммарную оценку предложений. Шкала оценки занимает от -3 до +3. Так, предложение "Японские правящие круги являются коррумпированными" получают следующие оценку "являются" - +3, "коррумпированными" - -3. Суммарная оценка складывается следующим образом: +3 х -3 = -9, т.е. японские правящие круги получают оценку -9, которая является достаточно негативной [526, р. 95].
Оценочный анализ, предложенный Осгудом и развитый Ольсти, переводит высказывания в два возможных вида. В первом случае объект оценки с помощью вербального коннектора присоединяется к прилагательному или оценке в виде общего мнения. Американский пример таков: Советский Союз (объект оценки) является (вер-
бальный коннектор) враждебным (прилагательное). Во втором случае объект оценки с помощью вербального коннектора присоединяется к другому объекту оценки. Например: Советский Союз (объект оценки) обычно противостоит (вербальный коннектор) американским интересам (объект оценки).
Контент-анализ предоставляет важный инструментарий для ПР. Сегодня ведутся разработки по выявлению автоматическим способом слов с негативной окраской (группа Т. Амака из ФРГ) по ряду европейских языков, что даст возможность отслеживать отрицательные отзывы прессы по заказам фирм и корпораций. Это в принципе отдельная и очень серьезная проблема определения направленности по отношению к символу. Предлагается несколько подходов, которые помогают определить, является ли отношение позитивным, отрицательным или нейтральным. Как считает Ричард Будд с коллегами, негатив может отражать социальные конфликты и дезорганизацию, политическую/экономическую нестабильность и слабость, позитив — социальную связанность и сотрудничество, политическую и экономическую стабильность и силу [444, р. 52-53].
Особое место занимает контент-анализ выступлений политических лидеров [595]. Уже первые работы такого рода, анализируя выступления Гитлера, показали, что индекс военной пропаганды, выдающий агрессивные устремления, состоит в увеличении высказываний о преследовании, увеличении отсылок на силу, характеризуется установкой на агрессию в качестве самозащиты, с одновременным уменьшением учета благосостояния других. В результате такого сопоставления Кеннеди и Хрущева получила подтверждение "зеркальная гипотеза", по которой как восприятие Америки, так и восприятие Советского Союза искажались однотипно. А сравнение речей Гитлера и Рузвельта за 1935-1939 гг. показали одинаковое возрастание высказываний о преследовании в период войны, однако только у Гитлера уровень их был высок и до начала войны.
Первый американский анализ инаугурационных речей своих президентов был сделан в 1937 г. Для этого использовались четыре категории самых общих символов: национальный/подлинный (форма правительства, Америка, наша/моя страна и т.д.), историческая отсылка (великое прошлое, предки и т.д.), фундаментальные концепты (Бог, Конституция, свобода и т.д.), факт и ожидание (сегодняшнее благополучие, уверенность в будущем).
Возможные примеры анализов реального исторического материала представлены также такими работами, как [38, 319].
Отталкиваясь от исследования войны 1914 г. в аспекте принятия решений всеми участвующими в ней сторонами, Оле Хольсти [526] выделил два вида исторических источников: первичные, куда попали официальные документы, и вторичные, куда отнесены журналистские отчеты о происходящих событиях, интервью с действующими лицами в газетах.
При этом подсчету подлежат темы, а не слова. Общая модель ситуации, от которой отталкивается кодировка, выглядит следующим образом:
Исходя из этого представления, формулируются некоторые правила выделения темы:
1) Тема не может выходить за пределы абзаца.
2) Новая тема возникает, если происходит смена:
В результате этого тема не должна иметь больше одного воспринимающего, больше одного действующего, больше одной цели, больше одной категории. Категории в рамках этого исследования войны 1914 г. носят следующий характер: констатация политических условий, кон-
статация разрешения конфликта (возможные способы разрешения, возможные последствия разрешения), констатация возможностей (количественное измерение экономического потенциала, военного могущества и т.д.), констатация силы (относительная сила/слабость участников), констатация дружеских отношений, констатация враждебности, констатация удовлетворенности, констатация тревожности (негативная оценка себя или своей ситуации).
Р. Тернер к числу преимуществ контент-анализа относит следующие характеристики:
• это ненавязчивый метод (нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты);
• это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается);
• он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает (к примеру, тенденции вражеской пропаганды или понимание культур и социальных структур прошлого).
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
Контент-анализ – это техника исследования для получения определенных выводов с помощью анализа содержания того или иного текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.
Контент-анализ бывает качественный и количественный.
Количественный контент-анализ – представляет собой перевод текстовой информации в количественные показатели. Например:
Подсчет частоты появления в публикации исследуемых показателей, например, слов, графиков, символов, фотографий, характеризует количественный контент-анализ, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной называется качественный контент-анализ.
Представим в качестве примера, алгоритм проведения контент-анализа СМИ.
Данные по аспектам темы в исследуемых материалах приведены в таблице 2.
Данные таблиц 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в газете представлено в информационном аспекте (39%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция газеты Считает информирование читателей о РАЗЛИчНЫХ городских событиях. В нравственном ключе представлено 23% публикуемых материалов. В газете также выражены научно-культурологический аспект (10%), развлекательно-юмористический аспект (10%) и криминально-Уголовный аспект (8%).
2.3 Жанр, вид публикации
Жанры и виды публикации исследуемых материалов Представлены в таблице 3.
Жанр, виды публикаций
Заметка, хроникальные сообщения
Корреспонденция, статья, комментарий
Письмо в редакцию
Круглый стол, дискуссия, прямая линия
Жанр трудно определить
Анализ данных таблицы 3 показывает, что подавляющее большинство материалов газеты (70%) создается в виде заметок. (Площадь большинства статей газеты меньше 100 кв.см.). Такая форма подачи информации используется как для облегчения ее восприятия со стороны читателей, так и для увеличения числа материалов и повышения информативности газеты.
11% материалов Представлены в виде статей. Отметим также, что газета Использует такой редкий ныне вид жанра, как письма читателей (1%). Как правило, данные письма посвящены неполадок в деятельности городских коммунальных служб.
Проведенный анализ показал, что газета почти не Использует в своей деятельности такие жанровые виды, как отчет, репортаж и интервью.
2.4 Форма публикации
Формы публикации газеты отображены в таблице 4.
Фото с подписью
Текст с фото или рисунком
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что примерно треть материалов газеты в целях наглядности снабжены фотографиями или рисунками.
2.5 Характер публикации
Характеры публикаций газеты Представлены в таблице 5.
Анализ данных таблицы 5 показывает, что наибольшее количество материалов (40%) подается в фактографический ключе, что является позитивным фактором в деятельности газеты, свидетельствующем об объективности и беспристрастности работающих в ней журналистов. 37% материалов написаны в позитивном ключе, 2% - в позитивном, но с элементами критики. Отметим, что газета описывает деятельность городской и областной администрации либо в положительную, либо в фактографический ключе: из 31 материала, посвященного деятельности администрации, 13 написаны в позитивном ключе и 18 в фактографический. 5 из 6 материалов положительно характеризуют работу выборных органов. В тоже время только 10 из 66 опубликованных материалов характеризуют работу правоохранительных органов с положительной стороны, 19 - с фактографической. Материалы о происшествиях подаются в газете только в фактографический стиле.
54 материала из 61 описывают в положительном ключе культурные события из жизни города. 5 материалов описывают культурные события в фактографический стиле.
17 материалов из 83 положительно характеризуют торговлю, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство. 28 материалов Этой рубрики написаны в стиле «только факты».
Из 33 материалов, посвященных здравоохранения 9 позитивных материалов и 19 фактографический.
Позитивные материалы преобладают среды статей, посвященных отдыху и времяпрепровождением. Из 29 материалов 16 написанных в позитивном ключе.
Более половины позитивных статей (22 из 43) написано по теме «Физкультура и спорт». 15 статей на эту тему написаны в фактографический характере.
Локальности материалов газеты отображена в таблице 6.
Анализ данных таблицы 7 показывает, что большинство общественных групп в газете представлено недостаточно. В газетных материалах практически не встречаются бизнесмены, экономисты, сотрудники производства. Почти десятая часть героев статей (9%) - криминальные элементы.
3. Выводы и рекомендации
Проведенный контент-анализ газеты позволяет сделать следующие выводы:
1. Газета «Вечерний Ростов» имеет Наибольший тираж среды местных газет Ростова. Газета достигает Конкурентные преимущества перед другими изданиями формой подачи материала: большинство статей в газете публикуются в жанре небольших заметок. Статьи написаны простым, понятным языком, доступным широкой аудитории. В статьях активно используются иллюстративны материалы (фотографии, рисунки). Большинство материалов Имеют местную локальности и подаются в информационном аспекте.
2. Материалы, публикуемые в газете, Имеют однобокую тематическую направленность. Подробно освещаются такие темы как торговля, общественный транспорт, городское хозяйство, деятельность правоохранительных органов, происшествия, новости культуры и искусства. В тоже время в газете практически НЕ Представлены темы экономики, финансов, промышленности. В газетных материалах практически не встречаются такие герои, как бизнесмены, экономисты, сотрудники производства.
3. Большинство материалов газеты Имеют фактографическую и позитивную направленность. С положительной стороны показана деятельность городской и областной администрации, выборных органов власти, новости культуры, литературы и искусства. Большинство негативных материалов посвящено правоохранительным органам, торговле, городскому хозяйству. При этом доля проблемных материалов в газете небольшая, что свидетельствует о некоторой неконструктивности критики.
Таким образом, проведенная проверка гипотезы исследования показывает, что, несмотря на популярность газеты, новости городской жизни освещаются ей недостаточно полно с точки зрения тематической направленности.
На основании вышеизложенных выводов, можно вывести следующие рекомендации:
1. Газете необходимо давать больше материалов на темы экономики, финансов, промышленности. Следует также увеличить количество позитивных материалов на тему торговли.
2. Газете следует увеличить количество проблемных материалов.
3. Деятельность администрации следует Описывать более объективно, не только в позитивном ключе. В этом случае возможно привлечение дополнительных читателей, критически относящихся к деятельности администрации.
4. Газете следует больше использовать такие жанры статей как интервью и репортажи.
4. Список использованной литературы
1. Аверьянов Л.А. Контент-анализ. - М. 2007.
2. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. - М. 2006.
Приложение 1. Кодификатор контент-анализа
1. Первая полоса
2. Вторая полоса.
3. Третья полоса.
4. Четвертая полоса.
6. Шестая полоса.
7. Седьмая полоса.
8. Восьмая полоса.
9-16. Резервные коды.
II. Тематическая направленность материалов.
17. Работа выборных органов.
18. Деятельность администрации.
19. Финансово-коммерческая деятельность.
20. Промышленность, экономика, строительство.
21. Сельское хозяйство.
22. Деятельность правоохранительных органов.
23. Общественные движения, партии.
24. Официальные материалы.
25. Культура, литература, искусство.
26. Образование, просвещение.
27. Социальное обеспечение.
28. Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство.
29. Здравоохранение, целительство.
30. Досуг, отдых, туризм.
31. Религия, церковь.
32. История, краеведение, воспоминания о войне.
33. Личная жизнь, семья, быт.
34. Природа, экология.
35. Спорт, физкультура.
36. Деятельность редакции.
37. Армия, допризывная подготовка.
38. Литературно-художественные материалы.
39. Нежурналистские материалы.
41. Научная работа.
III. Аспект темы.